Теория патрики как инструмент исследования... 2789
Алтайская Государственная Академия
Образования (АГАО) им. В.М. Шукшина, г. Бийск
Теория патрики как инструмент
исследования музыкальной цивилизации
...Время не подобно прямой линии, безгранично продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесконечное число раз... Прокл [7, С. 24-25].
1. Теория патрики и место современного этапа матрицы в ней
В настоящее время некий ажиотаж получила теория матричного строения мира. Многие почувствовали некоторое облегчение в плане понимания мироздания, ведь, если наш мир - матрица, то не нужно больше ломать голову над объяснением многих физических (в частности астрокосмических) и метафизических, скрытых явлений, в определённой части относящихся к паранормальным. Все чудеса теперь можно списывать на сбои в работе вселенской матрицы, также как и на её универсальные возможности программировать не только физические миры, но и любые другие. Споры физиков, астрофизиков, богословов, эзотериков, а также всех ищущих своё оригинальное объяснение мира на основании собственных наблюдений и выводов тоже находят блестящее разрешение в его единой матричной природе. Матрица может программировать как вес, так и невесомость, как обыденные возможности человека, так и паранормальные, как единый мир, так и многопараллельный. Решение матричных задач во всех случаях правильной работы с матрицей практически должно приводить к требуемым результатам. Если они должны быть фантастическими, то матрица их решит с той же лёгкостью, что и укладывающиеся в обыденном человеческом разуме.
Конфликты в понимании мира при матричном его объяснении устраняются, ибо матрица может моделировать любой мир. Сейчас же пока такие конфликты и нестыковки сплошь и рядом. Скажем нынешнее религиозное миропонимание выбрасывает прочь абсолютно беспомощную с её точки зрения теорию большого взрыва (big bang), так как этот взыв тоже кто-то должен был бы запустить.
Матричное понимание мира, пусть даёт его и более удовлетворительное объяснение, но всё же далеко не полное. К примеру, кто же всё-таки создал и запустил вселенскую матрицу? И опять мы закономерно приходим к Творцу, без которого как без Исходного Вселенского Разума-Жизни-Света нельзя начинать любое познание о происхождении всего. Итак: «1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале у Бога. 3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Св. Евангелие от Иоанна 1:1-5) [4]. Под понятием «Слово» понимается «Слово-Бог» или «Бог-Слово», то есть первичная Высшая Информация о том, какими мир и разумные существа (в данном случае — Человек) должны быть. Нет ничего научнее и разумнее иметь в виду вначале Высшее, Творца, создавшего план развития и строения мира - в коренном понятии данной работы — Патрику. Патрика есть Высшая Информация, по которой развиваются Человек-и-мир.
Чтобы, например, построить здание, нужна предварительная проработка всех конструктивно-архитектурных аспектов и элементов его будущего строительства, т.е полный план строительства, т. е. первоначальная информация, предварительно создаваемая коллективным человеческим Разумом. То же самое имеет место во всём: от Строительства Вселенных до написания симфонии. Последняя, скажем, не может сама появиться из элементарных музыкальных элементов. Для симфонии должен быть композитор. Точно также для создания и развития мира-и-человека (это неразделимое человекомерное понятие, уже признанное современной наукой) должен быть Творец. Его можно назвать миллионом имён, и всё равно мы не исчерпаем всех Его качеств. В русле исследования настоящей работы мы называем Творца Творцом Патрики. Таким образом глубокую и воистину разумную идею Бога мы оставляем неизменной и не пытаемся скатиться в «обрезанные» наукоцентрические учения, будь то материализм, энергетизм, современный «матрицализм» и прочие доктрины, оставляющие открытым вопрос о своём первоначале и тем самым разоблачающие сами же себя как фрагментарные и страдающие острым дефицитом основания и самообоснования.
Учитывая, что каждый процесс можно описать в виде цикла становления (в данном случае мы воспользуемся наиболее адекватной восьмиэтапной циклической системой), постараемся найти место современного этапа - этапа Матрицы (Matrix) - в общем системном контексте его развёртывания, включающем как предшествующие этапы развития, так и последующие этапы увядания. Этот системный контекст мы называем по его внутреннему, содержательному происхождению Патрикой (то есть следствием инволюции Творца-Отца), а по внешнему, формальному виду Цивилизацией.
