По конкурсу - В сиянии трепетных свечей
http://www.stihi.ru/2017/12/25/2723 - Итоги конкурса
Конкурсы православной поэзии я отношу к серии конкурсов повышенной сложности. В них могут участвовать наравне со всеми другими желающими даже судьи - даже те, кто сами в этом конкурсе голосуют. И это не потому, что мне не хватает заявок на участие в данном жанре, а потому что жанр религиозной поэзии очень специфичен. В нем пишут (должны бы писать!) те, для кого вера - не пустой звук и, тем более, не повод использовать богословскую лексику либо отдельные слова церковнославянского языка в своих стихах всуе - только для заполнения ими строк еще одной небанальной рифмой или фразой. Всегда очень смешно выглядят в стихах слова, значение которых и область употребления автору не знакома и не близка. Лучше уж совсем не рисковать такими словами, если не пытаешься сначала разобраться в их смысле.
А стоит ли разбираться со значением одного слова, если нет интереса к самому предмету? Если автор стихов обращается к Богу только как к еще одному влиятельному исполнителю его нужд и лишь, когда совсем приспичит? Если редкое посещение храма в праздник - это либо дань современной тенденции, либо чисто культурный интерес (к истории, к архитектуре, к искусству), либо сложившееся представление о церкви, как о языческом капище: поставь свечу перед определенной иконой, пожертвуй на храм, озвучь свою требу перед свечой и... жди милости. А заодно еще и критикуй "попов" за их нерадивость в работе или корыстолюбие... Нет, я таких "захожан" не осуждаю - сама прежде была такая же! Вот только я, от непонимания сути, старалась эту суть найти - читала книги тех, кто понимает, спрашивала знающих, не лезла "в чужой монастырь со своим уставом", пока не разобралась, что и почему, тогда как очень многие или идут к вопросу веры напролом, уверенные в своей правильности, здравом смысле и мудрости, или же сразу отметают религию от себя.
Стихи большинства участников нашего конкурса - это сокровенная исповедь души, они не предназначены для публичного обсуждения. Особенно теми, для кого вера - пустой звук и повод для насмешки. Поэтому очень прошу всех воинствующих атеистов воздержаться от реплик и найти более интересные странички на нашем сайте.
Тема нашего конкурса - молитва. А молитва имеет смысл и содержание только тогда, когда она высказана от сердца, откровенно, простодушно и ... смиренно. Если в молитве нет смирения, покаяния и любви, то это просто треба или заявка. Она не совсем по адресу. Язык молитвы - это поэзия содержания, а не формы. Красивые тропы и выдуманные самим автором поэтические образы тут мало что прибавят стихам, особенно, если они навешаны на пустое содержание или на полное непонимание сути православной веры. Что вовсе не означает позволительность плохого русского языка или неблагозвучной ритмики для верующего поэта... Как и не означает, что в нашем конкурсе должны участвовать только воцерковленные и глубоко верующие авторы.
Конечно же, нет! Конкурс - для всех! Более того, я дерзаю в этой конкурсной серии поделиться с другими ищущими своим личным пониманием православия - малым опытом собственных проб и ошибок: через рассмотрение конкурсных стихов показать тем, кто ищет веру и чувствует ее необходимость, то, что составляет дух православия, а что этому духу противоречит. Разве это не интересно? Не важно? Не нужно? Особенно тем, кто был крещён, но до сих пор чувствует себя неуютно в храме и оттого там почти не бывает, убедительно ссылаясь на более неотложные дела.
"У меня Бог в душе", - говорят в таких случаях. Правильно. Он там и есть. Но надо хотя бы разобраться, что Он там делает, какой ОН, что хочет от нас и в чем именно состоит Его милость и благодать. Тем более, если уж мы дерзаем упоминать Его имя в своих стихах! Если дерзаем, то делать это нужно не только искренне, но с некоторым пониманием употребляемых фраз...
На день написания этой статьи - 18.12.17, я еще не знаю имен победителей данного конкурса - члены жюри еще читают пакет принятых произведений. Все тексты стихов, приведенные ниже, я буду давать без имен и названий, потому что тема стихов - не публичная! Имена призеров вы увидите в итоговом протоколе, где указываются ссылки на произведения, а здесь, в статье, мы будем только вчитываться в тексты стихов. Причем, не всегда в тексты самых лучших в поэтическом отношении стихов - лучших пускай выявляют наши судьи. Я же буду разбирать и комментировать только содержание.
Для удобства, разделю отобранные мною стихи на несколько групп.
