Ты снова улетаешь Песня и рецензия!

Ты снова улетаешь, куда-то в ночь. Куда-то в ночь…
Ты снова оставляешь меня и дочь.
Бездонными годами мне снова ждать.
И пОсты четвергами перебирать.
            Припев
Ты говоришь: «Прощай! – Ты рад, что встретились –
А дочка подросла… И не заметили!»
Ты говоришь: «Прощай!  Прощай, прощай прощай…»
Я говорю: «Прощай!.. Прощай!»

Тебя я позабуду и всё пройдёт. И всё – пройдёт.
Нет плакать я не буду. Твой самолёт…
Ты снова улетаешь, а я – молчу.
Ты фразы подбираешь, а я – шучу!
            Припев
Ты говоришь: «Прощай! – Ты рад, что встретились –
А дочка подросла… И не заметили!»
Ты говоришь: «Прощай!  Прощай, прощай прощай…»
Я говорю: «Прощай!.. Прощай!»

Мелькнут родные лица в чужом окне. В чужом окне…
Никак не распроститься тебе и мне.
Но я теперь другая – устала ждать!
Я всё тебе прощаю. И наплевать. 
            Припев
Ты говоришь: «Прощай! – Ты рад, что встретились –
А дочка подросла… И не заметили!»
Ты говоришь: «Прощай!  Прощай, прощай прощай…»
Я говорю: «Прощай!.. Прощай!»

©  Сергей Светланин

/Ищу певицу-актрису с достойны финансированием! С умением отличать свои сценические перевоплощения от личной жизни и желанием работать над образом... Для создания альбома или цикла песен, в различных музыкальных жанрах песенного сценического искусства, объединённых темой судьбы женщины, которая достигла успеха и нашла свою любовь в жизненной круговерти/

                РЕЦЕНЗИЯ
             на песню Сергея Светланина «Ты снова улетаешь»

«Ты снова улетаешь» – несомненный хит.
В этой песне событийный ряд – ассоциативный, поэтому  естественно  вызывает у слушателей отождествление не только с историей певицы, но и со своим личным опытом. Многие могут сказать: «Это обо мне».
 
Когда-то Лев Николаевич Толстой писал, что счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы – каждая по-своему…  Но вся история эстрадной  песни опровергает это утверждение. Критерии счастья в семье стали для всех разными. А любовь иногда приносится в жертву различным обстоятельствам, которые только кажутся счастьем.
Тонкая женская душа готова на жертвенность и ожидание во имя любви, во имя счастья ребёнка, во имя будущего с любимым.

В основе песни «Ты снова улетаешь» лежит финал истории любовных отношений мужчины и женщины. Они живут в разных городах. А может быть, даже в разных странах. Встречаются и расстаются. У них растёт дочь. Но ничего не меняется в жизни женщины. Она живёт от встречи к встрече. Он прилетает. И в её жизни наступает утро. Улетает, как будто, канув в ночь. Для женщины её жизнь без него, как и его жизнь без неё – это ночь, длинная, беспросветная ночь.
 
История их любви имеет множество сюжетов и даёт каждому слушателю свободу фантазии: от развода до адюльтера. Почему они не вместе? Почему дочь растёт без отца? Каждый либо сам даст себе ответ, прикидывая песню на свою судьбу, либо заинтересуется непростой судьбой певицы, которая обнажает свои чувства, свою боль в песне–монологе.

И то и другое – залог исполнительского успеха. Залог популярности песни!

Песня очень образна. Её условный «закадровый» сюжет может быть от самого простого до самого сложного в зависимости от восприятия слушателя. От его профессии, жизненного опыта и всего прочего.

Мы сейчас не ставим перед собой режиссёрскую задачу придумать событийный видео ряд. Просто рассматриваем драматургию отношений для вербального воплощения и восприятия песни. Находим причинно–следственные связи возникновения этого монолога. Ищем правильные интонации отстранённого монолога. Прислушиваемся к внутренним  размышлениям женщины, принимающей важное решение в своей жизни.
Поэтому не принципиально сидят ли они в VIP зале или за столиком ресторана, на фоне взлетающих за окнами самолётов, или в общем зале аэропорта. Рядом их дочь. Как обычный современный ребёнок, она сосредоточена на своём гаджете.
Пока не важно и то, в каком наряде, световом решении и декорациях певица исполняет свою песню–монолог на сцене.

                «Ты снова улетаешь куда-то в ночь, куда-то в ночь.
                Ты снова оставляешь меня и дочь…»

Женщина понимает, что у этих отношений больше нет будущего, есть только воспоминания в Интернете, которые называются «ностальгическим возвращением в четверги»:

                «Бездонными годами мне снова ждать
                И пОсты четвергами перебирать».

