Об идеалах

Эссе

Одно из самых распространенных и массовых занятий человека – искать (или строить) всевозможные идеалы. Идеальные модели всего, заведомо недостижимые и трансреальные. Трудно сказать, что лежит в основе этого стремления придумывать несбыточное – то ли наша «божественная» тяга к совершенству, то ли врожденный мазохизм, требующий на каждом шагу убеждаться в нашей конечности, неполноте и ограниченности. Культурная ситуация современности указывает скорее всего на второе. Человек мечется между наилучшими (и такими же дорогими) товарами, самыми кассовыми фильмами и бестселлерами, спортсменами и моделями, находящимися в совершенной форме, а также сотнями рекомендаций, как всё это воплотить в самом себе. Желательно, в нерабочее время и, не выходя из дома.
Проблема в том, что человек извлек из себя Идеальное (божественное), отстранился от него, трансцендировал его, превратив в Единое, Мировой разум, Абсолютную идею и т.п. Это Абсолютное зажило своей жизнью, неодинаково понимаемой и по-разному явленной каждому из нас. Оно настолько сильно отделилось от человека, что сам человек начал воспринимать себя как вторичное, производное от неё, в то время как требуется всё с точностью до наоборот! Мы когда-то должны в массе своей осознать, что мы есть всё то, что мы знаем и/или думаем о мире, что Бог, как и разруха (в самом широком, инфернальном смысле) «не в клозетах, а в головах», что мы не вторичны в этом мире, а первичны. И значит вся ответственность за осуществившееся худшее – тоже на нас.
Нам навязывают некие «усредненные идеалы» для усредненных обывателей. Но ведь нужно понять, что и идеалы идеалам рознь. Одному выпить «Агдам» и закусить его прошлогодней таранькой – идеальное времяпрепровождение… Впрочем, постараюсь без сравнений и параллелей, без конкретики. Тем более что тема такая «возвышенная».
Позвольте, коль уж мы говорим об идеалах, довести хотя бы часть суждений до высшей точки, до предельного состояния. Например, то, что каждому человеку по силам сформировать свой собственный идеал, так сказать, индивидуального пользования. Это даст такому субъекту хотя бы некоторую независимость от готовых рецептов (чаще всего ни к чему не годных, поскольку идеалы усреднены, а человек-то живой, конкретный). Но для формирования абстракции такого уровня требуются большие психо-эмоциональные и интеллектуальные затраты, причем не разовые. А у нашего брата, извините, привлекательнее и многократнее всё-таки «Путинка».
И здесь мы упираемся совсем уже в другую проблему – проблему духовного усилия и проблему осмысленности бытия того самого – среднестатистического. А ему в 99% случаев не до осмысленности и не до усилий. Ибо со всех экранов раздаётся: «Расслабься!»
Согласитесь, расслабление членов совсем никак не сочетается с образом некоторого идеала. Даже словосочетание «идеальный отдых» как-то мало вяжется с тотальным расслаблением. Тотальное расслабление есть паралич. Помните, чуть ли не до начала ХХ века расслабленными называли всевозможных паралитиков. Сейчас в таких случаях говорят слово «овощ».
А от паралича до смерти – один шаг. Даже меньше, поскольку паралитики не ходят.
Отсюда вот такой парадокс: современная массовая культура предлагает отказ от усилий как один из важнейших экзистенциальных векторов жизни. С другой стороны, она же демонстрирует многочисленные и чаще всего недостижимые «идеалы», которыми так заворожён по вечерам перед телевизором наш средневзвешенный россиянин; то есть кричит ему на каждом углу: «и ты тоже мог бы так!»
Воистину, конформизму и подражательству человеческому нет предела! Чёрные дыры псевдоидеалов и ложных эталонов затягивают миллионы неискушенных в Сартре, Хайдеггере и Лиотаре жертв. А в чём же их жертвенность? По ком печалимся? По ком колокол-то?
Вернемся к обзору несчастных. Лично мне и жаль это большинство, и в то же время я чётко ощущаю угрозу, исходящую из такой массы духовных «овощей». Это они не ходят голосовать в день выборов и в лучшем случае смотрят кино с аналогичным названием. Это они с малых лет растут закоренелыми эгоистами и узколобыми стяжателями и рвачами. Это они называют свою Родину «рашкой» и желают избавиться от памяти о ней, желательно, оказавшись при этом подальше от границ и не видеть больше «Шестую часть Земли// с названьем кратким «Русь»». Это они вечно недовольны своим убогим бытом, но иждивенчески ждут манны небесной в качестве облигатного жизненного сюрприза. Это они живут суррогатами и эрзац-продуктами и отравляют воздух продуктами своего духовного несварения. Это они деградируют сразу после того, как выбрасывают вон свой недочитанный букварь. Это они гадят там, где едят другие, а холодильники увешивают магнитиками с красотами и красотками. Это они выходят из тату-салонов в радостном возбуждении от предстоящего хвастовства. Это они стоят в очередях за новенькими айфоньчиками.
Угроза вполне реальна и физична. Я против какой бы то ни было сегрегации, но мои дети будут ползать с их детьми в одной песочнице, бегать в одной школе, учиться в одном вузе...

                март 2010 года


Рецензии