Расширение теории циклического периодизма... 2790
Петриков С.М.,
Алтайская Государственная Академия
Образования (АГАО) им. В.М. Шукшина, г. Бийск
Расширение теории циклического
периодизма европейского музыкально-исторического процесса
Аннотация:
Цель настоящей статьи показать общие закономерности развития музыкального (шире - художественного) исторического мышления по алгоритму последовательного развёртывания восьми трёхвековых этапов. Автор исследовал этот процесс в самых различных отношениях и всегда находил яркое подтверждение своей идее равновеликой восьмиэлементности в развёртывании музыкально-исторических процессов, которые также подтверждались художественными явлениями и в других видах искусства. Рассматривается вопрос об определении нынешнего, 6-го этапа XX-XXII веков как эпохи Матрицы. Матрица рассматривается как человекомерный мир и его психоментальная интерпретация, а также как его психоментальное преобразование. Важнейшая роль музыки в этом процессе.
Ключевые слова:
Музыкально-исторические циклы; этапы музыкально-исторического развития; три вековые фазы внутри трёхсотлетних этапов; восемь этапов внутри двадцатичетырёхвековых цивилизаций; противоположные свойства нечётных и чётных этапов, шестивековых периодов, двенадцативековых формаций, нечётной Античной и чётной Новой цивилизаций; творческий, активный характер нечётных элементов; рутинный, пассивный характер чётных элементов; определение важнейших характерных этапов внутри цивилизации; общая логика расходования (падения интенсивности) исходного внутреннего творческого импульса данной цивилизации.
Начнём рассмотрение нашей циклической методологии изучения музыкальной европейской цивилизации с основных её положений.
1.Циклизм развития музыкального мышления на примере
Новой европейской цивилизации в культурологическом контексте
Наша задача – наметить контуры процесса музыкально-исторического мышления Новой европейской цивилизации (с V в.) в некоторых параллелях с общехудожественными или религиозно-идеологическими процессами. Так на антично-христианском этапе II-IV/V вв. в срезе музыкальной эволюции речь идёт о постепенном образно-стилевом и жанровом переосмыслении гимна от его прежнего культовоязыческого модуса к культовохристианскому. В срезе же архитектурной эволюции подобное переосмысление наблюдается в области использования и трактовки базилики. Тенденции в отмеченных сферах можно сопоставить более обобщённо. В срезе музыкальной эволюции речь идёт об интонационной энтропии на последнем, восьмом этапе (conclusio, II-IV/V вв.) праантично-античной 2400-летней цивилизации (с XX в. до н.э.), налагающимся на „нулевой“, предваряющий позднеантично-христианский этап II-IV/V вв. (exordium) Новой европейской цивилизации:
Описательный ряд 1 (Праантично)-Античной и Новой музыкальных цивилизаций (слово «Праантично-» здесь для сокращения будет выпускаться, но подразумеваться)
№. Функция этапа, симв., начало этапа
Античная цивилизация:
0. Exordium, Ex -23, -22, -21 вв.
Античная цивилизация: 1-я, центростремительная формация 1.
1. Narratio, Na -20,-19,-18 вв.
2. Propositio, Pp -17,-16,-15 вв.
3. Digressio, Dg -14,-13,-12 вв.
4. Partitio, Pt -11,-10, -9 вв.
Античная цивилизация: 2-я, центробежная формация
5. Argumentatio, Ar -8,-7,-6 вв.
6. Confutatio, Cf -5,-4,-3 вв.
7. Refutatio, Rt -2,-1, 1 вв.
8. Conclusio, Cc 2, 3, 4 вв.
Новая цивилизация:
0. Exordium, Ex 2,3,4 вв.).
Новая цивилизация: 1-я, центростремительная формация
1. Narratio, Na 5, 6, 7 вв.
2. Propositio, Pp 8, 9,10 вв.
3. Digressio, Dg 11,12,13 вв.
4. Partitio, Pt 14,15,16 вв.
Новая цивилизация: 2-я, центробежная формация
5. Argumentatio, Ar 17,18,19 вв.
6. Confutatio, Cf 20,21,22 вв.
7. Refutatio, Rt 23,24,25 вв.
8. Conclusio, Cc 26,27,28 вв.
Пояснения к описательному ряду.
1) 0-я, Exordium, Ex – функция (этап) вступления к данной цивилизации, накладывающаяся (накладывающийся) на функцию (этап) Conclusio, Сс предшествующей цивилизации.
1-я, Narratio, Na – функция (этап) первоначального развития 1-й формации.
2-я, Propositio, Pp – функция (этап) последующего развития 1-й формации.
3-я, Digressio, Dg – функция (этап) конфликтно-переломного развития 1-й формации.
4-я, Partitio, Pt – функция (этап) сущностного итога-кульминации в рамках 1-й формации.
5-я, Ar – функция (этап) первоначального развития 2-й формации.
6-я, Cf – функция (этап) последующего конфликтного развития 2-й формации.
7-я, Rt – функция (этап) конфликтно-переломного развития 2-й формации.
8-я, Cc – функция (этап) декоративного (техногенного) итога-кульминации 2-й формации.
2) Знаком минус обозначаются века до нашей эры.
3) Арабские цифры с аббревиатурой «в.» (век) указывают на основные координаты трёхвековых этапов .
4) Под пропорционально-иерархической структурой цивилизации мы понимаем простые масштабные пропорции между её иерархически подчинёнными разделами, описываемые соотношением 1:2:4:8 = этап : период : формация : цивилизация.
5) Трети
1-я, формирования: Ex, Na, Pp
2-я, поддержания: Dg, Pt, Ar
3-я, упадка: Cf, Rt, Cc
К внешним проявлениям этой энтропии относится: увлечение виртуозно-технической стороной исполнения, бытование огромных громкозвучных хоров и оркестров, разнообразнейший инструментарий, полистилистика разного качества – от эклектики до органичного синтеза (см. Gombosi O. [24], Husmann H. [25], Westphal R. [29; 30]). В сфере архитектуры также параллельно наблюдаются энтропийные тенденции: та же техническая декоративная «виртуозность», достигавшаяся в частности посредством применения фиктивных ордерных стоечно-балочных конструкций, т.е. украшения архитектуры архитектурой, та же гигантомания, перегруженность, монументальность, пышность, парадность, цветовая пестрота, та же полистилистика разного качества (N. Pevsner, M. Major, D.A. Stong, N. Brunov, J. Pechar и т.д. [36, С. 40]). На фоне этих явлений просматривается особая роль гимна (а также пслмодии) и базилики в общем процессе жанрово-стилевой переориентации зарождающегося художественного мышления Новой цивилизации и его резкого отграничения от позднеантичных „языческих“ традиций.
На первом, меровингском этапе V-VII/VIII вв. (narratio) отмечается тенденция к литургическому тематическому упорядочению как в сфере музыкальной, так и текстовой. Целостный синтетический характер литургии (с конца IV века – амвросианской, римской, галликанской и испанской, а с VII века – григорианской), контекстуальная сопряжённость всех литургических процессов были обусловлены новой стилевой – идеолого-христианской – системой, формирующейся посредством целенаправленных процессов отбора, регламентации и унификации.
На втором, каролингско-оттоновском этапе VIII-X/XI вв. (propositio) во всех сферах художественного мышления происходит процесс восстановления преемственности с античной культурой. Именно его «ренессансная» функциональность (как ретроспектизм любого чётного этапа) отражает мощные объединяющие межкультурологические тенденции. Например, можно сопоставить в это время возрождение, с одной стороны, позднеримской позднеантичной парафонии, т.е. пения в параллельные кварты и квинты, „Схола канторум“ [36, С. 41], с другой – „архитектурной гетерофонии“, т.е. многоярусности (например, капеллы Карла Великого в Аахене, где на новой основе возрождается принцип многоярусности Колизея).
Характерной чертой художественного мышления этого этапа является избыточность прочности, надёжности. Это в одинаковой мере относится и к архитектуре замков, башен, монастырских комплексов, и к „утяжелённому“, упроченному параллелизмом октав, кварт или квинт раннеорганальному пению (IX – X вв.). Введение в 660 г. папой римским Виталианом в католическую церковь органа, поддерживавшего в унисоны, квинту, кварту, октаву григорианский хорал и стимулировавшего рождение органума (однокоренная связь не случайна) также отражает общую тенденцию того времени к инструментально-вокальному „упрочению“ в музыке. Кроме того упрочение достигалось и ладовыми средствами в условиях одноголосия (феномены осмогласия с VIII – IX вв., а также гексахордной системы Гвидо д’Ареццо начала XI в.
