А кто слушал - молодец, или Хороших нет
Что происходит в кино - попробуем разобраться на примере одной премьеры прошлого года.
"Последний богатырь" - самый кассовый, самый зрелищный и самый "сказочный" из всех в 2017. Да и сборы были неплохи, скажем сразу...
Казалось бы, чего ещё надо предвзятому зрителю? Тем более что для обзора я, критик-самоучка, выбрал из всех прошлогодних премьер что посказочнее и "полегче". Говорят, что настоящие герои всегда идут в обход - пойдём и мы. Всё ж лучше, чем анализировать с книгами в руках, сколько правды, а сколько враки в исторических фильмах. Вот с былинами и народными сказками всё более-менее понятно массовому зрителю и без справочного материала.
Но, как выяснилось, понятно - да не всё...
Итак. Что мы видим? Мы видим "продвинутого" парня из XXI века, который попадает в легендарное Белогорье, где оказывается, что он - сын Ильи Муромца, и ему предстоит встреча с Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, Водяным, а также Добрыней - давним другом и соратником Ильи. Тех, о ком он читал, как и мы, в книжках, и видел, как и мы, в сказках, надеюсь, что Роу.
На этом сходство с былинами, собственно говоря, начинается и заканчивается. Дальше их можно закрывать. Потому что превращённая в лягушку Василиса Прекрасная делает всё, чтобы освободить из заточения в подвале... Кощея Бессмертного. Баба Яга ей помогает, хотя она за это поплатилась всем своим волшебным инвентарём - "богатырь" Иван свет Ильич, всё ещё не верящий, что он взаправду в другой реальности, и думающий, что это съёмки какого-то шоу или фильма, поджигает бабушке избу на курьих ножках, а затем ломает метлу. Только ступа остаётся целой и в нужный час выручает главного положительного героя, которому помогают (!) менее главные отрицательные. Вот такой расклад. А Вы говорите...
Забегая вперёд, успокою: при съёмках фильма ни одна избушка не пострадала, и в финале благополучно доставила Василису и Ивана к её родне - знакомить, тыкскызыть. Родня, что немаловажно, расколдованная, живёт благополучно в деревне, откуда родом Василиса.
Всё это постепенно проясняется к концу фильма, и становится ясно, что главные враги сказочной былинной страны - не Кощей и Водяной. А Добрыня, позавидовавший "первому богатырю" Илье Муромцу, и его жена, колдунья и гипнотизёрша со спецэффектами Варвара. Она ли околдовала мужа, или же он сам, терзаемый ревностью по славе, был готов воспринять зло и предать лучшего друга - остаётся загадкой. Важно, что "муж и жена - одна..." в смысле, единое целое, эта поговорка как никогда актуальна для данной сказки. Вот "последний богатырь" порядок и наводит. А то ведь надолго зашло солнце над былинной Русью...
И самое страшное существо - не Кощей, хотя своё бессмертие он обрёл, предав учителя, если что, на всякий случай. И не Водяной, требовавший в качестве жертвы самую красивую девушку в прошлые годы. Это - не самое большое зло. Более того, по ходу фильма этот факт подан комедийно, а не трагично. Ну, вот любит этот "Ихтиандр" девушек, что поделать. И перед лицом стихийного бедствия - жены богатыря Варвары это воспринимается как милая шалость скучающего в болотах зелёного джентльмена. Не случайно Василиса Прекрасная, выполняющая роль добровольной приманки, ничуть не боится - во-первых, она и так наполовину лягушка, а во-вторых, главное - чтоб помог. Даже Баба Яга, видя, что её протеже "не глянулась" из-за своей лягушачьей стороны натуры, горестно вздыхает: эх, мол, молодёжь, что с неё взять, самой соблазнять придётся. Ну и, разумеется, та гурия, в которую (временно, из-за производственной необходимости) превращается опытная Бабка, пленяет Водяного, и он готов за этим "диверсионным отрядом" хоть на край света, хоть за границы родного пруда. Путешествует в ступе, которая в данный момент исполняет роль аквариума. Так и идут герои и злодеи, возглавляемые Кощеем.
Впрочем, кто здесь злодей, а кто не злодей - это самый интересный вопрос данного фильма. Явная и очевидная злодейка - Варвара. Холодная красавица, вооружённая сияющим лассо, легко убивает, захватывает, отнимает жизнь и вещи, обездвиживает.
