По конкурсу - Сестра таланта
http://www.stihi.ru/2017/12/15/2253 - Итоги конкурса
В конкурсе участвовало 140 коротких произведений, объем которых - от 2 до 9 строк. Желающих поучаствовать оказалось очень много: первые 70 заявок я рассмотрела и приняла в первые два дня после объявления приема, остальные - за 12 последующих дней.
Присылали мне самые разные стихи, как обычно. не особо вникая в условия конкурсного задания, что не могло не сказаться на результатах: из 140 стихов члены жюри отобрали в свои шорт-листы только 47. Догадываюсь, что мы могли бы отобрать и больше, будь у меня в команде не 9 голосующих, а скажем, 15 или 20, но у меня было только 9. Возможно, при более многочисленной судейской команде и результаты были бы другими - они не столь сильно зависели бы от вкусов каждого отдельного голосующего, но в любом случае половина конкурсантов в таблицу итогового протокола все равно бы не прошла. И даже не потому, что в стихах были недочеты исполнения, а потому что многим стихам не хватило содержательности.
Как называется наш конкурс? Сестра таланта. Это часть чеховского изречения: "Краткость - сестра таланта". Антон Павлович, как никакой другой писатель, умел в малом объеме давать много содержания. «Искусство писать состоит собственно не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное», - считал Чехов. Чехов часто давал советы другим прозаикам сокращать написанное по правилу: «чтобы слов было меньше, чем мыслей и картин».
А теперь вспомним объявление о конкурсе "Сестра таланта", под которым наши участники оставляли (не читая его целиком) свои заявки на участие: "Это конкурс СОДЕРЖАНИЯ, а не афоризмов, четверостиший, лозунгов, приколов или этюдов. В этом конкурсе важнее всего лаконично дать законченный, наполненный содержанием сюжет, исполнив его без лишних слов - ПО ЧЕХОВСКИ!"
К сожалению, как раз больше всего на наш конкурс было подано именно четверостиший и зарифмованных афоризмов, где присутствовала пусть и яркая, но все-таки единственная мысль, а мне хотелось выразительной миниатюрки, которую нет необходимости продолжить: она уже содержит в себе цельный сюжет. Пусть этот сюжет очень короток, но в нем заключена жизненная история, и эта история дает толчок нашим мыслям и чувствам, она ЗАКОНЧЕНА ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ и самодостаточна. Конечно, все сказанное - это недостижимый идеал, но мне хотелось именно этого!
Каждый из нас, наверняка писал этюды стихов - делал короткие записи в блокнот, надеясь позже превратить их в стихотворение, чтобы опубликовать его на сайте. Многим терпения не хватало: мы сразу публиковали этюд - чтобы добро не пропадало зря! ))). Наш конкурс - это не конкурс этюдов - обрывочных рифмовок (пусть и очень красивых) о чем-то промелькнувшем в голове поэта, но пока еще непонятно куда ведущих и что утверждающих. Наш конкурс - это конкурс рифмованных миниатюр на любую тему: либо это лирическая история отношений или даже поэтическая картинка увиденного, либо - остроумное ироничное наблюдение с каверзным выводом, либо мудрая притча - желательно авторская, а не рифмовка чужой и известной.
Можно ли было подавать на конкурс игровую форму - акро, триолет или рондо? Можно, только вряд ли нужно. Зачем усложнять себе жизнь, занимая и без того небольшой объем стихов рефренами или подстраивая сюжет и речь под заданные буквы или рифмы, если наши ухищрения все равно ЗДЕСЬ не оценят, а вот содержание стихов от этого точно лучше не станет!!! И этот совет - о невыгодности написания твердых и игровых форм ДЛЯ ДАННОГО конкурса - тоже можно было прочитать в объявлении о конкурсе!
Что же у нас получилось в итоге? Мне показалось, что хороших, интересных стихов, достойных номинации, в пакете было много: лично мне не хватало 12-и отведенных Правилами мест в шорт-листе, и я с удовольствием отобрала претендентов на победу в дополнительных (сверх обычной пятерки лауреатов) номинациях: "Шедевр Поэзии", "Шедевр Острословия" и "Шедевр Мудрости". И не важно, что звучат наши номинации слишком громко: пусть получился не совсем шедевр, но чем больше участников будет награждено, тем нам, судьям, приятнее, особенно, когда есть из чего выбрать!
Опубликую стихи всех (точнее, большинства!) номинантов и всех отобранных судьями претендентов на специальные номинации, чтобы вы тоже смогли оценить мастерство наших участников. В скобках, рядом с Ником автора, указываю сколько раз и на какую дополнительную номинацию данное стихотворение выдвигалось.
1. На уроке литературы. Светлана Салахова (шедевр мудрости, шедевр мудрости)
Снова в классе стоит тишина
На уроке литературы.