На третьем, романско-готическом этапе XI-XIII/XIV вв. (digressio) отмечается процесс раскрепощения музыкальной и архитектурной полифонии по направлению. Освоение противоположного направления в архитектуре храма (введение трансептального нефа) имеет аналог с введением противоположного отношения голосов в органуме – vox principalis’a и vox organalis’a (вопрос об эволюции органума рассматривали: H. Riemann, L. Chevailler, J. Handschin, P. Wagner, H. Besseler, E. Jammers, E. Waeltner, C. Dahlhaus, A. Machabey, H. Eggebrecht, W. Waite, F. Zaminer, J. Chominski, L. Spiess, F. Reckow, Th. Georgiades, Th. Gerold, M. Bukofzer, J. Chailley, R. Crocker, Ю. Холопов, Ю. Евдокимова, В. Федотов и др. [37, С. 221-251]).
Романская архитектурная ритмическая система XII-XIII вв. с её пропорциональностью, размеренностью, относительно простой опорностью соответствует модально-ритмическому музыкальному мышлению этого времени (вопрос о модальной ритмике рассматривали: J. Handschin, R. v. Fiker, H. Besseler, G. Reese, M. Bukofzer, C. Parrish, H. Husmann, W. Apel, H. Tischler, E. Sanders, Ю. Евдокимова, М. Харлап и т.д. [36, С. 43]).
Отличительным элементом музыкальной готики является развитая, прихотливая, иерархически разветвлённая мензурально-ритмическая полифоническая координация (XIII-XIV вв.); а архитектурной готики – каменно-каркасная система, ритмическая отграниченность, расчленённость масс, тонкий профилированный ритм деталей на всех масштабных уровнях, утончённый декор, терпкая диссонирующая острота объёмных и плоскостных („интервальных“) сочетаний (стрельчатость арок и сводов, остроконечность шатровых крыш и фронтонов и т.д.). Обнажённая ритмическая конструкция регулярно повторяющегося talea в изоритмическом мотете имеет параллель с обнажённой конструктивной ритмикой равномерного чередования наклонных упорных арок (аркбутанов), внешне окружающих центральную часть готического собора, а также пилонов. Потребность готического мышления воплотить идею беспредельного религиозного (духовного, самоочищающего, скреплённого верой в высшие моральные общечеловеческие ценности) порыва привела к замене романской стенной равномерной опорности (в музыке – модально-ритмической системы) на неравномерную каркасную готическую (в музыке – на мензурально-ритмическую систему).
Ажурность архитектурного готического декора перекликается с изысканной линеарной ажурностью позднемензуральных композиций. Готический архитектурный и музыкальный декор направлены на подчёркивание динамических координат данного общехудожественного стиля: вертикальной в архитектуре и горизонтальной (временной) в музыке. Эта закономерность объясняет падение роли вертикали в музыке и отсюда характерную диссонантность в позднеготических, позднемензуральных композициях.
Основная идея романско-готического этапа – освоение ритмической координации на всех масштабных уровнях: от соотношения основных, крупных разделов формы (в романской музыке и архитектуре – тектонического/базиликально ритма генеральных элементов конструкции) до соотношения мельчайших деталей готического тонко разработанного декора, осмысленного в мензурально-масштабном пропорционально-временном плане в музыке (H. Bellermann, G. Jacjbsthal, H. Riemann, J. Wolf, A. Chybinski, A.M. Michalitschke, C. Parrish, R. Guenter, G. Reaney, R. Bockholdt, G. Anderson, W. Doemling, W. Duerr, W. Apel, Ю. Евдокимова, М. Сапонов и т.д.) и в архитектуре (J. Lassus, L. Alberti, T. Broniewski, G. Giedion и т.д.) как ведущем из искусств средневековья.
На четвёртом, ренессансном этапе XIV-XVI/XVII вв. (partitio) возрождается античная идея совершенства, гармонии человека и его творений (закономерность чётного этапа, к тому же завершающего 1-ю формацию).
Эта сверхидея вызвала к жизни себе созвучное художественное мышление. Данный этап на всём своём протяжении от ars nova (вторая половина XIII в. – XIV в. от Никколо и Джовани Пизано, Каваллини, Джото, Мартини, Данте, Петраки, Ландини, Чикониа) до высокого Возрождения связан с формированием и утверждением соответствующего мышления. На уровне музыкально-конструктивного мышления идея гармонии отразилась в совершенствовании ритмики и специальной отработке вертикально-консонантного согласования линий полифонического целого. Последний процесс отработки координации в рамках строгого полифонического письма проходит все четыре главные фазы:
1-я фаза: XIV в. – формирование,
2-я фаза: XV в. – оформление (Дюфаи, Беншуа в пределах второй трети данного столетия как его соответствующей 2-й – кристаллизующей – третьфазы;Окегем, Обрехт, Жоскен Депре в пределах 3-й – кульминационной – третьфазы),
3-я фаза: XVI в. кульминация (Палестрина и римская школа, Орландо Лассо и последняя нидерландская школа: А. Повернаж, Х. Вельрант, Ж. де Верт, Я . Реньяр и т.д.).
4-я фаза: начало XVII в. – сверхкульминация (римская и позднеримская школы, хроматический мадригал Джезуальдо ди Венозы, Маренцио, Монтеверди и т.д.). Направления последней, 4-й фазы как правило связаны со взаимодействием позднеренессансного и барочного стилей музыкального мышления. Активизация на данном этапе горизонтальных полифонических энергий (в частности энергии генерального принципа имитационности, доведённого в условиях вокального письма до логического предела в изощрённейших канонах нидерландцев) поисходит в условиях вертикального контроля в рамках строгого полифонического письма.
В целом эволюционная тенденция к развитой консонантноопорной полифонии имеет параллели с решением проблемы перспективы и объёма в живописи этого периода. В обоих случаях найден общий, организующий целое «знаменатель». И тот, и другой механизмы координации снимают рассогласованность различных планов, имевшую место на предшествующем этапе. Отсутствие единой точки зрения в пределах данного художественного контекста – характерная доренессансная черта (до XIV века): будь то разноязычные сверхавтономные голоса мотета, довольно самостоятельное конструктивное действие talea и color в его изоритмической разновидности (этот аспект рассматривали: F. Ludwig, G. Reese, G. Reichert, L. Schrade, W. Apel, H. Eggebrecht, H. Harbinson, W. D;mling, E. Sanders, H. K;hn, G. Reaney, М. Сапонов, И Сухомлин и т.д.) или же разноракурсное видение сюжета в живописи до Чимабуэ, т.е. конца XIII века.
На пятом, барочно-романтическом этапе XVII-XIX/XX вв. (argumentatio) централизующаяся, иерархизующаяся функциональность способствовала единому логическому соподчинению всех элементов барочной художественной структуры, обеспечивая ей такие стилевые качества как текучесть, непрерывность, подвижность, динамизм и устремлённость. Автономность, гармоничная самодостаточность элементов ренессансной музыки и архитектуры (опорная трезвучнообразующая вертикально-консонантная аккордовость и уравновешенная, пропорциональная ритмика колонн, ярусов, окон и т.д.) уступила место функционально соподчинённой, динамической связи этих элементов, тяготению одного в другой.
Классическая 2-я фаза (XVIII век) и романтическая 3-я (XIX век) есть, соответственно, ступени кристаллизации и кульминации-кризиса действия принципа музыкально-функционального тяготения.
