Моя Снегурочка... Часть 15

      Цель драматурга - выразить с наибольшей определённостью и активностью своё отношение к жизни. Добролюбов писал об Островском:"...У него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни", т.е. "их положение господствует над ними". Общественные противоречия, составляющие объективную основу драматического конфликта в драме проявляется в форме противоречия между личностью и обществом, между героем и средой, между действующим лицом и действительностью.
  ""Причём часто сами действующие лица не имеют ясного или вовсе никакого сознания о смысле своего положения и своей борьбы; но зато борьба весьма отчётливо и сознательно совершается в душе зрителя, который невольно возмущается против положения, порождающего такие факты."
      Общественные противоречия обычно преломляются в пьесах Островского в сфере семейных отношений. Потому что в семье человек меньше всего притворяется и лучше всего узнаётся. Бытовые противоречия раскрываются в пьесах Островского, в конечном счёте, как противоречия социальные.
      Что такое быт? Быт - это установившийся порядок жизни, освящённый традицией, соблюдаемый по инерции, охраняемый косной силой привычки. Быт обусловливает нормы поведения людей, путы его связывают тех, кто хотел бы вырваться. Быт глушит протест и ломает волю. Островский раскрыл быт как отношения людей между собой: тут все в войне. Правда, это война особого рода. Она ведётся обычно без объявления, без заранее составленного плана, без генеральных сражений, без правильной осады противника, без перемещений, часто даже без ясно осознанной цели и даже без надежды на успех. Эта война ведётся изо дня в день, исподволь. Причём воюющие стороны не всегда подозревают, что находятся в состоянии войны: настолько война стала их естественным состоянием. Это чаще всего позиционная война, война на изматывание противника, жестокая, без преднамеренной жестокости, безжалостная, как безжалостна борьба за существование. В этой войне булавочные уколы чаще, чем ножевые раны, а самоубийства чаще. чем убийства. Эта война называется ЖИЗНЬ."*

      Таково в общих чертах мировосприятие Островского.
      "Снегурочка" - поэтическое произведение, но и здесь Островский уделяет много внимания вопросам быта.
      Молодые берендеи находятся в преддверии семейной жизни. Их чрезвычайно заботит их будущее. Желательно, чтобы оно было побогаче и посытнее. Даёшь богатых женихов и невест! Тем более, что на высокие урожаи рассчитывать не приходится - и из-за природных условий, и из-за беспечного характера берендеев.
      Во взаимоотношениях семьи, молодых пар легко диагностируются болезни всего берендеева общества. Как-то: попрошайничество, желание иметь барыш, наряды, высокое положение и т.д., но не трудом добиться, а хитростью, лестью, обманом.
      Идёт безжалостная борьба за существование. О сохранении души никто не задумывается : быть бы живу!
      
      Отсюда - поиски в образном решении спектакля как поэтической, так одновременно и бытовой среды , и необходимость столкнуть в конфликте ТО, КАК ЕСТЬ , И ТО, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ,
      И ещё... Островский никогда ничего не скрывал от зрителей. С самого начала каждого его произведения зрителю предлагалась возможная развязка.  Вот и в "Снегурочке" мы с самого начала знаем, что её ожидает. Гибель  Снегурочки предсказана уже в прологе, в словах встревоженного Мороза, послушавшего рассказ птицы :"...будто Солнце... не знаю КАК, но умертвит".
      В этом КАК, т.е. в раскрытии самого хода драматического действия, а вовсе не в неожиданности развязки, заключён истинный интерес.
      Отсюда - необходимо заложить в образное решение с самого начала возможность трагической развязки. КАК?

      Конец у пьесы Островского - не конец жизни. Он устанавливает лишь временное, иногда случайное равновесие. Остаётся неразвязанным основной узел социальных противоречий. Развязки Островского вплотную подводили читателей к поискам революционного выхода из тёмного царства. В конце его пьес - всегда многоточие. Верен себе Островский и в "Снегурочке".
     Отсюда  - необходимо такое решение последней сцены , чтобы вызвать у зрителей потребность задуматься, на что решиться и осуществить...

---------------------------
*) Е.Холодов. Мастерство Островского


Рецензии
Как жаль,что наша жизнь - война,
ведущаяся исподволь,естественно.
Трудно это принять,но,задумавшись,
понимаешь,что так оно и есть.
Вы,Таня,очень подробно это обосновали,
доказали на примерах,что меньше всего
думается о сохранении души.
Диву даёшься,когда осознаешь,что и
времена ничего(почти) не меняют,
потому так злободневны пьесы А.Н.
Островского.
А задача режиссёра ох как трудна...
Как важно,чтобы зритель сумел
осознать глубину этой задачи,её суть.
Вероятно,необходимы какие-то
подсказки.

Римма Дроздова   28.12.2017 16:06     Заявить о нарушении
Когда уходила в эту профессию их инженерной, мне казалось, что можно сделать людей более счастливыми, но я ничего не добилась фактически, кроме того, что сама получала удовольствие от этой работы. С надеждой, что это было важно и нужно для тех, кто был моими учениками. Но всё так неоднозначно. Жизнь всегда делала свои поправки. И встречаясь с кем-то через время я могла получить и упрёки : "Вы виноваты в том, что из меня ничего не получилось!" типа того... Конечно, были и другие оценки. Этим и держусь.Прочтите, Риммочка,об этом здесь: http://www.stihi.ru/2011/02/12/5466
Обнимаю - Т.

Кариатиды Сны   29.12.2017 00:16   Заявить о нарушении
ИЗ инженерной...

Кариатиды Сны   29.12.2017 00:16   Заявить о нарушении