Начну с тех, где молитва изложена очень конкретно - с душевной болью за члена своей семьи и в состоянии жертвенной готовности отдать душу свою за его благо. В таких стихах очень мало общих, употребляемых в церковном каноне фраз, но очень много личных переживаний. При этом, все они написаны в духе православного миропонимания.
№1.
Господи, прошу не забирай
МОю маму! Мне безумно плохо…
Даже если сразу в светлый рай
После заключительного вздоха,
Даже если быстро и легко,
Без страданий, долгих мук и боли,
Нет, молю, не надо высоко
Забирать её – в Твоей всё воле.
Ты сказал: "Проси – тебе дадут".
Ты сказал: "Стучи – тебе откроют".
Пусть молитва (свят её МАРШРУТ)
Пробежит ПО ПРОВОДАМ искрою
И достигнет Неба в вечной мгле.
Знаю: вера может сдвинуть гору.
Я прошу оставить на земле
МОю радость и мою опору.
Сильные стихи, не оставляющие нас равнодушными. Из небольших недостатков техники - два досадных распада ритмического ударения в первой и последней строфах ("мОю мАму! МнЕ безУмно плОхо…" и " мОю рАдость и моЮ опОру". А еще - слова "маршрут" и "по проводам", которое по своему использованию плохо вписываются в стиль написания молитвы.
№2.
Господи, Боже, на всё твоя волюшка,
Грешную душу помилуй, прости,
И помоги от нерадостной долюшки
Сына спасти!
Чую над ним зреет зло многоликое.
В тихое счастье, в спокойные дни
Силой Небесной, Святою, Великою
Сына верни!
Там его юность блаженная, истая,
Нежный румянец и кудри до плеч.
Как, вразуми, Матерь Божья Пречистая,
Сына сберечь?
Вымолю, выпрошу слёзно у Бога я -
Все его горести мне передать.
Выстоит даже больная, убогая,
Выдюжит мать!
Здесь удачно соединились поэзия формы и дух содержания молитвы, хотя (так мне показалось) предыдущие стихи действуют на читателя сильнее.
№3.
Боже, смилуйся! Жизнь у меня забери
И отдай моему малолетнему сыну!
Если всю не захочешь, возьми половину,
Только Ты это чудо, прошу, сотвори!
Я так долго ночами молила Тебя,
Ты его даровал мне, вложив в мои руки.
Почему же теперь обрекаешь на муки?
Дал - и тут же берёшь. Сострадая? Любя?
Он всего лишь беспомощный, хрупкий птенец.
Бьётся ниточкой пульс, еле видимый глазу.
Если хочешь, бери нас обоих и сразу,
Я не в силах нести свой терновый венец.
Не прожить без него мне ни часа, ни дня.
Кто споёт ему там колыбельную песню?
Кто наденет давно заготовленный крестик?
Коль его забираешь, возьми и меня!
Или то, что прошу, для меня сотвори!
Если в чём виновата, прости меня, Боже!
Он младенец безгрешный, его-то за что же?
Сохрани ему жизнь, а мою забери!
Еще одни стихи того же плана и схожего содержания - искренние, с готовностью к самопожертвованию, написанные в духе православия. И по исполнению - замечательно!
№4.
Боль ее отдавай мне, вместо.
Не боюсь упросить Тебя, Бог!
Толку нет с докторов окрестных.
Чуда дай, я к нему готов.
На разбойничьем на крестишке
я вишу, как-нибудь, молясь.
А над телом ее, уж с лишком,
поглумился позорный князь.
Дай мне силы, какие можно
человеку давать в горе.
Обещаю быть осторожным
и советоваться с Тобою.
Я волною её накрою.
Растворю её в небесах.
Мы уйдем, погуляем весною
в молчаливых безлюдных лесах,
Накричимся в горах на эхо.
Напоемся, захочется петь.
Мне достанется боль, так это,
чтобы лучше стихам звенеть.
Здесь, в этих, на первый взгляд, мирских стихах, присутствует та же боль и переживание за преждевременно уходящего человека, готовность к самопожертвованию и молитвенное прошение - "Боль ее отдавай мне, вместо ....". Из недочетов - 3 строфа: там сменился тип рифменных окончаний, сбивка ритмики.
№5.
Не дай, Господь, мне испытать удушье
С друзьями средь веселья и утех,
Излив в стихах СВОЕ ПРЕКРАСНОДУШЬЕ,
В ответ услышать равнодушный смех!
Не дай, Господь, быть где-нибудь убитым
Случайной пулей, что не для меня,
С годами быть УНИЖЕННО ЗАБЫТЫМ
И спиться вхлам, судьбу свою виня!
Не дай, Господь, предаться праздной жизни
Или с баблом свалить за бугорок,
Забыть могилку матери, Отчизну -
Суди тогда, пусть будет всё в свой срок.