На современном, шестом этапе XX-... вв. (confutatio) обозначился принципиальный перелом в развитии музыкального мышления и художественного в целом. Активный полистилевой анализ и синтез привёл к необходимости опоры на 12-ступенный хроматический тип функциональности как более широкий, способный отражать различные интонационные культуры, их стилевые взаимодействия. С другой стороны, прослеживается яркая тенденция к обнаружению собственно современного типа мышления, обозначившаяся через отрицание классико-романтических традиций, через «Aesthetik des Vermeidens“. В целом для него характерны хроматическая линеарность, полифонизм, диссонантность, интеллектуальность, структурная искусственная конструктивная основа (серийная, сериальная, стохастическая, кибернетическая и т.д.). Конструктивизм-рационализм в большей мере сближает музыку и архитектуру XX века – века формирования современного этапа (А. Лоос, М. Берг, Э. Мендельсон, В Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Корбюзье, Г. Ритфельд, А. Аалто, О. Унгере и т.д.). Идея необратимой деформации-диссонантности, структуральной, quasi „хаотической“, а также собственно алеаторной линеарной полифонии и хроматики более всего сближают музыку и живопись ушедшего ХХ века (Ф. Леже, А. Глез, У. Боччони. П. Пикассо, Р.С. Матта, Й. Шима, Г. Рихтер, П. Клее, С. Дали, Э.Кингольц, К. Швиттерс. Г. Шессак, А. Солдати, Дж. де Кирико, Г. Сансони, Э. Прамполини и т.д.).
В общей эволюционной цепи современный этап XX-XXI-XXII вв. воспринимается как отграничивающий развитие второй трети Новой цивилизации (9-векового цикла XI-XIX вв.), как вводящий в её последнюю, третью треть:
Описательный ряд 2 Трети Новой музыкальных цивилизации
1-я, формирования: 0, Ex/II-IV; 1, Na/V-VII; 2, Pp/VIII-X;
2-я, поддержания: 3, Dg/XI-XIII; 4, Pt/XIV-XVI; 5, Ar/XVII-XIX;
3-я, кульм.-упадка: 6, Cf/XX-XXII; 7, Rt/XXIII-XXV; 8, Cc/XXVI-XXVIII.
Вторая треть – это центр Новой цивилизации (XI-XIX вв. или – с 4-ми фазами – XI-XIX/XX вв.) – это настоящий концентрат её духовных завоеваний. Три этапа, составляющих эту треть, образуют замкнутый quasi сонатный цикл:
I – романика-готика (этап формирования XI-XIII/XIV вв.) – динамичный сонатный порыв;
II – аrs nova и renaissance (этап кристаллизации XIV-XVI/XVII вв.) – насыщенное, напряжённое философское вселенское Largo;
III – барокко-классицизм-романтизм/эклектизм (этап кульминации XVII-XIX/XX вв.) – “всезнающий”, опять-таки неизбывно напряжённый и проблематичный финал.
Такие же функциональные сонатные параллели наблюдаются и в триадах, образуемых 1-й, 2-й, 3-й фазами-веками в пределах каждого этапа и 1-й, 2-й, 3-й третями Новой, христианской цивилизации:
1-й начальной, формировательной третью II-X/XI вв.,
2-й, средней, кристаллизующей третью XI-XIX/XX вв. И
3-й, конечной, кульминационно-кризисной третью XX-XXVIII/XXIX вв.
Так же соотносятся 1-я (формирование), 2-я (поддержание) и 3-я (упадок) трети Прантично-античной цивилизации, отстоящей на 24 века „вглубь“ от Новой.
Тезисно раскроем вопрос о параллелизме эволюционных и структурных закономерностей Новой и Праантично-античной цивилизаций.
Предполагаемое хронологическое пространство обеих цивилизаций сворачивается в единый период, в котором Праантично-античная цивилизация имеет гармоничную сверхстилевую доминанту (1-й полупериод), а Новая – дисгармоничную (2-й полупериод).
Причины такого соотношения, очевидно, кроются в космоциклических процессах. Все трети Новой цивилизации имеют дисгармоничную доминанту, в этом смысле 1-ю треть можно назвать постантичной, 2-ю – праготическо-готической и 3-ю – современной. Готический характер 2-й трети вполне ощутим. Так готическое храмовое строительство, например, естество не только XIV века (4-я фаза: «лучистая готика»), но и XV века (5-я фаза: «пламенеющая готика»), XVI века (6-я фаза: «багряная готика») вплоть до современной неоготики (11-я фаза). С этой точки стилевого отсчёта легко объяснимы имитационно-контрапунктические сплетения в мессах и загадочных канонах нидерландской музыки XV-XVI вв. (5-я, 6-я фазы) вплоть до серийно-додекафонного контрапункта XX века (10-я фаза). С этой же точки зрения (общей готической сверхстилистики в рамках 2-й трети XI-XIX вв.) романская стадия художественной эволюции представляется как праготическая, а барочно-романтический этап – как вымирающая готика („постготика“). Естественно, что на уровне традиционных стилевых представлений такие „пра-“ и „постготика“ представляют собой весьма чуждые собственно готике образования, но много ли общего имеет младенец и старец по отношению к зрелой динамической личности в рамках развития одного и того же человека? А что о единстве нам скажет триада «гусеница-куколка-бабочка»? В рамках эволюционно-стилевых культурологических метаморфоз важно увидеть единый абрис внутреннего сквозного духовного процесса... Некоторые моменты на радикально изменённых стилевых ландшафтах могут служить своего рода „колодцами“ к сверхстилевому корню. Скажем строгая поздняя франко-фламандская, свободная баховская полифония или додекафонно-серийная шёнберговская и веберновская, указывают на всё тот же готический праисток, предполагающий сложную досконально проработанную прихотливую технику musica mensurata вплоть до “интерферирующего“ взаимоотношения color и talea в изоритмическом мотете, являющемся в большей степени готическим интеллектуальным феноменом...
Эвлюция музыкального мышления в обеих цивилизациях проходит одни и те же этапы, но разворачивается на основе абсолютно иных координаций, находящихся к тому же в разных измерениях. С одной стороны, такой долговременной координацией является одноголосная (монофоническая) тетрахордальность праантичности-античности, разворачивающаяся лишь на плоскости (время х высота), с другой – трёхмерная (время х высота х принцип полифонии) полифоничность Новой цивилизации. Оба типа координации от этапа к этапу прорастают динамизированно-волновым путём, отчётливо обнаруживаясь в специфическом для каждого этапа качестве особенно на 2-3-4-й вековых фазах. В частности полифония
на 1-м этапе (с V в.) прорастает в качестве парафонии VII-VIII вв. (3-4-я фазы),
на 2-м этапе (с VIII в.) – в качестве диафонии IX-XI вв. (2-3-4-я фазы),
на 3-м этапе (с XI в.) – в качестве модально-мензуральной полифонии XI-XIV вв. (1-2-3-4-я фазы),
на 4-м (с XIV в.) – в качестве строгой полифонии XV-XVI вв. (2-3-я фазы),
на 5-м (с XVII в.) – в качестве свободной полифонии XVII-XX вв. (1-2-3-4-я фазы),
на 6-м (с XX в.) – сверхсвободной полифонии XX-XXI... вв. (1-2-...-я фазы).
Охватывая общий процесс развития музыкального мышления всей бицивилизации от XX в. до н.э., т.е. от критомикенской культуры, выделим следующие 4 основные (предположительно – на основе глобальной суммы наблюдений человечества – равновеликие) формации.
1) Праантичная-раннеантичная формация: этапы 1-4. Зарождение (этапы 0-1-2), формирование (этап 3), кристаллизация (этап 4) тетрахордальной долговременной координации.
2) Античная формация: этапы 5-8. Кульминация (этап 5) и сверхкульминация-кризис (этапы 6-7-8) тоникализированного тетрахордального принципа мышления (Е.В. Герцман [4, С. 54]), его последовательный распад, во-первых, через прогрессирующую по центробежной силе модуляционность, расшатывающую тетрахордальную структуру и сливающую терахорды в иные результирующие структуры, во-вторых, через пикнонные вводные тяготения к нетоникальным ступеням, по смыслу близкие отклонению Новой цивилизации [4]. Второй – внутренний – процесс разрушительно действовал параллельно с модуляционностью по принципу взаимовозбуждения. Таким образом, на последней трети протекает противоположный тетрахордально-децентрализующий процесс по отношению к централизующему процессу в 1-й и во 2-й третях. Точно такая же логика развития будет характерна для долговременного – полифонического мышления Новой цивилизации. В целом можно говорить о тетрахордальной генерализирующей координации (суперкоординации) Праантично-античной цивилизации точно также, как и о полифонической генерализирующей координации Новой.