Варвара - собственно, монумент самой себе. По-деловому циничная, холодная, расчётливая.
- А если я расскажу Добрыне, что ты здесь вытворяешь, - угрожает "последний богатырь" ретивой ведьме, когда она заставляет его искать зачарованный меч-кладенец (который никому, кроме богатыря, себя не явит).
- А я тебе, как найдёшь, язык вырву, - спокойно и холодно отвешивает красавица, жена богатыря.
Добрыне можно не рассказывать, он и так всё знает. И люди русские, сказочные и былинные, по приказу Добрыни преследующие Алёшу Поповича и захватывающие в плен Ивана, сына Ильи Муромца, послушно исполняющие приказы Добрыни - тоже "не хорошие", неправильные какие-то, в общем. Как будто ни воли у них, ни разумения. Только исполнение приказов. Да, имя Ильи Муромца действует на них, как заклинание, это - авторитет, выражаясь современным языком. Но это не мешает им по приказу Варвары отволочить его сына в подземелье и поместить рядом с Кощеем. И надо было видеть то старание, с которым Василиса помогает Бабе Яге разбивать лёд, сковывающий Кощея вот уже тридцать лет. Вот уж поистине, не видел Роу, не дожил Милляр...
Спокойная и хладнокровная весь фильм, Варвара возникает в самый неожиданный момент и устраивает внезапные каверзы, которые герои и антигерои, ставшие временно героями, преодолевают, совершая настоящие подвиги. Ну вот чего стОит одно только решение жизне- и женолюбивого Водяного остаться "прикрыть отход" группы. Да, встряхнуло ведьму, нечего сказать, но ведь и Водяному пришлось несладко... "Какой мужик был!" - сокрушается Баба Яга, принявшая обычное, "бабкинское" обличье.
Кто злодей здесь, и кто герой? Понятие добра и зла размыты. Нет, для "альтернативной" сказки, просмотра выходного дня - то, что надо. Мы просто идём вслед за нашим современным героем через несовременные леса и терема Белогорья, знай иди и всё. Помогут, подскажут, собой пожертвуют, делать ничего особо не надо. Наоборот, все готовы костьми лечь, лишь бы устелить ему путь к мечу-кладенцу, ибо он означает разрушение всех Варвариных чар. И для Василисы и её родных это свобода от лягушачьей кожи, и для Водяного, и для Змея Горыныча. Да-да, и Змей Горыныч прилетит, когда совсем уж невмоготу станет.
А теперь вспомним "старые добрые" былины и сказки Александра Роу. Что делали богатыри, завидев Змея Горыныча, заслышав словосочетания "Кощей Бессмертный" или "Баба Яга"? Ага, брались за меч. Кстати, что касается Бабы Яги, то это персонаж неоднозначный и с русских сказках: она может быть опасна сестрице Алёнушке и её братцу Иванушке, а вот Василисе Прекрасной она советчик и покровитель, а уж для Ивана-Царевича - первый помощник в борьбе с Кощеем. В "славянском фэнтези", как представили "Последнего богатыря", она целиком и полностью на стороне Ивана и Кощея, а главной "нечистью" оказывается перевёртыш Добрыня и его парапсихологическая жена Варвара. Причём природу её колдовства никто себе не представляет, и средств не знает, ведьма - да и всё тут. И всё окружение - у неё в поводу.
- Да вы что тут, зомби все, что ли? - кричит Иван, видя, что люди как-то странно себя ведут.
И главный зомби - богатырь, которого называют вторым после Ильи Муромца. Позавидовал Добрыня Илье, не захотел быть "вторым" в славе и сказке - вот и вползло в его душу липкое зло, а Варвара ему просто помогла. И оказался Добрыня бессмертным, как Кощей, и смерть их - в одной ёмкости. И когда их жизни оказываются на одной чаще весов, именно Кощей решает пожертвовать своим бессмертием, чтобы избавить всех от такого "богатыря".
Кристалл разбивается, тут и сказочке конец.
