Слушать и слышать слова
В статье "Как делать стихи?" поэт пишет, что находит рифму к требуемому слову "во что бы то ни стало", однако самой техники своей рифмовки касается менее чем вскользь, на примере слов "врезываясь - трезвость". Кто-то из бездеятельных поклонников называет это мастерство чистой магией, непостижимым простому уму даром. Но любой практик знает, что никаких секретов, ни магии в этом нет. А есть наука.
Основная писательская и читательская масса до сих пор наиболее восприимчива только к классической рифме. Простота классической рифмы заключена в её краткости - основным образующим элементом такой рифмы является ударная гласная и следующие после неё звуки. Например, классику будет слышаться лишь окончание "-ан" в слове "колчан". Вот на это "-ан" он и будет подбирать рифму, и подберёт, например, какой-нибудь "туман". Тогда как авангардист не только мгновенно увидит в слове "колчан" слово "чан", но и но и попытается включить в рифму как можно большее количество звуков и слогов, подбирая то "молчал", то "кончал", то "однополчан", а то и вовсе "алыча". Пример, конечно, крайне простецкий, но хорошо отражает суть двух направлений в рифмообразовании.
Классическая рифма, повторюсь, отталкивается от окончания - ударного гласного звука и ПОСЛЕДУЮЩИХ ПОСЛЕ НЕГО звуков. Это её база. Приведу ещё пример, из Пушкина:
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В исходном положении слова "кушак" и "облучок" не рифмуются и не имеют сходных слогов. А в предложном падеже с окончанием "е" обретают на конце элемент "-ке", который и образует рифму.
Неклассическая рифма образуется по совершенно иному принципу: её базой является ударный слог, а мера рифмовки заключена в количестве созвучных, совпавших слогов слогов в слове. Поэтому можно сказать, что метод классической рифмовки - это рифмовка с конца слова, и, например, вариант "ждать - побеждать" и т.п. вполне мог считаться и считался в эпоху классики высшим пилотажем. Тогда как авангардист в первую очередь определяет ударный слог в слове и от него начинает двигаться дальше в разные стороны, подбирая к ударному слогу соседние. Таким образом находится глубокая и богатая рифма. К слову "кушак" он наверняка бы подобрал "ушат", определив ударный "-ша", и двинувшись от него в сторону "-У". А "облучок" повертел бы по вариантам: лучок, облучён, определив ударный "-чо" и двигаясь от него к звукам у, л, б и.д.
Многим также до сих пор не вполне ясна природа и структура составных рифм. Принцип образования составных рифм также заключён в опоре на ударный слог, но строгость и сложность составных рифм состоит в том, что она является собственно рифмой лишь в том случае, когда она единоударная, а не разноударная. Возьмём пример из того же Маяковского:
А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза
и лезть в огород козе лень?..
Было бы время, я б доказал,
которые — коза и зелень.
Понятно, что Маяковский просто не мог моментально не увидеть слова "лень" в слове "зелень". То есть, "лень" - это готовая часть будущей составной рифмы. Причём, часть безударная, конечная. Остаётся зарифмовать ударный слог "-зе". Это значит, что первое слово для нашей составной рифмы должно содержать слог "-зе", который должен быть непременно под ударением. Маяковский подбирает "козе". Например, варианты "розе лень" или "музе лень" уже не подходят, так как в словах "розе" и "музе" слог "-зе" безударный, хотя чисто внешне слоговая конструкция "зе лень" получается.
Итак, верно: "ко(зЕ лень)" и неверно: "мУ(зе лень)".
Пожалуй, здесь всё элементарно, да и двухсложная составная рифма, как в данном случае, не требует большого труда. Сложнее дело с трёхсложными. Ошибки и трудности более подробно изложены в заметке "Составная рифма и стих" http://www.stihi.ru/2017/02/01/10388
Свидетельство о публикации №118010811556
Однозначно, в Избранные.
Надо внимательно прочитать всё, что Вы написали. Есть чему поучиться.
С интересом и уважением, Елена.
Лёгко Пёрышко 16.09.2022 19:18 Заявить о нарушении