Железная леди советского кино. Татьяна Лиознова
И дошёл я своей головой,
Только личность способна на подвиг,
Будь то творческий иль трудовой.
Замыкала на себя пространство,
Маленькая женщина с рупором в руках,
К замыслу и съёмкам относясь пристрастно,
И к актёрам звёздным при больших ролях.
Работая много на грани возможного,
Личную жизнь предпочтя карьере,
Татьяна Михайловна Лиознова,
Искусству служила как истинной вере.
Для режиссёров мужчин примером стала,
Талантом мощным были все поражены,
«Три тополя на Плющихе» превосходно сняла,
А затем и «Семнадцать мгновений весны»
Признанье актёру через роль дано,
И Тихонова звёздный час-не смог бы без неё создаться,
Все ведущие артисты советского кино,
За честь считали у Лиозновой сниматься.
Двенадцать серий за два года,
В Берлине съёмки Прибалтике Москве,
На напряжение немысленого рода,
Из 200 актёров к счастью выдержали все.
Телесериал военный получился мудрым,
Посмотрев в Германии своё создали мнение,
Впервые враг у нас показан умным,
И сильным без вранья и умаления.
Не была режиссёр по жизни замужем,
Уединённо жила с матерью своей
Ей мир кино был словно воздух нужен,
Дороже мужа и важней детей.
На кладбище Донском закончен путь мирской,
В печали Вашего таланта почитатели,
Под шестиугольною Давидовой звездой,
Ваш прах закопан у могилы матери.
Девять культовых картин по праву славятся,
Человеческие чувства и борьба идей.
Черноглазая еврейка,что от нас останется?
Память добрая надолго в поколениях людей.
* * *
Татьяна Михайловна (Моисеевна)Лиознова советский и российский кинорежиссёр,сценарист,педагог.Народная артистка СССР-1984года.Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых--1976год.Родилась
в Москве 20июля 1924года в еврейской семье.Родители Моисей Александрович и Ида Израиловна Лиозновы.Отец Татьяны Лиозновой,инженер-экономист,погиб в Великой Отечественной войне в 1941году,сражаясь в народном ополчении.
После школы Татьяна поступила в Московский авиационный институт,но проучилась там один семестр,а затем поступила во ВГИК-1943году,на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
По окончании пробного семестра педагоги собирались её отчислить,решив,что жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно для профессии режиссёра,но Татьяна смогла их переубедить,показав свои учебные работы.
.В качестве курсовой во ВГИКе Татьяна Лиознова поставила "Кармен" по новелле Проспера Мериме.Поставленный Татьяной Михайловной танец Кармен вошёл впоследствии в фильм "Молодая гвардия" как танец Любы.
Ещё на третьем курсе Татьяна Михайловна стала помощницей Сергея Герасимова при постановке спектакля по роману Александра Фадеева в Театре киноактёра и на съёмках фильма.В 1949 году Татьяна Михайловна окончила режиссёрский факультет ВГИК.Её распределили на киностудию им.М.Горького.
Но вскоре в условиях разгорающейся антисемитской кампании,она была уволена с киностудии.Татьяна Михайловна оказалась безработной,без средств,и с не очень здоровой мамой на попечении.В то время они кое-как сводили концы с концами.Маленький заработок давало шитьё красивых платьев.
В этот трудный период поддержку своей ученице оказал Сергей Герасимов.Он пригласил её в 1952 году вместе с другим своим безработным учеником Самсоном Самсоновым принять участие в постановке спектакля "Седая девушка" Хэ Цзинчи и Дин Ни в Вахтанговском театре,посвященном революционной борьбе в Китае.
Работая над спектаклем Татьяна Лиознова увлеклась восточной культурой и вместе со своим сокурсником В,Беляевым написала две пьесы-сказки по мотивам китайского и корейского фольклора.