Вернёмся ещё раз к старым добрым сказкам. Мне пришлось мысленно возвращаться к ним не раз во время просмотра фильма, вернусь ещё раз, они того заслуживают. Чем отличаются эти сказки? Они однозначны. Если Змей Горыныч - то плохой. И неважно, построил ли Александр Роу огромную куклу с пылающими головами, или же его нарисовали, или же о нём просто речь идёт, он - зло. Богатыри, независимо от их силы - это добро. Заступники земли родной. Ни о каких противоречиях между ними в сказках чаще всего нет. Есть князь Киевский, который Илье Муромцу нервы мотает, но сами богатыри - Добрыня и Алёша - выступают с Ильёй всегда монолитом, заступниками земель, защитниками народа. А Кощей - врагом. И где бы он ни встретился богатырям, любой из них может смело повторить за пушкинским Русланом, что со злодеем он "не знает договора". Есть момент, когда богатырям приходится совместно "повоспитывать" Алёшу Поповича за серьёзный, в общем-то, проступок, но его наказывают не сильно - зачем же богатырям губить богатырей? Только врагов тешить, свои ряды ослаблять. А Алёша исправится - такой общий смысл этого единственного конфликта между былинными героями, который попадался на глаза лично мне.
Теперь - в современный кинозал. Едва запахло свободой, Иван идёт, не глядя, за Кощеем, Бабой Ягой и Василисой. Это потом он узнает, какая трагедия объединила эти не очень чистые силы. А пока ведь не знает, но понимает, что из подземелья Варвары, жены лучшего друга своего легендарного отца, нужно бежать, сломя голову.
Далее - Кощей. Он не прочь вступить в сговор с Добрыней и "сдать" свой немногочисленный отряд, потому что для полноты счастья дружной братии только меча-кладенца не хватало, только вот потом настало время делить власть - кладенец и кристалл с бессмертием. Тут уж договоры потеряли силу, а уж желание пожертвовать собой, которое Кощей, как и Водяной, посчитал своим долгом в трудный момент, и вовсе делает его настоящим героем сказки.
Водяной. Девушек-красавиц под воду утягивает. Зная эту его тайную слабость, Василиса и Баба Яга наперебой выманивают его на берег, играя на "злой" струне женолюбия и утопления, чтобы Кощей (!) мог воззвать к доброй стороне.
Мотивы самой Василисы тоже корыстны. По какому-то своему движению души Баба Яга позволяет ей сохранить частично человеческое обличье. Другим её односельчанам и семье далеко не так комфортно в лягушачьей шкуре, но Василисой движет желание спасти своих "заложников" и собственную молодую жизнь. В довесок к общему спасению Белогорья в целом - это немаловажно. И за себя красавица радеет тоже. Ну то есть она заключает союз с Кощеем и Бабой Ягой, зазывно улыбается Водяному для достижения своей цели, с которой не поспоришь! Надо-надо! Но ведь и она тоже - "за себя", как и многие, как и сам Иван в начале фильма. И не дай Бог её подвести! Найдёт и отлупит. Боевая девушка.
Одна Баба Яга - альтруист и героиня с самого начала. Что ей в этой войне? Почему она помогает Кощею, Василисе, Водяному, Ивану? В целях сохранения равновесия сил в Белогорье, восстановления прежних порядков? Или нашлось зло ещё злее её спутников?
А и сам Иван - добр ли он? Герой показан, конечно, в развитии, и он, как былинный Алёша Попович, "ещё исправится". Но сначала ему всё равно, за кем идти, лишь бы домой, где он был шарлатаном и дутым белым магом, героем парапсихологического ток-шоу. И из жаркой битвы поначалу смылся, оставив сказочных друзей "разруливать ситуацию". И если бы не вмешательство дедушки-волхва, счастливого финала бы не было.
Вот! Дедушка-волхв, спасающий богатырей - ещё один положительный герой.
Пленил меня следующий эпизод. Волею судеб Ваня оказывается в одном милицейском участке с дедушкой-волхвом, убежавшим от Варвары в наше время. Дедушку приняли за бомжа, посадили в камеру и посох волшебный отобрали, а без посоха он колдовать не может. Иван ему этот посох возвращает - чай, в этой реальности он "белый маг Светозар", шарлатанистый, но находчивый. И дедушка открывает ему дорогу назад, чтобы он всё-таки помог своим новым "нечистым" друзьям. Я это к чему? Варвара справиться не могла, всё время дедушка этот от неё ускользал - то под воду нырнёт, то между мирами переместится. А тут приходит обычный участковый, посох хвать, за шкварник в камеру кидь - и готово! Нейтрализованы силы добра, пока Иван посох не добудет.