Табл. 1. Восемь основных этапов развёртывания Патрики
Cм. https://yadi.sk/d/mbbqzI4z3QqViz
Как можно наблюдать из таблицы, девятым элементом ЦИВИЛИЗАЦИИ (ПАТРИКИ) будет являться перезагрузка, совпадающая с первым элементом нового цикла. То есть 8 равномерных этапов развития ЦИВИЛИЗАЦИИ согласно общим циклическим законам нашей вселенной будут всё время пульсировать от цикла к циклу. Восьмиэлементный контур развёртывания ПАТРИКИ, указывает на общие закономерности эволюции безшовно состыкованных 24-вековых цивилизаций (см. об этом: [18-20, 22, 24]).
Первой закономерностью является четырёхкратное чередование нечётного (активного, идеального) и чётного (пассивного, материального) трёхвековых этапов. Действительно мы видим, что после этапа идеи, плана (Р) всегда следует этап её воплощения, материализации (М), и этот шестивековой период (нечёт+чёт или 1+2 или Р+М или 3 века + 3 века) неизменно повторяется (как мы говорили 4 раза в цикле-Контуре: РМ-РМ-РМ-РМ). Может смутить традиционная хронология, которая в настоящее время часто ставится под сомнение. Но речь здесь и идёт об официальной хронологии матрицы. Если принять во внимание, что в высших измерениях времени не существует, то мы можем укладывать события на «диск-контур» ЦИВИЛИЗАЦИИ-ПАТРИКИ как угодно, в том числе и как их и уложила традиционная, скалигеровская, матричная хронология. Ведь мы понимаем, что это — лишь способ укладки и интерпретации, который был необходим Матрице (Matrix) для своей маскировки на основе искусственного, запутанного, «затемняющего» ментального строительства…
Нечётный этап имеет импульсный характер, а последующий чётный — характер расходования энергии предшествующего импульса-этапа. Чтобы осознать это в чувственно-звуковой форме, проиграем начальный восьмитакт клавирной сонаты Моцарта A-Dur, KV 331. Мы сразу замечаем, что все нечётные такты (аналоги нашим нечётным этапам) несут инициирующую, активную, задающую функцию, а все чётные, наоборот, пассивную функцию, причём в одном случае «ретроградно»-повторяющую (Т. 2, 6), а в другом - формально-подытоживающую (Т. 4, 8):
Начальный восьмитакт Первой части клавирной сонаты Моцарта A-Dur, KV 331
Cм. https://yadi.sk/d/mbbqzI4z3QqViz
Точно такие же функции обнаруживает и матричная скалигеровская история. Предлагаем самостоятельно поразмышлять на эту тему (она здесь опускается, поскольку выходит за пределы музыковедческих задач настоящей статьи). Заглядывая же в сферу исторического музыковедения, отметим лишь штрихом, что импульсные меровингский (первый) V-VI-VII вв. и барочно-романтический (пятый) этапы XVII-XVIII-XIX вв. вносят опорные творческие импульсы в общий процесс развёртывания рассматриваемой (Новой) цивилизации.
В свою очередь, следующий, современный (шестой) этап XX-XXI-XXII вв. базируется на использовании наработанных моделей и интонационных формул прошлых этапов. Недаром в поле композиторов направлений необарокко, неоклассицизма, неоромантизма и т. д. целенаправленно попадают интонационные модели, риторические фигуры соответствующих основных стилей (без нео-). Если же на этом этапе используются новые принципы формирования музыкальной ткани, то они несут, в большей мере внешне-деструктивный в слуховом отношении характер (см. например, серийность, сериальность, конкретная музыка, открытые формы, элементы алеаторики и т. д.). При всём своём техническом блеске шестой этап показывает свой эпигонский, вторичный облик.
Итак, на смену теологизированно-секуляризированной эпохе Argumentatio XVII-XVIII-XIX вв. (Патрица, пятый этап) приходит эпоха Сonfutatio XX-XXI-XXII вв. (Матрица, шестой этап), которая несёт более разрушительный, потребительский, лживый, лицемерный, претенциозно-элитарный или грубо-чувственный характер нежели устремлённая к поиску художественной и научной истины исключительно креативная эпоха пятого этапа (барокко-классицизма-романтизма), давшая всё то, что потребляют и разлагают XX и XXI века.
Второй закономерностью является двухкратное чередование шестивековых периодов доминантности души (А, душа, импульс) и интеллекта (Е, интеллект, обработка импульса — см. таблицу 1) или:
1) период/"сезон" А (6 веков; "весна") + период/"сезон" Е (6 веков; "лето") =
доавтоматическая, расцветающая (К-)формация (12 веков).