Суди по справедливости и строго.
Не смею больше ни о чем просить.
Не зарекаюсь от сумы, острога,
Одной могилки с мамой... на Руси!
Стихи, далекие от стиля речи православной молитвы, авторские, самобытные и технически плохо написанные, но очень искренние и потому - сильные. Персонаж эмоционально просит у Бога то, что ему действительно важно и нужно, а не повторяет общие слова. Из недочетов содержания - не свойственная православному духу гордыня и самолюбование: "излив свое прекраснодушье" (нескромно о себе) и " быть униженно забытым" (гордыня). Не радует жаргонное "бабло", а еще - плохое согласование слов и неудачное использование пунктуации в предложении первой строфы. Смысл ее понятен, но, мне кажется, получилось бы понятнее в такой пунктуации:
Не дай, Господь, мне испытать удушье -
С друзьями, средь веселья и утех,
Излив в стихах свое прекраснодушье,
В ответ услышать равнодушный смех.
№6.
Как больно, Господи... Холодные глаза
Пронзили взглядом от волос до пяток.
А поделиться болью мне ни с кем нельзя.
Не принято...ЗЛОРАДНОСТЬЮ ЧРЕВАТО.
Как больно, Господи, ВСЁ В ЖИЗНИ ОТДАВАТЬ,
НАДЕЯСЬ ЛИШЬ НА ЧУТОЧКУ ВНИМАНЬЯ.
Но невозможно вслух... Ведь ты велел прощать.
Не потому ль так ложны покаянья?!
Как больно, Господи. Мне не хватает сил
Бороть свои обиды и печали.
Долготерпения так мало отпустил.
Я плакала, заступники молчали.
В чём утешенье, Господи, найти душе?
Как погасить ЖЕСТОКОСТИ РАЗРЯДЫ,
Как дать понять, что для меня важней
Не кнут разящий, пониманья взгляды!
... Уже не больно, Господи. Прости рабу
За мОи слёзы, за мои сомненья.
Ты выслушал и понял. Я сейчас уйду
Туда, где ждут любви и примиренья.
Стихи искренние, но, увы, пока еще стихи язычника, просящего у идола исполнения желаемого. Не православно - потребительски, хотя и откровенно звучат фразы стихов "все отдавать... надеясь на", "ты ВЕЛЕЛ прощать - не потому ль так ложны покаянья". Человек знает правила, но его душа противится быть верным заветам Бога - мирская страсть пока еще сильнее. И он просит у Бога не изменения себя "окаянного, грешного", а только облегчения боли, просит прощения за свои слезы, а не за свое несовершенство. И успокоившись, самонадеянно решает за Бога (кстати, в православной поэзии Бог и его местоимения пишутся с заглавной!), что Он "выслушал и понял". Не удачны по лексике и фразы "злорадностью чревато" и "жестокости разряды". Что здесь понравилось? Честность. Человек был искренен во всех своих чувствах.
№7.
Бог, иже еси на небеси...
Дальше я не помню, как сказать...
Разреши сегодня попросить
за детей своих, отца и мать.
Не читала в юности молитв -
атеизмом пичкала страна.
Сердце жгут сейчас глаза твои,
а душа - причастием полна.
Зажигаю тонкую свечу,
ставлю на кандило у икон.
Помолиться, Боженька, хочу
и нижайше вывести поклон.
Сохрани, Господь, моих родных.
Огради от бед, потерь и зла,
будут пусть терпением прочны,
да чтоб хворь с собою не взяла.
Счастья дай, Господь, не пожалей -
проживут пусть долго и легко.
Чтобы силу знать Любви твоей -
обними их ласковой рукой
*Кандила - стоящие перед иконами в православном храме большие подсвечники.
Абсолютно православные, искренние и честные стихи, особенно порадовало их начало: "Бог, иже еси на небеси...Дальше я не помню, как сказать..." - Это ведь про всех нас написано, только не у всякого из нас есть мужество признать эту правду. Содержание стихов - живой разговор имеющего веру человека перед образами, стихи по теме конкурса. Единственный крошечный недочет: православные люди обычно просят не счастья (это мирское, преходящее состояние), а радости или спасения души.
Далее рассмотрим еще ряд стихов, где перемешаны как личные - насущные и реальные- мольбы, так и известные прошения православных молитв. Стихи, разные по качеству написания поэзии и по степени понимания авторами православных ценностей.
№8.
Дай, Господи, мне в руки больше сил,
А в голову ума, да чтобы много.
Терпенья к тем, кто мне совсем не мил,
В ЛЮБОВЬ мне веры, в справедливость Бога.
