Кинопещера
Мы в пещере, куда падает свет извне, отбрасывая на стене движущиеся тени, принимаемые нами за реальность, нескончаемый кинофильм, а мы одновременно зрители и действующие лица; так Платон за две с лишним тысячи лет предсказал кино с его жанровыми особенностями и завораживающей безысходностью.
(Из книги "Креациология")
Рецензии
Владимир Борисович, тут у меня сомнения. Конечно, миф о пещере Платона глубок и многозначим, но мне кажется, что несомненная близость этой аллегории к кино - случайное совпадение, о котором Платон и не помышлял. Можно ли в таких случаях говорить о предсказании, ведь предсказание подразумевает уверенность автора в наступлении какого-то события. Мне кажется, вряд ли можно говорить об уверенности в наступлении события, о котором даже не думаешь. Спасибо.
Елизавета Дейк 30.12.2017 13:46
Заявить о нарушении
В каком-то смысле Вы правы. Но с другой стороны, Платон улавливает нечто такое, что нельзя не назвать предсказанием, хотя, разумеется, это не предсказание в религиозном смысле, к чему Платон и не стремится. Но, согласитесь, в мифе Платона "Экран" - зрители и проблематичная реальность, а в моём понимании кино - видимость небытия.
Владимир Микушевич 30.12.2017 19:03
Заявить о нарушении
Да, конечно, у Платона зрители и проблематичная реальность. Однако Ваша понимание сути кино не очень мне понятно: ведь есть талантливо сделанные фильмы (пусть даже их не много), художественная правда которых отбрасывает видимость небытия, как шелуху, и показывает правду бытия.
Елизавета Дейк 30.12.2017 20:17
Заявить о нарушении
Я несколько по-иному понимаю слово "видимость". То, что кино - видимость небытия означает как раз реализацию художественности. А телевидение при этом видимость бытия, т.е. достоверность его м.б. и проблематична. И опять-таки речь идёт о Платоне, для которого видимость всё, кроме идей, доступных лишь философии. Не только кино, но и трагедия для него только видимость. Современному сознанию трудно с этим смириться именно потому. что оно сформировано этим учением. Сюда относится также и индийская майя. Реально только творение в христианском смысле этого слова, а что не сотворено, то видимость, согласно Платону и Веданте. Возможно, это одно и то же учение.
Владимир Микушевич 01.01.2018 02:01
Заявить о нарушении
До чего интересное пояснение, благодарю за него! Проще всего для меня воспринимается фраза о том, что "современному сознанию трудно с этим смириться". Над остальным еще надо думать. Попытаюсь.
Елизавета Дейк 01.01.2018 21:36
Заявить о нарушении