Маймон и его марраны

ИЗ ИНТЕРНЕТА

Э.К. не удаляется и к авторству не имеет отношения!!!
(надеюсь, что автор-
Аркадий Красильщиков-
не найдёт в ознакомлении с его исследовнием и
других читателей нарушения его авторских прав.)


(прочесть полностью и увидеть
фото картин художниа можно открыв
нижеприведенный сайт)

http://a.kras.cc/2016/05/blog-post_739.html

Аркадий Красильщиков
среда, 11 мая 2016 г.
МАЙМОН И ЕГО МАРРАНЫ

На выставке «Время нашей свободы», которая проходит в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, выставлены две работы, связанные с темой пасхального седера. Это горельеф Марка Антокольского «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи» (1869) и живописное полотно Моисея Маймона «Марраны (Тайный седер в Испании во времена инквизиции)» (1893).

 Для российских еврейских художников 19 в. история марранов стала своеобразным эзоповым языком, с помощью которого они могли поведать об участи евреев Российской империи, о преследованиях евреев и политике ассимиляции, проводимой властями.
История «Марранов» Маймона удивительна, ее рассказывает сам художник в своих воспоминаниях. В бытность студентом Академии Художеств он был приглашен на Песах в еврейский дом. Во главе стола восседал старик, «одетый в китель, с вышитою ермолкой на голове, обложенный разноцветными подушками. В знак свободы и радости читал он однообразно, но певуче знакомым мотивом Агаду. Все в такт вторили ему, и было уютно и отрадно...» Внезапно раздался «резкий звонок и одновременно стук многих кулаков в дверь». Явились сыщик, помощник пристава, дворники, обнаружили, что у хозяев нет разрешения на жительство в Петербурге и взяли их под арест. «Ошеломленный и разбитый», покидал Маймон дом арестованного, не понимая, «за что разорили это уютное гнездо».
Художник решил увековечить этот ужасный случай. Спустя несколько лет Академия объявила конкурс тематических работ на соискание звания академика. Маймону пришла в голову удачная мысль – прибегнуть к иносказанию, приурочив работу к 400-летию изгнания евреев из Испании. Действие картины перенесено в средневековую Испанию, персонажи облачены в испанские костюмы, вместо полиции изображены инквизиторы.
Зарисовки для картины Маймон делал в Испании, а писал ее в России. Художнику нигде не удавалось найти натурщика для главного героя картины – старика маррана, сидящего во главе стола. Маймон обошел множество синагог, еврейских лавок, кладбищ – нужный тип не встречался нигде. Художник был близок к отчаянию. Но однажды, когда художник брел по набережной Мойки, мимо него проехала коляска, в которой сидел седобородый старик-генерал, его грудь была увешана медалями… Художника как огнем обожгло – он бросился за коляской вслед, умоляя остановиться… Поразительно, но генерал согласился позировать для картины. Молча, сурово, с каменным видом отсиживал высокопоставленный натурщик все сеансы. Когда портрет был закончен, художник обратился к старому военному со словами благодарности.
«Пустое, – сказал генерал. – Это я должен благодарить вас. За внешностью русского генерала вы смогли увидеть раненую еврейскую душу».
Это был генерал Арнольди, начавший свою службы кантонистом. Так называли еврейских мальчиков, принудительно взятых на службу в армии и насильственно отлученных от своих еврейских корней.

По материалам портала www.jewish.ru и проекта «Журнальный зал».
Благодарим Аллу Соколову за предоставленные материалы. 
news.jeps.ru

4638534_Berdnikov2 (220x363, 26Kb)
Моисей (Мовше) Львович Маймон
(1860—1924) 

Картину мастер назвал «Марраны» («Тайный седер в Испании во времена инквизиции»). Она имела шумный успех. Академия художеств присудила Маймону за эту картину звание академика, и он был вторым после Исаака Аскназия евреем, получившим это звание. С картины была сделана большая гравюра, получившая широкое распространение в еврейских семьях. Академия постановила купить полотно для Музея Александра III, но решение было отменено ввиду «антихристианского содержания».