3) Средневековая формация: этапы 1-4. Постепенный переход музыкального мышления с плоскостного в иное – объёмно-полифоническое измерение, происходящий по отмеченному ранее этапно-волновому принципу, т.е. точно также, как происходило освоение плоскостно-тетрахордального музыкального измерения (и мышления) в Праантично-античной цивилизации. Завершается данный процесс совершенной, гармоничной во всех своих элементах, полнозвучной ренессансной полифонией на 4-м этапе. Именно на четвёртых этапах обеих цивилизаций данная суперкоординация (соответственно – тетрахордальная и полифоническая) предельно ясно и гармонично выражается в сфере вокального интонирования, Данный, 4-й этап по своей значимости вполне соотносится с универсальным римановским обозначением весомости 4-го такта в восьмитактовом периоде, который в скрытно-символической форме также способен отражать 8-этапные структуры найденных автором настоящей статьи двух (совершенно состыкованных) цивилизаций. В целом полифоническая долговременная координация подобно тетрахордальной на своей первой нечётной (средневековой) формации проходит также этапы зарождения (0-1-2-й), формирования (3-й) и кристаллизации (4-й).
4) Новая формация: с 5-го этапа по 8-й. Кульминация (5-й этап) и сверхкульминация-кризис (с 6-го этапа) тоникализированного полифонического принципа мышления, его распад. Детоникализация ткани происходит, во-первых, через свободную 12-высотную модуляционность и 12-ступеневую тональность, в пределах которых теряется, стирается функционально-гармоническое различие: соответственно, 12-ти тональностей и ступеней. На 3-й трети Новой цивилизации (с XX века) необычайно выпукло виден ещё ранее (с XIX века) уже наметившийся «тристановский» кризис функциализации полифонической и гомофонной музыкальной ткани по отношению к ясным функциональным связям тонально-гармонической классической системы. С другой стороны, на данной третьей трети продолжается ранее начатый процесс функциализации на базе более широкой 12-ступеневой системы, и в этом смысле можно одновременно говорить о кульминирующих тенденциях в развитии гармонической функциональности. В контексте этих процессов серийность и далее сериальность (серийность, экстраполированная с высотного параметра музыкальной ткани также на другие) воспринимаются как локальные вр'еменные средства внешней всё более гипертрофированной структуризации 12-тонового материала в условиях ещё недостаточного действия формирующейся 12-ступенной функциональности как общественно-универсальной системы (хотя в плане индивидуально-композиторского мышления 12-ступенная функциональность уже разнообразно и отчётливо наблюдается).
На чётных, вторых формациях обеих цивилизаций характерно резкое возрастание инструментального интонирования. При этом на 5-х этапах (и ранее) инструментализм выступает в качестве мощного эволюционного рычага, способствующего сначала обнаружению, а затем укреплению, с одной стороны, классической античной функциональности (тесиса и динамиса в её «запоздалой» аристоксеновской теоретической интерпретации), с другой – классической гармонической функциональности Новой цивилизации.
На последующих же этапах обеих цивилизаций, начиная с 6-го (confutatio), инструментализм из стимулятора классических функциональных тетрахордальной и гармонико-полифонической систем мышления становится их разрушителем. Помимо этого он выступает в качестве фактора подспудного формирования сверхкоординации будущей цивилизации.
Мы можем в конечном итоге обзора общих тенденций эволюции музыкального мышления в обеих цивилизациях выйти на глобальные понятия европейской музыкальной эстетики – «этос» и «аффект» – и установить их соотношение в общей системе эволюционирования каждой из цивилизаций. Нами выдвигается предположение, что движущая сверхидея музыкального мышления на первых формациях обеих сопоставляемых цивилизаций – поддержание идеи этоса как источника потенциальной дхармической (нравственной) энергии, на вторых – поддержание идеи аффекта как источника кинетической чувственной энергии. При этом аффект выступает в качестве внутреннего двигателя музыкальной эволюции в целом, на превышении аффектирования строится логика музыкальных революций на грани этапов.
В целом мы имели цель найти и показать очевидность действия лишь одной структурно-эволюционной системы развития музыкального мышления, которая занимает своё пусть очень значимое, но не единственное место среди многих других параллельно действующих систем. Нами были выбраны важнейшие культурные регионы планеты, репрезентирующие 2 преемственно тесно связанные европейские музыкальные цивилизации. Стремление скоординировать закономерности Праантично-античной и Новой цивилизаций основано на естественных единых равномерно-циклических основах бытия вселенной, Солнца, Земли, всех уровней земной жизни, простирающихся от неорганического к растительному, далее к биологическому и, наконец, к эмоционально-мыслительному. На последнем уровне мы выбрали зону художественного мышления, которую взяли за основу как контекст, в котором эволюционирует музыкальное мышление, представляющее для нас основной интерес.
Определённый взгляд в сторону античного музыкального мышления представляется весьма актуальным в настоящее время – в эпоху непрекращающегося активного осмысления практического и теоретического наследия прошлого. Продолжение издания и/или комментирования имеющихся более двадцати античных нотных образцов с 70-х годов XX века (E. P;hlmann, G. Mazzi, J. Solomon, Th. Mathiesen, Е. Герцман, Л. Александрова, Ю. Бычков и т.д.) говорит об актуализации проблемы изучения прошлого, проливающего свет на музыкальное мышление настоящего.
Уже давно требует своей универсальной концепционной систематизации огромный массив исследований по античной музыке и античному музыкознанию, необычайно прогрессирующий со второй половины XIX века по вторую половину XX (F. Bellermann, R. Westphal, A. Thimus, O. Paul, F. Gevaert, W. Johnsen, C. Jan, D. Monro, C. Stumpf, H. Abert, O. Fleischer, H. Macran, L. Lalby, P. Mounford, Ch.-E. Ruelle, F. Erckmann, M. Emmanuel, J. Denniston, F.A. Wright, H. Riemann, Th. Reinach, J. D;ring, R. Winington-Ingram, J. Mountford, O. Gombosi, K. Schlesinger, E. Jammers, C. Sachs, M. Shirlaw, O. Kinkeldey, J. Handschin, P. R. Coleman-Norton, M. Vogel, N. Husmann, J. Henderson, M. Dabo-Peranic, W. Vetter, R.Tanner, H. Potiron, L. Richter, H. Draeger, Г. Иванов, В. Петр, А. Лосев, Е. Герцман, Л. Александрова, А. Самойлов, Р. Грубер и др. [37, С. 221-251]).
Актуальность изучения эволюции Праантично-античной музыкальной цивилизации возрастает в свете сопоставительно-циклической методологии, позволяющей систематически сравнивать последнюю с Новой и в конечном счёте взаиморасшифровывать оба эволюционных потока.
2. Теория Патрики как инструмент
исследования музыкально-художественной эволюции
"Время не подобно прямой линии, безгранично продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесконечное число раз..." Прокл [5, С. 24-25].
В настоящее время некий ажиотаж получила теория матричного строения мира. Многие почувствовали некоторое облегчение в плане понимания мироздания, ведь, если наш мир - матрица, то не нужно больше ломать голову над объяснением многих физических (в частности астрокосмических) и метафизических, скрытых явлений, в определённой части относящихся к паранормальным. Все чудеса теперь можно списывать на сбои в работе вселенской матрицы, также как и на её универсальные возможности программировать не только физические миры, но и любые другие. Споры физиков, астрофизиков, богословов, эзотериков, а также всех ищущих своё оригинальное объяснение мира на основании собственных наблюдений и выводов тоже находят блестящее разрешение в его единой матричной природе. Матрица может программировать как вес, так и невесомость, как обыденные возможности человека, так и паранормальные, как единый мир, так и многопараллельный. Решение матричных задач во всех случаях правильной работы с матрицей практически должно приводить к требуемым результатам. Если они должны быть фантастическими, то матрица их решит с той же лёгкостью, что и укладывающиеся в обыденном человеческом разуме.
