Тем, кого любил я...

ЭТО ЧТО-ТО ДРУГОЕ...

Маме

Это даже не боль — это что-то, наверно, другое,
это высшая степень надлома... Бездомный Адам
схоронил свою Еву...  Высоковольтной дугою
скорбь искрится по сорванным мглой проводам...

Это даже не скорбь — это что-то, наверно, другое,
ты сверкающим днём погружалась в кромешную тьму...
В полыхающей выси парило вселенское горе,
а природа вертела весенней страды кутерьму.

Это даже не горе, а что-то, наверно, другое,
горький плод осознанья и прежде неведомый страх —
нет, не смерти своей — я сочту ее вестью благою, —
но боязнь разминуться с тобой в запредельных мирах...

Это даже не смерть, это что-то, наверно, другое,
ибо комья земли и сверкающий глянцем гранит —
скрыли вовсе не ту, что когда-то своею любовью
согревала меня в темноте,— и поныне хранит...

15.02.2010 — 15.02.2017

* * *

КАДИШ

И снова Элул... Этот месяц возник внезапно
из оранжевых галлюцинаций перезревшего лета —
когда глазуньей сгоревшей бежит на запад
раскалённое солнце... Где-то, где-то
алеет тот красный камень между некошенных трав,
средь бессудебья повиснув над вечным покоем —
и снова горечь потери без сладких приправ
сжигает раскаяньем душу... Такое
пережить немыслимо без рубцов
и кровоточащей, незаживающей раны —
и если в сюжетах нельзя обойтись без концов,
то, значит, жизнь — это худший из всех романов.
Тебя поглотила степная ширь —
там, где прежде лишь сокол-сапсан да дикий кочевник
постигали пространство — и неба Псалтырь
над тобою простёрта с тех дней плачевных...
Каждое утро смотрю я в глаза,
в коих нету и тени укора...
Сегодня проснувшись, я снова сказал:
"Скоро, папа, — теперь уже скоро..."
Шестое Элула... В двери стучится судьба —
с каждым годом всё строже, настойчивей, тише...
Я шепчу: "Итгадаль, иткадаш Шмей Раба" —
слова поминальной молитвы — Кадиша.

6 Элуля 5777 года. Эрец Исраэль.

* * *

ПРОЩАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ

И вот опять от нас навек уходит лето,
и наступает время светлых, тихих дней.
Прими как данность окончанье жизни этой
и осознание себя в прощанье с ней.

Как расточительны мы были, как беспечно
себя транжирили и не щадили чувств, —
казалось нам, что впереди лишь вечность...
Но мы не донесли горящую свечу.

Как лихо мы расправились с любовью!
Валютой ненависти заплатив вдвойне,
ты, примеряя впрок порфиру вдовью,
едва ль с теплом вспомянешь обо мне.

Но не грусти, — уж сколько этих жизней
заложено в ломбард небесного рантье!
О, сколько мелодрам, судеб, коллизий
забвенью предано, ушло в небытие...

Горит последняя свеча и источает ладан,
и слышен в зале приглушенный плач...
Но время вышло — и маэстро Гайдн
знак подает: гаси свечу, скрипач!

_______
Симфония № 45 фа-диез минор (Прощальная симфония) — симфония Йозефа Гайдна (1772).

Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов. В финальной части симфонии музыканты по очереди гасят свечи и покидают сцену. Последним гасит свечу и уходит 1-й скрипач.

* * *

ПАМЯТИ ОТЦА

Ты был святым... Но чтобы апокр`иф
про житие твое писать, увы, — пророка
на этом свете не нашлось. Пока. Но миф
измыслил про тебя. И нету срока —
нет срока давности тому, что мы зовём
в порыве нежности сыновнею любовью...
Пророс травой могильный глинозём,
покрыв позором преданность сыновью.
Прости меня. Среди чужих могил
твой прах покоится в земле непокаянной —
ты пал в сражении со злом — но победил
его твой дух в той битве окаянной.
Я — плоть твоя и кровь, живут во мне
твои черты лица, твой взляд, твои движенья,
во мне горят на медленном огне
твои мечты, победы, пораженья...
Как всё нелепо — именно теперь,
когда так много высказать друг другу
могли бы мы — но череда потерь
ведет меня по замкнутому кругу...
А на земле — дела, дела, дела...
Порой мгновению кричу: "Остановись!" —
но время, закусивши удила,
несётся без оглядки. Слово "жизнь"
становится синонимом того,
что росписью корявой заверша
реестр прегрешений — "Итого" —
покинет одинокая душа...
Зажгу я поминальную свечу.
Прочту Кадиш. Закончу этот вечер
наверно тем, что просто помолчу —
чтобы потом всё рассказать при встрече...

10.09.1986 — 10.09.2016

* * *

ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?

Зачем я здесь? И что мне до Гекубы?
И что Гекубе той былые прыть и стать?
Едва шевелятся обветренные губы —
привыкшие шептать, не целовать...