За все мои грехи меня прости -
Я лишь младенец на БОЛЬШОЙ ПЛАНЕТЕ.
Я так хочу помочь Тебе спасти
Наш Мир земной, мы за него в ответе.
Здоровья дай на жизненном пути,
Надежду, что я значим во Вселенной.
На миг хотя бы в Рай меня пусти -
Дай прикоснуться к Жизни там нетленной...
И ощутить Твоё тепло и Свет
Позволь мне, Духом Ты наполни вены.
Останься Ты со мною тет-а-тет -
Людские надоели мне измены.
смена рифмовки
Родных моих спаси и сохрани,
И сделай так, чтоб не угас мой род.
Ты Ангелов пошли к ним и храни -
Пусть радуют Тебя из года в год.
Ты справедливость здесь восстанови
И наведи Ты на Земле порядок.
Ведь мы не можем больше жить в крови...
Прости Ты тех, кто так к насилью падок!
Терпенья тем, кто нам совсем не мил -
Любви им дай, и дай им Веры в Бога!
Дай, Господи, мне в руки больше сил,
А в голову ума... хотя б немного!
Очень типичное стихотворение человека, пока еще не постигшего глубину и суть православия. Персонаж не молится, он просто дает указания Творцу, что Ему дОлжно сделать. Среди них есть и очень странные (для уха верующих): человек, называющий себя младенцем на "большой планете", дерзает хотеть "помочь <Богу> спасти наш мир земной", или требует "дать надежду, что я значим во Вселенной", или просит: " останься Ты со мною тет-а-тет - людские надоели мне измены!". Тут практически каждая строчка грешит спесью работника, облеченного руководящим постом, который привычно строит планы для других, объясняя, кого надо "простить", где "навести порядок", а кому дать терпенья ("терпенья тем, кто нам совсем не мил"). Забавно. Зато откровенно и простодушно. Что тут поделать, мы, люди, - такие!
№9.
Сошел Ты в мир, как ясная заря,
В прохладе вод спокойных отражаясь,
А грешный люд все ждал и ждал Тебя,
И не признал, К СЕБЕ ЛЕЛЕЯ ЖАЛОСТЬ.
В ТЕ ГОДЫ В ДУШАХ ЦАРСТВОВАЛ ПОРОК,
Лились потоки мутные разврата,
Но Ты ступил на землю, Царь и Бог,
Где в гневе брат шел яростно на брата!
Ты видел мыслей черных суету,
Страданья и болезни, смерть до срока,
Ты исцелял и дальше шел, в беду,
Являя и любовь, и милость Бога.
ГРЕХИ ПЛАНЕТЫ взял Ты на себя,
Из грязи, колдовства людей спасая,
Святой! Ты в ад спустился за меня,
Распятьем двери в Небо, открывая!
Иисус мой драгоценный! Мира Свет!
Прости обиды, слезы, раздраженье,
Ты – мой покой и утренний рассвет,
Ты – солнца луч и узкий путь смиренья!
К молитве здесь можно отнести только концовку стихов, остальное - пересказ эпизодов Евангельской истории. Получается, что персонаж, стоя возле образов в сиянии свечей, эту историю припоминает, ни о чем не молясь. Не все хорошо и с лексикой: инородно в православной поэзии звучат авторские (не библейские) эпитеты Творца, подобранные под рифму: " Ты – мой покой и утренний рассвет, Ты – солнца луч и узкий путь смиренья". Ошибочна и фраза "ГРЕХИ ПЛАНЕТЫ взял Ты на себя" - не планеты, а человека!!! Не понятна по смыслу фраза: "А грешный люд все ждал и ждал Тебя, и не признал, к себе лелея жалость". Причем тут жалость к себе?
№10.
Мой путь в миру' не выстлан розами - не буду рыться в глубине
И мучить глупыми вопросами - всё, что дано, во благо мне.
Я разложила жизнь по полочкам, и «Отче наш» звучит в душе,
Но нет во мне покоя, Господи! Нет мира, Господи, во мне...
Зажгу свечу и тьма разверзнется. Открой мне, что такое жизнь...
Иду я вверх по светлой лестнице, ну а смотрю назад и вниз.
Позволь мне, Господи, сподобиться за милость грех свой искупить.
Дай мне взойти во Царство Божие и оборвать сомнений нить.
Пасхальный звон - предвестник благости. Ты возродишься, свергнув мрак.
Сойдёт Огонь за СтрАстной пятницей, он во спасенье - Божий знак.