Знайте, дети: во все времена
Слабость нации – это война.
Сила нации – это культура.
3. Незадача. Евгений Германович Крысин (шедевр острословия)
Давно известно мне,
что истина в вине.
Но тут возникла незадача –
супруга думает иначе.
6. Молчание - золото. Ольга Рачицкая
Молчанья слитки принесла в ладошке.
- Платёж за ссору. Прошлое вернёшь?
Судьба смеется:
-Не к обеду ложка.
Твоё богатство нынче стоит грош.
7. Осеннее. Суламифь7
То блеск, то нищета - удел земной,
исчерчены дождём страницы жизни…
За мудрость осень платит сединой,
на прочность чувств испытывая ближних.
Она, последним жертвуя теплом,
всё ближе к небу, сокровенней - тайны…
И выстрадает лучший свой псалом,
его оттиснув золотом сусальным.
8. Легко... Валентина Курочкин (шедевр поэзии, шедевр острословия)
Как трудно жить! Как жизни жалко!
Шипела спичке зажигалка.
Та не дослушала – запела!
Легко ль жила?! Легко сгорела!
9. О лести. Игорь Калинин Тверской
Во все дела готова влезть
И с языка сорваться быстро -
Неубиваемая лесть
В нераскрываемом убийстве.
Ясны мотивы за версту,
Но почему, когда с ней рядом,
Я принимаю эту мзду
И отравляюсь хитрым ядом?
12. Всё - в последний, и всё - в первый раз. Нина Цурикова (шедевр поэзии)
Синих глаз васильковая стынь,
Искры жёлтые - солнечный прах.
Липкой горечью пахнет полынь.
Трепет ландышей в нежных руках...
Несказанность безропотных губ,
Безысходность, развенчанность фраз.
Неизбежность, внезапность разлук -
Всё - в последний. И всё - в первый раз...
14. Радость. Овчинникова Татьяна Сергеевна
Небо не будет мрачным - отныне светлая даль.
Пусть осень трижды ливнями хлынет - хлещет вода...
Я надеваю чудо-сапожки - и по воде!..
Радости столько! - Черпай хоть ложкой всюду, везде!
Кажется, будто только родилась - так хорошо!
Лишь потому, что я позвонила - ты вдруг пришёл...
20. Танцующий сверчок. Елена Чернышова Щербакова
Сентябрьский зной. В нём всё смешалось
и, как решило, так сплелось -
заката розовая алость,
кудрявость клёнов и волос.
Влюблённость губ и светлость веры,
что солнце может всё лечить.
Твоя гитара, я и тенор -
сверчок, танцующий в ночи.
21. Верность. Владимир Квашнин 2 (шедевр поэзии)
И взмыли с плачем над стволами
Два белых лебедя в зенит...
Он закрывал любовь крылами
Еще не зная, что убит.
23. Жертвы абортов. Алексей Бекорюков (шедевр поэзии, шедевр поэзии)
Долина смерти… Стучат синхронно
Сердца убитых в безмолвном крике…
Среди пустыни, сквозь тень Харона,
Восходят к славе святые лики,
Пронзив пространство лучами света…
В знак покаянья взывают к павшим:
Здесь милость Божья детьми воспета
И отдана им, любви не знавшим…
25. Лицом в траву. Екатерина Падукова
Лицом в траву, в сиянье утра –
Весна в минуте тишины,
Как будто нет беды-войны,
И живы все ещё как будто…
И – ни вражды, ни зла, ни страха,
Ни смерти той, что не мину...
Лишь, нарушая тишину,
Звенит заливистая птаха.
26. Победа чувств. Михаил Деденев (шедевр острословия)
Моя душа з а п о л н е н а тобой –
Я неизбежность эту понял сразу.
Был скоротечным тот неравный бой,
В котором чувства победили разум.
30. Рай в шалаше. Игорь Савельев 4
И тишина. И быль, и небыль,
И кажется нездешним свет
Далекого кусочка неба
Над суетой земных сует.
И потолок в еловых лапах,
И полумрака сладкий плен,
И добрый, чуть звериный запах
Твоих волос, твоих колен...
33. Какой портной… Владимир Сорочкин (шедевр поэзии, шедевр поэзии)
Какой портной в пресветлой горенке
Под шорох ветра и планет
Смог без сучка и без задоринки
Сшить воедино этот свет,
Соединить сиянье месяца
И синеву звенящей мглы...
Посмотришь – жизнь твоя поместится
На острие его иглы.
37. Сюжет... Нелли Мершон
Завял сюжет. Развенчанный финал.
