Алёна Лёшина. Обзор стихов-победителей ВВП 30-34
1. Белый Ящик. "В кофейне..." - http://www.stihi.ru/2017/05/14/8383
Веснушчатая девочка с косичками
сидит в кафе. Пьёт кофе по-восточному.
За стойкой бармен трёт бокал с отчаяньем
галерника при каторжном весле.
И я в углу… и кофе пью с корицею,
пытаясь приглушить свои эмоции.
А канарейка в клетке надрывается
и память пробуждает всё властней.
Всё было так же: бармен, клетка, девочка.
Косички и веснушки. Столь же сумрачно.
За стойкою бутылочки, флакончики
и прочие кофейные дела.
...Тогда сидели вместе. Было весело,
смотрели друг на друга нежно, ласково.
Казалось бы – погасло и потускло всё...
К чему бы птичка в клетке ожила?
Атмосферно, образы объемные и зримые. Царапнуло слово «властней», пришлось гуглить словари. В предпоследней строке я бы слова «погасло» и «потускло» поменяла местами, фонетически так лучше ложится, на мой взгляд, и рифмуется с «ласково» (строчкой выше). В целом этот стих - один из фаворитов в моей подборке.
2.Елена Ительсон. Это - притяженье слов разлуки http://www.stihi.ru/2011/05/22/6053
В расставанье навсегда есть звуки.
Это – притяженье слов разлуки.
Это – лестница и старые перила.
Горький крик: "Не уходи, мой милый!"
Горький крик в широком старом доме,
Взгляд отчаяния в лестницы пролёт...
Мы давно расстались. В этом доме
Не живёт он больше и не ждёт
Возвращенья или примиренья.
Это – горький крик непротивления.
А за ним – совсем другая жизнь,
В ней другие скорость и законы.
Я кричала одиночеству: "Держись!"
Падал в ноги мне лишь свет оконный...
Есть соблазн начать редактировать стих, особенно второй катрен: например, не смогла себе представить широкий старый дом (с акцентом на «широкий»), да и рифма «доме/доме» - не рифма вовсе. Что такое «крик непротивленья», и как это звучит в реальности, также осталось за рамками моего восприятия. В эмоциональной насыщенности, конечно, произведению не откажешь, может быть, этим и объясняется некоторая бессвязность изложения. Возможно, это – задумка автора?
3.Сергей Ясонов "Я последний самый романтик" http://www.stihi.ru/2014/06/26/10345
Ах вы, кони, ретивые кони:
Ранней юности пылкость, азарт!..
Перед вами склоняюсь в поклоне.
Финиш? Нет. Но уже и не старт.
(От автора).
* * *
Увезла меня резвая тройка:
Красота, Жажда жизни, Любовь.
Хмель от чувств - не вином, что с попойки,
Вдохновляет, влечет вновь и вновь.
Увезла не за горы, не в дали.
Я все там же, где лес, облака.
Склон, куда журавли прилетают,
Где под солнцем играет река.
Доброту, справедливость познавший,
Упоенье нашедший и суть,
Понял, что от любви настоящей
Не уехать. Не тронуться в путь.
Опьянен родниковым настоем.
Потому и хожу во хмелю.
Счастлив. Ею, наверное, болен -
Той землею, что сердцем люблю?!
В край иной, где живется попроще,
Не уплыть по теченью реки.
Здесь, вскружившие голову, в роще
Ждут березы, что сердцу близки`.
В первой зелени стройны и хру'пки.
Нет, других мне не нужно дорог.
На ветру развеваются юбки,
Струны чувств белоснежностью ног
Тронув. Звуки ли скрипки Амати
Над рекой у родных камышей?!
Я тот самый последний романтик.
Им, уехав, остался в душе.
Очень толково, ладно и складно. Но, к сожалению, много штампов (практически – одни штампы), поэтому восприятие соскальзывает со строк и бредет себе мимо, - искать что-то более неровное, шероховатое и индивидуальное.