В отличие от предыдущих стихов, здесь есть личное переживание темы, откровение и искренность. Автор пишет о том, что он знает. Молитва получилась. Не совсем удачна только техника исполнения: здесь имеем запись двух строк в одну (катрены, превращенные в двустрочники с парной рифмовкой), но внутренняя рифма полустрок не продумана, она то есть, то очень слабая, то совсем потеряна, и это немного портит мелодию. И даже концевые рифмы пар удлиненных строк небезупречны: "душе-мне", "жизнь-вниз", дважды рифмой становится одно и то же слово "мне". Наконец, досадный прокол в фонетике - "стрАстная пятница": правильно - "страстнАя".
№11.
О, Матерь Божья, будь к нам милосердна!
Я пред Тобою - мать мирских детей...
Молю, взываю и прошу усердно:
Их защити от пагубных страстей!
Своим покровом их укрой священным,
И запрети стремление к грехам...
Прошу в слезах и кланяюсь смиренно,
И припадаю ниц к Твоим ногам!
Убереги детей от ранней смерти,
От горьких слёз, от бед и нищеты
В сумбурной и греховной круговерти...
ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦЕЙ БУДЬ ПРЕД БОГОМ ТЫ!
Ведь дети нам даны по воле Бога!
Их ангельские, чистые сердца
Мы портим воспитанием убогим,
Забыв наказы Господа-Творца!
И зреет в них греховное начало,
И сеет скверны мерзкой семена -
Детей погибло на Земле немало,
И НАША В ТОМ, РОДИТЕЛЕЙ, ВИНА...
О, Матерь Божья! Будь к ним милосердна...
Молитва получилась живая и насущная, о том, что действительно волнует женщину. Техника исполнения понравилась меньше. Во-первых, неестественное построение фразы - инверсия порядка слов в предложении: "и наша в том, родителей, вина...". Так же неудачно по согласованию слов предложение:" предстательницей будь пред Богом Ты!" - последнее слово здесь просто заполняет строку. Фраза "Мы портим воспитанием убогим, забыв наказы Господа-Творца!" тоже чуть надумана - в наказах Творца нет конкретных слов о воспитании детей. Выражение "мать МИРСКИХ детей" мне тоже не показалось удачным.
№12.
Пусть уходят сомненья, с тревогой и болью.
Принимаю что было и будет со мною.
Я прощаю, благословляю и отпускаю с любовью...
Пусть в душе разливается нежность безбрежно
И наполнится сердце верой, надеждой.
Я прощаю, благословляю и отпускаю с любовью...
Пусть прольётся слезой свет любви долгожданной
И очистит мой мир от печали незваной.
Я прощаю, благословляю и отпускаю с любовью.
Даже несмотря на некоторую неточность рифм, эти стихи с рефреном понравились и звучанием, и настроением, и смыслом: прощать, благословлять и отпускать, "принимая с миром все, что было и будет" совсем не так просто, как кажется, и то, что эти "самоуговоры" вставлены в рефрен, неплохое решение: автор, стоя перед образами, этим повтором как бы настраивает себя на правильное состояние души. Особенно хорошо, что все его внимание здесь направлено на работу над собственной душой, а не на советы Богу, что Ему следует сделать! )))
№13.
Господи, прошу, подай мне руку,
Как когда-то подал на Кресте
Грешникам в аду, познавшим муку,
Возопившим с верою к Тебе,
Выведи меня из заточенья
Горестных и мелочных обид,
Научи с теплом дарить прощенье
Тем, кто ненавидит или мстит,
Обогрей любовью несказанной
Наши очерствевшие сердца,
Чтобы благодатью долгожданной
Души осветились у Креста.
Нечего возразить - все канонично, правильно, технично исполнено. Может быть, самой малости мне не хватило - авторского чувства в этой молитве, его личного и конкретного переживания.
Еще одна группа произведений - красиво и технически грамотно написанные молитвы, но не несущие в себе выстраданный опыт личных переживаний, а сотворенные только в качестве темы стихов.
№14.
Благослови, Господь, и сохрани
моих любимых ненаглядных дочек.
Пускай их смех звенит, как колокольчик,
и будут в жизни счастливы они.
Ещё тебя прошу, ЛЮБИМЫЙ Бог,
продли мне срок дожить до первых внуков,
им жизненную передать науку
и сделать всё на благо этих крох.
О, Боже, ты меня благослови,
средь суеты людской и ярой злобы
дай выстоять и не сломаться, чтобы
понять всю ПРЕЛЕСТЬ истинной любви.
Всевышний, как умеешь, помоги.
Жизнь так прекрасна и разнообразна,
что трудно удержаться от соблазна…
спаси от мест, где не видать ни зги.
