Мисимы вопрос

      Почему вид обнаженных человеческих внутренностей считается таким уж ужасным? Почему, увидев изнанку нашего тела, мы в ужасе закрываем глаза?.. Чем это так отвратительно внутреннее наше устройство? Разве не одной оно природы с глянцевой юной кожей?.. Что же бесчеловечного в уподоблении нашего тела розе, которая одинаково прекрасна как снаружи, так и изнутри? Представляете, если бы люди могли вывернуть свои души и тела наизнанку – грациозно, словно переворачивая лепесток розы, – и подставить их сиянию солнца и дыханию майского ветерка…

     Юкио Мисима. «Золотой Храм»


      Природа в своём развитии от неживого к живому и дальше через человека раскрывается как бы изнутри наружу - разворачивается в бесконечном цветении, всё более и более совершенном. Человек у неё образуется, в наглядном сравнении, словно бы на языке, или даже - на кончике языка, точнёхонько на самом краю. Таким образом по отношению к ней путь "внутрь" означает путь назад, путь как бы обратно, против её воли - истинно человеческий путь, но как ментальный, экспериментальный, познавательный, но эстетический ли? Красота тела вся "наружу", глубина и движение лишь освещают её.
      Это означает, что с одной стороны мы - дети природы, а значит покорно и радостно следуем за ней в её мощнейшем движении - восхождении "глубины в высоту" или "овеществлении внутренних принципов", а с другой - мы сами её "орудие" или "аппарат" для производства такого овеществления, и поэтому мы постоянно совершаем "реверс", противоток, упор, возвращение.
     Человек - это то, что возвращается, - в самом широком, символическом смысле слова. Даже наше "Я" - это продукт результативного возврата из трансцендентальных миров в эмпирическую реальность. Значит, смотреть на тело извне, смотреть как оно на тебя движется и прорастает к тебе расширяясь, а наша вселенная расширяется, как известно, так что даже в физическом смысле тела других людей надвигаются на нас и мы сами надвигаемся на них своим телом - так смотреть правильно и... лишь потому красиво! А смотреть обратно - смотреть противоприродно и незаконно и потому некрасиво соответственно.
     Смысл не в том, что мы не можем заглянуть внутрь своего тела, можем конечно, но само направление "откуда-куда" смотреть несёт какой-то глубинный, природный смысл. И это направление определено таким образом, что противоположное попадает в зону безобразного, теневого. Душа не выворачивается наизнанку и не превращается при этом в чудовищно наблюдаемый орган. И всё потому, что она должна оставаться в принципе потаённой, сокрытой, обладающей тайной, ибо она и сформирована была как тайна и должна оставаться ей. Но если душа оставаясь принципиально мистерийной, таинственной, то есть сохраняющей внутри свой исток, при этом максимально сможет самовыразиться "наружу", то такая душа оказывается самой богатой. Не та, что вывернулась как перчатка без стыда и совести, а та, что почти вся вывернулась, сохраняя всё же свой исток.
     Мы не можем один принцип природы просто взять и заменить на другой принцип. Мы родились, живём и уходим "внутри" природного" русла, а значит играем в божественную игру, а божественная игра играется вот по таким правилам.
     Наше сознание всегда присутствует на самом деле вне и впереди нашего тела, если мы внимательно и вдумчиво поразмышляем над этим, то согласимся с ним. То же ощущение, чтобы мы вроде бы считаем "внутренним" получается из того, что наше сознание постоянно проектирует всё назад в наше тело. Я хочу сказать, что мы и метафизически, исторически вышли из животного мира, и дословно, буквально "вышли" из него - существуя в принципе, в пространстве "между" телами, и лишь придерживаясь одного тела(своего) как особенной формы проектирования. Не случайно, что мы и смотрим на тело извне и находим его тогда красивым. Такой взгляд - взгляд с нашего истинного места.
     Наше сознание парит вне тела, зря его ищут внутри головы, оно снаружи, а тело - его якорь или форма. Тело для нашего сознания - точка центрирования и тяготения, иначе сознание бы расплылось по бесконечному пространству осозновательности. Но с телом, оно - конкретно, узнаваемо, индивидуально и... да, и красиво - через тело.

     В духе Мисимы можно было бы ещё спросить - почему наши глаза не обращены внутрь, наши уши, все наши органы? Ведь он спрашивает почему всё внутреннее не выворачивается наружу и вопрос этот не праздный вовсе, а просто метафизичный, странный.
     Так Алексей Фёдорович Лосев спрашивал почему нельзя упасть внутрь своего тела? Сам лосевский вопрос, то, как он поставлен, уже подсказывает нам, что мы где-то вверху и над, иначе как бы мы могли упасть в...
Но неужели не полезно было бы живому существу иметь органы, обращённые вовнутрь, чтобы они, подобно знакомым нам органам, внимательно отслеживали что там происходит в нашей натуре пока мы занимаемся и увлечены внешним образом? Однако природа почему-то рассудила не так и направила все органы чувств лишь вовне, всё же внутреннее скрыла под покровом бессознательного, переместила в зону автоматизма. Что она этим хотела сказать? Я постоянно выхожу и выхожу наружу - вот что она хотела сказать - выхожу из себя. Я так разливаюсь в своей избыточности. И вы, люди, построены по моему общему принципу, но в тоже время ещё и особенные, уникальные тем, что снабжены ещё и контр-принципом - возвращением.
      Но возвращаемся мы лишь для того, чтобы подхватить и вовлечь в поток дальнейшего самораскрывания, что было упущено, мы некоторым образом, движемся как улитки - сначала выкидываем себя в экзистенциальном броске вперёд, затем подтягиваем "прошлые части". Поэтому наше самовозвращение вписано в общий поток нашего самовосхождения, и поэтому смотрим мы всё равно извне, даже когда смотрим назад. Таким образом, тело всегда будет красиво при смотрении извне внутрь, и никогда не будет красиво при обратном смотрении. Но, стоп, возможно ли оно вообще? Это обратное смотрение.
      Тот разрез тела знакомый нам, он же всегда разрез чужого тела, подвергнутый насильственному контр-принципу либо с целью спасения, либо с предельной бесчеловечной жестокостью. А вот посмотреть изнутри во вне на тело мы не можем и знаете почему? Да потому что его нет, нет такого тела - потому что наше человеческое тело и есть запечатлённый на природе же принцип матушки-природы - вот эта вот её идея выпячиваться наружу. Наше тело - отлитая в одну сторону фигура, ну приблизительно также, как следующая за ней скульптура - можно ли посмотреть на скульптуру изнутри? Физически конечно можно, а толку то, ведь скульптуры мы не увидим. Также построены и наши картины, и всё наше искусство - в одну сторону. Зайдите за картину назад и посмотрите на неё, а стихотворение прочитайте снизу вверх. Жизнь течёт и течёт она в одном направлении, это как по преимуществу, и это в проекции на наличный мир называется время.
      Поэтому во времени Красоту видят так: обращаясь(поворачивая взгляд назад) и стоя в потоке восхождения.


Рецензии