Зачем я здесь? На перекрестке лета
и осени, на сретенье веков,—
стою немым вопросом без ответа
в безмолвии плывущих облаков...

Зачем я здесь? Давно мои объятья
в отчаянье сжимают пустоту —
лишь в снах я вспоминаю шелест платья,
поспешных поцелуев суету...

Зачем я здесь? Ведь тех, кого любил я,
давно уж приютили небеса, —
их ангелов с небес мне машут крылья,
и в высь зовут родные голоса...

Зачем я здесь? В чужом пиру похмелье
мне не грозит — я не был зван на пир.
Но слава Б-гу, мне хватает зелья,
чтоб сносным вновь казался этот мир.

Зачем я здесь? Пора мне делать опись,
имущества нехитрого реестр,—
вдыхать озон и выдыхать двуокись,
и слушать умолкающий оркестр...

2016

* * *

МАМЕ

Мы расстались с тобой ненадолго — обрывки слова,
оброненного в четыре, растаяли в полшестого,
сумерки — идеальное время разлуки —
день уносит с собой очертанья предметов, но более — звуки,
и за сменой времени суток, одновременно,
наступает, как правило, перемена (или замена)
одного звукоряда на другой, — иные фразы, наборы слов...
«Ее больше нет…» прозвучало, как выстрел из двух стволов.
Доктор Як`оби —
с выраженьем скорби
и усталости на лице…
Два черных ангела возникли в конце
коридора…
«Скоро
прибудет рав
из Хевра Кадиша» *
«Не надо, Миша…»
«Я знаю, ты прав…»
«Сколько я всего насмотрелся, поверьте,
но так и не смог привыкнуть… В сущности, смерти
нет — это лишь переход…»
«Не загораживайте проход,
дайте пройти»
Стрелка, нехотя, сдвинулась с шести:
сумерки — идеальное время разлуки —
а из горла рвутся странные звуки,
напоминающие «Прости!...»

__________
* Хевр`а Кад`иша — еврейское похоронное бюро

15.02.2010

* * *

В ТОТ ГОРНИЙ МИР

…ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.
Иов. (гл.3, ст.24)


Не верится… Уже прошло пять лет,
С тех пор, как сбылся страшный сон,
И рухнул мир, издав прощальный стон…
И мысль странная, чужая: «Мамы нет…»

Но не нарушен ход планет,
Сезонов смена – зимы, вёсны,
И равнодушные с небес взирают звёзды
На мир пустой, в котором мамы нет…

Теплом любви ее и рук теплом согрет
Я счастлив был и бесконечно молод…
Теперь во мне царит вселенский холод –
Враждебен мир, в котором мамы нет…

Томленье духа, суета сует*,
Дни пробегают в сутолоке вечной…
И я лечу, лечу к тебе на встречу,
В тот горний мир, в котором ты — и свет…
________
* Из Экклезиаста

15.2.2015

* * *

ТУМАН

Памяти Рут Гинзбург


Туман с бедою пополам
Кисельно льется по полам.
Он ватою повис меж окон
И сединой покрыл твой локон.

Вокруг пронзительная тишь,
Лишь древ скелеты тихо стонут,
А ты молчишь, молчишь, молчишь,
И глаз твоих чернеет омут…

Я знаю, ты уже не здесь,
Ушли волненья и тревоги,
И в мира нового чертоги
Уж приоткрыта занавесь…

Тьма опускается на крыши,
И ангел твой уже в пути...
Я знаю, ты меня не слышишь.
Рыдаю и шепчу:  «Прости…»

Декабрь 2013

* * *

ПЕПЕЛ

                Памяти Исраэля Нумбо
                (1950 – 2017)


Только пепел знает, что значит сгореть дотла.*
Пепла чернее зависть, даже если бела.
Жизнь не дана другая — чтоб неповадно впредь
было, мосты сжигая, вновь самому гореть.

Пепел развеет ветром. Ветер уносит прочь
песенку в стиле ретро. Память длинней, чем ночь.
Ночи длиннее жизни. Жизнь же короче, чем
выстрел судьбы капризной. Снова ползёт чечен

злобный на левый берег, точит свой злой кинжал.**
Смерть прими без истерик. Ты давно задолжал.
Дебет превысил кредит. Все мы живём в кредит.
Рифмой безумный бредит. Прозой мудрец вредит.

И только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Зубы свои вонзает выпавший из дупла
в горький сухой суглинок жесткой земной коры.
Жизнь оказалась длинной.* Но не длинней норы.

________
*  Строчки из стихотворений Иосифа Бродского
** Аллюзия на "Казачью колыбельную" М.Ю.Лермонтова

2017

* * *

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАНС

Память снова и снова уносит
В тот прозрачный и теплый денек…
В парке буйствует ранняя осень,
Стелет листьев дорожку у ног.

И, сойдя на конечной трамвая
(Он, прощаясь, звенит на кольце),
Мы идем, обо всем забывая,
И улыбку несем на лице.

