Кроме... На разбор
1 - Рецензии на «вы меня не поняли - заявки на разбор, декабрь»
http://archive.li/Ik1yW http://www.stihi.ru/comments.html?2017/12/04/11904
Кроме...
автор Сплиногрыз
http://www.stihi.ru/2015/07/10/9588
ПЛАН РАЗБОРА.
0. Цитирую стихотворение, дабы читатель смог оценить его и сделать те или иные выводы.
1. МЕТРИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
2. НЕМНОГО О РИТМИКЕ.
3. РАЗБОР ПО СМЫСЛУ.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОЦЕНКА СТИХОТВОРЕНИЮ.
0. Цитирую стихотворение:
===========================
По кругу бегают огни,
перроны, рельсы, мысли, пони.
И не растопишь сплава льдин
теплом камина.
Тихий омут
в разрезе штор, окон и комнат.
Вдвоём по-прежнему одни
и молчаливо незнакомы.
А если сможешь, прогони!
Остаться нет причины, кроме...
©
===========================
МЕТРИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
Стихотворение в 9 строк — строфа.
1. Размер: 4- стопный Ямб.
2. Схема рифмовки: аБаББаБаБ
3. Альтернанс: Строчный (или Строфно-строчный)* — м...ж
* — Об Альтернансе.
===========================
ПЕРЕМЕННЫЙ ОТ СТРОФЫ К СТРОФЕ — ГАРМОНИЧНЫЙ АЛЬТЕРНАНС.
1 СТРОЧНЫЙ. Строфы при Строчном (или Строфно-строчном) Альтернансе, — при неизменной Схеме рифмовки (или окончаний), — от концевой строки идущей строфы к начальной строке следующей строфы соприкасаются неоднородными (или переменными) окончаниями. Например:
мбмб
мбмб
мбм(Б>М)бмб
2 СТРОФНО-ПЕРЕМЕННЫЙ. Строфы при Строфно-переменном Альтернансе, — при неизменной Схеме рифмовки (или окончаний), — от строфы к строфе изменяются в окончаниях внутри строфы. Из-за этого концевые строки идущей строфы к начальным строкам следующей строфы соприкасаются переменными окончаниями. Например:
мббм
бммб
мбб(М>Б)ммб
НЕПЕРЕМЕННЫЙ ОТ СТРОФЫ К СТРОФЕ — ДИСГАРМОНИЧНЫЙ АЛЬТЕРНАНС.
1 ОДНОРОДНЫЙ. Строфы при Строфно-однородном Альтернансе, — при неизменной Схеме рифмовки (или окончаний), — от концевой строки идущей строфы к начальной строке следующей строфы соприкасаются однородными окончаниями. Например:
мммм
мммм
ммм(М=М)ммм
2 СТРОФНЫЙ. Строфы при Строфном Альтернансе, — при неизменной Схеме рифмовки (или окончаний), — от концевой строки идущей строфы к начальной строке следующей строфы соприкасаются однородными окончаниями. Например:
мббм
мббм
мбб(М=М)ббм
3 СТРОФНО-НЕПЕРЕМЕННЫЙ. Строфы при Строфно-непеременном Альтернансе, — при неизменной Схеме рифмовки (или окончаний), — от строфы к строфе изменяются в окончаниях внутри строфы. Из-за этого концевые строки идущей строфы к начальным строкам следующей строфы соприкасаются однородными окончаниями. Например:
мбмб
бмбм
мбм(Б=Б)мбм
===========================
НЕМНОГО О РИТМИКЕ. Есть к ней претензии. Первая строка довольно быстрая из-за своей диподи_йности в начале:
/По кругу_бЕгают огни/ — о0о_1оо о1 — пеонная форма Я4.
Далее, следует перескок (не Жабаман...):
/По кругу_бЕгают огни^Перроны/
И следом, как на параде, три хореических слова:
/...рельсы, мысли, пони./
В целом, обе строки — контрастируют друг с другом. Одна — бежит, другая — цокает. Я бы так сказал, метрически, две первые строки это 8- стопный Ямб с медианной Диерезой 4- й Стопы — показываю в первой форме: о1о1о1о1/о1о1о1о1о . Чисто ритмически, если убрать одно слово во второй строке и продолжить... — смотрите сами:
===
По кругу бегают огни,
перроны, рельсы, ... пони.
