Моя Снегурочка... Часть 6
Под "зерном спектакля" В.И.Немирович-Данченко понимал сущность произведения, его сердцевину, выраженную в конкретно образной форме.
"Зерно" - душа пьесы , которая потом становится душой спектакля. Это то, из чего спектакль вырастает и что его ведёт.
Поиски "Зерна" пьесы и спектакля "Снегурочка"приводят к словам самого Островского , выразившего весь смысл его позиции в этой пьесе, его боли:
"ПОВСЮДНАЯ СЕРДЕЧНАЯ ОСТУДА".
Островский не устаёт повторять это устами своих персонажей:
ВЕСНА - "Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: над снежной пеленою
Лишённые живых, весёлых красок
Лежат поля остылые...
И всё лишь свет, и всё лишь блеск холодный
И нет тепла."
(Первый монолог Весны - это портрет Снегурочки. Так выражают
художники-пейзажисты своё душевное состояние.);
МОРОЗ - "Я туманом седым
заморожу дым и т.д.";
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ - "...наше лето
Короткое , год от году короче
Становится, а вёсны холодней -
Туманные, сырые, точно осень,
Печальные. До половины лета
Снега лежат в оврагах и лядинах,
Из них ползут туманы по утрам,
а к вечеру выходят злые сёстры -
Трясучие и бледные кумохи,
... знобя людей.
... В саду моём тенистом,
Под кустами
От зорких глаз садовников скрываясь,
Таилася подтаявшая льдинка..."
(Вот так и остуда порой прикрыта клятвами, "жаркими ласками".)
Люди и окружающая среда - как это похоже у Островского!(Бытие определяет сознание-с)
Причина остуды - в разрушение Гармонии Природы (преступная связь Мороза и Весны, рождение Снегурочки, гнев Солнца).
Берендеи (их природа и их души) - следствие изменившегося порядка вещей.
Идея остуды в наиболее сконцентрированной форме выражена в образе Снегурочки. Идея сердечной остуды. Всё вокруг неё "крутится"...
"Зерно " пьесы и спектакля , как это часто бывает, будет в самом названии пьесы - С Н Е Г У Р О Ч К А!
Это имя Островский вынес в заглавие, а для него заглавие всегда имело чрезвычайной значение: "Мы не подберём названия - что это значит?
Это значит, что идея пьесы не ясна, что сюжет не освещён как следует, что в нём трудно разобраться, что самоё существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?"*
Островский активно и последовательно поддерживал в текстах заглавие своих пьес. В заглавии часто давался образ, символизирующий идею пьесы.
Заглавие помогало организовать и направить по определённому руслу внимание читателя и зрителя.
Первоначально Островский назвал пьесу "Девушка-снегурочка". Но отказался от этого замысла. Уточнил - "Снегурочка".
Новое название укрупнило образ героини, избавив его от некоторой сентиментальности и увеличив разрыв между Снегурочкой и берендеями (что значительнго обострило конфликт)...
***********************
*) Полн.собр.соч. А.Н.Островского. Госполитиздат,М.,1949-53, т.XY,с.187
Свидетельство о публикации №117121710152