Конфликты в понимании мира при матричном его объяснении устраняются, ибо матрица может моделировать любой мир. Сейчас же пока такие конфликты и нестыковки сплошь и рядом. Скажем нынешнее религиозное миропонимание выбрасывает прочь абсолютно беспомощную с её точки зрения теорию большого взрыва (big bang), так как этот взыв тоже кто-то должен был бы запустить. Матричное понимание мира, пусть даёт его и более удовлетворительное объяснение, но всё же далеко не полное. К примеру, кто же всё-таки создал и запустил вселенскую матрицу? И опять мы закономерно приходим к Творцу, без которого как без Исходного Вселенского Разума-Жизни-Света нельзя начинать любое познание о происхождении всего. Итак: «1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале у Бога. 3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Евангелие от Иоанна 1:1-5). Под понятием «Слово» понимается «Слово-Бог» или «Бог-Слово», то есть первичная Высшая Информация о том, какими мир и разумные существа (в данном случае — Человек) должны быть. Нет ничего научнее и разумнее иметь в виду вначале Высшее, Творца, создавшего план развития и строения мира - в коренном понятии данной работы — Патрику. Патрика есть Высшая Информация, по которой развиваются Человек-и-мир.
Чтобы, например, построить здание, нужна предварительная проработка всех конструктивно-архитектурных аспектов и элементов его будущего строительства, т.е полный план строительства, т. е. первоначальная информация, предварительно создаваемая коллективным человеческим Разумом. То же самое имеет место во всём: от Строительства Вселенных до написания симфонии. Последняя, скажем, не может сама появиться из элементарных музыкальных элементов. Для симфонии должен быть композитор. Точно также для создания и развития мира-и-человека (это неразделимое человекомерное понятие, уже признанное современной наукой) должен быть Творец. Его можно назвать миллионом имён, и всё равно мы не исчерпаем всех Его качеств. В русле исследования настоящей работы мы называем Творца Творцом Патрики. Таким образом глубокую и воистину разумную идею Бога мы оставляем неизменной и не пытаемся скатиться в «обрезанные» наукоцентрические учения, будь то материализм, энергетизм, современный «матрицализм» и прочие доктрины, оставляющие открытым вопрос о своём первоначале и тем самым разоблачающие сами же себя как фрагментарные и страдающие острым дефицитом основания и самообоснования.
Учитывая, что каждый процесс можно описать в виде цикла становления (в данном случае мы воспользуемся наиболее адекватной восьмиэтапной циклической системой), постараемся найти место современного этапа - этапа Матрицы (Matrix) - в общем системном контексте его развёртывания, включающем как предшествующие этапы развития, так и последующие этапы увядания. Этот системный контекст мы называем по его внутреннему, содержательному происхождению Патрикой (то есть следствием инволюции Творца-Отца), а по внешнему, формальному виду Цивилизацией.
В таблице ясно можно увидеть, что процесс инволюции Творца в развитие Цивилизации идёт последовательно сверху вниз, затрагивая охватываемый социум и временные этапные ступени от высшего 1-го этапа (Патрики, Narratio) до низшего 8-го этапа (Метрицы, Conclusio). И, если внешне цивилизация от 1-го к 8-му этапам расцветает, то внутренне она, наоборот, снижает свой духовно-энергетический уровень, как бы последовательно разряжаясь на построение внешней красивой оболочки. Нетрудно параллельно увидеть в таблице, что чакрально-энергетические уровни цивилизации при такой инволюции Творца (от 1-го к 8-му этапам) последовательно падают от 8-й, (Absolutera-) чакры к 1-й, (Mooladhara-) чакре:
Табл. 1. Восемь основных этапов развёртывания Патрики
См. https://yadi.sk/d/uWXEwBr43QqVow
Если принять продолжительность жизни современного человека в среднем за 80 лет, то можно очень ясно применить предложенную таблицу к 8-ми 10-летним этапам его бытия. Это оставляется как интересное тренировочное «домашнее задание» по освоению очень концентрированного табличного материала, которое, я знаю, будет выполнено с блеском, ибо любой человек хочет проанализировать своё прошлое и будущее с помощью действенной и убедительной методики. Я знаю, что она такова. Однако вернёмся к теме.
Как можно наблюдать из таблицы, девятым элементом ЦИВИЛИЗАЦИИ (ПАТРИКИ) будет являться перезагрузка, совпадающая с первым элементом нового цикла. То есть 8 равномерных этапов развития ЦИВИЛИЗАЦИИ согласно общим циклическим законам нашей вселенной будут всё время пульсировать от цикла к циклу. Восьмиэлементный контур развёртывания ПАТРИКИ, указывает на общие закономерности эволюции безшовно состыкованных 24-вековых цивилизаций (см. об этом: [33, 36-37]).
Первой закономерностью является четырёхкратное чередование нечётного (активного, идеального) и чётного (пассивного, материального) трёхвековых этапов. Действительно мы видим, что после этапа идеи, плана (Р) всегда следует этап её воплощения, материализации (М), и этот шестивековой период (нечёт+чёт или 1+2 или Р+М или 3 века + 3 века) неизменно повторяется (как мы говорили 4 раза в цикле-Контуре: РМ-РМ-РМ-РМ). Может смутить традиционная хронология, которая в настоящее время часто ставится под сомнение. Но речь здесь и идёт об официальной хронологии матрицы. Если принять во внимание, что в высших измерениях времени не существует, то мы можем укладывать события на «диск-контур» ЦИВИЛИЗАЦИИ-ПАТРИКИ как угодно, в том числе и как их и уложила традиционная, скалигеровская, матричная хронология. Ведь мы понимаем, что это — лишь способ укладки и интерпретации, который был необходим Матрице (Matrix) для своей маскировки на основе искусственного, запутанного, «затемняющего» ментального строительства…
Нечётный этап имеет импульсный характер, а последующий чётный — характер расходования энергии предшествующего импульса-этапа. Чтобы осознать это в чувственно-звуковой форме, проиграем начальный восьмитакт клавирной сонаты Моцарта A-Dur, KV 331. Мы сразу замечаем, что все нечётные такты (аналоги нашим нечётным этапам) несут инициирующую, активную, задающую функцию, а все чётные, наоборот, пассивную функцию, причём в одном случае «ретроградно»-повторяющую (Т. 2, 6), а в другом — формально-подытоживающую (Т. 4, 8):
Начальный восьмитакт Первой части клавирной сонаты Моцарта A-Dur, KV 331
См. https://yadi.sk/d/uWXEwBr43QqVow
Точно такие же функции обнаруживает и матричная скалигеровская история. Предлагаем самостоятельно поразмышлять на эту тему (она здесь опускается, поскольку выходит за пределы музыковедческих задач настоящей статьи). Заглядывая же в сферу исторического музыковедения, отметим лишь штрихом, что импульсные меровингский (первый) V-VI-VII вв. и барочно-романтический (пятый) этапы XVII-XVIII-XIX вв. вносят опорные творческие импульсы в общий процесс развёртывания рассматриваемой (Новой) цивилизации.
В свою очередь, следующий, современный (шестой) этап XX-XXI-XXII вв. базируется на использовании наработанных моделей и интонационных формул прошлых этапов. Недаром в поле композиторов направлений необарокко, неоклассицизма, неоромантизма и т. д. целенаправленно попадают интонационные модели, риторические фигуры соответствующих основных стилей (без нео-). Если же на этом этапе используются новые принципы формирования музыкальной ткани, то они несут, в большей мере внешне-деструктивный в слуховом отношении характер (см. например, серийность, сериальность, конкретная музыка, открытые формы, элементы алеаторики и т. д.). При всём своём техническом блеске шестой этап показывает свой эпигонский, вторичный облик.
Итак, на смену теологизированно-секуляризированной эпохе Argumentatio XVII-XVIII-XIX вв. (Патрица, пятый этап) приходит эпоха Сonfutatio XX-XXI-XXII вв. (Матрица, шестой этап), которая несёт более разрушительный, потребительский, лживый, лицемерный, претенциозно-элитарный или грубо-чувственный характер нежели устремлённая к поиску художественной и научной истины исключительно креативная эпоха пятого этапа (барокко-классицизма-романтизма), давшая всё то, что потребляют и разлагают XX и XXI века.
Второй закономерностью является двухкратное чередование шестивековых периодов доминантности души (А, душа, импульс) и интеллекта (Е, интеллект, обработка импульса — см. таблицу 1) или:
1) период/"сезон" А (6 веков; "весна") + период/"сезон" Е (6 веков; "лето") =
доавтоматическая, расцветающая (К-)формация (12 веков).
