Остальные вопросы и уровни
Поздравляю тебя, что ты настолько страстен, что готов усилием, коротким или достаточно длинным, достигнуть того, чего ты ищешь. Ты перестал быть внешним наблюдателем. И трудности начинаются.
Представьте себе человека, попавшего в поле напряжённого мыслительного действа - он ведь быстро обнаруживает, что сам мало готов мыслить также напряжённо и широко, а с другой стороны, он постоянно "захватывается", когда с восторгом, когда с недоумением, текущим потоком размышлений или устойчивой, активной формой чужого мышления. Здесь, для такого человека, как действительность его тождества с философией, мы будем наблюдать одни моменты, например - момент остановки, недоумения, ступора, даже злобы или обиды; момент радости и узнавания, расширения и открытия; момент напряжения и желания собраться и понять; момент не простого согласия с убеждающей противоположной позицией; момент собственного озарения и прозрения. Все эти моменты - рассыпаны и разрозненны, и пока ещё не в силах собраться во что-то единое. В таком положении находятся многие собеседники Сократа, начиная от простых людей и заканчивая известными софистами. Все они присутствуют в философии - моментами. То есть, "загораются", цепляются, а затем гаснут, потом опять "загораются", цепляются и снова гаснут, и так огромное количество раз.
Нам нетрудно почувствовать в каждом диалоге насколько сам Сократ отличается от всех остальных своих собеседников, потому что Сократ и философия - конечно, уже нечто одно, недаром наше время, спустя много веков, назовёт Сократа философом вообще, Сократ покоится в философии, то есть устойчиво движется в ней. Для всех, кто впервые попадает в поле философии, он как бы - идеал, образец, манящая точка. Ведь нет никакой другой задачи у человека впервые попавшего в философское поле, как обрести в нём самостоятельность, но не надуманную, не заявленную, а реальную, действенную. Однако самостоятельность так просто не даётся.
С самостоятельностью не приходят, а обретают её внутри, приходят со стремлением, хотя люди чаще всего путают всё это друг с другом. Даже гениальные люди учатся, и я уверена, - больше других. Значит философию всё-таки можно изучать? Оставаясь на позициях внешнего наблюдателя и подходя к ней извне - изучать её бессмысленно. Это будет начётничество - самопальное начётничество или профессиональное начётничество, то есть любительское или с корочкой - не суть важно. А попав внутрь её - изучать её ещё мочи нет, уже нет и возможности для начётничества, но ещё нет и сил для самостоятельного подхода и движения, на том уровне, о котором я сейчас пишу, мы как бы зависаем в позиции вопроса, или пребываем в подвешенном состоянии, как любил выражаться Мераб. Мы уже нет там - во внешнем мире, но ещё и не здесь, поскольку не самобытны и не самостоятельны. Мы пока в поисках и устремлениях, если нам повезёт(ещё одно любимое выражение Мераба).
Когда же возможно изучение? Когда вы уже нашли себя и своё место в философии, как ни странно это звучит. И обратите внимание, я здесь пишу фактически парадоксальные вещи: философию нельзя и не имеет смысла изучать, когда вы её не знаете, а имеет смысл и возможно её изучать, когда вы знаете её. Похоже на бред, не правда ли? Изучать не для того, чтобы знать, а лишь зная уже - имеешь правдивую возможность изучать. Бред, да?
А я утверждаю - нисколько. Изучать - значит продолжать и рассматривать принципы. Но на принципы ещё надо выйти и причём собственными шагами - мыслительными и мускульными, и вот об этом мы как раз сейчас и говорим - как это достигается. Как достигается эта уже не вторая, а третья планка, за порогом которой можно приступать к изучению философии.
Значит, первый уровень находится - вне философии и является внешним отношением. И первый философский вопрос на этом уровне звучит так: является ли философия твоим искренним интересом? Если нет, то продолжай оставаться чужим делу человеческой мысли, ты можешь только пытаться как-то использовать его в прикладных частных целях, другими словами говоря, попросту компьютером забивать гвоздь, поскольку философия, она по существу своему не "прикладывается"...
Второй уровень - это когда философия является нашим интересом, имеет к нам прямое метафизическое отношение - бывает только в определённой ситуации, а бывает по всей жизни, и тогда, мы имеем дело с философией, как с некоторым неопределённо-общим образованием или полем, или фронтом и соотносимся с ним, с ней. И второй философский вопрос на этом уровне звучит так: обрёл ли ты своё лицо в данных поисках? Обрёл ли ты свой язык? Открыл ли ты свои собственные проблемы и темы, с которыми родился в мире? Если нет, значит продолжай искать, а не изучать, Снова, используя выражение Мераба, мы говорим - если тебе повезёт, то ты найдёшь себя.
Третий уровень отношения к философии - свободный. И он же есть уровень, пользуясь игровой компьютерной терминологией, на котором открывается доступ к изучению. Это - долгожданный покой, равный свободе движения. Это переход и обнаружение в философии помимо её поля, ещё и её лиц, имён как точек её интенсивности. Только на этом уровне мы по-настоящему знакомимся с отдельными мыслителями, тут мы уже можем адекватно воспринимать их, что означает, что мы становимся им когерентными - равноистекающими, они из своего источника, а мы из своего - параллельно, а также можем адекватно резонировать с ними, то есть отражать - принимать их свет без чудовищных искажений и беседовать или спорить с ними.
Все известные нам прославленные мировые философы находились на этом третьем уровне и могли спокойно изучать философию, то есть исследовать и продолжать её принципы. Что же касается вопроса третьего уровня, то третьего вопроса философии не существует, её третий вопрос - это по существу все её вечные вопросы в своём открытом ограниченном количестве, и с этими вопросами великие умы и имеют дело.
Свидетельство о публикации №118010511271