И не растопишь сплава льдин
теплом камина.
Тихий омут
===
Что так, что этак — ничего не будет потеряно. Плюс-минус это лирика. Стиш, в целом — пограничник (к формату А4). Игра Эпикруз с Анакрузами (концов с началами). —
===
...И не растопишь сплава льдин теплом камина. Тихий омут в разрезе штор, окон и комнат. Вдвоём по-прежнему одни и молчаливо незнакомы.
А если сможешь, прогони!
===
Пограничник или сам А4, здесь очевиден. Вот то, что выделил в последнем отрезке череды цитирований — великолепно (кроме сомнительного слова — сплава). Каденция (падение) разбивки (которая присутствует в авторском видении) работает хорошо. ТЕПЛОМ КАМИНА>>>
>>>ТИХИЙ ОМУТ. Претензий нет. Однако, вряд ли автор думал о визуальности разбиения — скорее форматировал текст исходя от нестандартности смысла двух половинок в Равностопном Размере (Я4). Или подсознательно чувствовал Разностопный Размер (Я4/2):
1. И не растопишь сплава льдин
2. теплом камина.
3. в разрезе штор, окон и комнат.
4. [Мой] Тихий омут
Впрочем, не важно... — поскольку это пограничник — это возможно. То, что осталось — три строки — диссонируют или как угодно шерстят, портят музыку пограничного великолепия. Помимо этого, слово «пони», такое чувство, что автор попытался уйти от клише. Вот оно пришло.., но автор решил его заменить. Ну а ряд этих слов во второй строке, — полный канцелярит: «перроны, рельсы, мысли, пони.» – не хватает только шпал. Вот здесь, мне кажется, автор, прогадал с чувством. Ну и последний гвоздь на вторую строку — мысль Японии, мыс Японии. Возможно ещё... — перроны...пони – внутренняя Рифма не блещет смыслом... Достаточно, эти «пони» диссонируют. Всё.
Чем мне не понравилась последняя строка? Хм. Возможно тем, что она отказалась играть в пограничника. Хотя бы на уровне двух строк. — «А если сможешь, прогони! Остаться нет причины, кроме...» — Хотя небольшой Винт** здесь присутсвует и вроде бы... — читабелен. Возможно потому, что это второй Винт — обе эти строки в реверсе – Винты – где первый взрывной, а второй с забуксовкой:
1. «и молчаливо незнакомы. А если сможешь, прогони!»
2. «А если сможешь, прогони! Остаться нет причины, кроме...»
** — Винт, это когда строки как бы не идут друг за другом, а словно противоречат друг другу (и ритмически, и по смыслу). Вопреки... — когда смотришь на вентилятор и видишь, что он крутится в одну сторону, а на самом деле в другую — этакое эхо движения. На этом о Ритмике, всё.
================================================
РАЗБОР ПО СМЫСЛУ. Странный стих. Согласен. И вроде прост, и вроде с изюминкой. Первая часть стиша — четырёхстишная, сама по себе, разбитая на две половины, в первой — говорит о постоянных разъездах героя. Во второй, тихо и плавно перемещаясь то ли с гостиничных номеров в домашние аппартаменты, то ли сразу домой, где — пустые комнаты и лишь камин с его теплом согревает нашего героя. Где, как будто на мгновение кажется, что вся строфа инверсия смысла. Где начало приходится на 4- строку, а до этого, просто мысли — размышления о многочисленных поездках или путешествиях нашего героя. —Что я собственно нажил, зачем гонялся и что в итоге приобрёл? — невесёлые мысли его.
РЕ-ТЕКСТ. Всё таки я немного не прав. Говоря о гостиничных номерах, я затронул пятую строку. Не знаю почему, но так вышло. Можно ли её взять в часть первую не знаю. Однако, не было бы её, скорей всего, не было б и гостиничных номеров. И в целом, 8- стишная строфа была бы Сицилиана — аБаБаБаБ .