2) период/"сезон" А (6 веков; "осень") + период/"сезон" Е (6 веков; "зима") =
автоматическая, увядающая (Ц-)формация (12 веков).
Душа (А) связывается с динамическими, переходными сезонами: с „весной“ и „осенью“, интеллект (Е) со статическими, стабильными („летом“ и „зимой“). Сравнения с временами года помогают наглядно понять чередование активного и пассивного сезонов в рамках расцветающей (весна+лето) и увядающей (осень+зима) формаций (см. Таблицу 1). Активность и пассивность имеют, соответственно, смысл первичности-импульсности и вторичности-обработочности.
Третьей закономерностью является складывание всего восьмиэтапного периода из доавтоматической, расцветающей (К-)формации (этапы 1-4) и автоматической, увядающей (Ц-)формации (этапы 5-8). Буква К отражает естественный характер первой формации (этапы 1-4), буква Ц — искусственный характер второй формации (этапы 5-8), нуждающейся в интеллектуально-техническом стимулировании. Последнее позволяет добиться больших внешних достижений в области развития данной ЦИВИЛИЗАЦИИ-ПАТРИКИ, но эти достижения происходят на искусственной, автоматической основе, которая приводит к явлению техногенной зависимости.
Таким образом, используемые восемь терминов для обозначения соответствующих восьми этапов ЦИВИЛИЗАЦИИ-ПАТРИКИ имеют строго соотнесённую фонетико-смысловую систему слов и входящих в них букв:
Описательный ряд 3.
1-я, начальная, К-формация; 1-й А-период, 1-й этап: Патрика
1-я, начальная, К-формация; 1-й А-период, 2-й этап: Матрика
1-я, начальная, К-формация; 2-й Е-период, 3-й этап: Петрика
1-я, начальная, К-формация; 2-й Е-период, 4-й этап: Метрика
2-я, конечная, Ц-формация; 3-й А-период, 5-й этап: Патрица
2-я, конечная, Ц-формация; 3-й А-период, 6-й этап: Матрица (Matrix)
2-я, конечная, Ц-формация; 4-й Е-период, 7-й этап: Петрица
2-я, конечная, Ц-формация; 4-й Е-период, 8-й этап: Метрица.
Формации (состоят из 4-х этапов):
Буква К (в 1-й формации) указывает на начальность, душу, надежду, расцветание,
содержание, естественность.
Буква Ц (во 2-й формации) указывает на конечность, ментал, пресыщение, увядание, форму, искусственность.
Периоды (состоят из 2-х этапов):
Буква А (в 1-м или 3-м периодах) указывает на первичность, душу, творчество, Любовь, спонтанность, накопление, Творца.
Буква Е (во 2-м или 4-м периодах) указывает на вторичность, ментал, рутину, рассудок, расчётливость, растрату, лишь связь с Творцом: см. азъ (А=Творец) есмь (Е=связь).
Этапы:
Буква П (в 1-м, 3-м, 5-м, 7-м этапах) указывает на первичное, содержательное, идеальное, активное, доброе-защищающее начало.
Буква М (во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м этапах) указывает на вторичное, формальное, материальное, пассивное, слабое-защищаемое начало.
Таким образом Матрица как 6-й этап Новой цивилизации (начало этой цивилизации с V в. н.э. и окончание предположительно в XXVIII в.) не есть всегдашнее состояние общества и его мировоззрения, но определённый этап его развития, свидетельствующий о нарастающем кризисе формально-рутинного (М), при котором речь идёт больше о количестве (скорость, объём и т. д.), чем о качестве; о систематизации, чем о прорыве к новому; о конкретике, чем об обобщающей идее. Именно наше время, начиная с XX века вступило в этап Матрицы (XX-XXII вв.), как майи, иллюзии, запутанности разобщённых знаний, утраты правильных представлений о сущности бытия, как эпоху ретроградного развития человечества. Не удивительно, что и весь мир в эту эпоху также начинает восприниматься и объясняться соответственно: как Матрица.
Но есть в историческом развитии человечества и семь других этапов его эволюционирования. Смена парадигмы (представления о мире) есть важнейший закон и фактор эволюции человеческого общества. Творец, Он же Творец Патрики-Цивилизации, Он же Творец входящего в неё этапа Матрицы, Он же Творец самой Матрицы как человекомерного мира и его психоментальной интерпретации показывается человечеству в разные периоды его развития по-разному.
На дальнейших 7-м и 8-м этапах человечество окажется лицом к лицу с огромным противоречием между блестящими достижениями техники и ослаблением естественных возможностей всего живого на планете, включая, в первую очередь, самого человека, который с большой степенью вероятности в этом времени (XXIII-XXVIII вв.) может оказаться колоссом на гляняных ногах. Четвёртый, Е-период (XXIII-XXVIII вв.), в который входят эти два этапа, будет связан с потерей душевных качеств человека и приобретением им вместо этого качеств мыслительно-ментальных. Рациональное мышление на этих двух последних этапах, соответственно, Refutatio (Петрицы) и Conclusio (Метрицы) приведёт к дальнейшему прорыву в области точного программирования технологических процессов и освобождения человека от ручного труда. Но обеднённая душевная сфера, несмотря на большое количество свободного времени, не позволит человеку технозависимому сполна наслаждаться своей естественной жизнью. Особое внимание уже сейчас следует обращать на полноту душевно-любовной жизни - ведь впереди неблагоприятный для неё "сезон зимы" (четвёртый, Е-период XXIII-XXVIII вв.), который нужно встретить человечеству с большим запасом душевного тепла.
Религиозный фанатизм на 7-м и 8-м этапах уйдёт в прошлое, ибо рациональное мышление скуёт нынешние силы темноты ощущения мира и Творца. А-модус нынешнего, 6-го этапа Матрицы с его неосмотрительностью и спонтанностью в религиозных эмоциях, приведших к безрассудству терроризма против ни в чём неповинных людей, уступит место рациональному Е-модусу технократического мышления 7-го и 8-го этапов. Терроризм исчезнет, однако известная рациональность Е-модуса может привести к значтельному дальнейшему разрушению экологии планеты и, как мы уже указывали, к свёртыванию богатства любовно-эмоциональной (А-) жизни индивидов, к ухудшению синэргетики подбора пар, а отсюда и к слабому потомству. Пальма достижений будет отдана технике, а кризис будет наблюдаться на уровне ослабленной биологической жизни человека, всё более удаляющегося от природы, от деревенского труда, от душевного понимания флоры и фауны…
Сейчас многие независимые исследования показывают, что качество естественного самоощущения человека прошлых этапов было намного выше, его продуктивность, несмотря на отсутствие компьютерной техники, потрясала. Мощь хоровой культуры строгого письма, архитектуры, магических техник в строительстве (антигравитационная транспортировка материалов, коротковолновое обеспечение городов теплом и светом, изысканность декоративного украшения зданий, материализация строительных проектов с помощью воздействия мысли на эфир, телепортация материалов техники и человека и т.д. и т.п.) просто удивляет незашоренного исследователя прошлого.
Нынешний человек матричный должен освобождаться от пут комьютерного новодела, уводящего его от гармонии непосредственных социальных контактов и народного музыкально-художественного творчества. Культура есть альфа, а цивилизация — омега данного цикла. Кульура есть душа народа, а цивилизация — его технокостыли.
Разрушение экологии планеты может дать ответное разрушение нынешней человеческой цивилизации. В этом случае вообще восьмиэтапный период ПАТРИКИ может не завершиться. Кроме этого, опасность глобальной войны также ещё не ушла, но притаилась в шуме локальных столкновений. Виновники дестабилизации мира должны быть по заслугам наказаны, если мы не хотим, чтобы всё человечество погибло. Преимущество нынешней эпохи Матрицы состоит в том, что сама Матрица при умном её использовании позволяет владеть всей информацией о происходящем. Другое дело, что эта информация очень часто ложная уж такова суть Матрицы-Майи. Достоверная информация содержится в ноосфере планеты, в информационном поле солнечной системы и галактики Млечный путь. Подключение к этим источникам человек должен упорно и постоянно отрабатывать заново... Речь идёт о непосредственном внутреннем ментально-душевном считывании хроник акаши.