4.Змей Горыныч 3 Таня плачет. http://www.stihi.ru/2015/09/17/3329
Знаешь, Таня, про мячик опять не плачь,
Раз уж сказка, и кубик летит игральный,
Подменяя причудливость неудач
Неудачей попроще, зато реальной.
Вдруг принцессу прекрасную не спасти,
Иль пластмассовой саблей чудовищ грозных
Королевич не сможет прогнать с пути?
Придержи, собери для финала слезы.
Мяч - подарок? Не верит Москва слезам.
Глупо помнить, ведь прошлое - только тени.
У площадки репейник и всякий хлам -
Как не выдумать райских иных растений...
Вот над вымыслом можно кропить слезой
В общей спальне кроватную дээспэшку
На горошине... Жизнь нарастит мозоль
Даже тем, кто разбалован и изнежен.
Ты большая - привыкла уже терять
И терять, не теряя, что втрое горше.
Взрослый, если заплачет, то только зря.
Ничего... Без любви вырастали тоже.
Затягивающая ритмика у стиха, да и в целом, очень неплохо, и финал удачный. Но интрига для читателя сохранилась – что таки случилось с Таней между мячиком и кроватной ДСП-шкой? Прочла три раза, возникло несколько версий развития сюжета в середине повествования. Любопытно.
5.Ольга Королева. Утро на море http://www.stihi.ru/2016/04/16/7317
Велосипед у моря брошен.
Блестит на солнце гладкий руль.
Колебля платьице в горошек,
К ногам ласкается июль.
Читать про Гадкого Утенка,
В добро поверить до конца,
И в даль ходить по водной кромке,
Внимая мысли мудреца.
Степная ящерка в колючках
Шуршит, и брызгает песком.
В дорожной сумке – лист и ручка.
В мечтах – полеты высоко.
В воображении картины
За горизонт зовут порой,
Где верным курсом бригантину
Ведет неузнанный герой.
Милая зарисовка. Не поняла, к чему лист и ручка, эти элементы не получили своего места в развитии сюжета.
6.Елька 22_Сны Макса_ http://www.stihi.ru/2015/07/28/6398
Расчерчена на клетки жизнь,
зажата днями;
другой кисмет во мне горит –
зовёт ночами.
Я ладно скроен, крепко сшит,
но я не с вами.
Стал чуть вольготнее режим:
отгулы – снами.
Судьбою вынесен вердикт
в графе –
крестами,
дней выданный лимит
горчит –
данай дарами.
Я к месту вроде не пришит,
и кровь буянит:
проходит в этот мир визит.
Запомню – снами.
Мы из себя к другим бежим –
побыть тенями,
и проверяем миражи
на вкус словами.
Я – Колобок, я – Вечный Жид,
позёр местами,
Я – шарик призрачных орбит,
набитый снами.
**** - Миры Макса Фрая. /"Чужак"/
Судя по всему (могу ошибаться), стих написан на тематический конкурс. Возможно, там он был к месту. При отдельном прочтении не вдохновляет, к сожалению. Много повторов, утяжеляющих восприятие. Есть строки, о которые просто спотыкаешься, особенно при чтении вслух, например: @Дней выданный лимит горчит – данай дарами? - Здесь есть над чем поработать.
А начало довольно удачное, многообещающее: «Расчерчена на клетки жизнь, зажата днями..»
7.Елена Зак Вишневые стихи http://www.stihi.ru/2014/05/21/9046
Я тебя не люблю ни капли. Отчего ты со мною так нежен?
Началось всё весною ранней, а теперь, посмотри, сад заснежен.
А теперь за окном декабрь, под сугробом спряталась вишня.
Онемели от холода губы. Целовал, да согреть не вышло.
Я тебя не люблю ни капли. Ну за что наказание это?
Я руками сугроб разгребаю, может вишни под снегом где-то.
Может с лета осталась малость, или птицы не всё склевали?
Мне б найти хоть одну, чтобы сладость утолила твои печали.
****
Поглядела утром - вишня заневестилась.
Ветка юная, как худенькое плечико,
кожей тонкой сквозь ажурность нежно светится
очень взрослого наряда подвенечного.
