На Лжедмитрия Кедрина
Золотую орду под Казанью…
Д. Б. Кедрин, «Зодчие».
Исторический сюжет –
для поэта хуже нет.
Хуже нет и для сюжета,
чем невежество поэта.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – к теме поэмы «Зодчие»: Освящение собора Покрова Богородицы на Рву, или, как принято, Василия Блаженного. 29 июля 1557 г. («Летописный свод Лицевой», 16 тыс. миниатюр в 10 томах; скан доступен в Библиотеке «Руниверс»). На переднем плане: рыжеволосый – царь Иоанн IV, седовласый – митрополит Макарий.
КОММЕНТАРИЙ К ЭПИГРАММЕ
Ни один царь не воевал с Золотой Ордой! Евразийская империя распалась, подобно СССР, задолго до рождения первого по счёту московского царя – Иоанна IV Грозного, который как раз и фигурирует в поэме «Зодчие».
А кого же побил государь «под Казанью»? Не под Казанью! – в самой Казани, которая была взята штурмом после многодневной осады. С падением главного города среднеповолжских татар прекратило существование послеордынское государственное образование Казан Ханлыгы – Казанское Ханство. Покорённая территория вошла в состав московской Руси. Отсюда и храм в память о великом событии. Отсюда и поэма.
Возразят: «Золотую Орду» у Кедрина можно понимать в расширительном, былинном смысле. Нельзя – по крайней мере, в «Зодчих». Да, автор пересказывает народное предание. Однако повествование основано на фактах, зафиксированных в летописях – вплоть до освящения собора Покрова Богородицы на Рву (см. иллюстрацию). И надо бы излагать отечественную историю поаккуратнее, без поэтических вольностей на грани развязности. А не то, глядишь, Иван Грозный заодно побьёт и Адольфа Гитлера.
Между прочим, в семье российских народов немало таких, которые помнят из учебников и эпоса о своей принадлежности к непобедимой Золотой Орде и вправе считать себя наследниками её славы, сколь бы причудливо это ни звучало. Вот почему я и написал четверостишье: оно не против Кедрина и не за Орду – оно ради исторической истины. Просмотрел немало методических материалов для учителей-словесников по «Зодчим» – нигде не отмечена авторская накладка с «побиванием» Золотой Орды русским царём.
В моей эпиграмме Орда прописана с заглавной буквы, как это стало принято ещё с XIX века. С маленькой буквы Орду нарекал только Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890–1907), но Д. Кедрин вряд ли туда заглядывал – он, скорее, сверился бы с обязательной для справочной работы Большой советской энциклопедией, которая была под рукой как штатное имущество в его бытность книжным редактором, издательским литконсультантом.
Поэма «Зодчие» цитируется здесь по научно подготовленному изданию: Кедрин Дмитрий. «Избранные произведения». «Сов. писатель», Ленингр. отд., (Библиотека поэта. Большая серия), 1974. Совписовское издание приводит текст «Зодчих» по единственному прижизненному сборнику Д. Кедрина «Свидетели», изд-во «Художественная литература», М., 1940 г. Следует учесть, что в ряде переизданий «Зодчих» авторская небрежность с наименованием государства Золотая Орда была исправлена.
Зачем писали эпиграммы? А чтоб влезали в телеграммы.
В раздел автора «Литературные эпиграммы»: http://www.stihi.ru/avtor/pospelov1&book=7
В раздел автора "Эпиграммы": http://www.stihi.ru/avtor/pospelov1&book=1
Свидетельство о публикации №118011008047