Аскеза-главная поддерживающая Сила Духа

Главная(current)
Монастырь
Расписание богослужений
Требы
Контакты
Пожертвования
Старая версия
 
Мы в соцсетях
RU
АСКЕЗА — ГЛАВНОЕ ПОСТНОЕ БЛЮДО

Размышления пост, протоиерей Димитрий Басалыго, борьба с грехом, вопрос священнику, Причастие, Христос
Две недели Великого поста позади. Канон Андрея Критского — серьезнейший текст, настраивающий на осмысленное покаяние, — прочитан. Что дальше? Архитектура поста подсказывает: наступает время внутреннего делания, время духовных упражнений. Перед каждым человеком стоит непростая задача: вырастить себя из плотского человека в человека духовного. Великий пост — время, когда мы усердно, спотыкаясь и набивая шишки, начинаем себя воспитывать (прекрасно, если в таком серьезном делании шефство над нами берет опытный духовный отец). Всецело, отважно и решительно последовать за Христом, стать подлинным христианином — стойкой боевой единицей Христова воинства, а по совместительству Его другом и учеником — невозможно путем отстраненного созерцания. Здесь потребуются активные усилия, предполагающий недюжинное терпение и внимание ежедневный кропотливый труд. То есть путь аскезы. С греческого это пугающее слово так и переводится — «упражнение». Так в чем же следует упражняться каждому христианину? С чего начинать борьбу со страстями и как не сломать себе шею, становясь духовным атлетом, — обо всем этом мы поговорили с клириком Свято-Елисаветинского монастыря протоиереем Дмитрием Басалыго.

 

— Мне кажется, обсуждая борьбу с конкретными страстями, мы все-таки начинаем с конца. Какова в принципе цель аскезы? Вот с какого вопроса следует начать. Ведь целеполагание во многом определяет и результат. Сегодня популярным и широко распространенным становится понимание аскетического делания как пути индивидуального совершенства: «я должен стать чище, индивидуально совершеннее»; «я должен приобрести какие-то индивидуальные высокие моральные и нравственные качества». Но такое восприятие борьбы со страстями часто приводит к обратному результату: к эгоизму, эгоцентризму, самомнению, тщеславию и в конечном итоге — гордыне.

 

Аскеза

Поэтому, прежде чем становиться на путь аскезы, каждому необходимо подумать: а в чем вообще главный смысл моей жизни? У христиан должен быть очень четкий и осознанный ответ. Смысл и цель христианской жизни — Царствие Божие. А как его можно описать? Царствие Божие — не собрание совершенных, чистых индивидуумов, а Царство Любви, то есть полной самоотдачи и открытости Богу и другому человеку. Царство Божие — это единство жизни. Оно — состояние будущего века, которое апостол Павел выразил словами: ...да будет Бог все во всем (1 Кор. 15: 28). Поэтому Господь и говорил, что все заповеди заключены в двух, заповедающих любовь к Богу и любовь к ближнему. Конечно, «любовь» не в каком-то сентиментальном и чувственном понимании, а любовь как самоотдача, как забвение себя и открытость другим. И из такого понимания Царства Божия должна выстраиваться наша духовная жизнь.

Если смыслом своей жизни я полагаю Царство Божие, тогда передо мною возникает следующий вопрос: что меня разделяет с Богом и другими людьми? В чем я должен измениться? От чего я должен избавиться, чтобы открыться Богу и другому человеку? Что мне мешает войти в полноту общения и единства с ними?