2) период/"сезон" А (6 веков; "осень") + период/"сезон" Е (6 веков; "зима") =
автоматическая, увядающая (Ц-)формация (12 веков).
Душа (А) связывается с динамическими, переходными сезонами: с „весной“ и „осенью“, интеллект (Е) со статическими, стабильными („летом“ и „зимой“). Сравнения с временами года помогают наглядно понять чередование активного и пассивного сезонов в рамках расцветающей (весна+лето) и увядающей (осень+зима) формаций (см. Таблицу 1). Активность и пассивность имеют, соответственно, смысл первичности-импульсности и вторичности-обработочности.
Третьей закономерностью является складывание всего восьмиэтапного периода из доавтоматической, расцветающей (К-)формации (этапы 1-4) и автоматической, увядающей (Ц-)формации (этапы 5-8). Буква К отражает естественный характер первой формации (этапы 1-4), буква Ц — искусственный характер второй формации (этапы 5-8), нуждающейся в интеллектуально-техническом стимулировании. Последнее позволяет добиться больших внешних достижений в области развития данной ЦИВИЛИЗАЦИИ-ПАТРИКИ, но эти достижения происходят на искусственной, автоматической основе, которая приводит к явлению техногенной зависимости.
Таким образом, используемые восемь терминов для обозначения соответствующих восьми этапов ЦИВИЛИЗАЦИИ-ПАТРИКИ имеют строго соотнесённую фонетико-смысловую систему слов и входящих в них букв:
1-я, начальная, К-формация; 1-й А-период, 1-й этап: Патрика
1-я, начальная, К-формация; 1-й А-период, 2-й этап: Матрика
1-я, начальная, К-формация; 2-й Е-период, 3-й этап: Петрика
1-я, начальная, К-формация; 2-й Е-период, 4-й этап: Метрика
2-я, конечная, Ц-формация; 3-й А-период, 5-й этап: Патрица
2-я, конечная, Ц-формация; 3-й А-период, 6-й этап: Матрица (Matrix)
2-я, конечная, Ц-формация; 4-й Е-период, 7-й этап: Петрица
2-я, конечная, Ц-формация; 4-й Е-период, 8-й этап: Метрица.
Формации (состоят из 4-х этапов):
Буква К (в 1-й формации) указывает на начальность, душу, надежду, расцветание,
содержание, естественность.
Буква Ц (во 2-й формации) указывает на конечность, ментал, пресыщение, увядание, форму, искусственность.
Периоды (состоят из 2-х этапов):
Буква А (в 1-м или 3-м периодах) указывает на первичность, душу, творчество, Любовь, спонтанность, накопление, Творца.
Буква Е (во 2-м или 4-м периодах) указывает на вторичность, ментал, рутину, рассудок, расчётливость, растрату, лишь связь с Творцом: см. азъ (А=Творец) есмь (Е=связь).
Этапы:
Буква П (в 1-м, 3-м, 5-м, 7-м этапах) указывает на первичное, содержательное, идеальное, активное, доброе-защищающее начало.
Буква М (во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м этапах) указывает на вторичное, формальное, материальное, пассивное, слабое-защищаемое начало.
Таким образом Матрица как 6-й этап Новой цивилизации (начало этой цивилизации с V в. н.э. и окончание предположительно в XXVIII в.) не есть всегдашнее состояние общества и его мировоззрения, но определённый этап его развития, свидетельствующий о нарастающем кризисе формально-рутинного (М), при котором речь идёт больше о количестве (скорость, объём и т. д.), чем о качестве; о систематизации, чем о прорыве к новому; о конкретике, чем об обобщающей идее. Именно наше время, начиная с XX века вступило в этап Матрицы (XX-XXII вв.), как майи, иллюзии, запутанности разобщённых знаний, утраты правильных представлений о сущности бытия, как эпоху ретроградного развития человечества. Не удивительно, что и весь мир в эту эпоху также начинает восприниматься и объясняться соответственно: как Матрица.
Но есть в историческом развитии человечества и семь других этапов его эволюционирования. Смена парадигмы (представления о мире) есть важнейший закон и фактор эволюции человеческого общества. Творец, Он же Творец Патрики-Цивилизации, Он же Творец входящего в неё этапа Матрицы, Он же Творец самой Матрицы как человекомерного мира и его психоментальной интерпретации показывается человечеству в разные периоды его развития по-разному.