Ночью пал туман, накрыл холодной ватою,
перемял оборки кипенные белые.
Без вины осталась вишня виноватою,
не коснутся тёплых ягод губы спелые.
Сколько зим ищу в саду следы под вишнею,
сколько лет пишу я письма несердитые.
Как же вышло, что я стала третьей лишнею?
Что ж так жжёт весной под веками закрытыми?
Есть ритмические сбои. Во второй части ритмический рисунок лучше. В целом довольно стихи милые, но не цепляют, эмоционально нейтральны, не заряжены. Немного грустно, но и только. В первой части не смогла состыковать смысловые составляющие – героиня не любит, но при этом сетует на наказанье (?). Во второй части есть ощущение хождения мыслей по кругу. Хочется пожелать героине писать письма посердитей, для изюминки.
8.Новикова Таня Дверь скрипит http://www.stihi.ru/2013/07/31/186
О. А. Р.
Жизнь как во сне: работа/дом, работа
и снова дом и Катина забота—
поставить чайник, приготовить ужин
(всё как у всех), но стал так скучен, душен
стерильный мир (диван, картина, штора),
в котором ты сама себе опора.
Уходит Лёша — дверь скрипит уныло —
от этой жизни можно стать бескрылым...
А может, Катя, отпустить былое —
отбросить,что копилось слой за слоем,—
уехать в О;кунёво: плавать в Таре,
в сосновый бор корнями прорастая,
не соглашаться, что судьба конечна,
и курс ориентировать на вечность.
И радоваться краскам леса, свету —
отшельницей, неопытным поэтом.
Лечить хандру сиротством, новым словом,
уложенным в катрены; и оковы
прозрачные, тяжелые, тугие
снимать и выходить из летаргии...
Ну а пока сидишь на стуле хлипком,
и дверь скрипит, скрипит больною скрипкой...
Мой второй фаворит. Здесь есть живой нерв, и виден выход за пределы замкнутого пространства. Вот это рецепт для героини из предыдущего произведения:
Лечить хандру сиротством, новым словом,
уложенным в катрены; и оковы
прозрачные, тяжелые, тугие
снимать и выходить из летаргии...
9.Ольга Королева. Первый ливень мая http://www.stihi.ru/2016/05/23/4314
Балкон распахнут в сад, и хлещет ливень.
Цветет сирень, немного смущена:
Как будто стала женщиной счастливой –
Под сердцем сохраняя семена.
Грохочут струи, скачут по перилам.
От каждой рвется брызг звенящий сноп.
С утра невыносимо душно было –
И дождь сорвался с шага на галоп.
Он рухнул вниз, соцветия сминая...
Потек по ней; он так еще не млел…
В ногах лежит сорочка кружевная
Пузырящейся лужей на земле.
Хорошо, стихийно и атмосферно. Чувственные стихи.
10.Елена Элентух. Бог идет по Серенгети http://www.stihi.ru/2017/07/04/5543
В ярком ситцевом саронге бог идет по Серенгети.
Капибара с ним ошую, одесную хмурый йети.
Отцветает жакаранда, колосится серый сорго.
Там за сожранных с сожравших бог не спрашивает строго.
И цепочка пищевая серебрится на запястье,
ведь для папы (он же мама), дети сыты - это счастье.
Ну а мы в своем порыве сбросить с тела жира граммы
тратим деньги на кольраби и противный топинамбур.
Остросюжетная история. Строка «Там за сожранных с сожравших бог не спрашивает строго» - может лечь в основу концепции отдельных слоев общества. Шутка. Или нет. Сильно, в общем. Кое-где ( в начале особенно) сложночитаемо.
11.Гера Шторм "Вопреки" http://www.stihi.ru/2016/04/11/3558
В старой квартире дремлет приблудший кот.
Скрип половиц совсем не тревожит сон.
Ветер сквозь щели в окнах - наоборот
дышит с ним вместе, кажется в унисон.
Сверху просветы неба легли на пол.
Дом посечён войною. В нём нет семьи.
Кот так измотан, брошен на произвол,
голоден, слаб и предан давно людьми.