"Посоходобыватель" Иван, оказавшись в Белогорье, успел вовремя, чтобы начать активно исправляться. Он, ясное дело, огребает от Василисы, но ведь "виноват - исправился", вернулся и помог добру победить зло...
***
Вывод. Не показывайте "Богатыря" маленьким детям. Показывайте им его тогда, когда они прочитают сказки и посмотрят настоящие фильмы про богатырей. Прежде чем давать "альтернативную" сказку - да, остросюжетную, да, нестандартную, надо сперва показать, ЧЕМУ она альтернативна.
Чем полезен данный конкретный фильм? Чтобы понимали, что зло умеет рядиться в разные одежды, и надо его уметь рассмотреть. Путаница с "хорошим" и "плохим" возможна, когда человек понимает изначально, где зло, где добро, а иначе получится "Иван, не помнящий родства". Кстати, позвольте представить - это и есть наш последний богатырь. Вовсе не такое уж абсолютное добро, каким кажется. Наш "избавитель" родства действительно не помнит, и к словам дедушки-ведуна с волшебным посохом относится скептически. Ему уже даже в упор говорят - о, ты сын моего лучшего друга! А он - вызовите мне такси, позовите продюсера этого фильма, где тут у вас камера и оператор! Мотивы, по которым он бежит с Кощеем - спастись. Но и Кощей для него - не зло! Он ничем не помогает Василисе и Бабе Яге освобождать Бессмертного, но напроситься в компанию ему ничто не может помешать. Его берут, да. И бОльшую часть фильма он - игрушка в руках более осведомлённых персонажей этой сказки. Сперва - Кощея, затем - Варвары. Да-да-да, меч-кладенец он находит, подгоняемый всё тем же её волшебным "лассо" - почти что "Звёздные войны", а не "Последний богатырь", во всяком случае, местами. И когда находит, и вся эта волшебная нечисть, спасающая ему жизнь зачастую ценой своей, кричит "Дерись!", дескать, меч сам поможет в бою - он не находит ничего лучшего, как броситься в открывшийся портал, чтобы вернуться в свой понятный и уютный мир XXI века. На самом деле не такой уж он понятный и уютный, но по сравнению с Белогорьем - ну просто рай земной... Кухня, метрополитен, съёмки "Битвы магов"... Курорт. И, просматривая фантастические фоты, которые он по ходу дела не забывал снимать на свой продвинутый современный телефон, наш "последний богатырь, сын Муромца" превращается в обыкновенного современного селфера. Ну вот же они, вот все, на фото, а то, что там Варвара просто раздавит их в порошок, да и всё Белогорье, заполучив меч-кладенец - ну какое дело до этого ему, современному Ивану из мира микроволновок и цифровых технологий? Какое ему дело до спасения мира, борьбы со злом, которая постоянно является лейтмотивом таких вот "перемещений во времени и пространстве" и "путешествий между мирами"? И Ванечка-то наш долго не думает, раз - и он дома!
Есть совершенно блестящие, юморные моменты, зрелищность, лирическая линия, современные "спецэффекты", победа над злом. Видеоряд немного суров, местами мрачноват, но, безусловно, сказочен, не "рисованной" и подчёркнуто картинной сказочностью, а ощущением "другой реальности" - да, это есть, спорить не буду. Но это не отменяет общего факта - фильм можно смотреть только тогда, когда знаешь первоисточник. А когда зло - доброе и жертвенное, добро - с двойным дном, легко запутаться. Современный "стёб" с былинами трудно совместим - в моём лично понимании. Ирония, с которой современный человек относится к своим замшелым добрым сказкам, не есть хорошо. Да, пять минут удовольствия, час раздумья, но - неприятное послевкусие. Мне уже пришлось любоваться "Тремя богатырями" в мультяшном исполнении. Может быть, кому-то понравится. Но изображать всё происходящее в духе "ржаки", вводить в сюжет "ослика" для "Шрека" - бестолкового напарника для лирического героя - не наш стиль, это веяние времени. Складывается ощущение, что защищать родину и заступаться за простых людей, что всегда было главной задачей богатырей - ну так весело! Весёлые походы с комическими ситуациями, полукарикатурные злодеи - вот "былинный мир" современной мультипликации, и кинематограф туда же.
Но "выстрел в висок" для меня лично прозвучал на той минуте, когда Иван и его Кощеево-Яговский отряд идёт неспешно за мечом-кладенцом по солнечной поляне... под звуки современного американского музыкального сингла.
