Полотно льняной зари
Марине
Полотно льняной зари
Расстелилось на кровати.
Никому не говори
О внезапной благодати!
Не спугни её, пока
Бьётся сердце неуклюже.
Кружат в нимбе облака,
Свет внутри и свет снаружи.
Отречение моё –
Вход в невидимое царство.
Ангел в сердце запоёт
О высоком без лукавства.
И поселится внутри
Что-то вечное, живое...
Полотно льняной зари.
Звуки, знаки, всё такое.
22.12.2017 г.
Свидетельство о публикации №117122211010
Пред которым как мальчик стою…
О. Э. Мандельштам
Лот
«Тайная вечеря», Николай Ге
…На нём был длинный, до полу, старый халат; подходя к картине, он засучивал рукава выше локтя. Но он не принимался сразу. Садился против картины в кресло, крутил папироску. Сидел, подперев кулаком щёку, покачивал ногой, стараясь не уронить висящую на пальцах просторную домашнюю туфлю без задника. Искоса и будто лениво разглядывал холст, дымил. Потом резко вставал; обжигая пальцы, торопливо гасил папироску, изо всей силы тыча её в широкую медную чашку; путаясь в халате, теряя туфли, спешил к картине, брал палитру, кисти…
Он писал быстро, смело; его распирали идеи – он решительно переписывал лица, изменял ракурсы, по-новому решал освещение; шлёпая туфлями, отбегал в другой конец мастерской – взглянуть – и уверенным боевым шагом возвращался к картине, будто шпагу, держа в вытянутой руке нацеленную кисть. Он не замечал, как в мастерскую входила Анна Петровна, принимала у него халат и подавала взамен тёмную, свободную в поясе рабочую блузу. Может, он и руку-то в рукав просовывал, не выпуская кисти.
По ночам ему снилась его картина. Сердце отчаянно колотилось, он просыпался от страха и сомнений. Всё не так…
С трудом попав ногами в растоптанные туфли, он быстро шагал в мастерскую, волоча по полу тёмно-красный, словно взятый напрокат с полотен Рембрандта халат. Подносил свечу к самому холсту – «не так, не так»…
<…>
Всю группу «Тайной вечери» Ге вначале вылепил из глины и с этой модели писал. Однажды ночью он зашёл в мастерскую, поставил свечу на новое место – и вдруг увидел, что его скульптура освещалась с новой точки лучше, выразительнее. Но при таком освещении композиция ему не понравилась: вот если повернуть всю группу вправо вокруг вертикальной оси, тогда будет так.
Ге схватил мел и прямо по записанному холсту, по оконченной почти картине набросал всё заново. Он работал весело и дерзко. А до отъезда в Петербург, на выставку, оставалась всего неделя.
Это что! Через тридцать лет, работая над «Распятием», в поисках выразительности отхватит ножом правую часть картины!
Домашние в подобных случаях поглядывали на него с опаской – в своём ли уме? А он горячо говорил молодым художникам:
– Не бойтесь своих картин, иначе вам смерть!
Едва заходит речь о «Тайной вечере», сразу припоминаем Леонардо да Винчи; Ге и сам часто повторял:
– Ах, Леонардо! «Тайная вечеря»! Я шёл за ним!
Шёл-то, может, и шёл, да только совсем не туда пришёл. У Ге и замысел и решение – всё своё.
Между художниками разных эпох и поколений есть более высокий и достойный способ общения, чем подражание.
Лев Толстой, будущий близкий друг Николая Ге, рассказывал, что читал однажды том прозы Пушкина: «И там есть отрывок „Гости собирались на дачу”. Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман…».
Вышла «Анна Каренина».
Так художники передают из рук в руки горящий огонь.
Ге говорил о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи:
– Вот вам и самый страшный из всех страшнейших суд…
В. Порудоминский, М. Искусство, 1970г.
Это Просто Дождь 04.07.2022 11:02 Заявить о нарушении
– Слушайте, юноша, вы сами ещё не сознаете, что вы написали. «Тайная вечеря» перед этим – ничто.
Очень жаль только, что это не обобщено — у вас нет хора <…>
Надобно было выделить две-три фигуры, а остальные должны быть фоном картины: без этого обобщения ваша картина – этюд. Ах, впрочем, вы меня не слушайте, это уже специальные придирки. И Рафаэль, и Джотто, и Чимабуэ не задумались бы над этим. Нет, вы оставьте так, как есть. Это во мне говорит старая рутина.
«Картина моя была уже окончена, – вспоминает Репин. – Но как он осветил мне её этим замечанием зрелого художника. Как он прав!
Теперь только я увидел ясно скучную, сухую линию этих тянущих людей, нехудожественно взятых и сухо законченных, почти все одинаково. „Да, разумеется, это этюд, — подумал я, — я слишком увлекся типами“. Но у меня уже не хватало духу переделать все сызнова. [„Тайная вечеря” – ничто?] Нет, она идеал картины. Какая широта живописи и обобщения, какая гармония, какая художественность композиции».
(с)
Валерий Новоскольцев 04.07.2022 10:23 Заявить о нарушении
1 сентября 1870 г. [Петербург]
Работы мои, оконченные за границей (в Италии), были вы ставлены в залах Академии весной 1870 года; из них одна картина – Перевозка мрамора в Карраре – была приобретена, еще во Флоренции, его императорским высочеством товарищем прези дента Владимиром Александровичем, теперь она принадлежит его императорскому высочеству государю наследнику.
Оставаясь здесь, в Петербурге, я предполагаю продолжить свои занятия по живописи исторической.
Профессор Академии Николай Ге.
Марина Сергеева-Новоскольцева 04.07.2022 10:50 Заявить о нарушении
Только потише, потише кричите!
Пусть у вас всё будет лучше всех 🌷
Покров и благословение)
Это Просто Дождь 04.07.2022 20:56 Заявить о нарушении