С учётом ре-текста, плавно переходим во вторую часть, отмечая 5- строку как пограничную к первой и второй части и рассматриваем то, что осталось.
Странно. Герой говорит об одиночестве таким двойным способом, что... Кое-что вспомнилось... Щас поищу... Нашёл! —
===========================
Критерии оценки стихов (Редакция Журнала Окна)
http://www.stihi.ru/2010/01/21/621
За что нужно повышать оценки... 1. Русский язык иногда недостаточно "велик и могуч". Так, к примеру, в нём есть выражение "с глазу на глаз", но нет выражения "с глазу на глаз втроём" (unter 6 Augen), есть существительное "одиночество", но нет существительного "двучество" (Одиночество вдвоём -Zweisamkeit), есть общий бегриф "пальцы", но нет специального бегрифа "Палец на руке" (Finger) или палец на ноге (Zehe). Исходя из этого мы считаем оправданным вставление более функциональных в конкретных случаях иностранных слов в текст стиха, и поощряем эти находки баллами от одного до двух. При этом под стихом должна быть обязательно сноска с переводом.
===========================
Ну... простите... как бы не в тему, да вы и сами знаете, что у нас, на Стихирустии и уже давно существует Журнал Окна — ребята потрясающие и где-то даже ни разу не экстремалы — желающие показать насколько в Германии с русским языком на порядок выше, нежели у нас с вами, живущих в России... — стыдно должно быть! Ага. С глазу на глаз втроём замутили средний фингер и ухмыльнулись в маленьком зене. Шутки шутками, однако, если у них ни разу не побывали наши доблестные дженерали... — стыдно, товарищи! — должно быть. Ещё раз... — и возвращаемся к стиху.
А что, мне понравилась эта строка — «Вдвоём по-прежнему одни» — я не знаю насколько это двучество — одиночество двоих? — но, мне думается, что здесь речь не об этом. Правда, как это объяснить не знаю. Самое очевидное, вдвоём, значит — наедине со своими мыслями. Я и моя тоска. Сплин. И прочее, похожее на формацию качества (?). Впрочем, можно разобрать два варианта. Начнём с первого.
1. ТИХО САМ С СОБОЙ. Человек, в постоянных разъездах. Можно сказать свободный человек. Помимо работы — полная свобода действий. И вот... рано или поздно такая лафа заканчивается. Всё теряет смысл — горе от ума, свободы и другой причинной связи с миром, которым живут большинство людей. Асоциальный герой. Ну и что нажил? Рано или поздно, всё превращается в прах. Не знаю... как только я об этом подумал, сразу же почувствовал обычную нервозность — ответов на стихи нет в моём сознании. Что держит этого человека... — но пусть держится.
2. А ТЫ ТАКОЙ ХОЛОДНЫЙ... как льдина в океане. — А ты — не лучше. Интересный вариант. Сплав двух льдин — что держит их вместе... Что сближает... Что роднит... Этот случай более понятный. Но относительно стиха. А кроме стихов, есть ещё и жизнь... Ну... или фильмы... Например, «Осенний марафон». Похожи ли наши герои стихотворения на героев кинофильма не знаю, но вот пришла такая мысль — оформил.
================================================
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОЦЕНКА СТИХОТВОРЕНИЮ. Честно сказать, даже не знаю... Но поставлю плюс — мы ведь не на конкурсе.
15-16.12.2017
================================================
Ещё разборы для Журнала Рецензент:
1. «На Земле безжалостно маленькой», Роберт Рождественский http://archive.li/udAAY http://www.stihi.ru/2017/12/13/7283 — Архивная ссылка.
Оригинальная http://www.stihi.ru/2017/12/13/7283
2. стихотворение Валерия Гамаюнова, «Нашествие Серых» — http://archive.li/s7Eiu http://www.stihi.ru/2017/12/15/5511 — Архивная ссылка.
Оригинальная http://www.stihi.ru/2017/12/15/5511
Свидетельство о публикации №117121609687