И, наконец, прошу тебя, Господь:
пусть снизойдут на Землю БЛАГОДАТИ,
и РАДОСТЬ ЖИЗНИ люди не утратят,
поставив душу первой, а не плоть.
Красивые стихи не воцерковленного человека, человека, у которого "Бог в душе", да только душа его пока ищет земного счастья более, чем Царствия Небесного. Одна только фраза " понять всю ПРЕЛЕСТЬ истинной любви" чего стоит! Прелесть - в лексиконе верующего человека, это то, что нас прельщает, обманывает, уводит от Бога... Так же неудачно и множественное число - "благодати". Благодать - дар для человека от Бога, предназначенный для его спасения и освящения. И она точно нисходит не для того, чтобы люди "не утратили радость жизни". Неудачна и фраза: "Ещё тебя прошу, ЛЮБИМЫЙ Бог" - разве для православного есть другие Боги, менее им любимые? Не случайно и то, что все притяжательные местоимения Бога написаны в тексте молитвы с маленькой буквы.
№15.
Господи! Прими мои обеты!
Очищая душу и любя,
Помоги в себе найти ответы,
Чтобы храмы строить для Тебя
Строчками: бесплотные творенья
Лишь Тебе во славу возводя.
Чтобы мыслей лёгкое паренье
Наполняло формы бытия
И стихов ажурные строенья.
Чтобы Света вечная струя
Проникала в образы земные:
Жизнью насыщала по края,
Исцеляла пажити больные,
Приводила страждущих к Тебе,
Открывала истины иные.
Боже! Лишь любовь в моей мольбе
К миру, к проявлению земному.
Всё приму, что будет по судьбе.
Только бы, рукой Твоей ведома,
Я смогла в обыденном открыть
Дух Святой, к спасительному Дому
Протянуть связующую нить.
Красивые стихи хорошего, но тоже не воцерковленного человека, пишущего молитву, "чтобы мыслей лёгкое паренье наполняло формы бытия и стихов ажурные строенья". Не совсем уместным мне показалось в используемом контексте слово "обеты", не порадовало написание "свет" и "дом" с заглавной буквы, как и главное содержание прошения в молитве: " Чтобы Света вечная струя/ проникала в образы земные:/ жизнью насыщала по края". Глубоко верующий и осознающий суть своей веры, как правило, ищет и просит у Бога противоположного - проникновения в жизнь вечную и в образы божественные, а не земные. Можно считать это мое ощущение от стихов сущей ерундой и мелочной придиркой, но как часто именно в мелочах прячется дьявол... А по форме - замечательно.
№16.
О Господи, здесь хорошо!
Красиво, странно, интересно.
Твой мир загадочно – чудесный,
сроднился он с моей душой.
Она бессмертна, говорят.
Возможно... Ведь стареет тело,
душе до этого нет дела.
Как много лет тому назад,
летит, как будто нет предела.
Не молитва, но красивое стихотворение, которое довольно точно отражает молитвенное состояние, иногда возникающее в нас от лицезрения творения. Оно вполне может родиться и перед образами - "в сиянии трепетных свечей".
№17.
Благодарю тебя, Господь,
За то, что Дух, связав
С землей, облегши душу в плоть,
Ей не закрыл глаза.
И свив серебряную нить
Из самых светлых снов,
Ты дал ей счастье растворить
В себе Твою любовь.
Чтоб в слове удаль бубенца
Звенела, только тронь,
Упало зернышко Творца
В раскрытую ладонь.
Чтоб Твой огонь продолжил греть
Век человечьих гнезд,
Поэт поставлен присмотреть
За блеском слов и звёзд.
Когда, средь полной темноты,
Стих теплится свечой,
Я чувствую, как смотришь Ты,
В тетрадь через плечо.
Пока дрожит моё перо,
Танцуя между строк,
Ты, в этом уголке миров,
Не будешь одинок.
Начало понравилось больше, чем конец. Если в начале - молитва, то в концовке - просто красивые стихи о творчестве поэта с использованием обращения к Творцу. Здесь не ЛГ обращается в свете свечей к Творцу, а поэт говорит сам собой и со своей тетрадью. Бог здесь - не тот, к Кому обращена молитва, а просто свидетель людских дел, тот, кто "смотрит через плечо" . Красиво, профессионально, но не та тема и не тот жанр.
Далее - каноническое написание молитвы, где стихи - это переложения известных молитвенных изречений отцов церкви.
№18.
Владыка Господи, Податель жизни вечной!
К Тебе Единому стремится естество
До часа смертного от юности беспечной.