На дальнейших 7-м и 8-м этапах человечество окажется лицом к лицу с огромным противоречием между блестящими достижениями техники и ослаблением естественных возможностей всего живого на планете, включая, в первую очередь, самого человека, который с большой степенью вероятности в этом времени (XXIII-XXVIII вв.) может оказаться колоссом на гляняных ногах. Четвёртый, Е-период (XXIII-XXVIII вв.), в который входят эти два этапа, будет связан с потерей душевных качеств человека и приобретением им вместо этого качеств мыслительно-ментальных. Рациональное мышление на этих двух последних этапах, соответственно, Refutatio (Петрицы) и Conclusio (Метрицы) приведёт к дальнейшему прорыву в области точного программирования технологических процессов и освобождения человека от ручного труда. Но обеднённая душевная сфера, несмотря на большое количество свободного времени, не позволит человеку технозависимому сполна наслаждаться своей естественной жизнью. Особое внимание уже сейчас следует обращать на полноту душевно-любовной жизни - ведь впереди неблагоприятный для неё "сезон зимы" (четвёртый, Е-период XXIII-XXVIII вв.), который нужно встретить человечеству с большим запасом душевного тепла.
Религиозный фанатизм на 7-м и 8-м этапах уйдёт в прошлое, ибо рациональное мышление скуёт нынешние силы темноты ощущения мира и Творца. А-модус нынешнего, 6-го этапа Матрицы с его неосмотрительностью и спонтанностью в религиозных эмоциях, приведших к безрассудству терроризма против ни в чём неповинных людей, уступит место рациональному Е-модусу технократического мышления 7-го и 8-го этапов. Терроризм исчезнет, однако известная рациональность Е-модуса может привести к значтельному дальнейшему разрушению экологии планеты и, как мы уже указывали, к свёртыванию богатства любовно-эмоциональной (А-) жизни индивидов, к ухудшению синэргетики подбора пар, а отсюда и к слабому потомству. Пальма достижений будет отдана технике, а кризис будет наблюдаться на уровне ослабленной биологической жизни человека, всё более удаляющегося от природы, от деревенского труда, от душевного понимания флоры и фауны…
Сейчас многие независимые исследования показывают, что качество естественного самоощущения человека прошлых этапов было намного выше, его продуктивность, несмотря на отсутствие компьютерной техники, потрясала. Мощь хоровой культуры строгого письма, архитектуры, магических техник в строительстве (антигравитационная транспортировка материалов, коротковолновое обеспечение городов теплом и светом, изысканность декоративного украшения зданий, материализация строительных проектов с помощью воздействия мысли на эфир, телепортация материалов техники и человека и т.д. и т.п.) просто удивляет незашоренного исследователя прошлого.
Нынешний человек матричный должен освобождаться от пут комьютерного новодела, уводящего его от гармонии непосредственных социальных контактов и народного музыкально-художественного творчества. Культура есть альфа, а цивилизация — омега данного цикла. Кульура есть душа народа, а цивилизация — его технокостыли.
Разрушение экологии планеты может дать ответное разрушение нынешней человеческой цивилизации. В этом случае вообще восьмиэтапный период ПАТРИКИ может не завершиться. Кроме этого, опасность глобальной войны также ещё не ушла, но притаилась в шуме локальных столкновений. Виновники дестабилизации мира должны быть по заслугам наказаны, если мы не хотим, чтобы всё человечество погибло. Преимущество нынешней эпохи Матрицы состоит в том, что сама Матрица при умном её использовании позволяет владеть всей информацией о происходящем. Другое дело, что эта информация очень часто ложная уж такова суть Матрицы-Майи. Достоверная информация содержится в ноосфере планеты, в информационном поле солнечной системы и галактики Млечный путь. Подключение к этим источникам человек должен упорно и постоянно отрабатывать заново... Речь идёт о непосредственном внутреннем ментально-душевном считывании хроник акаши.
В целом можно говорить, что верная информация есть великое средство просвещения как человека индивидуального (впрочем, «человек индивидуальный» является иллюзией), так и единого Человека-Человечества нашей планеты, которое позволит ему разумно управлять своим дальнейшим историческим развитием.