Царствие Божие — не просто цель и смысл христианской жизни, но и ее содержание. С одной стороны, конечно же, мы еще ожидаем Христа «паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Но, с другой стороны, Церковь благовествует Царствие Божие как приблизившееся: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17); Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21), то есть «посреди вас», как следует из контекста этого евангельского отрывка. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9: 1). Но не приходит Царствие Божие приметным образом (Ср.: Лк. 17: 20). Пока — да! Вся полнота его раскроется во второе пришествие Христово и всеобщее воскресение. Но Царствие Божие уже здесь и сейчас посреди нас: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20), — говорит Господь. Нам уже дано его предвкушать, им жить, в него входить. В этот новый способ бытия, новый способ жизни, который называется «Церковь», мы вступаем через веру и таинства — Крещение и Миропомазание. Каждый раз на Божественной литургии Церковь переживает еще только грядущие для мира события, предвкушает Царствие Божие, пришедшее в силе, и уже живет жизнью будущего века. Соединяясь со Христом Воскресшим в таинстве Причастия, мы имеем общение и единство с Богом, и в Нем — со всеми живыми и усопшими. Мы уже участвуем в конечном замысле Божием о мире...

 



Так что же мне мешает открыться этому дару? Что во мне не дает раскрыться ему? С чем я должен непримиримо бороться, чтобы стать созвучным жизни вечной? Вот вопросы, предваряющие любую христианскую аскезу.

Если подвести итог сказанному, аскеза — не какое-то мое самосовершенствование ради самосовершенства, не борьба за чистоту ради чистоты, а путь к моему единству с Богом и другими людьми.

Исходя из такого понимания, каждый из нас Великим постом да задаст себе главный вопрос: что нарушает мое общение с Богом и ближними, не дает мне открыться и жить полной жизнью? Сам по себе пост не представляет никакой ценности. Пост — лишь средство, которое Церковь (а у нее почти двухтысячелетний опыт) предлагает каждому христианину, благодаря чему он действительно может перерасти себя, избавиться от закона греха и смерти — эгоизма и эгоцентризма. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом просто: Царство Божие — Царство Любви. Любовь есть самоотдача. Так вот для того, чтобы себя отдавать, нужно себе принадлежать. Если страсти владеют нами, то мы себе не принадлежим! Мы не в состоянии любить по-настоящему! А все остальное — уже детали.

 



Опыт Церкви в борьбе с конкретными страстями многообразен. Каждый человек уникален и идет своим путем. Здесь какого-то общего универсального средства нет. Путем проб и ошибок (но, повторюсь, непримиримо!) мы должны бороться с выстроенными нами же стенами, которые разделяют нас с Богом и людьми, не дают нам стать гражданами Неба.

 

Часто я слышу фразу: нужно быть честным перед самим собой и перед Богом. Где провести правильную грань? Например, человеку лень молиться, тяжело заставить себя читать утренние и вечерние правила. Ему проще перекреститься, прочитать «Отче наш», сказать «Господи, помилуй» и лечь спать. Это честно? Или мы просто поддаемся своей лени, не оставляем места для подвига? А как же тогда преодоление себя?

 

Стать честными — это первое, что должно произойти, если мы действительно ищем подлинных отношений с Богом. Об этом часто любил говорить уже упомянутый мною митрополит Антоний. Ведь даже простые человеческие отношения, например, любовь и дружба, могут строиться только на честности. Отношения наши с людьми всегда в динамике. Или мы возрастаем в любви и дружбе, или умаляемся. Когда отношения приобретают формальный характер, то сходят на нет, переходят в разряд «мирного сосуществования» в лучшем случае. Точно так же и с Богом.

Самый распространенный вид обмана — это самообман. Ты должен научиться быть честным с собой и только на основании внутренней честности строить свои отношения с Богом. Для этого нужно оставлять место и молитве своими словами. Возьмем пример, когда человеку лень молиться. Стань перед Господом и скажи: «Господи, вот, представляешь, мне попросту лень с Тобой общаться. Да, Ты пришел ради меня, пострадал ради меня, умер ради меня, воскрес ради меня — все ради меня, а мне попросту лень два слова от сердца Тебе сказать. Господи, мне стыдно!» Вот так можно потихонечку прийти к честным и зрелым отношениям с Богом.