Их пьеса"Голубая звезда" была поставлена в Московском театре юного зрителя с Роланом Быковым и Лилией Князевой в главных ролях.В 1954 году Татьяне Михайловне удалось восстановиться на работе в киностудии им.М.Горького в качестве ассистента по реквизиту.
Она принимала участие в съёмках фильмов "Таинственная находка","Земля и люди",а в 1958 году поставила свой первый самостоятельный фильм "Память сердца".Сценарий к этой картине был ей написан совместно с Тамарой Макаровой.Тамара Макарова сыграла одну из главных ролей в этом фильме,а её партнёром стал Алексей Попов.
Картина была посвящена военной теме,Макарова и Попов создали в ней глубоко лирические образы.Уже в первой самостоятельной работе Татьяны Михайловны обозначилась её стремление к ярким героическим характерам,погружённым в привычную бытовую обстановку.
В 1961 году Татьяна Михайловна сняла киноповесть "Евдокия",о женщине,заменившей мать пятерым сиротам.Режиссёр снова показала своё мастерство в работе с актёрами Л.Хитяевой и Н.Лебедевым,исполнившими роли Евдокии и её мужа Евдокима.
Следующая картина Татьяны Михайловны "Им покоряется небо",снятая в 1963 году,была посвящена лётчикам-истребителям.Сценарий картины был написан на основе документальной повести А.Аграновского о создании и испытаниях первого советского реактивного самолёта-истребителя МиГ-9.
В этом фильме актёры Николай Рыбников и Владимир Седов сыграли роли лётчиков-истребителей,а Евгений Евстигнеев и Олег Жаков-инженеров-конструкторов.Фильм был снят Татьяной Михайловной в сдержанной,отчасти документальной манере.Он получил главный приз "Золотое крыло" на Международном фестивале во французском городе Довиле.
Совсем в иной манере ей был снят фильм "Рано утром" в 1966году о простый рабочих людях,о становлении характеров юных героев-осиротевших Алёши и Нади,преодолении ими жизненных трудностей.Фон картины был насыщен предметами времени,деталями быта,а несколько сентиментальный сюжет придавал этой ленте оттенок человеческой доброты.
Лирические оттенки в творчестве Татьяны Михайловны усилились в фильме"Три тополя на Плющихе" вышедшем на экраны в 1969 году.Картина стала одной из самых заметных в фильмографии Татьяны Лиозновой.
Это тонкий и пронзительный фильм появился благодаря песне Александры Пахмутовой"Нежность".Благодаря этой песне был написан короткий рассказ А.Борщаговского,и это дало толчок творческой фантазии режиссёра.
Татьяна Михайловна рассказывала:"Для меня музыка имеет огромнейшее значение в создании картин.Буквально некоторые из них родились от музыки.Так "Три тополя на Плющихе" получилась такой благодаря песне Пахмутовой,вокруг которой я придумывала разные истории.
Незатейливая история случайного знакомства московского таксиста и подмосковной жительницы,приехавшей в столицу продавать на рынке мясо,благодаря таланту Татьяны Михайловны,поднялась до эпического уровня подлинной трагедии возможного,но несбывшегося человеческого счастья.
Главную героиню фильма деревенскую женщину Нюру сыграла Татьяна Доронина.Её грубоватого мужа сыграл Вячеслав Шалевич.А таксиста Сашу сыграл Олег Ефремов
.Через год этот фильм получил первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой:"За реальное отображение событий человеческой жизни,за супружескую верность"."
Она лиричная и пронзительная женщина-я некогда не забуду,как она ходила вокруг магнитофона и слушала эту песню Пахмутовой,-вспоминал Вячеслав Шалевич.-Я её спрашиваю,что Вы её слушаете всё? "Я хочу,чтобы она в финал вошла,но пока не знаю как"-отвечала Лиознова.Она умела импровизировать внутри сценария".
В 1973 году Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцати серийным телевизионным фильмом "Семнадцать мгновений весны",ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа.