2. Временн'ое и вневременн'ое музыкальное мышление и видение
Потребность осмыслить мировой музыкально-исторический процесс как категорию музыкального мышления высшего порядка в настоящее время воистину велика. Ведь речь идёт об осмыслении развития важнейшего элемента культуры человечества – то есть того, что составляет смысл его существования, того, во имя чего оно живёт, во имя чего оно развивает материальные аспекты своего существования. Для здорового общества важно, в первую очередь, развитие его культуры. Если цели общества резко смещаются в сторону лишь средств существования, т.е. в область предпосылочную, материально-прагматическую, то это есть верный сигнал к тому, что оно идёт к своей гибели.
Музыкальное искусство определённого общества есть, пожалуй, самый нематериальный элемент его культуры. Даже исполнительское воссоздание музыкального произведения по однозначно закреплённой нотной записи не есть буквальное восстановление этого сочинения. В звуках зашифрована энергетическая информация о творце, его творении, эпохе, её духовном содержании и т.д. Каждое произведение на своём высшем – художественно-энергетическом уровне – имеет образную – фабульную, сюжетно-драматургическую или динамико-драматургическую – информацию, т.е. то, что составляет его содержание и чему подчинены использованные средства музыкальной выразительности.
В оценке образного энергетико-психологического содержания музыки огромную роль кроме интуитивных способностей играют передовые методологии крупного плана, способные с разных сторон восстановить эмоционально-ментальный строй эпохи и музыкального произведения как её живой клетки-субсистемы или – в другой системе сравнений – как её семени. В данном случае речь идёт о цикло-периодической методологии, стремящейся рассматривать музыкальные явления в структурно-разветвлённом контексте эволюции музыкального мышления.
Современная наука подчёркивает важнейшее значение этой методологии (см. её анализ в моей монографии: [19]). И это неспроста. Дело в том, что именно в наше время понимание многомерности и цикличности исторического процесса значительно обострилось. Кроме того изучение древнейших мифологических источников снова выводит многих авторов на фундаментальные циклические закономерности Космоса. Так, например, широко известны его 300-летние циклы (обзор: [19, С. 6-8, 13-18]). Кроме этого с древности известен фундаментальный для земных физико-периодических процессов так называемый прецессионный цикл, связанный с числом лет (постоянного годового процесса предварения равноденствией), за которые Солнце cмещается (в направлении, обратном зодиакальному) на 360° относительно небесной эклиптики, а именно – числом в 25.920 лет (это число здесь взято в математическом абстрактном значении и указывает на т.н. Большой год). В этом случае требуется 72 года для прецессионного смещения Солнца на 1°, наблюдаемого в („контрольный“) день весеннего равноденствия. Перед нами – реальный астрономический цикл, демонстрирующий божественную изящную идеальную математическую конструкцию.
Для изучения структуры вышеуказанного гигантского периода разложим произведение 72 х 360 на элементарные сомножители: (8 х 9) х (60 х 6) = (2 х 2 х 2 х 3 х 3) х (5 х 3 х 2 х 2) х (3 х 2). Если сомножители далее пререгруппировать следующим образом: 25.920 = 30 х 144 х 6, то нетрудно увидеть, что в структуру сомножителей числа 25.920 входят, следующие циклы: 1) в 30 лет (повторяется 144 х 6 раз), 2) в 144 года (повторяется 30 х 6 раз) и 3) в 6 лет (повторяется (144 х 30 раз). Исследованный нами 300-летний цикл также образуется, если мы примем во внимание удесятерённый Большой год (25.920 х 10 = 259.200 лет). В этом случае мы можем выделить 144 х 6 = 864 300-летних подциклов (300 х 144 х 6 = 300 х 864 = 259.200 лет).
Теперь представим некоторые дополнительные не замеченные ранее (в силу «таинственного и древнего происхождения») параллели к выделенному нами 8-элементному 2400-летнему циклу (из 8-ми 300-летних циклов). Речь идёт об 4(8)-членной структуре т.н. «имперского цикла» [8, С. 15-47] и о восьмифазном инварианте „китайской классической книги перемен“ [29, С. 21]:
Табл. 2 Расширение представлений о восьмиэлементной матрице
Cм. https://yadi.sk/d/mbbqzI4z3QqViz
№ этапа
8 ЭЛЕМЕНТОВ "КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ КНИГИ ПЕРЕМЕН"
НАЗВАНИЕ (ОБРАЗ – СВОЙСТВО – НАЗВАНИЕ В ПЕРЕВОДЕ)
И 8 ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО „РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО ЦИКЛА“
8 300-ЛЕТНИХ ЦИКЛОВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ 2400-ЛЕТНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ С.М. ПЕТРИКОВА(НОВОЙ И ПРААНТИЧНО-АНТИЧНОЙ)
1
Цянь
(небо-крепость-творчество)
1881-1899 гг.