В долгих скитания всё же нашёл приют.
Больше не слышит взрывы, забыл про страх.
Капли дождя по стёклам разбитым бьют.
Мебель покрыл побелки отбитой - прах.
Шелест газет, оставленных впопыхах,
эхом разносят в комнатах сквозняки.
Кот убаюкан в кресле - как на руках,
мирно уснул, реальности вопреки.
Хотя контекста не хватает, и не совсем понятно, о какой войне идет речь, но пронзительно, и кота жалко. О людях, которые предали кота, тоже, видимо, стоит посожалеть. Цепляет, конечно. Художественная сторона произведения выдержана на уровне.
12.Русаков Григорий "Эх! Свобода..." http://www.stihi.ru/2016/05/07/4013
Не азартный игрок, не пьяница,
только вниз по наклонной кубарем
и какая уж к чёрту разница,
что плебеям погост, что сударям!
По уставу, согласно правилам,
черно-белого цвета радуга,
перебором форшлаг по клавишам
на потеху блаженным ангелам...
И свобода взамен субстанции -
телефонный платёж обещанный,
электричка на дальней станции...
Эх! Свобода, ты просто - женщина!
Вот и всё, лишь стихи - метафоры,
словно иглы стальные холодом,
прямо в душу ко мне в соавторы,
вместо ласки тяжёлым молотом...
А потом тишина, забвение,
то ли попросту, то ли попусту.
Жизнь-злодейка одно мгновение -
или к дьяволу, или к Господу...
Размашистый такой стих, широким мазком написанный. Характер героя понятен, вопросов, почему он – вниз по наклонной кубарем, у читателя не возникает. Сравнение женщины со свободой даже лестно (спасибо автору), но несколько шаблонно. Не разгаданной осталась строка «свобода взамен субстанции», о какой субстанции идет речь, осталось тайной.
13.Абу Даби "Посмейся" http://www.stihi.ru/2017/09/02/8733
Окно вещает (опытный синоптик):
его пронзает вечер, словно кортик-
предсердие.
Мол, солнце так устало,
что в семь ноль-ноль захлопнуло забрало
у маленькой чуть дышащей лампадки.
Вам - влево, вниз.
А мне - нашить заплатки
(цветные ситцевые бабочки, ромашки),
чтоб стать спокойной, комнатной, домашней.
Почётный гость пижамной вечеринки.
Девятый позвонок у зданий чинных,
как утверждает опытный синоптик,
стремится вверх и вправо.
Подоконник
усыпан звездами-мерцающим горохом
отборным, крупным.
В общем-то, неплохо
в их окруженьи: чудно, но тоскливо.
Особенно когда незрелой сливой
выходит не луна и недомесяц,
а нечто усреднённое.
Посмейся...
посмейся про себя, про жизнь, про что-то,
про то, что мы закатаны как шпроты
в пространство (в тесноте, да не в обиде).
Однако, сердце, замолчи
изыди!
Возьми свой неподъёмный чемоданчик
и выметайся!
Гордые не плачут.
Ну ладно: плачут, но когда не видно.
Им даже пред луной бывает стыдно,
пусть даже не луна и недомесяц,
а нечто усредненное.
Посмейся.
Хочется процитировать автора: «В общем-то, неплохо» (С). Чего не хватило мне, чтобы, например, забрать стих себе в дневничок, и перечитывать время от времени, как я это делаю с полюбившимися стихами? Если ответить кратко, речь идет не о нехватке, а скорей о переизбытке – слов, образов, контекстов, подтекста… В целом – оригинально, но есть утомляющее смешение смыслов – девятый позвонок, смещение которого диагностирует (почему-то!) синоптик, и пр. Хотя в индивидуальности автору не откажешь.
14.Борис Балицкий *** http://www.stihi.ru/2014/11/24/7977
Она плела любовь, как кружева.
Дыханием. Движением. Словами.
И замирала времени река...
И расступались звёзды перед нами.
Сплетенье тел. Слиянье Ин и Ян.
Росинки пота на упругой коже.