 

Есть люди, которые очень вдохновенно посещают службы, внимательно, с трепетом и благоговением, участвуют в богослужениях. Некоторые же выгорают. Многие мои знакомые говорят о том, что во время молитвы тяжело сосредоточиться, сердце не отзывается. Почему возникают такие разные реакции? Если вдруг на службе все стало скучным, монотонным — нужно ли как-то бороться со своим духовным самочувствием или спокойно его принимать?

 

Я думаю, здесь важно не Бога видеть ответственным за такое свое состояние. Не мерою дает Бог Духа (Ин. 3: 34). Господь рядом! Как опять же говорил владыка Антоний, Бог жить за нас не может... Он умер за нас. А вот жить за нас Он не может. Господь 40 дней постился перед выходом на проповедь. Ответ за мною. Здесь опять-таки вопрос честности отношений с Богом. Вот и повод плакать. Я говорю не о мокрых от слез носовых платках, а о глубоком внутреннем плаче: «Господи, Твоя любовь безмерна, а я на это мертв и холоден. Так, что-то отчасти...» Конечно, у каждого все очень индивидуально. Нужно учиться находить в себе какую-то струну, тронув которую мы могли бы прийти в себя. Важно, чтобы у нас была живая молитва, было живое общение и понимание того, для чего мы идем путем аскезы. Тогда и пост воспринимается как духовное путешествие к празднику Пасхи.

 



Вот смотришь на такого «горящего», искренне верующего, доверяющего Богу человека — и просыпается в тебе чувство духовной зависти и ревности. Эти чувства могут проявляться и по отношению к духовному отцу, когда одна сестра, к примеру, ревнует и завидует, что духовник уделяет другой сестре, как ей кажется, больше времени и внимания. Как побороть в себе эти чувства?

 

По-моему, такое состояние никак нельзя назвать «духовной» ревностью. Это просто ревность. Обычная (смеется). И зависть тоже самая обычная, которая действительно бывает к хорошему, чего, как нам иногда кажется, в нас нет. В чем низость этого состояния? По сути, любая зависть говорит Богу: «Ты меня обделил!» В состоянии любви к Богу человек говорит: «Господи, благодарю Тебя, что я так богат! Ты меня так одарил умом, талантами, способностями, возможностью в своей жизни реализовать, раскрыть все это. Я не имею ничего своего, начиная с того, что сама жизнь — Твой дар, и заканчивая всеми теми, кто меня окружает: родными, близкими, друзьями. Абсолютно все — Божий дар». Подлинно верующий человек всегда воспринимает свою жизнь как дар Божий. А человек, замкнутый на себе, видит то, чего у него нет. И это — внутреннее состояние вечной претензии к Богу, состояние мрака и тьмы. От зависти надо просто бежать! Если я могу в себе такое чувство иметь и им жить — простите, я еще не знаю Бога!

 

А если ловишь себя на зависти? Вот она неожиданно просыпается внутри, и, хотя крайне тебе неприятна, прогнать ее никак не получается…

 

Конечно, есть у нас «друзья», помыслы предлагаются нам постоянно. Здесь вопрос в другом: насколько мы на подобные чувства способны откликнуться? Именно отклик говорит о нашем внутреннем состоянии. Когда ревность или зависть нежданно-негаданно пронзают — вспомните, от кого они. Бесовщина мне предлагает: «А давай-ка похулим Бога. Поплачем о том, чего у нас нет. Пожалеем себя». Боритесь с такими чувствами благодарностью! Вспомните о том, как много всего на самом деле вам даровано. Сколько вокруг по-настоящему обездоленных людей! Нам в монастыре далеко ходить не надо в буквальном смысле: рядом — психиатрическая больница, два интерната для инвалидов первой группы. В храме мы постоянно встречаемся с таким горем и страданием, что наши беды... О них даже и говорить становится как-то неловко. А к чему-то относиться с завистью — просто низко. Низко по отношению к Богу. С другой стороны, если я соглашаюсь так мыслить, я сам себя делаю удивительно мелким. Всегда нужно бороться за себя, за образ Божий в себе.