В целом можно говорить, что верная информация есть великое средство просвещения как человека индивидуального (впрочем, «человек индивидуальный» является иллюзией), так и единого Человека-Человечества нашей планеты, которое позволит ему разумно управлять своим дальнейшим историческим развитием.
3. Об активном, творческо-энтузиастическом характере
нечётности и пассивном, рутинно-ответном характере чётности
Если мы в рамках цивилизации проследим парные чередования на уровнях
- 0) полуэтапов (p+m)х8 (1-го и 2-го полутактов — см. табл. 1 и нотный пример),
- 1) этапов (P-М)х4,
- 2) периодов (А-Е)х2,
- 3) формаций (К-Z)х1,
- 4) цивилизаций (I-II)…,
то во всех данных масштабных случаях установим, что пара неизбежно содержит 1-й, активный, творческо-энтузиастической, нечётный элемент и 2-й, пассивный рутинно-ответный, чётный элемент. Взаимодействие между собой масштабных уровней проявления этих двух основных качеств определяет суммативные качества этапов. Нас интересуют уровни 1), 2) и 3): см. ниже табл. 2.
В данной таблице ясно видны характерные экстремальные, наиболее яркие и важные активные этапы (тёплые тона, в первой формации) и соответствующие пассивные этапы (разные оттенки зелёного цвета, во второй формации).
Если сравнить пассивные экстремальные этапы (вторая, увядающая формация), то нетрудно понять степень разложения, которое имеет место в наше время (шестой этап, Confutatio, Матрица, XX, XXI, XXII вв.), в котором накладываются три нечётных пассивитета:
1) N- (общий пассивитет всей Новой, N-цивилизации по отношению к активитету Праантично-античной, U-цивилизации),
2) Z-, (Ц-) (пассивитет 2-й формации) и
3) М- (пассивитет нечётного этапа).
Табл. 2. Выявление экстремальных свойств каркасных
(характерных) этапов при их взаимодействии с периодами и формациями:
См. https://yadi.sk/d/uWXEwBr43QqVow
Масштаб разложения на нынешнем этапе, судя по наложению пассивных функциональностей, будет превышен только на конечном этапе (восьмой этап, Conclusio, Метрица, XXVI, XXVII, XXVIII вв.), где наложатся один раз за 48 веков Праантично-Новой бицивилизации уже целых четыре пассивных функции:
1) N- (общий пассивитет-чёт всей Второй, Новой, N-цивилизации по отношению к активитету-нечёту всей Первой, Праантично-Античной, U-цивилизации),
2) Z- (пассивитет 2-й формации),
3) Е- (пассивитет 4-го периода) и
4) М- (пассивитет 8-го этапа).
В целом в рамках нашей 24-вековой цивилизации этапы 6 и 8 являются самыми деморализующими. Этап 7 (Refutatio, Петрица, XXIII, XXIV, XXV вв.) будет ещё как-то позитивно поднят среди них, благодаря его активному, импульсному, нечётному, противостоящему P-модусу, благодаря которому будет происходить перераспределение в целом высвобожденной на последних трёх этапах сексуальной энергии свадхистан-чакры в творческий процесс. Три отмеченных последних этапа в данной (Новой) цивилизации, увы, не отличаются той внутренней человеческой созидательной мощью, которой отличались её первые 5 этапов. Причём внешне мы - дети увядания - всё же сполна наблюдаем вокруг интересные творческие дизайнерские и технологические решения, но это в огромной мере творчество компьютерно-машинное, творчество наших инструментов-помощников. С пятым этапом (Argumentatio, Патрица, XVII-XIX/ХХ вв.) в области интенсивности и, особенно, качества творческого процесса нам вряд ли возможно состязаться...
В целом не следует забывать, что любой этап имеет ещё и неосновную четвёртую вековую фазу продолжения своих предшествующих тенденций, которая накладывается на первую вековую фазу последующего этапа. В этом ключе XX век является двуфункциональным (Ar-4/Cf-1). Ушедшая драгоценная музыкальная культура эпохи Argumentatio лишь служит источником интерпретаций и «заигрывающего» подражания в музыке (см. начальное фото современного музыкально-исторического концерта как раз с доминантой — музыкой эпохи барокко, эпохи этапа Argumentatio). Причём остальные современные искусства часто вообще лишь «бессильно взирают» на прежний размах творческой динамики созидания и качественности проработки художественных образов. Этот размах ещё нас поддерживает и греет при соприкосновении с искусством ушедших веков… Ощущение своей творческой несостоятельности в данном случае часто восполняется количественными параметрами… Но монстры технологизма современности в целом не могут состязаться с внутренним художественным качеством искусства от романско-готической эпохи Digressio (XI,XII,XIII/XIV вв.) вплоть до эпохи Argumentatio (XVII,XVIII,XIX/ХХ вв.) включительно. Технизированной «небоскрёбной» количественности и никогда в этом смысле не победить...
4. Об общей логике расходования (падения интенсивности)
исходного внутреннего творческого импульса данной цивилизации
Пёстрая картина смены различных модусов на разных масштабных уровнях данной цивилизации не может скрыть основной тенденции разядки её внутреннего исходного творческого импульса в процессе целостного развёртывания. Причём внешние, формообразующие аспекты, напротив, как бы опровергают этот тезис, но в том-то и особенность развития цивилизации, что она неуклонно расходует свою внутреннюю творческую энергию на внешнее убранство. Такова жертва и судьба цивилизации. Достаточно рассмотреть качественное соотношение её формаций, чтобы убедиться в этом:
Табл. 3 Сравнение качеств формаций Новой цивилизации
См. таблицу: https://yadi.sk/d/uWXEwBr43QqVow
Вместо таблицы мы дадим здесь описательный ряд:
1.
Первая формация
Вторая формация
2.
Доавтоматическая
Автоматическая
3.
Органическая (К-)
Механическая (Z, Ц-)
4.
Расцветающая
Увядающая
5.
Формация культуры [17, С. 585]
Формация цивилизации [17, С. 585]
6.
V-XVI (12 веков)
XVII-XXVIII (12 веков)
7.
Метафизическая. Религиозно-идеологическая
Физическая. Производственная
8.
Активная, идеальная
Пассивная, материальная
9.
В основе — движения души
В основе — потребности ума и тела
10.
Этос
Аффект
11.
Интегративный характер
Суммативный характер
12.
Доминируют волновые процессы
Доминируют корпускулярные процессы
13.
Обобщённость
Конкретность
14.
Созидающая душу
Разрушающая душу
15.
Ум обслуживает содержание-душу
Ум обслуживает форму-тело
16.
Меньше зависимости от техники
Рост зависимости от техники
17.
Освоение мира
Раздел мира
18.
Идеализм. Феодализм
Материализм. Капитализм
19.
Ясная картина мира
Противоречивая, разорванная картина мира
20.
Энтузиазм (вплоть до фанатизма)
Деловитость (вплоть до цинизма)
21.
Чувствительность к красоте
Чувствительность к богатству
В целом цивилизация представляет собой программу освоения мира. Программа царит на первой формации, вдохновляя своими идеальными основаниями. Вторая же формация есть борьба порождения программы — материального мира — с идеологией программы. Высокие жертвенные основания идеологии, которые некогда, на первой формации объединяли человечество в общины, стали заземляться, развенчиваться, опошляться во имя индивидуализма, разрозненности, эгоизма и бесконечной жажды удовольствий. Социалистические модели были созданы лишь для проверки эффективности производства на основе объединяющей идеологии в подражание общей религиозной идеологии этапа Narratio, Патрики. Эксперименты с энтузиацией сознания масс были цинично закончены как только были выяснены границы действия искусственных Патрик. В капиталистической, второй формации такого рода эксперименты были обречены на недолговечность в связи с общей циничной и потребительской атмосферой этой формации. Никакой железный занавес не смог оградить советские общины от общего разлагающего капиталистического влияния с его эгоизмом и индивидуальным гедонизмом. Волна торгашества второй формации и вещности интересов на уровне 3-й, (nabhi) чакры (чакры в области войда, «океана иллюзий») нашего материалистического этапа Confutatio (Майи-Матрицы, XX-XXII веков) прорвала железный занавес и заставила советское общество жить по общим законам рвачества, индивидуализма и тантризма.