Narratio
(первоначальное
развитие 1-й формации)
V-VII вв. (-XX - -XVIII вв.)
2
Кунь
(земля-самоотдача-исполнение) 1899-1917 гг.
Propositio
(последующее развитие 1-й ф.)
VIII-X вв. (-XVII - -XV вв.)
3
Чжень
(гром-подвижность-возбуждение)
1917-1935 гг.
Digressio
(конфликтно-переломное развитие 1-й формации)
XI-XIII вв. (-XIV - -XII вв.)
4
Кань
(вода-опасность-погружение)
1935-1953 гг.
Partitio
(итог-кульминация 1-й ф.)
XIV-XVI вв. (-XI - -IX вв.)
5
Гэнь
(гора-незыблемость-пребывание)
1953-1971 гг.
Argumentatio
(первоначальное
развитие 2-й формации)
XVII-XIX вв. (-VIII - -VI вв.)
6
Сюнь
(ветер-проникновение-утончение)
1971-1989 гг
Confutatio
(последующее конфликтное развитие 2-й формации)
XX-XXII вв. (-V - -III вв.)
7
Ли
(огонь-ясность-сцепление)
1989-2007 гг.
Refutatio
(частичное разрешение конфликта)
XXIII-XXV вв. (-II - I вв.)
8
Дуй
(водоём-радость-разрешение)
2007-2025 гг.
Conclusio
(заключение-кульминация 2-й формации)
XXVI-XXVIII вв. (II - IV вв.)
Всё процессуально-историческое способно сворачиваться в некую вневременную систему при условии, если мы изменим своё сознание и удалим из него смутную, необъяснимую во многих отношениях категорию времени, а значит и категории движения, материи и энергии. Строго говоря, понятия «временной» и «процесс», фигурирующие в теме настоящего раздела статьи, уже устарели, поскольку не соответствуют современному – пространственно-многомерному (минимум четырёхмерному) – представлению о неподвижном чисто математическом Целом как идеальной реальности. Согласно этому представлению любое время, в том числе и историческое время (как и время индивидуальное) попросту отсутствует и ему соответствует минимум четвёртое измерение пространства. При этом мы, обладающие новым сознанием, вместо более или менее смутного историко-временного или слушательско-временного переживания музыкальной (соответственно: макро- и микро-) реальности ясно видим целостную неподвижную картину бытия музыкального мышления, которую мы можем восприниять как систему многообразнейших гармонических пропорций. Эта картина историко-музыкальной макрореальности включает в себя всю музыку: звучавшую, звучащую и ту, которая будет звучать. Данные три модуса времени в условиях нового сознания уже становятся излишними, устаревшими понятиями, соответствующими прошлой эпохе позитивистского – пространственно-трёхмерного-плюс-временного – взгляда на Целое. Действительно, гениально-предвосхищающий, но сейчас уже устаревающий эйнштейновский «четырёхмерный континуум» (трёхмерное пространство плюс время) есть лишь переходный понятийный комплекс для современного четырёхмерно-пространственного вневременного видения, представления и познания.
В рамках нового – «теоретического», постисторического, целостного – представления имеется внепроцессуальное пропорционально-гармоническое Единство-Целое и «музыка» многообразнейших соразмерно-гармоничных пропорций этого Целого. Это Целое может быть сравнимо со струной, которую умозрительно и в конце концов физически слышит через нас универсум («Бог») – со струной, порождающей через обертоновый принцип её деления весь мир неслышимой (musica mundana, musica humana) и слышимой (musiсa instrumentalis) Музыки. Не трудно понять, что под данным, предельно расширенным пониманием Музыки подразумевается Гармония Целого, которая первоначально базируется на божественной многомерной симметрично-гармонической математической идеальной конструкции. Последняя являетяся одновременно и предельно изящной, и предельно устойчивой. Таинство этой конструкции – в непостижимом нами числе её мерности.