Война в юности личной трагедией ворвалась в жизнь Татьяны Михайловны.На войне погибли её отец и три маминых брата.Отец отвоевал на фронтах Первой мировой и после ранения плохо слышал,его не должны были призвать,но он записался в добровольцы.
В июне 1941года Таня работала старшей пионервожатой в подмосковном лагере,не могла бросить ребят и вернулась домой,когда папа уже ушёл на передовую.Он погиб в том же41...
Знаете,говорила Татьяна Михайловна,кто пережил войну,никогда её не забудет.Это вечная рана и боль.
Название"Семнадцать мгновений весны" сама Татьяна Михайловна объяснила так:"Я решила,что рассмотрю семнадцать дней на фоне происходящей весной сорок пятого борьбы,в рамках которых расскажу,пусть о мгновениях,пусть о часах,пусть о событиях в жизни Исаева".
Положенный в основу картины приключенческий роман Юлиана Семёнова в экранной версии Татьяны Михайловны обрел эпическое звучание.
История советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники,что придавало картине особую достоверность."Семнадцать мгновений весны" были отмечены успешными актёрскими работами В,Тихонова,Р,Плятта,Л.Броневого,О.Табакова,Е,Евстигнеева и Л.Дурова.В съёмках участвовали около 200-артистов,и не один образ не остался нераскрытым
Съёмки "Семнадцати мгновений весны" начались 11-апреля 1971 года в Берлине.В течение 2-х лет съёмочная группа побывала в Германии,Прибалтике,Грузии.
Когда работа близилась к концу,оказалось,что выход ленты на экраны под большим вопросом:закончились деньги.Из-за обилия актёров,декораций и нарядов картина получилась насколько дорогой,что не хватило средств на 12-ю,заключительную серию.
Чтобы картина выглядела документальной,Татьяне Михайловне пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники-и русской и немецкой.
"Иной раз от увиденного становилось дурно-вспоминала Татьяна Михайловна.-Выбегала из зала,чтобы не упасть в обморок,но всё равно заставляла съёмочную группу,включая артистов,ездить в архив кинофотодокументов"
"Меня поразило,что женщина могла так всё поставить,-вспоминал Эммануил Виторган.
-При ней не было, во всяком случае у меня на глазах,никаких срывов производственных и всё было подготовлено очень чётко всегда,очень ясно".
Она часто импровизировала в кадре,придумывая что -то на ходу."Лиознова относилась как раз к числу тех женщин,которые можно сказать доказывала,вообще право женщин быть режиссёрами и быть очень хорошими,успешными режиссёрами,это конечно огромная потеря для нашего кино,для нашей культуры",-говорил о Лиозновой Карен Шахназаров.
Наряду с киносъёмками Татьяна Михайловна преподавала во ВГИКе.В 1980-году Татьяна Лиознова сняла двухсерийный телевизионный фильм"Мы,нижеподписавшиеся"по пьесе Александра Гельмана,разоблачающий социальные изъяны советской жизни.
Фильм был интересен блестящей работой актёров Л.Куравлёва,И.Муравьёвой,Ю.Яковлева,О.Янковского,К.Лучко.
В дальнейшем Татьяна Михайловна обратилась к женской судьбе с её прихотливыми поворотами и несбыточными надеждами.
Татьяна Лиознова в 1982году сняла яркую музыкальную картину"Карнавал",с Ириной Муравьёвой в главной роли.
Ещё когда она ставила"Семнадцать мгновений весны"-она сказала Роберту Рождественскому,что ей нужна песня более трогательная чем полонез Огинского.
И он написал целых две-"Мгновения" и "Песня о далёкой Родине" Вот и во время работы над "Карнавалом" -поэт не разочаровал её.Песня на его стихи"Позвони мне ,позвони"-стала народным хитом.
Именно "Карнавал" Татьяна Лиознова считала своей любимой работой.
"Эта моя жизнь,этот сценарий я написала про себя"-говорила Татьяна Михайловна
.
Смешная,наивная Нина Соломатина,мечтавшая стать актрисой,пережила крушение надежд,одиночество,равнодушие сытых людей,находившихся рядом.
