О, Крым! Дворец княгини Гагариной!
А как прекрасен возле моря дворец княгини Гагариной! -
Построен в начале XX века у мыса Плака близ Алушты!
В нём восхитителен романский стиль: и башенки, и узкие бойницы - всё для красоты!
Всё добавляет ему сходство со средневековыми замками !
И дорожка к нему необычна - прямо к главному входу привела,
Над которым находится родовой герб князей Гагариных -
С надписью на латыни: «В древности - сила»!
Новый дворец княгини Гагариной
Был построен в духе германской готической архитектуры с элементами модерна,
Но он отнюдь не выглядит мрачным и это и поныне верно!
Дворец был создан в высокочтимом тогда стиле ампир*,
С уютными комнатами, большой библиотекой, в которой чувствовался весь мир!
Мрамор для лестниц и облицовочная керамическая плитка - были привезены из Италии, .
венецианские стёкла из Франции, черепица — из Германии.
Не потому ль наиболее выразительным является восточный фасад, откуда встаёт Солнце, обвитый виноградом!
В духе того времени дворец построен с непохожими друг на друга северным, южным, восточныи и западным фасадом!
Обращенный к морю восточный фасад дворца княгини
Выполнен со средневековой основательностью, словно там стоят постовые,
Впечатление дополняет большая, четырехугольная в плане башня и маленькие башни - угловые.
Главный южный фасад выглядит более светлым и приветливым, словно в очаровывающем сне.
Перед ним открывается большая площадь со скульптурой «Памяти любви», посвященной княгине.
Западный фасад располагает к отдыху и созерцанию,
К нему подступают клумбы с цветами, что всегда пракрасны,
а закатное Солнце создаёт умиротворенное состояние духа отдыхающих на скамейках, установленных вдоль стены.
На этой стороне дворца пристроена небольшая колоннада,
Поддерживающая балкон второго этаж так, словно это для природы было надо!
От площади через парк ведёт дорожка на мыс Плака - мыс когда-то расплавленной магмы, а ныне - рай бытия -
Вокруг море зелени, даже стены летом увивают растения.
Парк, заложенный ещё в первой половине девятнадцатого века,
С тех пор рос и хорошел из года в год – и так уже два века!
Он тенист и в нём прохладно даже знойным летом -
Огромные старые деревья, в первую очередь дубы и платаны, и при этом
Также рядом сосны и тисы, кипарисы и кедры -
Постоянно напоминают о возрасте парка - все деревья здесь кажутся так мудры!
Здесь всё вызывает восхищение красотой этого великолепного памятника садово-паркового искусства.
Оставляет от него незабываемые чувства!
Возле дворца со смотровой площадки открывается восхитительный вид на море.
Весь дворец олицетворяет силу духа, верность и преданность, дарит очарованье взору на морском просторе!
Великолепный дворец любви и памяти, оазис очаровательностей -
Один из лучших дворцов Крыма и его незабываемых достопримечательностей!
____
В начале XIX века на мысе Плака была построена усадьба таврийского губернатора А. М. Бороздина.
После смерти Бороздина имением владела его дочь Мария, затем её второй муж — князь А. И. Гагарин (адъютант графа М. С. Воронцова - русского государственного и военного деятеля из Герой войны 1812 года. В 1815-1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844-1854 годах — наместник на Кавказе). В 1857 году хозяйкой поместья становится грузинская княжна Анастасия Давидовна Орбелиани-Гагарина В имении гостили П. И. Сумароков (автор известного описания Новороссии, опубликованного в 1800 году), А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В. А. Жуковский.
Анастасия Давидовна Гагарина - вдова генерал-лейтенанта князя Александра Ивановича Гагарина, назначенного губернатором в городе Кутаиси. По приезду Александр Гагарин знакомится с молодой и очень красивой княгиней Тассо с древнего грузинского рода Орбелиани, к тому времени весьма обнищавшему. Вопреки классическим историям. Молодожены действительно влюблены друг в друга и союз получается очень удачный и счастливый. Но спустя три года после бракосочетания Александр Гагарин погибает на дуэли. Молодая Тассо в знак траура закрывается в своих покоях и скорбит больше года, не выходя из дома. Чтобы хоть как-то развеять молодую княгиню, родственники отправляют ее в одно из имений князя Гагарина в Крым, на мыс Плака.
Несмотря на то, что княгиня была моложе мужа на двадцать четыре года, после смерти последнего она не вышла снова замуж, жила уединенно, а на склоне лет решила построить в Кучук-Ламбате дворец, о котором мечтал некогда её обожаемый муж. . В 1902 году, уже в возрасте 70 лет, княгиня Гагарина начала строительство нового дворца, строительство закончилось в 1907 году.
Дворец княгини Гагариной находится рядом с дворцово-парковым ансамблем Карасан.
* Стиль дворца Гагариной – ампир - отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.
Свидетельство о публикации №118010506598