Множественные музыкологические проявления универсального принципа иерархического пропорционирования, связанные с конкретизацией по параметрам музыкально-исторической эпохально-временной позиции, культурно-географической координаты, индивидуального, жанрового, музыкально-выразительного, интерпретационного и прочих разнообразных функционально-исследовательских срезов – есть лишь бесконечные ракурсы в рассмотрении явления «Музыка». Музыкальное мышление как таковое возникает в момент создания музыки и далее при соединении звучания музыки с её восприятием. Как океан отражается в капле, так Целое, состоя из многомиллиардных музыкальных сознаний, расщепляясь-и-не-расщепляясь на них и живя Единой Музыкой мироздания, отражается в индивидуальном музыкальном мышлении. Последнее имеет как процессуально-временной (сукцессивный), так и теоретико-вневременной (синхронный) модусы.
Последний, коренясь в области математико-идеальной реальности, является первичным. С другой стороны, первичное, причинное теоретическое музыкальное мышление (то есть музыкальная реальность), пройдя через антитезисную фазу композиторского и слушательского индивидуального инобытия, а также хронолого-исторического макроинобытия, возвращается в синтетическом модусе (на третьей, объединительной фазе) в качестве вторичного теоретического музыкального мышления. Гегелевская идеалистическая триада «тезис-антитезис-синтез» здесь прекрасно работает. Остаётся только отметить, что эту триаду более правильно следовало бы понимать не сукцессивно (как последовательность во времени), но одномоментно, синхронно. В этом замечании содержится намёк на прогрессивную тенденцию просветления нашего сознания от временного (а значит и материалистического) в сторону четырёхмерно-вневременного (идеального). Никому нельзя поставить в упрёк, что он мыслит в категориях времени и, соответственно, пользуется этими категориями. Переход на вневременную ступень мышления – дело эволюции нашего сознания. К примеру, говоря сейчас об этой более высокой ступени сознания, здесь в силу традиций неизбежно приходится пользоваться временными понятиями, поскольку других ещё и нет. Скажем выделенные здесь курсивом понятия уже не соответствуют новой картине мира просветлённого человечества, но мы вынуждены их употреблять, ибо другие – адекватные – ещё не наработаны. Важно чувствовать, где располагается сфера идеально-вневременной реальности, а где мы впадаем в иллюзию материально-временного чувственного «ширпотреба». Скажем просвещённая (точнее – просветлённая) индийская «история» музыкального мышления только потому плохо вяжется с датировками и процессами, что «она» уже изначально на уровне древнего ведического миросозерцания мыслилась вне времени. Важно понять, что ничто не «формируется и не появляется вследствие эволюции», но лишь сигнализирует о другом параллельно существующем качественном уровне, на который наше сознание перескакивает и который пытается всё ещё объяснить – не побоимся этого выражения – в варварско-временных, процессуальных категориях.
Язык мифа в конечном счёте стремится развенчать иллюзию времени и объяснить сознание-мир минимум пространственно-четырёхмерно. Однако, порой язык мифа, напротив, прибегает к нарочитому временному артикулированию своего содержания, чтобы затемнить или вовсе сокрыть его от непосвящённых.
Список литературы
1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2.
2. Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки // Музыкальная академия. – 1993. – № 2.
3. Бергер, Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля [Текст]: монография / Л.Г. Бергер; Тбилисский гос. университет. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ГУ, 1989. – 216 с. – Библиогр.: с. 189-200. – 200 экз. – Б 4901000000.
4. Библия онлайн // https://www.bibleonline.ru/bible/rus/43/01/#1-5 (Электронный ресурс).
5. Евдокимова Ю. История полифонии: Многоголосие средневековья X-XIV века. – М.: Музыка, 1983.
6. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление [Текст]: монография / Е.В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 223 с.
7. Горбовский А. В круге вечного возвращения? – М., 1989.
8. Кваша Г., Аккуратова Ж. Поиски империи. – М.: Рипол классик, 1998.
9. Конен В.Дж. Театр и симфония. – М.: Музыка, 1975.
10. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха [Текст]. Пер. с нем. Зинаиды Эвальд / под ред. Б. В. Асафьева. – М.: Огиз, Гос. муз. изд. Образцовая тип., 1931.
11. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. – М.: Музыка, 1975.
12. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст]: / А.Ф. Лосев // Самое само. (Серия «Антология мысли»). / М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – с. 635-822. – Библиогр.: с.802-822. – 7100 экз. – ISBN 5-04-002918-7.
13. Милка А.П. Относительно функциональности в полифонии// Полифония. М., 1975.
14. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. – Л.: Музыка, 1982.
15. Моисеева Н., Любицкий Р. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека. – Л. 1986.