Обозревая общую логику последовательного духовного и культурного самообесценивания цивилизации, можно сказать, что она уже сейчас скатилась на рельсы пошлых коммерческих «культурообразных» (псевдокультурных) процессов настолько, что глаза людей уже не могут даже на мгновение останавливаться на архитектурной красоте зданий завещающего прошлого (вплоть по этап Argumentatio включительно), выполненных в ключе истинного мастерства с привлечением изощрённой скульптурной техники, с разнообразной индивидуальной геометрической, угловой и масштабной их проработкой, с неповторимыми инженерными решениями… Всё, озарённое духом творчества, стало в буквальном смысле тесниться и вытесняться примитивными коробками для получения прибыли. Пифагореизм был прав, относя прямое к доброму только в смысле прямоты и искренности. Общую же современную прямолинейность и чуть ли не фабричную штампованность во всех видах искусств они, конечно же не имели в виду. Хотя как знать: кривое и женственное (аспекты рождения художественного) им было не по душе, и они его относили к сфере зла. Не всё было, мягко говоря, гладко с пониманием этого таинственного учения у современников пифагорейцев как будто те предчувствовали, что за необыденно-странный мир таится в холодной цифровой матрице… Не будет лишним сказать, что эпоха пифагореизма (VI—IV вв. до н.э.) также относится к шестому этапу Сonfufatio, т. е. к этапу Майи-Матрицы... (V, IV, III вв. до н.э.) - только на уровне Праантично-Античной цивилизации. Внесём замечание: любой этап имеет также нулевую фазу, и в этом случае это будет VI в. до н.э. - матрично-скалигеровский век Пифагора… - Пифагора Самосского (;;;;;;;;; ; ;;;;;;) - «пифийского вещателя», «того, о ком объявила Пифия», жившего приблизительно в 570—490 гг. до н. э.) [13]…
Список литературы
I. Общий отдел
1. Аберт Г. История древнегреческой музыки// Музыкальная культура древнего мира /Ред. Р.И. Грубер. – Л., 1937.
2. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2.
3. Бычков Ю. Ладовая система Древней Греции: Лекция по курсу гармонии для студентов музыкальных вузов. – М., 2001(электронный ресурс). – Режим доступа http://yuri317.narod.ru/greki/text.html
4. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. – Л., 1986.
5. Горбовский А. В круге вечного возвращения? – М., 1989.
6. Закс К. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков// Музыкальная культура древнего мира. – Л., 1937.
7. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. – М., 1976.
8. Лосев А. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М., 1975.
9. Лотман Ю. Семантика числа и тип культуры// Статьи по типологии культуры. – Тарту, 1970. – Вып. 1.
10. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М., 1976.
11. Новикова Л. Цивилизация и исторический процесс. – М., 1983.
12. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 448 с. (Антология мудрости). Или как электронный ресурс: Пифагор. Золотой век // http://vzms.org/Piph.htm
13. Пифагор: Электронный ресурс // https://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагор
14. Трифонов Г. Категория „периодичность“, „цикличность“ и „ритмичность“ в философии и естествознании// Формирование научного мировоззрения. – Чебоксары, 1972. – Вып. 4.
15. Холопов Ю. Органум / Музыкальная энциклопедия (электронный ресурс). – Режим доступа http: www. enc-dic.com/enc.../Organum-5353.html.
16. Холопов Ю. Трактат о гармонике Аристоксена: Редакция перевода и комментарии. – М., 1975.
17.Шпенглер О. Закат Европы [Текст]: монография / О.Шпенглер. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 592 с. – 20.000 экз. – ISBN 5-02-029879-4.
18. Adler, G. Handbuch der Musikgeschichte. – Leipzig, 1930.
19. Blume, F. Renaissance & Baroque Music. A Comprehensive Survey. Ldn., 1975.
20. Bukofzer, M. Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach. – NY, 1947.
21. Dahlhaus, C. (ua) Systematische Musikwissenschaft. – Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – Vol. 10. – 1989-1996.
22. Deri, O. Exploring Twentieth-Century Musik. – NY, 1968.
23. Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fruehen Mittelalter bis zur Gegenwart. – Stuttgart; Weimar: Mezler, 1993.
24. Gombosi, O. Die Tonarten und Simmungen der antiken Musik. – Copenhagen, 1939.
25. Husmann, H. Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur. – Berlin, 1961.
26. Leichtentritt, G. Geschichte der Motette. – Hildesheim, 1966.
27. Michels, U. dtv-Atlas-Musik: Systematischer Teil: Musikgeschichte von den Anfaengen bis zur Gegenwart. – Kassel; Basel: Baerenreiter-Verlag, 2001.
28. Riemann, G. Sachlexikon Musik /Herausgegeben von W. Gurlitt und H.H.Eggebrecht. - Mainz-London: Schott, 1996.
29. Westphal, R. Aristoxenos von Tarent. Melik und Rhythmik des klassischen Hellenentums. – Leipzig, 1883, 1893. – Vol. 1-2.28.
30.Westphal, R. Harmonik und Melopoiie der Griechen. – Leipzig 1864.
II. Ранние работы автора статьи, имеющие отношение к её тематике
31. Петриков С. Анализ закономерностей современного композиционного музыкального мышления. – Бийск, 1989. – 173 с.
32. Петриков С. Анализ закономерностей современного композиционного музыкального мышления: Приложения. – Бийск, 1989. – 135 с.
33. Петриков С. Введение в систематическую музыкальную эволюциологию. – 32 с.: табл. – Библиогр. 55 назв. – Деп. В НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 17.11.1989, № 2167. – Библиогр. опис. // Музыка, 1990, № 2.
34. Петриков С. Вопросы функциональности в музыке Бориса Тищенко. – 37 с., ил. – Библиогр. 48 назв. – Деп. В НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 22.11.1985, № 1101. – Библиогр. опис. // Музыка, 1986, № 2.
35. Петриков С. Духовно-ценностный подход к текстуальному музыкальному мышлению// Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях: Материалы: Тез. докл. к конференции (ноябрь 1994). – Бийск 1994, с. 56-58.
36. Петриков С. Закономерности развития художественного мышления: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. иск. – СПб, 1996.
37. Петриков С. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект): Монография. – Томск: Изд-во ТГУ, 1993. – 250 с. (На основе работы: Петриков С.М. Циклопериодическая методолгия как один из элементов создания теории музыкально-исторического мышления. – Чч. I-III. – Бийск, 1990. Ч.I – 118 с. Ч.II – 80 с. Ч.III – 152 с.).
38. Петриков С. Закономерности современного музыкального композиционного мышления: Учебное пособие к спецкурсу. – СПб.; Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. – 145 с. Приложение. – СПб.; Новосибирск: 1992. – 105 с.
Doctor of Arts Petrikov S.M.,
Shukshin Altai State Academy of Education (ASAE)
The extension of the theory of cyclic
periodicity of the European musical historical process
Annotation:
The purpose of this article is to show the general patterns of the development of musical (broader - artistic) historical thinking in accordance with the algorithm of sequential deployment of eight three-century stages. The author explored this process in a variety of ways and always found vivid confirmation of his idea of an equal eight-element nature in the development of musical historical processes, which were also confirmed by artistic phenomena in other forms of art. The question of determining the current, 6th phase of the XX-XXII centuries as the era of the Matrix is considered. The matrix is viewed as a humanoid world and its psycho-mental interpretation, as well as its psycho-mental transformation. The most important role of music in this process.
Keywords:
Musical-historical cycles; stages of musical historical development; three hundred-year phases within the three-hundred-year stages; eight stages within the twenty-four-century civilizations; opposite properties of odd and even stages, six-century periods, twelve-century formations, odd Ancient and even New civilizations; creative, active nature of odd elements; routine, passive character of even elements; the definition of the most important characteristic stages within civilization; the general logic of expenditure (a drop in intensity) of the initial inner creative impulse of a given civilization.
Адрес фото открывается при редактировании
Адрес скачки полной версии статьи: https://yadi.sk/d/uWXEwBr43QqVow
Свидетельство о публикации №117122200638