Кто же рощи срезал нагло?! Часть 1
Добрый вечер, добры молодцы и красны девицы!
Я передам вам печальную весть о появлении на Белоруссии нового, хитрого вида человека. Он называется дубо-берёзо-сосно-вжик. Что это за уникум такой?!- удивитесь Вы и пожелаете узнать от меня побольше о нём. Ах!- воскликну я и неожиданно перейду от восхищения к печали тайной. На вашем лице, дорогие мои, появиться преогромнейший знак вопроса, который передастся моему лицу неожиданно быстро. Я же опечалюсь ещё больше и покажу вам тяжёлой рукой на дубовую и берёзовую рощи, за окном моей белорусской светлицы, которые исчезли с памяти моей в прошлом трагическом году. Прежде чем поведать вам, дорогие мои читатели, о печалях моего доброго сердца, позвольте мне сделать ради вас небольшое лирическое отступление, моленький экскурс в историю нашей ненаглядной белорусской земли. Я думаю, что вы поймёте мою огорчённую душу, наполненную глубокими мыслями о красоте нашей благословенной земли, на которой проживают в мире русские, украинцы и белорусы и другие представители славной России.
Предисловие: Священные рощи.
Вы прекрасно знаете, что "весь мир славяне представляли себе в виде огромного дуба- Мирового дерева, на котором располагалось всё живое. Ветви дерева уходили в небо, корни- в землю. На вершине стояли солнце, луна и звёзды. В Ветвях жили птицы. Под корнями дерева обитали змеи и другие представители подземного царства. Дерево, сбрасывающее листья и оживляющее вновь, олицетворяло вечный круговорот жизни и смерти." [1]
"В Древней Руси поклонялись многим деревьям, но прежде всего дубу, который был священным деревом громовержца Перуна. О жертвоприношениях дубу свидетельствовали ещё византийские источники. Под огромным дубом, что рос на острове Хортице, русы приносили в жертву живых петухов, куски хлеба и мясо, "как требует их обычай.""[1]
"На культовую роль дуба у восточных словян указывают и архелогические находки: в 1975 году со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей, в 1910 году подобный дуб был найден на дне Десны. Культ деревьев сохранился в некоторых местах ещё в 19 веке. Легенда, записанная в окрестностях Минска гласит:
"Давным- давно рос на одной поляне стародавний дуб очень больших размеров. Если кто- нибудь осмеливался рубануть его топором, с тем непременно случалось несчастье. Когда по приказу владельца его всё же срубили, то, падая он раздавил всех, кто его срубил, а после этого целую неделю свирепствовала буря с громом и молниями, причинившая много бед."" [1]
"О существовании на Древней Руси священных рощ сохранились только косвенные сведения. Древние источники сообщают о "молениях в рощеньи" и о приношении жертв "рощениям." В 19- начале 20 века такие рощи можно было увидеть в Белоруссии и в северорусских землях. В священных рощах нельзя было не только вырубать живые деревья, но и рубить на дрова сухостой и бурелом- всё должно сгнаивать на месте, внутри самой рощи. На ветки священных деревьев в качестве приношений крестьяне вывешивали платки, ленты, куски холста, полотенца с просьбами об избавлении от болезни или благодарность за излечение. Обычай этот очень древний." [1]
"Часто в рощах устанавливали часовню, крест или вешали икону. В народе ходили множество страшных рассказов о страшных карах, постигавших тех, кто пытался срубить дерево в священной роще,- одних постигала смерть на месте, другие слепли,
ломали руки и ноги, умирали от мучительных болезней. Вот легенда 19 века:" [1]
"В Пензенской губернии, около города Троицка росла священная липа, которую в народе называли "Исколена", потому что, по преданию, выросла она из колена убитой на этом месте девушки. К этой липе приходили больные, надеясь получить исцеление. Местный священник, усмотрев в этом суеверие, при помощи жандарма решил срубить священное дерево. Но пригнанный к липе с топорами народ не поддался ни на какие увещевания и рубить липу не хотел. Тогда за дело взялся сам священник с жандармом. Но при первом же ударе топора из-под коры дерева брызнула кровь и ослепила их. По совету знающей старушки ослепшие попросили прощения у оскорблённого ими дерева и получили исцеление." [1]
"Чаще всего священными считались старые деревья, с наростами, дуплами, выступающими из-под земли корнями или расщеплёнными стволами, а так же имевшие два или три ствола, выросшие из одного корня. Между стволами таких деревьев пролезали больные, протаскивали больных детей в надежде на выздоровление. Об одном таком дереве сохранились сведения середины 16 века: " [1]
"Было некогда в Пошехонском пределе при реке Ияре и Уломе... дерево, зовомое рябиною. Люди же, для получния здравия, сквозь оное дерево пронимали детей своих, иные же, совершенного возраста и сами пролазили и получали исцеление." [1]
"Иногда обряд лечения был посложнее. К целебному дереву больной приезжал до восхода солнца и вместе со старухой- знахаркой полз к нему на коленях. Знахарка зажигала свечи, раздевала больного донага и укладывала головой к корням дерева. Читая молитвы и загаворы, она обсыпала своего пациента пшеном и обливала водой, после чего тот переодевался в чистую одежду. Старую одежду в качестве жертвы оставляли на ветвях дерева, а больной и знахарка кланялись дереву со словами:"Прости, Маушка- Сыра- Земля и Свято Дерево, отпусти!" Под конец больной и знахарка устраивали ритуальную трапезу, не забывая оставить каравай хлеба и немного соли у корней священного дерева." [1]
"В 18-19 веках около святых деревьев и в рощах нередко совершали богослужения и устраивали крестные ходы, хотя это и осуждалось церковью, видевшей в подобных богослужениях отголоски языческих "молений в рощеньи."" [1]
"В челобитной нижегородских священников, датированной 1636 годом, рассказывается, что в четверг на седьмой неделе после Пасхи (в народе этот праздник называется Семик) "собираются жёны и девицы под дерева, под берёзы, и приносят, яко жертвы, пироги и каши и яичницы, и поклоняются берёзам, учнут песни пети и дланями плескати и всяко бесяся." [1]
Я рассказал вам, добры молодцы и красны девицы, о трепетном отношении наших славянских предков к священным рощам, будь-то дубовым или берёзовым. Подобное отношение к священным деревьям культивировалось у славян постоянно и передавалось из поколения в поколение, как основа бережного отношения к Матушке- Земле и уважения всего, что растёт на ней. Но прошли многие века и это бережное отношение постепенно исчезло из памяти нашего народа и вместо него пришло чуждое ему пренебрижение ко всему живому и красивому, то есть жажда корыстолюбивой наживы.