И шёпот-шорох, так шуршит тимьян..:
Устал, ...хороший? ... Я немножко тоже...
Глаза в глаза. Ладошкой по лицу..:
любимый мой.. , и носом под ключицу...
В окошке месяц, только я не сплю.
Я караулю сказочную птицу.
Здесь, по сравнению с предыдущим произведением, ненавязчивый и знакомый сюжет, так многими уже воспетый, да и рифмы слишком просты, но стих при этом оставляет приятное послевкусие. Автору бы я посоветовала отредактировать пунктуацию.
15.Елена Элентух Метаморфоз http://www.stihi.ru/2011/11/25/472
"… в неспешности минут смотреть на смерть травы"
На смерть травы
Уже Другая
Зерно отдать земле - себя отдать другому.
Покорно и легко уйти в небытиё.
Игольчатостью льда, зимой пронизан сон мой,
пожухлый лист гниет, даря корням тепло.
Проснуться от грозы, жужжанья первой мухи,
щекотки мурашей по шелковой спине
невинного червя, от оттепельных звуков
капельного каприччио по дышащей земле.
Но это всё потом, через века творения,
когда поток весны иссякнет и редки
следы тревожных снов о скором наводнении
не скованной зимой чернеющей реки.
В них будто снизу вверх, ломая перспективу,
течёт из берегов черёмушная ртуть,
и вдоль реки бредут, согнув покорно спину,
смиренные плакучие берёзы. Но не суть
в оплаканных листах и отлучённых зёрнах,
в разбросанных, забытых зимою семенах.
Проснуться бы весной в разгар метаморфозных
конвульсий и взлететь, превозмогая страх.
Да простит меня автор, но стих сдается на милость читателя не сразу – сначала не впускает в себя, но со второго, третьего прочтения открывается и захватывает. Впечатлило, хотя есть царапающие места, - например, не слишком удачной нахожу рифму «другому-сон мой», не прониклась также «черемушной ртутью». В целом стих глубокий.
16.Абу Даби "Осеннее" http://www.stihi.ru/2017/09/09/8171
Окна выкатят жёлтые бусины
на чернильную бороду вечера.
И опять в антисказочном городе,
чуть простуженном,
чуть обесцвеченном,
скрипнут двери
простые
подъездные,
а снаружи - деревья ссутулятся.
Так что, вспомни про знаменье крестное
перед тем, как выходишь на улицу.
А не вспомнишь - беги, светлорусая,
белокожая,
еле одетая:
без пальто, без перчаток...
и грустная -
человечка, ничем не приметная
прямиком по бесчисленным лужицам,
что хрустят словно тонкие косточки.
Осень.
Осень тревожная кружится,
ищет плохо закрытые форточки.
Среди этой всемирной небрежности,
среди этой вселенской непрочности
человек умирает от нежности,
от любви,
от тоски...
ну и прочего.
Человек умирает безропотно
и бесслёзно
под морось тоскливую.
Человек простодушно-неопытен,
а она
над землёй
левитирует.
Слово «левитирует» в финале звучит несколько чужеродно, я бы заменила. А в целом стих читается на одном дыхании, - гармонический, настроенческий, атмосферный. Созвучен осени. Хорошо.
17.Эдмар "Коробочка с бабочками" http://www.stihi.ru/2014/01/17/9970
Она училась понимать
Своих заветных бабочек...
***
Уже заснули дед и баба,
А ей, на крыше, в полночь - "пять"
(И пять веков)... Босая, в шапочке,
С котёнком, - с ним повеселей...
Пора открыть коробочку,
Откуда брызнут ярким скопом
Все мотыльки из прошлых лет
И дней, что пО сердцу и пОбоку.
Ей - повзрослеть и постареть,
Порхать, врастая в крылышки,
Теряя милых и постылых
И каждой радостью звенеть,
Любя своей души посылы...
И отпустить на лунный свет
Уставших, в небо тёплое -
Что было - будет... Стайкой блёклой
Взлетят... и вот, уже их нет.
Как-будто, это небо - тОплое...
