Записки до востребования. Отрывок 174

Записки до востребования.
Отрывок 174

(Свержение нравственных авторитетов для оправдания собственной безнравственности)

-

Змея, бывает, съедает своих детенышей от великой любви к ним. Детеныши, заметим, друг друга, как правило, не едят. То ли не хватает братской любви, то ли по каким-то иным причинам, они могут пихаться, толкаться, задираться, шершавить друг друга, но – не едят.
Ввязываясь в историю под названием «детская группа», надо их эту особенность понимать и принимать, уподобляясь им в негастрономическом отношении к себе подобным.
Взрослые часто на отсутствие детского взаимного каннибализма смотрят пренебрежительно-снисходительно, по их мнению, дети еще неразумны и не знают настоящей жизни. «Ну и дал бы ты ему в рог», – говорят взрослые, – «а ты с ним опять играть стал».
Подковерные интриги, мадридские дворы и коварные спецслужбы вряд ли являются врожденными атрибутами детства. Можно искать в этом несовершенство детского мира, но можно заподозрить и другое, затаённо лежащее в коробочке под названием «надежда человечества».
Светлых мотивов детства много, и это лишь один из них. Конечно, в многолюдном школьном коридоре найдется тот, кто будет подставлять ножки, но он будет исключением из правила.

Подлость, вероломство и всякого рода вандализм рождаются позже, в подростковый период. Это – протестные явления, они могут стать сущностью взрослеющего человека, но вряд ли встречаются часто среди его врожденных способностей. Тут я оставляю в стороне патологическую похоть нанесения вреда, которая тоже встречается, и оставляю свою мысль блуждать в социальном поле.

Наверное, одного какого-то ребенка или даже двух, можно раскачать на какую-то подлянку, но группу – никогда. Группу, а не случайно-арифметическое собрание людей. Ненанесение вреда тем, кто тебя окружает, – коренная образующая особенность группы, а с другими группами она встречается, подсознательно соревнуясь в альтруизме.
Группа – существо иного порядка и уровня, чем группировка. В необозримых просторах педагогической импотенции вызревает много группировок, но о них я уже сказал чуть выше – поведение их протестно, социально патологично. Стать группой они без посторонней помощи не могут, быть кучкой одиночеств – не хотят, отсюда и рождается всякое эрзац-замещение мотиваций и опор, ведущее к рождению группировки-чудовища, а не группы-человека.
Тропа в марте 1966 начинала как группировка «трудных» детей, но уже через неделю продолжила как группа, увлеченная спортивным туризмом.
Группировка – явление в обществе рикошетное, вторичное. Группа – явление первичное, коренное. В обществе, заметим. В охлосе будет наоборот.
Авторитаризма дети по уши наелись в семье, и когда они высовываются из семейного круга, чтобы взглянуть на мир, и видят в нем набивший оскомину авторитаризм, а то и диктатуру, они реагируют на это как настоящие граждане – протестом.
Интерес к обыкновенной жизни приходит с осознанием своего масштаба в мире и своих потенциальных возможностей. Обычно это поступенно происходит в 10-12 лет, иногда раньше или позже. Стать в 12 лет человеком своей планеты – нормально. Множество капканов и минных полей приходится пройти юному человеку на пути к такому осознанию, но впереди его ждут новые трудности, о которых можно было бы написать не одну сотню книг.
Уход, а то и бегство от одиночества маленького человека уже несёт в себе альтруизм – хотя бы по отношению к тому сообществу, которое ты ищешь. Дальнейшее – результат масштаба личности и качества её претензий на тему «быть».
Закон онтогенеза не отменишь, с его трансформацией в реальные условия личности хорошо справились скауты, те, настоящие, не подвергнутые ещё обработке политкорректностью и сиюминутной целесообразностью, замешанные на индействе и жюльвернстве, первооткрывательстве и потребности покидать свою уютную колыбель в пользу сообщества. Сконцентрировавшись не любознательностью и отодвинув в зады агрессию завоевателей, они в первую очередь нашли и открыли себя и окружающих. Одним из их преимуществ была гендерная сепарация, вполне справедливая для человека, приобретающего и осознающего свой пол. Игра в куклы, например, – это важнейшее занятие, но вряд ли оно является таким уж общественным, предусматривая личную деятельность в пределах семьи.
Детские сообщества, впервые произведенные на свет тамплиерами (Спарту в зачет не ставим) оставили после себя мало свидетельств, но и тех хватило, чтобы произошли скауты, которые так аукнулись человечеству, что различимы даже в пионерской организации нынешней Северной Кореи. Они откликнулись во множестве пионерских, юннатских, тимуровских и прочих детских движений, но эти корни мало изучены, к сожалению, к большому сожалению. Мудрец, бродивший с детьми по Садам Академии, существенно дополняет картину, но не делает её полной – сюда можно вместить и команды лёгких и малоедящих детей-матросов на чайных парусниках, и детский приют Корчака, и многое другое. Возможно, тема еще ждет своего исследователя, и мы опять столкнёмся с градацией «организация детей», «организация взрослыми детей» и «организация детей для взрослых».
Возможно, что Азия или Африка – колыбель человечества, но Европа – несомненно, колыбель человеческого в человеке, так мне показалось за мои неполные семьдесят два года причастности к тому, о чём я здесь пишу. Мне кажется, что выкидывание России в азиатчину (в худшем смысле этого слова) приведет к тому, что вместе с мутной водой будет выброшен и ребенок – детские сообщества с добровольной и осознанной программой жизни, чуждые сектантству и вождизму, способные вытянуть взрослых на новые горизонты общественного бытия.
Акела должен иметь возможность промахнуться везде и всегда, без этого у него нет стаи, а если есть – то это не стая вовсе, а рабски подчиненная сумма существ. Но даже если им приказать сожрать друг друга в своём детстве, они станут делать это с большим внутренним неудовольствием. Они будут лишены свободы выказывать это неудовольствие, и в их глубине созреют новые Спартаки, собирающие свои группировки по своим собственным понятиям.
Они становятся новыми ханами и шейхами в своём сообществе, но оно не становится группой. Цепная реакция мнимого освобождения, бывает, охватывает людей, но ведет она к замене тирана, дракона, а не к человеческой самоорганизации или самостоянию.
Детям нужен опытный координатор, навигатор, а не воинский начальник. Главным для них остается сообщество сверстников, которое есть будущее города, страны, планеты.

…Говорят, змеи как-то создали родительский комитет по претворению в жизнь прогрессивных педагогических идей, но первое же его заседание закончилось обсуждением сервировки стола, на котором стояли бы самые лакомые, самые желанные, самые лучшие на свете блюда.
Самые любимые.
Географическое расположение этого педсовета осталось неизвестным.

Юрий Устинов
2015-2017
Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com


Рецензии