Вы поглядите, кали ласка, что произошло в прошлый год на земле белорусской. Оказывается, в нашем процветающем крае появился новый вид человечков, который можно назвать дубо-и- берёзо-и-сосно-вжики. Это такие ненасытные твари, чьи алчные зубчики потоянно перегрызают строевой лес, но особенно они любят полакомиться 150- 170 летними дубами, стройными берёзами и подтянутыми соснами.
Но наступает час зыбкой расплаты, - контролёры леса вылавливают их на месте преступления. Они показывают лесорубочные билеты, подписанные неуловимым комбинатором земли белорусской с таинственной буквой Эс. Причём эти величественые лесорубочные билеты предназначены для вырубки только сухостоя в установленных местах работы, на установленых просеках. Но наших ненасытных дубо- берёзо- сосно- вжиков это нисколько не волнует, они вместо сухостоя рубят только строевой лес и нисколько не бояться государственных инспекторов леса.
Вы в прострации от моих слов? Конечно, в самой дикой прострации! Вот какой магической силой обладает таинственная буква Эс, чей алчный след постоянно появяется на порубочных билетах для вырубки сухостоя. Я хочу заметить вам, мои дорогие судари и сударыни, что эти голодные создания земли белорусской до того обнаглели, что стали вырубать священные дубовые и берёзовые рощи. Я сам был свидетелем того, как через агрогородок Щомыслица Минского района проследовал поезд, направляющийся в сторону западной границы, на Польшу. Причём, 7 вагонов из 50 были загружены ровным строевым лесом, из берёз и немного сосен. Это был именно строевой лес, а не лес, разломанный ураганом. Но самый большой шок произошёл у меня при общении с моим сыном Мирославом, который просветил меня о вырубке 22 гектаров священых дубовых рощь и одиноких священных дубов. Я уж подумал, что в нашей славной Белоруссии стали вырубать священные дубы Беловежской Пущи, и у меня от этих страшных мыслей перехватило дыхание, поскольку в моём проницательном уме возникла пламенная мысль,- Какая кара настигнет посягнувших на священные дубы Бога Перуна? Не уже ли эти новоявленные дубо-вжики смогут уйти от ядрёных молний Бога Перуна? Какая тайная организация, надоумила этих пустоголовых дубо-вжиков посягнуть на священные рощи Бога Перуна и Богини Тары? Какие страшные болезни последует этим тайным агентам наускивания, как награда за содеянное, вплоть до девятого колена в их зыбком роду? Из этих протяжённых мыслей на свет божий меня вывел мой сын, успокоив мою совесть умиротворёнными словами:" Не волнуйся, дорогой! Вырубка произошла в Могилёвской области. Из вырубленных деревьев построили дубовые дома. Я покажу тебе их "народное творчество".
Он перекинул мне новостройки таинственного анклава буквы Эс. Я глянул и обомлел. Мысли пчелиным роем зажужжали в моей ясной голове. Как они посмели вырубать такие красивые священные деревья Бога Перуна?! Я не завидую им. Молния- вот их участь! Они словно слепцы, удущие в бездну забвения мира, непонимающие самого главного в нашем земном мире,- Земля- матушка, священные рощи, священные животные, священные родники, Наши Светлые Предки, Наш Светлый Род,- всё что окружает человека является Единой Жизнью, к которой стоит относиться трепетно и бережно. И тот человек, который осознает эту Единую Жизнь и пропустит Её через своё доброе и светлое сердце, тот человек обретёт Бессмертие и Жизнь Вечную.
Мысли ушли в даль солнечную. Сердце моё успокоилось и перестало биться резво и напряжённо. Я пришёл в себя. И вдруг, неожиданно для меня, новая мысль коснулась моего просветлённого сердца,- Дуб есть Сила Мага. Берёза- Сила Ведуньи. Их Союз- Мощь Бога. Когда вырубаются священные дубы на земле, сила любого мага уменьшается, тоже самое происходит и с ведуньей ( ведающей материю женщиной ).
1) Примечание: [1] - В.Артёмов "Мифы и предания славян" Москва. Олма Медиа Групп 2012.
2) Примечание: Священная дубовая роща, вырубленная под самый корешок белорусскими дубо- вжиками в 2017 году. Из священных деревьев Бога Перуна представители белорусской буквы Эс построили себе дубовые хоромы.
© Copyright: Олег Малашонок, 2018
Свидетельство о публикации №118010900818