Я преклонил колени сердца своего*
И снова вышел на стезю духовной битвы:
Стенает дух – им овладела суета,
Но утешением звучат слова молитвы
Во дни святого и Великого поста.
Разверзлись пропасти греховного паденья –
Из глубины взываю к милости Твоей:
Избавь от праздности и духа нераденья
И в сердце жажду добродетели возгрей.
Когда в бессилии, влекущем скорбь и скуку,
Придут тоскливые и сумрачные дни,
Дай, Боже, силы претерпеть мне эту муку
И дух уныния из сердца изгони.
Надменный ум исполнен сладостных парений,
Любоначалием снедаем и томим –
Избави, Господи, от гордых вожделений
И укрепи благоутробием Твоим.
Не улови меня, Всевышний, в праздном слове,
Запечатлев храненье мысли на устах –
Да устремится дух к своей первооснове,
Преграды к вечности рассеивая в прах.
К Тебе, Спаситель мой, взываю дерзновенно:
Дай тихость помыслам, и сердцу – чистоту,
Дух целомудрия вселяя сокровенно,
В нём открывая неземную красоту.
Сердечный мир, тщеславным духом замутнённый,
Смиренномудрием от страсти возроди,
И в послушании навеки утверждённый,
От обольстительных соблазнов огради.
Сподоби, Господи, избегнуть искушенья
И немощь брата состраданием покрыть,
Чтоб научиться добродетели терпенья
И скорби с радостью всегда переносить.
Созижди храм – Свою священную обитель,
Вселяя в сердце дух любви как дар святой,
Которым землю освящает Искупитель,
Мир наполняя первозданной красотой.
И дай мне, Господи, духовное прозренье,
Сними с очей самодовольства пелену,
Очисти сердце – да увижу согрешенья
И не пойду, влекомый бездною, ко дну.
Дай, Боже, сил не осуждать лукаво брата,
Его падение любовью покрывать,
Чтобы сподобили блаженство и отрада
Хвалу Тебе, Царю Небесный, воссылать!
№19.
Мне грех – моё пустое празднословье,
Душевной лени чёрная печать.
О, Боже, осени меня любовью
К раздумьям и умению молчать.
Пошли мне искупительные слёзы,
Которые омоют Божий лик.
Я их приму, струящиеся росно
И выдохну: Во славе Ты велик!
Дай мне узреть позор моей гордыни,
Гневливости и зла червивый плод…
Ко мне - слепой от века и поныне,
С молитвою прозрение придёт.
Ведь даже грешник Господом любим!
Учусь я оправданиям Твоим…
Оба стихотворения (№18 и №19) с текстами, близкими каноническим молитвам, просто замечательно хороши, но оба - особый жанр, жанр свободного перевода с церковнославянского, а не авторские стихи православной поэзии.
Следующая группа - стихи, которые по своей форме - не молитва, но по духу - близки ей, поскольку передают молитвенное состояние человека и славят Творца.
№20.
Чисто, божественно, немо
Это крещенское утро,
Белит небесная пудра
Поздний цветок хризантемы…
Ясно, просторно, открыто
Взгляду и сердцу… Лелея
Чаянья – выше, светлее
С губ моих сходит молитва…
Вдох – ни тоски, ни печали.
Небо на снежном покрове…
В каждом несказанном слове
Я – будто снова… сначала…
Замечательное стихотворение. Оно хорошо тем, что не рассказывает нам известное о празднике Крещения, а удивительно точно и светло передает внутреннее молитвенное состояние автора.
№21.
Вечер. Подсолнечный вечер. Тиха и нежна,
Стелется ветром сквозь пальцы древес палея.
Зяблики шепчутся в травах, да плачет желна.
Чем тебе скажется, Господи? Слово ли я?
Полночь. Гремучее эхо за левым плечом,
Следом за сердцем к развилке летит колея.
Стоит полшага промедлить – и свет обречён.
Кто в тебе сбудется, Господи? Снова ли я?
Утро. Смежается утро – коснись и молчи,
Тёплый порог, за порогом – алтарь-солея.
Падает в небо рассеянный полог свечи...
Как тебе верится, Господи? Скоро ли я?
Палея — памятник древнерусской литературы.
Желна - лесная птица из семейства дятловых.
Солея — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме.
Высоко художественное в поэтическом отношении стихотворение, где чувствуется авторская работа в подборе слов, мелодии и образов. Но помимо этого, оно еще и отражает молитвенное состояние ЛГ перед величием природы - в нем поэтически показан внутренний диалог человека с Богом.
№22.
Пасха! Весело голуби воркуют,
Писанки песнями катятся к причастью.
Кто меня любит здесь, грешную такую,
Господу молится о моём счастье?