***
Её в корзинке принесут
К порогу бобылей и те
Узнают, что такое "дети"...
А на коробочке прочтут -
"Открыть самой на пятилетие"...
Сожалею, не смогла до конца проникнуться замыслом автора. Подозреваю, что произведение не автономно, и, возможно, связано с заданной темой/картинкой и пр.
18. Борис Балицкий. словоблудие. http://www.stihi.ru/2014/05/28/6957
Россыпь родинок на груди,
конопушек рыжьё весеннее;
ах, какая же русская ты!
Словно ива в стихах Есенина.
Пара строчек про синь озёр,
что в глазах твоих плещет влажно;
да про гибкий и тонкий стан,
это тоже кому-то важно.
Для того у кого это есть.
Для того, кто всё это любит.
А меня не рыжьё и синь;
дикость скифов меня погубит.
Смуглость кожи, янтарность глаз;
кровь горячая, лёд - не студит,
той; что голая без седла
под луною галопом любит.
В скачке дикой вросла в коня,
вперехлёст гривы чернь, кос вОлос.
И летит под копытную дробь
в бархат ночи гортанный голос.
А закончив заезд-полёт,
дрожью мелкой и потом исходит... .
Не нужна мне в веснушках синь,
когда рядом такая ходит.
Рифмы простоваты, «вперехлёст гривы чернь, кос вОлос» - не произносимое вслух сочетание звуков, на мой взгляд, про синь озер и янтарность глаз за весь многовековой период существования поэзии только ленивый не писал… Но сам стих при этом вкусный и живой, что радует.
19.Гера Шторм "Серое небо, чёрные ветки..." http://www.stihi.ru/2014/09/30/2793
Жалки деревья, наряды их ветхи
позднею осенью. Галкам приют -
голые, влажные, чёрные ветки,
те, что с размаху царапают, бьют
серое небо. Лишь ржавые кляксы
некогда - листьев пятнают асфальт.
Даже у елей, что в миртовых рясах,
кончики игл покрыла сусаль.
Бурые смолы стекают с деревьев,
плавно вливая себя в чернозём.
Галки охрипли, в старинном поверье -
это ненастье, сорвавшимся псом
в город несётся. Нанизаны, словно
угольный оникс на прутья берёз,
птицы. Запутавшись, каждая сольно
громко кричит, бьётся с ветром всерьёз
за оголённые плети, жестоко.
Крик пробирает до самых костей.
Небо наотмашь изыскано, тонко
хлещет ветвями из разных мастей.
Ветер, бушуя от наглости птичьей,
с силой срывает, как пыль с древних книг,
чёрную тучу пернатых. Цинично,
небо оставив с ветвями одних.
Вицы упругие хлещут и хлещут
серое небо. Чтоб было больней,
галки врезаются мелкой картечью
в сизые тучи тугих простыней.
Нет, не умышленно, ветер с размаху
бросил наотмашь в болящую высь
столь неугодных, крикливых. И запах
прелой земли в парках, скверах завис.
Тучи от боли скрутило узлами.
Свод потемнел, словно свежий синяк.
Брызнули слёзы... И сильно дождями
небо заплакало. Жалобно так...
Ненастье описано в своем захватывающем развитии, образно, подробно, как под микроскопом. На мой взгляд, стиху не хватило в финале тонкого мостика, связывающего птичий сюжет с человечьим. Аллегория с птицами не совсем реализована, не связана с судьбой героя, так и оставшегося за кадром.
1 место Ольга Королева. Первый ливень мая http://www.stihi.ru/2016/05/23/4314
2 место Новикова Таня Дверь скрипит http://www.stihi.ru/2013/07/31/186
3 место Белый Ящик. "В кофейне..." - http://www.stihi.ru/2017/05/14/8383
Свидетельство о публикации №117122505078
Ура!
С наступающим Новым Годом! Пусть он принесет огромную удачу и неиссякаемое вдохновение)
Новикова Таня 25.12.2017 12:57 Заявить о нарушении
Елена Ительсон 26.12.2017 15:58 Заявить о нарушении