 

Получается, совсем нет универсальных советов в борьбе со страстями?

 

Есть! Войди в полноту жизни Церкви! Если ты причащаешься раз в полгода — говорить обо всем остальном пока попросту бессмысленно. Все имеет своим завершением и исполнением таинство Евхаристии, литургию, в которой мы становимся живыми членами Тела Христова. Мы можем спасаться только во Христе, в Его Теле — Церкви.

 



Пробуйте все, что есть в церковном опыте. Нужно подобрать «в коня корм»: кого-то настраивает на борьбу чтение Евангелия, кого-то — жития святых, поучения святых отцов, Псалтирь, Иисусова молитва, богомыслие. Ищите то, что делает ваши личные отношения с Богом живыми.

Нужно хорошо понимать (и святые отцы это хорошо понимали): нельзя на человека налагать бремена неудобоносимые (Мф. 23: 4), требовать сверхмеры. Нужно найти золотую середину, чтобы жизнь твоя не была сплошной расслабленностью, но, с другой стороны, чтобы ты не надорвался. Очень часто нас бросает в крайности: мы прозябаем в какой-то лености, праздности духовной, а потом бросаемся в омут с головой и пытаемся с ходу исполнить монастырский устав. И на второй неделе все заканчивается. А когда срываемся — опускаем руки, впадаем в уныние и вообще ничего не делаем. Очень важно каждому для себя найти свою меру. Великий пост — пост аскетический. Его цель — постепенная внутренняя перемена в нас, оборот от себя любимого к Богу и ближнему.

Беседовала Мария Котова



«Не зло победит зло, а только любовь»
История не подлежит забвению. Но и толкование ее бывает различное. Христианин исторические события воспринимает по-евангельски, а у…
Размышления

Размышления над Евангелием. 24 декабря 2017 года
Блажен человек, сподобившийся Царства Небесного! И Христос показывает, что это блаженство открыто для каждого из нас, все приглашены…
Размышления Христос, Бог, Евангелие, Библиязнь, жизнь монастыря, жизнь монастыря

«Батюшки говорят…»
Иерей Валерий Захаров: «Если мы сравниваем себя с людьми, которые рядом с нами, то нам кажется, что мы во многом преуспели.…
Бог, покаяние, пост, человек, жизнь, иерей Валерий Захаров, иерей Георгий Глинский, иерей Сергий Нежборт, иерей Сергий Фалей
ИНТЕРЕСНОЕ


«Альтернативный понедельник»-2017: группа «25/17» и «Активный театр»
Антон Завьялов: «Я думаю, что любой материал, который мы выпускаем, любые слова, которые мы транслируем, изначально проходят…
Интервью Альтернативный понедельник, театр, спектакль, беседа

Быть или не быть, или Как мы видим монашество (часть первая)
Монахиня Иоанна: «Пожелание сестрам, которых будут постригать, — просто попытаться расположить свою душу, сердце к тому, чтобы…
Размышления монашество, постриг, послушание, воля Божия, жизнь монастыря

Вольная борьба с унынием
С миру по нитке — и собрались первые восемь приемов борьбы с хандрой. На войне с унынием они как дымовая завеса, чтобы приподняться…
Размышления духовная жизнь, борьба с грехом
ВСЕ СТАТЬИ
БЛАГОДАРИМ!
при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт
КОНТАКТЫ МОНАСТЫРЯ
ДЕЖУРНАЯ СЕСТРА:

+375 (29) 121 25 41

Подписаться
 Ок

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ
ТРЕБЫ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
КАК ВСТУПИТЬ В СЕСТРИЧЕСТВО
ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ
РАСПИСАНИЕ ВЫСТАВОК
ХОРЫ МОНАСТЫРЯ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДУХОВЕНСТВО
ХРАМЫ


Рецензии