Прочь разлетаются жалкие черти,
Путь мой сияет радугой пресветлой.
Славься Человек, не поддавшийся смерти,
Знающий все вопросы и ответы.
Дай мне почувствовать плечо Твоё рядом,
Самое главное в жизни поведай.
Долго я ждала Тебя здесь, а надо
Было идти по Твоему следу,
Чтобы полюбить терновники и кошек
С колкими, злыми шипами и когтями.
Знаю, как стать мне самой хорошей:
Надо смотреть материнскими глазами.
Всех простить, за каждого горячо болея,
Так же, как и Ты - нашу глупость людскую,
И любить, как Ты, себя не жалея.
Пасха. Голуби воркуют.
Стихи написаны 4-х Иктовым акцентным стихом. Казалось бы, они о Пасхе - праздничные, но и здесь автор сумел передать свое благодатное, молитвенное состояние радости и сопричастности Творцу: "Дай мне почувствовать плечо Твоё рядом,/Самое главное в жизни поведай".
№23.
А на дворе сейчас минус двадцать,
А на душе моей — злая небыль,
А за метелью мне не угнаться,
В края, где я никогда и не был.
Я в суете сует просто - странник,
Мелькают мимо всё лица, лица,
Я в эту жизнь пришел, как избранник,
А мне б, водицы священной напиться.
И сразу силу почувствовать в теле,
Душой мятежной поверить в святость,
И среди звёзд мелькнёт в самом деле
Твой облик, Боже, благая радость!
И в этот праздник Крещенья святого,
Я прикоснусь к образам губами,
Проникну в тайну того, дорогого,
Что воспевалось и зрело веками.
И здесь тоже мы видим внутренний разговор с Создателем, разговор с Ним верующего человека: "И среди звёзд мелькнёт в самом деле/Твой облик, Боже, благая радость!"
В заключение - стихи, которые мне понравились больше всех в конкурсном пакете.
Возможно, только мне одной: боюсь, что многих членов жюри отпугнет их меняющаяся строфа. По сути это астрофические стихи, где постоянного повтора рисунка рифм просто нет. Будь это жанр лирики, я бы сказала, что их не стоит номинировать по технике. Но это эпистола, стихи - молитва, стихи - послание. Астрофические стихи как раз более всех подходят для написания эпистол, именно так звучит наша устная сбивчивая речь, наша молитва к Богу - меняясь в интонации, то замирая, то убыстряясь. А данные стихи - это прекрасное, искреннее и полное веры (доверия) послание Богу с рассказом о себе, именно так должен звучать монолог верующего под образами в мерцании трепетных свечей:
№24.
Давно не виделись с Тобой.
Но образ Твой я не забыла:
Твой лик и трепетный, и милый,
и взгляд - земной и неземной -
то грустный, чуточку больной
от гордости моей спесивой,
когда упрямлюсь я в грехах,
молясь бездумно, впопыхах,
то нежный, если вдруг без силы
в тиши останусь я одна
и жалуюсь Тебе и маме,
и плачу, плачу дотемна
пред ликами икон во храме.
Ты знаешь, мне на днях сказали,
что Ты - иллюзия и ложь,
что Ты давно уж не живешь,
а в той прекрасной светлой дали,
что будет нам дана едва ли,
отмщенья требующий Бог
в безумьи проклял род греховный,
и тот в скорбях, скиталец словно,
навек остался одинок.
Я в этот мир почти свалилась,
внезапно веру утеряв,
но ужас мне утроил силы -
оттуда бросилась стремглав
к любви бескрайности, к Тебе.
Я знаю: Бог нас не забудет -
теряют верность только люди -
а Ты, средь множества скорбей,
руки не выпустишь моей.
Прощаюсь. Матушке Пречистой
прошу передавать поклон.
Ах, надо же сказать про сон -
как Вы сияли золотисто! -
была я с Вами в небесах
не смыслящим еще младенцем,
меня держал Ты на руках,
с любовью прижимая к сердцу...
На этом заканчиваю. Показала вам не все стихи (не хочется бесконечно увеличивать объем статьи!), но, надеюсь, что самые главные особенности написания православной поэзии вы из моих примеров уловили. И даже поближе познакомились с внутренним миром авторов этих стихов. Благослови всех, Господь!
С теплом, ваша Алкора. 18.12.17
Свидетельство о публикации №117122503411
Всегда с нетерпением жду именно разборов)))
Успехов, здоровья, удачи и всех благ в Новом году!
Елена Долгих 03.01.2018 04:44 Заявить о нарушении
Еще раз - спасибо за отклик!
Алкора 03.01.2018 18:24 Заявить о нарушении