Осень рыжая в медленном танце
Разноцветные листья кружит,
Ветерок напевает романсы,
А вокруг ни души, ни души…

Жизнь мне кажется дивной и вечной,
Полной радости, счастья и сил…
«Мам, ты любишь меня?» «Ну, конечно!
Отчего ты, сынок, вдруг спросил?»

«Я не знаю… прости… я не знаю…
Ой, смотри, там под деревом еж!..
Только люди… они умирают…
Значит, мама, ты тоже … умрешь?..»

Ежик юркнул стремительно в нору…
Ты, поправив цветастый платок,
Мне ответила тихо: «Нескоро…
Успокойся, не плачь, мой сынок…»

Я стоял возле мамы, рыдая…
Пахло листьями, прелой травой…
«Ты люби меня, милый, – тогда я
Для тебя буду вечно живой…»

…Память снова и снова уносит
В тот прозрачный и теплый денек…
В мире буйствует ранняя осень,
Стелет листьев дорожку у ног.

Вновь схожу на конечной трамвая
(Он, прощаясь, звенит на кольце)
До ограды дорожка прямая –
Лишь немного направо, в конце...

Я стою возле мамы, рыдая…
Пахнет листьями, прелой травой…
«Ты люби меня, милый, – тогда я
Для тебя буду вечно живой…»

Мама, мамочка, что тебе снится?
Может, славный тот теплый денек?
Снова осень вовсю веселится,
Только я так теперь одинок...
________

Мы гуляем с дочуркой в Kew Gardens.
Ветер запах соцветий принес…
“Dad, you love me?” – “Oh yes, oh my darling!”
“I so love you, my darling, of course!”

“Will you die, oh, dad? Will you die?”
И глаза ее, полные слез…
Что ответить тебе, дорогая?...
Та же осень... И тот же вопрос…

London, 2015. Kew Gardens


Рецензии
Доброго дня, Михаил!
Это что-то другое...просто нет слов...
Мне захотелось прочитать давние Ваши стихи и я открыла это Произведение.
Человек способен столько писать...сколько он способен чувствовать...радость или боль...пусть всегда будет только радость...но...увы...скорбь утраты...она всегда остаётся...светлая память...
С самыми искренними чувствами...

Лариса Бояринова   05.12.2021 14:56     Заявить о нарушении
Дорогая Лариса, мне очень приятно, что несмотря на отсутствие новых публикаций на моей странице, Вы не потеряли интерес к моему стихотворчеству. По сути, на сегодня Вы - единственный мой "известный" (в отличие от неизвестных), преданный и благодарный читатель - и я искренне и тепло Вас за это благодарю. Особенно приятно, что Вы прочли этот цикл - посвященный моим самым дорогим и любимым людям, светлая память о которых всегда пребудет со мной. Эти люди - мои родители и близкие друзья, которые мне дали всё лучшее, что есть во мне - включая и мою скромную способность переплавлять свои чувства в стихотворные строки, в которых нестерпимая боль утраты и весное чувство благодарности столь же искренни, сколь и моя неизбывная любовь к ним...
С неизменным теплом и уважением,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   05.12.2021 22:32   Заявить о нарушении
Именно поэтому...Дорогой Друг...что Ваши Произведения очень искренние и передают в себе все Ваши прожитые чувства...с такой неисчерпаемой открытостью и правдой Вы их пишете...честно и прямо...ничего не скрывая...я читаю Ваши Произведения, именно поэтому... независимо от того, давние они или нет...потому что, это встречается очень редко...Это действительно, встречается очень редко, Михаил...
Несомненно Ваше Творчество очень ценно само по себе...и я уже писала Вам много раз, что для меня оно интересно многим...но, Ваша редкая искренность, затрагивает до самых глубин Души человеческой!
Я желаю Вам всегда оптимизма и радости, здоровья и дальнейших Творческих успехов, всего самого доброго и светлого!
С глубочайшим уважением и теплом Души к Вам,
Лариса.

Лариса Бояринова   05.12.2021 23:54   Заявить о нарушении
Еще раз спасибо, Лариса - очень надеюсь, что когда разберусь со своими "мирскими" проблемами, я снова смогу взяться за перо...

Михаил Моставлянский   06.12.2021 00:34   Заявить о нарушении
Все получится обязательно, Михаил. Я несмотря на все, стараюсь черпать вдохновение как могу и продолжаю учиться и писать, как могу...

Лариса Бояринова   06.12.2021 01:26   Заявить о нарушении
Помню, Михаил, пришла я однажды в церковь, молебен перед судом заказать, чтобы справедливо все прошло...а матушка, которая записывала имена, спросила меня: какое имя писать? Я ответила: Лариса. А кто с Вами идёт на суд? Его имя? Я говорю, вера у него другая. Нельзя его и сказала имя. А она так посмотрела как-то...как будто с ужасом каким...будто рядом со мной черта увидела...перекрестилась и произнесла молитву. Я ещё так удивилась на её реакцию. Наверное она увидела все. Вот так.

Лариса Бояринова   12.12.2021 02:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.