Карон Сётэцу, глава 24, Об учении и знании
Желательно, поняв смысл стихотворения, объяснить его. «Понять» — это спонтанное понимание. Человек, хорошо понимающий стихи, становится искусным сочинителем. Поэтому, читая старую поэзию, мы и стараемся определить: «Каков смысл данного стихотворения? Можно ли сказать, что оно в стиле югэн (глубокое и таинственное) или в стиле тюко (высокое и величественное)?»
Я иногда думаю: «Если бы я сейчас сочинял эти слова, наверное, я бы так не смог».
Что касается песен мастеров, то если есть места, которые непонятны при разборе содержания, то следует этих людей спрашивать. И если я участвую в поэтическом собрании, то просто так пролистнуть и положить записки и листки со стихотворениями, положить, не разобравшись в сути, — от этого уровень моих стихов вряд ли повысится. Бывает, что человек чего-то не допонял, а когда автор объяснил, решил: «Ну и пусть», — так и оставил, от такого человека редко услышишь: «Я не понял».
Рёсюн говорил, что когда собираются поэты, главное — не сочинять стихи, а говорить о них. Один раз поучаствовать в поэтическом турнире, где стихи обсуждаются участниками, ценнее, чем одному сочинить тысячу, а то и две тысячи стихотворений. Обсуждая, здесь открывают просчеты друг друга, и получается, что кто-то другой может понять то, что сам автор не допонял."
Перевод М.В. Торопыгиной.
* Карон — буквально, "рассуждения о поэзии".
* Рёсюн — учитель Сётэцу
Свидетельство о публикации №118010501757