После выставки 1893 г. М.Маймон большую часть своих работ посвящает еврейской тематике и издает альбомы «Библейские женщины», «Мужи Библии» и «Картины из еврейской жизни». После воцарения на престол Николая II и наступления некоторой либерализации в жизни российского общества еврейская тема стала достаточно популярной в российской прессе, и гравюры Маймона широко используются в качестве приложений к статьям в столичных еврейских газетах и журналах. Известно, что на некоторые сюжеты из этих альбомов ставили «живые картины» в еврейских салонах Петербурга начала XX века.

В 1901 г. работы Маймона вновь появляются на петербургских выставках. Особый успех выпадает на картины исторического содержания: «Петр I редактирует «Ведомости» (1903) и «Александр I у Серафима Саровского» (1904). Русско-японская война 1905 г. возвращает его к сюжетам из жизни родного народа. Картина «18 апреля в горах Тюренчена» изображает еврейских солдат-музыкантов, которые, поддерживая раненого священника, самоотверженно ведут полк в атаку против японцев. Кровавые погромы 1905 – 1906 гг. побудили Маймона написать «Вечного странника» и «Опять на родине». Вторая из них изображала вернувшегося с войны солдата-еврея, который находит свой дом, разоренный погромом. Эта картина была снята с выставки цензурой, и судьба ее до сих пор не выяснена.

К этому времени Моисей Маймон приобретает международную известность. Во многом этому способствовал тот факт, что девять работ Маймона были выставлены на Всемирной выставке 1904 г. в Сент-Луисе (США), приуроченной к Третьим Летним олимпийским играм. Маймон получает приглашения на международные вернисажи в Амстердаме и Лондоне. Там некоторые его работы были приобретены в музеи частных коллекционеров. В Лондоне художник провел три года. Привезенные оттуда работы были выставлены в Москве и Петербурге. Особый успех сопутствовал «Ивану Грозному» (1911).

На протяжении всей жизни Маймон принимал активное участие в деятельности многих еврейских культурных и художественных организаций, избирался в правление крупнейшего из них – Еврейского общества поощрения художников (1916–1919) – и участвовал во всех еврейских выставках, состоявшихся в 1916–1918 годах в Москве и Петрограде, а в «Еврейских хрониках» опубликовал мемуары. В 1910 – 1920-х гг. преподавал рисование в различных столичных учебных заведениях, был свидетелем Октябрьского переворота 1917 г., и, когда в 1919 г. был открыт Еврейский университет Петрограда, читал там лекции по истории искусства евреев. Обладая литературным даром, был автором многочисленных статей по искусству и воспоминаний, опубликованных в сборниках еврейских авторов, а также в популярных российских журналах «Восход» и «Будущность». Уже в советское время журнал «Еврейская летопись» анонсировал его работу «Антисемитизм в искусстве», но она так и не была опубликована.
 jewishfreedom

***
  Но если правда, что рукописи не горят, то не обращаются в тлен и произведения искусства. Совсем недавно картина «Марраны» была найдена, в Нью-Йорке, в одном из еврейских Домов для престарелых. Американский искусствовед Муся Гланц, обнаружившая эту бесценную находку, увидела здесь закрывавшую почти всю стену картину размером 9 на 16 футов. «Слои пыли, покрывавшие её много лет, — признаётся она, — не смогли скрыть её выразительности и глубокого смысла... Чем дольше я смотрела на картину, тем сильнее я чувствовала великую силу искусства, которая способно соединять времена, страны и народы». Исследователь скрупулёзно прослеживает путь «Марранов» из мастерской художника в Петербурге до Дома престарелых в Нью-Йорке, историю пропажи картины и её новое обретение (17). Вдаваться в детали мы не будем, скажем только, что в историю эту вовлечено большое число людей, событий и мест. Хотя многие вопросы всё ещё остаются без ответа и требуют дальнейших розысканий.
 Лев Бердников "История одной картины"



ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ МОИСЕЯ МАЙМОНА
(ФРАГМЕНТ) 

В архиве Маймона, который находится сейчас в Российском еврейском музее, сохранилась сохранилась рукопись неоконченных мемуаров (по сути только их начало), под названием «Тернистый путь». По всей видимости, мемуары он начал писать в последние годы жизни. Публикуя


Рецензии