 Красивая метафора «бездонными годами»  осовременена языком Интернета, в котором сейчас многие живут и который так понятен многим.

Припев несомненно требует высокого профессионального мастерства, как вокального, так и актёрского:

                Ты говоришь «Прощай» -

И сразу же звучит «апарт», как «оценка факта»:   
 
                «Ты рад, что встретились»

Дальше горькое сожаление, что дочь в восприятии отца растёт, как чужой ребёнок – быстро и незаметно:

                «А дочка подросла и не заметили» -

Он не заметил – вот в чём смысл! И чувствуется, что этот смысл в каждом его прощании на протяжении всех встреч и разлук!
Она помнит и повторяет каждую его интонацию при их расставаниях:

                «Ты говоришь:  Прощай, прощай, прощай, прощай…

Повторение слова «Прощай» должно быть очень тонким и каждый раз интонационно наполненным.
Великий актёр Щепкин – когда ему подавали реплику не в том «тоне», который был нужен ему для ответной  фразы – пользовался повтором. Он на все лады повторял начало своей фразы, пока не выходил на нужную ему интонационную «ступеньку». И только после этого продолжал диалог или монолог. Несравненная Сара Бернар тоже использовала приём повтора, как бы «смакуя» слово, фразу, вкладывая различный подтекст, играя вариантами.

Ответная фраза женщины, звучит оценочно, как взгляд на самоё себя со стороны:

                Я говорю: Прощай. Прощай»

В этот раз она действительно прощается с ним. Сначала нерешительно в первом припеве, а потом по ходу сюжета песни в развитии размышлений и музыкальной темы – навсегда. В её жизни появился другой смысл. Она начинает её заново. Дочь подросла. Женщина больше не хочет жить ожиданием длиною в «бездонные годы», от его отлёта до очередной короткой встречи.

Стихи, именно стихи этой песни, а не «слова» или «текст», очень образны и воздействуют на подсознание, как всякая хорошая поэзия, наполненная несколькими планами.

Женщина как будто уговаривает себя или соглашается с какими-то давнишними его словами, доводами:

                «Тебя я позабуду – и всё пройдёт. И всё пройдёт…»

Она  успокаивает его тем, что в этот раз прощание будет не таким, как всегда:

                «Нет. Плакать я не буду. Твой самолёт»

Объявили посадку, но ещё есть время. Время для разговора. Всё идёт не так, как обычно. Она не просит его остаться. Она не плачет. Она просто молча ждёт, когда он улетит в ночь, чтобы она могла начать жить в новой реальности. Видит, как он растерян, как пытается подбирать какие-то слова, потому что те, которые он привык говорить ей при прощании, больше не уместны, потому что она согласилась забыть его.

                «Ты снова улетаешь. А я молчу.
                Ты фразы подбираешь. А я шучу»

Он для неё становится посторонним человеком, который случайно заглядывает в окно дома, теперь для него – чужого. А может быть – это окно дома, в котором она с дочерью счастлива с другим, надёжным мужчиной?
Ему трудно в это поверить и принять, поэтому прощание никак не может завершиться. Она же  предсказывает, анализирует ситуацию:
 
                «Мелькнут родные лица в чужом окне, в чужом окне…
                Никак не распроститься тебе и мне»

Она видит, что для него всё непривычно в этом прощании, может быть он даже решает, а не перенести ли свой отлёт на пару часов, чтобы  попросить прощения, чтобы не потерять её. Но она теперь другая!
Она прямо заявляет, опережая все его мысли о том, чтобы оставить всё по-прежнему:
 
                «Но я теперь другая – не стану ждать.
                Я всё тебе прощаю. И наплевать!»

И уходит первая. Берёт дочь за руку и уходит!
Удивительно тонкая психологическая ситуация, отражающая целую жизнь с различными вариантами, очень точно и ёмко уместилась в коротких образных строках.

Три куплета, в которых  полная смена жизненной позиции женщины: от взгляда на прошлое и в безнадёжное будущее, анализа отношения мужчины к ней и к дочери до принятия решения. Она помнит каждое его слово, каждую интонацию, она знает даже его мысли. Она отказывается от него.

Песня несомненно является высоко художественным, как поэтическим, так и музыкальным успехом автора!
Даёт широкое поле и творческие возможности  для  исполнительницы. 
Есть над чем поработать сценаристу и режиссёру игрового клипа, используя все приёмы от ретроспекции до современной графики.

Песня интересна и для сценической театрализации в «жанровых» ситуационных воплощениях, как в танце, сценографии, так и в сольном выходе певицы!

                Дама Критик


Рецензии