Всё это знакомо и Лиозновой:она мечтала быть режиссёром,но после окончания ВГИКа не могла устроиться по специальности 3-года.
Как и Нина Соломатина подрабатывала уборщицей,а ещё шила на продажу халаты и платья,писала заметки в газеты.
Этот фильм Татьяна Лиознова посвятила своей матери Иде Израильевне,которая тяжело болела.Историю с больной матерью Лиознова тоже ввела в фильм.
В конце фильма повзрослевшая Нина возвращаясь домой,подходит к кровати,где лежала мама,и прислушивалась к её дыханию-точно так же,как много раз делала сама Татьяна.
После выхода фильма "Карнавал" на экраны,Эльдар Рязанов восхищался:"Сделать комедию,на которой публика пятнадцать минут хохочет так,что не слышно музыки,-такое надо суметь!"
"Кто мог предположить,что режиссёр,снявший "Семнадцать мгновений весны"-сделает "Карнавал"-вторит ему Олег Табаков.
Всего за время проката в Советском Союзе-фильм посмотрели 31-миллион зрителей.
Последняя работа Татьяны Михайловны в кино оказалась малозаметной.В 1986 году по пьесе американского драматурга А.Копита она сняла трехсерийный фильм"Конец света с последующим симпозиумом",направленный против угрозы ядерной войны.
В фильме снимались А.Джигарханян,Олег Табаков,Евгений Весник,Олег Басилашвили и Дмитрий Певцов.
Однако эта картина оказалась не ко времени,начавшейся перестройки и потепления отношения с США,против политики которых и был направлен пафос пьесы.
Относительно небольшое число своих режиссёрских работ,Татьяна Михайловна объяснила так:"Я много времени потеряла,я по 2-3 года искала ту историю,которую я бы прочла,и у меня заколотилась сердце.
Только из-за этого я сняла так мало картин,девять.Я годами сидела без зарплаты,ходила в одной юбке и продолжала искать свой материал.И вообще,наверное,преодоление-это моё жизненное кредо".
Татьяна Лиознова считала что молодость дана чтобы влюбляться и любить,у неё во все периоды жизни были ухажёры и поклонники-несмотря на предпочтение любимой работе,в чём ей не откажешь.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОКЛОННИК.В 1949году,во время вынужденной безработицы,Татьяна писала время от времени заметки,подрабатывая в "Литературной газете"-редактором которой был в то время был поэт-фронтовик Константин Симонов.
Он то и обратил внимание на хрупкую,живую девушку,стал оказывать ей знаки внимания.Естественно,внимание такого человека было приятно.
Когда же в один из дней Константин Михайлович проводил Татьяну домой на такси,Ида Израилевна строго отчитала дочь.
Она дала понять:ей не нравится поездки дочери на такси за чужой счёт.
Впрочем,девушка особо не противилась,понимая,насколько далеки они друг от друга.
ЗНАМЕНИТЫЙ РЕЖИССЁР.В 1954 году Татьяна работала ассистентом режиссёра Станислава Ростоцкого в картине"Земля и люди" И даже увлеклась своим непосредственным начальником.Они очень сблизились во время совместной работы но Татьяна впоследствии всё время говорила о Ростоцком,как о друге.И плакала,узнав о его кончине.
ЛЁТЧИК_ИСПЫТАТЕЛЬ.В 1963 году во время съёмок картины №Им покоряется небо" Татьяна Михайловна познакомилась с лётчиком -испытателем Василием Колошенко.Он стал её надёжным другом на всю жизнь.
Они будут соединенны на всю жизнь незримой нитью,а старшая дочьВасилия Петровича Людмила станет для Татьяны приёмной дочерью в 19 лет,после того,как Василий Колошенко стал вдовцом,с тремя детьми.
Приёмная дочь Людмила была близким человеком и находилась рядом до последних дней жизни.