Нет, в этом фильме звучал также хит известного российского эстрадного певца, чем лично певец, сообщают новостные ленты, был зело возмущён и даже подал в суд на продюсеров, ничего, впрочем, не высудив. Но вот вместо его песен вполне мог бы прозвучать иностранный хит, и никого бы это не покоробило, ведь музыка летела из телефона образца 21 века. А вот то, о чём я говорю - к сожалению, не из телефона, это саундтрек.
Одна добрая леди пояснила мне любезно, что фильм создавался совместно российскими кинематографистами и Диснеем. Под американскую музыку, значица, русский богатырь гуляет по Белогорью. А что? Современно так, да. В тренде. А всё потому, что совместно с Диснеем. И Дисней не нашёл ничего лучшего, чем на самом видном месте, на камне, у которого в раздумье замер витязь, написать вместо традиционного "направо пойдёшь...", "налево пойдёшь..." сакраментальное: "Welcome! Здесь был Дисней". Былинно так.
Ну и напоследок перед всеми "крылами помахал" Змей Горыныч, освобождённый от чар ввиду того безобразия, которое творится в Белогорье. Правда, при ближайшем рассмотрении он оказался размером с крупную летучую мышь, но огнём пыхал исправно, и кому хотел помочь - помог. И никто его не боялся. Даже злодеи. И правильно. Самые страшные драконы этого фильма живут в душе человека, и когда выходят на свободу они - нет такого чудовища, ни в одной из сказок, которое могло бы с ними сравниться.
********************************************
Рецензия на рецензию
МАРИ ПОЛЯКОВА
И КТО СЛУШАЛ - МОЛОДЕЦ, ИЛИ ХОРОШИЕ ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬ...
Интересно все-таки получается в жизни: когда меня просили написать об этом фильме, наотрез отказалась, мотивируя тем, что и не критик я вовсе, и никогда не писала о кино, и вообще делать этого не умею. На практике оказалось, что если уж зацепит, то вся неопытность и неумение в этом вопросе совершенно не помеха для высказывания собственного мнения. А как оно там получится - это уже совершенно не важно)
Итак, моё восприятие против вашего, уважаемый сэр Рояль!
Во-первых, я очень рада, что вы являетесь почитателем и приверженцем самых что ни на есть СКАЗОЧНЫХ СКАЗОК, снятых Александром Роу. Они действительно прекрасны и волшебны. Вот уж где никогда не возникнет сомнений, кто из героев на стороне зла, а кто борется с ним, не жалея сил! И Богатыри богатырские, и Кащей с Бабой Ягой - злодеи, и Варвары с Василисами - добрые красавицы-волшебницы.
Во-вторых, совершенно замечательно, что вы решили обратить свой взор на абсолютно другую, но, по моему глубокому убеждению, тоже отличную сказку. И я попробую сказать несколько слов в защиту кино, так отличающегося от сказок Роу.
Испокон веков в сказках добро борется со злом и, конечно же, побеждает! Мы к этому привыкли с самого детства, точно так же, как и к тому, что добро и зло подавалось нам, так сказать, в чистом виде: Баба Яга, Змей Горыныч, Кащей, всякие там Лешие, Кикиморы - это злодеи, в которых просто изначально не может быть ни капли хорошего, и которых, естественно, нужно уничтожить. А вот Царевичи, Принцессы-Королевны, Богатыри и их помощники - ясное дело, главные защитники добра (а в них невозможно найти ни капли плохого...)
А так ли всё просто в жизни? И не пора ли говорить нашим детям, что мир не может быть только белым или только чёрным? И что в человеке тоже не бывает ВСЁ абсолютно плохим или абсолютно хорошим.
Вот и в этой современной, пусть и с использованием традиционных русских сказочных и былинных героев, но именно современной сказке, основной все-таки является мысль о ПОИСКЕ добра, заложенного В КАЖДОМ! О том, что в определенных ситуациях оно может проявиться даже в, казалось бы, абсолютно отрицательном персонаже, не подозревающем о том, что и в нём заложено крошечное зёрнышко тепла, альтруизма и бескорыстия. Нужно только затронуть определённую струну, и человек зазвучит совсем по-другому!
