Ничего от себя не добавив-в расстройства
Первое из них было проведено американским психологом Кей Редфилд Джемисон, которая приобрела известность как автор увлекательнейшей книги "Беспокойный ум".
Одна из сложностей состоит в том, что определить или измерить творческий потенциал не так-то простоПравообладатель иллюстрацииISTOCK
Image caption
Одна из сложностей состоит в том, что определить или измерить творческий потенциал не так-то просто
Это исследование также было основано на беседах, на этот раз с поэтами, романистами, биографами и художниками. В нем приняли участие 47 человек, однако контрольной группы предусмотрено не было, поэтому сравнивать его результаты можно только со средними показателями среди населения.
Джемисон установила необычайно высокий уровень психических расстройств в числе участников. К примеру, половина поэтов хотя бы раз обращались за лечением.
Звучит впечатляюще, но, как отметили критики, речь идет всего о девяти опрошенных.
Еще одно исследование с участием гораздо большего количества людей было проведено американским психиатром Арнольдом Людвигом.
Он изучил биографии более тысячи знаменитостей в поисках упоминаний о психических расстройствах и установил, что симптомы расстройств различаются в зависимости от профессии.
Проблема здесь состояла в том, что хотя известные люди (к примеру, Уинстон Черчилль и Амелия Эрхарт), вне всякого сомнения, являются исключительными, строго говоря, они необязательно обладают выдающимися творческими способностями.
Хотя это обширное исследование часто приводят в пример в подтверждение такой взаимосвязи, сам Людвиг в своей работе признает: он не установил ни того, что психические заболевания больше распространены среди выдающихся личностей, ни того, что они являются необходимым условием исключительности.
Но если доказательств в лучшем случае мало, а то и вовсе нет, почему же тогда это убеждение так прижилось?
Судя по всему, феномен выдающихся личностей живо интересует ученых, но исследования на эту тему не всегда дают одни и те же результаты.
В 1904 году английский врач Хэвлок Эллис изучил более тысячи человек и не обнаружил никакой взаимосвязи между психическими заболеваниями и гениальностью.
Аналогичный вывод был сделан по итогам исследования 19 тысяч немецких художников и ученых за трехвековой период.
Следует, однако, отметить, что у этих исследований есть важный недостаток: они строятся на допущении, что биографы знали о наличии психических расстройств у героев своих книг и упоминали этот факт.
Но если доказательств в лучшем случае мало, а то и вовсе нет, почему же тогда это убеждение так прижилось?
Одна из причин состоит в том, что интуитивно кажется, будто нестандартное мышление или прилив энергии и решимости, которые могут быть характерны для маниакального состояния, способны создавать творческий настрой.
Некоторые утверждают, что взаимосвязь между психическим заболеванием и творческим потенциалом более сложна, что расстройства психики позволяют людям мыслить более креативно, однако в момент обострения болезни творческий потенциал падает до среднего уровня или ниже.
Разумеется, иногда проблемы с психическим здоровьем могут и вовсе не дать человеку реализовать задуманное. В период депрессии мотивация быстро снижается.
Даже если зависимость между психическим заболеванием и творческой энергией все же существует, причинно-следственная связь между этими явлениями неяснаПравообладатель иллюстрацииISTOCK
Image caption
Даже если зависимость между психическим заболеванием и творческой энергией все же существует, причинно-следственная связь между этими явлениями неясна
Возможно, многие верят в наличие такой зависимости просто потому, что люди, сочетающие в себе эти характеристики, обычно обращают на себя внимание.
Ливанский психолог Арне Дитрих предлагает интересное объяснение этого феномена, опираясь на теорию "эвристической доступности", сформулированную лауреатом Нобелевской премии израильско-американским психологом Даниэлем Канеманом.
Теория гласит, что людям свойственно сосредотачиваться на том, что находится непосредственно перед ними.
Рассказы о том, как Ван Гог в приступе безумия отрезал себе ухо, и продолжающиеся десятилетиями споры о том, что было или не было потом, заставляют нас живо представлять себе эту историю.
Однако в нашем воображении отсутствуют аналогичные сюжеты о художниках, которые жили долго и счастливо.
Мы склонны оценивать вероятность наступления какого-либо события исходя из того, насколько легко мы можем представить его себе.
И если спросить любого человека о том, есть ли связь между гениальностью и расстройством психики, ему немедленно придет в голову множество примеров в пользу этого тезиса.
Некоторые чувствуют, что болезнь будто бы действительно способствует творческому подъему, и по этой причине даже отказываются принимать лекарства
Не исключено, что убежденность в наличии подобной взаимосвязи может иметь определенные негативные последствия.
Некоторые чувствуют, что болезнь будто бы действительно способствует творческому подъему, и по этой причине даже отказываются принимать лекарства, боясь, к примеру, утратить свои особые способности.
Но нет ли здесь риска ошибочно приписать свои творческие успехи болезни, а не собственным талантам?
И как быть с теми, кто страдает психическим расстройством, но не замечает в себе никаких особых дарований? Не будут ли они, наслушавшись подобных утверждений, считать, что просто обязаны совершить нечто исключительное, и переживать, если это им не удастся?
Мне думается, в конечном счете популярность этого убеждения обусловлена тем, что оно приносит утешение.
Людям, страдающим психическим расстройством, оно дает надежду на то, что у их заболевания может быть и положительная сторона (а я за эти годы опросила множество людей, которые рассказывали мне о плюсах своей болезни).
А психически здоровые люди утешаются мыслью о том, что если бы у них были выдающиеся способности, им пришлось бы расплачиваться за них своим здоровьем.
Возможно, взаимосвязь между психическими расстройствами и творческим потенциалом существует просто потому, что нам этого хочется.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Свидетельство о публикации №118010901519
Поэт должен быть голодным, униженным, очкаст, вихраст и коренаст.
:)))
С уважением,
С.А.
Артёмова Светлана 09.01.2018 16:55 Заявить о нарушении
Ре Ми 09.01.2018 17:04 Заявить о нарушении