Режиссёр всгда волновалась о Василии Колошенко,когда он уезжал на испытания,ждала его вместе с Людмилой.Он же никогда не оставался безучастным к жизни своей подруги,спешил на помощь по первому её зову.
АКТЁР ОДНОЙ РОЛИ.
Арчил Гомиашвили покорил Татьяну Михайловну красивыми ухаживаниями,постоянной поддержкой и помощью.Он всегда был рядом в нужный момент.И очень хотел сняться в роли Штирлица в "Семнадцати мгновениях весны"Когда же Юлиан Семёнов открыто указал на Арчила,Татьяна рассмеялась.
Она отлично видела,что сцена эта поставлена,причём поставлена из рук плохо.Арчил -к этому времени сыграл Остапа Бендера в кино и она не могла представить этого Бендера в роли русского разведчика.
Актёр Арчил Гомиашвили так не смог простить режиссёру унизительного,как ему показалось смеха.И он навсегда исчез из её жизни.
УЧЁНЫЙ И ПОЛИТИК.Роман с учёным -физиком и заместителем председателя Совета Министров СССР,Владимиром Кириллиным был красивым.
Они могли говорить о высоких материях,читать стихи,ходить в театр.Всё шло к браку.Татьяна Михайловна как раз собиралась снимать фильм"Мы ,нижеподписавшиеся",и вместе с Кириллиным она посмотрела во МХАТе одноименный спектакль.
После просмотра Владимир Алексеевич настоятельно рекомендовал ей отказаться от съёмок,чтобы не навлечь на себя неприятность.Татьяна Михайловна давления на себя не выносила.Они расстались.
РОМАН С КИНЕМАТОГРАФОМ.Татьяна Михайловна не избегала отношений и романов,просто так уж складывалось,что мужчины оказывались слабее её.
Того же,кто был бы ей под стать,режиссёр до конца жизни так и не встретила.Её счастьем стали фильмы. Татьяна Михайловна в интервью называла их своими детьми,которые стоят всей её жизни.
Сегодня ленты Татьяны Лиозновой изучают в киношколах,как пример режиссёрского мастерства.Чего стоит 6-минутная сцена молчания в кафе,где Штирлиц встречается со своей женой.
Ведь в ней никакой динамики-только музыка и эмоции...
Татьяне Лиозновой удалось сделать немыслемое-шесть минут молчания в фильме-это нонсенс! Такое не удавалось ни одному советскому режиссёру...
В 2000-году Татьяну Михайловну Лиознову наградили специальным призом президента Российской Федерации "За выдающийся вклад в развитие российского кино" Татьяна Михайловна Лиознова ушла из жизни 29-сентября 2011года,после тяжёлой болезни,на 88-ом году.
Телеграмму соболезнования родным и близким и почитателям таланта кинорежиссёра дали -Президент страны Медведев Д.А.. и Премьер министр Путин В.В.В траурной ленте говорится:
"Кончина Татьяны Михайловны Лиозновой-большая потеря для российской культуры,для всех нас.Каждая её работа в кино-это подлинное событие,над которым не властно время и исторические эпохи.Мы навсегда сохраним добрую память об этом ярком,неординарном человеке,настоящем мастере и творце"
Все актёры были уверенны,что Татьяна Лиознова обладает абсолютно мужским складом ума.
А как ещё может быть в режиссёрской профессии,в которой трудятся сплошь мужчины?
Почему эта хрупкая женщина,1,5метра роста,выбрала столь трудную профессию?
С мамой Идой Израилевной -Татьяна прожила всю жизнь.Ида Израилевна закончила всего три класса украинской школы,но была интеллигенткой в высоком смысле этого слова,безусловно оказавшей влияние на интерес дочки-школьницы к литературе,музыке,изобразительному искусству,и в конечном итоге-на выбор профессии.
Свидетельство о публикации №118010802182
С УВАЖЕНИЕМ!
ЛЕВ.
Лев Баскин 08.02.2024 06:47 Заявить о нарушении