Ведь именно это и произошло с Иваном, тем самым последним Богатырём, волею случая оказавшемся в Белогорье. Только представьте, каково приходится мошеннику-экстрасенсу в этом чуждом ему сказочном мире! Он же здесь просто младенец, на которого возложили миссию спасения волшебной страны. Вечно попадающий впросак неумёха, идёт "спасать мир" с одной целью - вернуться к привычной, далеко не худшей, жизни! Но...... Он учится (пусть поневоле), он меняется, начинает осознавать и понимать происходящее. И, как и у всех нас в обычной жизни, далеко не всё получается сразу, и дух его еще слаб - потому-то он и сбегает, найдя меч, в свой привычный мир...
Но ведь и в нём он начинает жить совсем по-другому, и таки ВОЗВРАЩАЕТСЯ обратно в Белогорье ради своих новых, очень разных и неоднозначных друзей! А значит, то волшебное зёрнышко, заложенное в нём изначально, проросло!
А значит, и добро восторжествовало в первую очередь в нём самом!
По-моему, сказка "Последний Богатырь" именно об этом.
Я ни в коем случае не хочу ставить ее в один ряд со сказками Роу, не хочу сравнивать с мультиками на тему "богатырей", которые воспринимаю именно как ржачную и не всегда качественную пародию. Но этот фильм, "Последний Богатырь", по моему глубокому убеждению, состоялся!
И еще о контрольном "выстреле в висок", т.е. о музыке, которую не смог принять наш замечательный Белый Рояль. Знаете, меня ни на одну секунду не смутила "голливудская мелодия" во время похода наших русских сказочных героев. Мне даже кажется, если бы современного, пока еще не состоявшегося богатыря Ивана сопровождал оркестр народных инструментов с исполнением "Калинки" (или любой другой народной песни), в данной конкретной сказке они прозвучали бы чужеродно - уж слишком это кино не похоже на фильмы Роу. А значит, и музыка может быть совсем иной.
Осталось добавить только одно: иди, смотри, а потом будем спорить дальше!
(Размещено с согласия Автора, во-первых, а во-вторых, виновником в появлении отклика и "раздражающим фактором" стало вышеизложенное мною, так что пойду-ка я поменяю белый пинжак на что-то более пёстрое, для маскировки следов летящих в критика овощей)
Свидетельство о публикации №118010704744
В целом, с аргументацией Белого Рояля против фильма я согласен. Не согласен с определённой мягкостью формулировок и предлагаемых решений.
Давайте на минуту забудем о мастерстве постановки фильма, действительно фильм поставлен технически классно и в этом, кстати, тоже виден американский почерк.
Сконцентрируемся на сути. А суть проста - очередная идеологическая и нравственная бомба, диверсия, разрушающая русский духовный мир, причем бьющая по основам, усваиваемым с раннего детства. Размыть границы добра и зла, осквернить русские национальные духовные традиции (а сказки - носители их, проверенные веками, не говоря уже о том, что в сказках в фантастической форме аккумулирован опыт жизни и борьбы предков, настолько далёкий, что исторических источников просто не может быть, и тем не менее, составляющий часть памяти и духовной сущности народа) в неустойчивом ещё детском восприятии мира - вот истинная цель этого фильма.
Сюжетно же - боевик на основе реально существующих технологий грязной политики и спецслужб (для которых во имя результата не существует никаких нравственных ограничений в тактике, такова неприглядная реальность и не только нашего времени. "Цель оправдывает средства" не в 20 веке сформулировано). Но от подобных сложных и малоаппетитных вещей и взрослым, хранящим свое нравственное здоровье, неплохо держаться подальше, кроме случаев профессиональной необходимости. Что же говорить о детях... Ни один взрослый в здравом рассудке не даст младенцам играть с огнём. Здесь же именно огонь - жадный, безжалостный, всё пожирающий - и вкладывают его в головы еще плохо ориентирующихся в мире. Вместо чётко сформулированных, веками проверенных, правил и догматов. Что и есть по сути искушение, соблазн и растление. Под маской красивых слов о "толерантности, многообразии, сложности" и т.д. Ребенка учат сначала простым правилам арифметики, а уж потом, гораздо позже и наиболее способных, высшей математике.
Западная труба выдала в нашу сторону очередную порцию нечистот, и очень печально, что находятся пособники и коллаборационисты среди русской интеллигенции.
Александр Носачев 16.01.2018 17:30 Заявить о нарушении