16. Гневышев М., Оль А. О методике некоторых гелиобиологических исследований// Влияние солнечной активности на биосферу: Проблемы космической биологии. – М., 1982. – Т. 43.
17. Петриков, С.М. Духовно-творческие проблемы современной цивилизации: авторский сборник. – Вып. 4. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2006. – 217 с. – (Серия «Творческое измерение человека-человечества-универсума» из 4-х авторских сборников. Всего: 94 статьи.). – 100 экз. – ISBN 978-5-903042-20-4.
18. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления: Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. докт. иск. – Санкт-Петербург: РАН, РИИ, 1996. – 58 с. – Библиогр.: с. 55-58.
19. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект) [Текст]: монография / С.М. Петриков. – Томск: Изд-во ТГУ, 1993. – 254 с. – Библиогр.: с. 221-251.– 500 экз. – 5-7511-039-3.
20. Петриков С.М. Музыкальное мышление как историко-художественный процесс: К разработке универсальной методологии изучения художественой культуры в вузах искусств: Статья // Художественная культура Красноярья. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1992.
21. Петриков С.М. Об интонационно-фазной форме в инструментальных произведениях Б. Тищенко// Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор, 1989. – Вып. 7.
22. Петриков С.М. Об одной интерпретации процесса эволюции: Ритмы эволюции западно-европейского музыкального мышления: Статья // Интерпретация музыки. Ступени познания. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994.
23. Петриков С.М. Текстуальное музыкальное мышление: Синтаксический интегрирующий аспект: Исследование. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.
24. Петриков С.М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов: Уч. пособ. к спецкурсу. Новосибирск: Новосибирский гос. пединститут, 1990.
25. Риман Г. Систематическое учение о модуляциях как основа учения о музыкальной форме. – СПб., 1898.
26. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.
27. Шопенгауер А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы [Текст]: авторский сборник / А.Шопенгауер; Классическая философская мысль. – Минск: Современный литератор, 1999. – 1408 с. – 5000 экз. – ISBN 985-456-128-3.
28. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]: монография / О.Шпенглер. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 592 с. – 20.000 экз. – ISBN 5-02-029879-4.
29. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – Минск: Харвест. 1999.
30. ANICIUS MANLIUS TORQUATUS SEVERINUS BOETHIUS [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://m.schuelerlexikon.de/mobile_musik/Boethius.htm
31. Dahlhaus, C. (ua) Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – 13 Vol. – Laaber, 1989 – 1996.
32. Dahlhaus, C. (ua) Systematische Musikwissenschaft. – Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – Vol. 10. – Laaber, 1989 – 1996.
33. De Musica Mundana - cyclopaedia.net [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.cyclopaedia.de/wiki/De_Musica_Mundana
34. Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fr;hen Mittelalter bis zur Gegenwart: Monographie / А. Feil. – Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Mezler, 1993. – 573 S. – Verwendete Literatur: S. 796-822. – ISBN 3-476-00929-7.
35. Michels, U. dtv-Atlas-Musik: Systematischer Teil: Musikgeschichte von den Anf;ngen bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / U. Michels. – Kassel; Basel: B;renreiter-Verlag; Deutscher Taschenbuch Verlag, 2001. – ISBN 3-423-08529-0 (dtv). – ISBN 3-7618-1560-3 (B;renreiter).
36. [PDF] Sebastian Florian Weiner · Eriugenas negative Ontologie [Электронный ресурс]. – Режим доступа
37. [PDF] Zur mathematischen Lehrt;tigkeit an der Universit;t Wittenberg im 16. und fr;hen 17. Jahrhundert, dargestellt unter besonderer Ber;cksichtigung des Wittenberger Mathematikers Ambrosius Rhodius (1577-1633): Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doctor paedagogicae (Dr. paed.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://d-nb.info/990633233/34
38. Riemann. Sachlexikon Musik // Herausgegeben von W. Gurlitt und H.H.Eggebrecht. - Mainz-London: Schott, 1996.
39. Schopenhauer A. Philosophische Vorlesungen. M;nchen-Z;rich, 1985. Bd. 1: Theorie des gesamten Vorstellens, Denkens und Erkennens.
40. Schopenhauer A. S;mtliche Werke: In 5 Bde. — Stuttgart, 1976 — 1979.
Скачать статью
с таблицами и с нотным примером:
https://yadi.sk/d/mbbqzI4z3QqViz
Адрес фото открывается при редактировании
Свидетельство о публикации №117122200409