Манжет подвёрнут у героя… в яму
Гроб опустился, как перо в пенал,
И ласковый злодей утешит даму,
Смахнув слезу… проводит на вокзал -
Заляпанный, в безумном хороводе…
И корень зла не в том, что мы уходим,
А что остаться… кто-то обязал…
41. Память. Елька22
Забываю вчерашние сплетни,
не планирую завтрашний мёд,
оставаясь одним из последних,
кто помянет ушедших вперёд.
44. Прощание. Татьяна Шкодина 2 ( шедевр поэзии, шедевр поэзии)
Грусть обживает мой дом терпеливо –
Август тому виной.
На паутинке прядильщик пугливый
Кружится надо мной.
Выпустит нить серебристым пунктиром,
Резко уйдет в пике…
Лето кончается. Мягким пломбиром
Тает на языке.
49. Жизнь. Марина Капуста (шедевр мудрости)
Мы чудом оказались на Земле,
Где нас приговорили просто жить.
От страха о бессмертии молить,
Выискивая смыслы в мишуре.
Бежать с календарём вперегонки,
Не веря в бесполезность всех затей,
Выращивать капусту и детей,
Конечности Вселенной вопреки.
50. Время лечит. Кисычев
Неловкий взгляд прощальной встречи,
навеки растворились лица.
Все говорят, что время лечит,
никто не знает, где больница.
51. Эпиграмма на саму себя. Ольга Альтовская (шедевр острословия)
Бьётся мир о риф мой.
Реки слёз на мыс лью.
Нет проблемы с рифмой.
Есть проблема с мыслью.
56. Нарисуй... Валерий Пешнов (шедевр поэзии)
Лето выпито нами до донца,
Незаметно пришли сентябри,
Нарисуй меня лучиком солнца,
И про то, что скучаешь соври.
Нарисуй мои губы и плечи,
Про отраву любви говори,
Нарисуй наши летние встречи
И осенним туманом сотри.
64. Горький этюд. Inoplaneteanka
Ночью пробралась белой волчицей
В город уснувший... Сводит с ума:
Больно кусает, воет, кружИтся...
Враг всех бездомных – Зима.
В парке старинном спит на скамейке
Местный дурашка – дед Борода.
Что же творишь ты, стужа-злодейка?!
Деду не встать уже... никогда!
70. Скряга. Зинаида Крюкова
Живя безрадостно и серо,
Он и на Солнце видел тень.
О будущем мечтая СВЕТЛОМ,
Всю жизнь копил "про ЧЁРНЫЙ день".
78. Признание. Геннадий Бэр (шедевр острословия)
Греховны мысли по весне и летом,
для этого есть множество причин.
Мне нравится быть мысленно раздетой
глазами взбудораженных мужчин.
А осенью глубокой и зимой
душе уюта надо бы, а там уж
совсем другой расклад, иной настрой,
и не свободы хочется, а замуж.
88. Струна. Якушев Павел
Когда тебя нагреют докрасна,
Проденут сквозь игольное ушко,
Закрутят жилы и растянут дыбой,
Да так, что ты застонешь: "Палачи!"
Прислушайся, быть может, ты - струна,
И голос в небо полетит легко.
Тогда скажи настройщику: "Спасибо!"
Не плачь, не жалуйся! Звучи!
89. Ты не спросишь... Нина Орлова 22
Ты не спросишь, а я не отвечу,
Почему пахнет яблоком вечер,
Небосвод разноцветьем раскрашен,
А постель сплетена из ромашек,
Отчего влажный след на ресницах,
Почему очень долго не спится,
Для чего мне нужны наши встречи...
Ты не спросишь, а я не отвечу.
92. Влюбился как-то... Егор Прохоров (шедевр острословия)
Влюбился как-то бог в простую женщину,
Псалмы ей пел и создавал миры...
Но разве угодишь на деревенщину?
Она отвергла все его дары.
А сатана покатывался со смеху,
На женщин он смотрел на всех подряд
И кое-чем работал, словно посохом,
Без счета создавая дьяволят.
93. Енот и хорисей. Фидель Сагитов
В Сидоне возле Тирских врат енот стоял
И хлеб голодным безвозмездно раздавал,
Сказал ему хорёк, лукавый лжец:
- Ведь так ты разоришься, наконец!
Енот благочестивый не смолчал,
И так ему с улыбкой отвечал:
- Быть лучше бедным пекарем в Сидоне,
Чем в Судный день хорьком в Армагеддоне!
94. Ошибка. Гольгертс (шедевр острословия, шедевр мудрости)
Так ошибка делает творца! –
восклицал художник Косолапов.
Но когда испишешься до ляпов,
наступает время созерцать
объективный бесконечный торг,
впрочем, разрешимый очень просто.
Для кого-то родинка – уродство,
а кому-то – вишенка на торт.
95. О таксах. Ирина Волокина (шедевр острословия)
В Германии* о таксах знает всякий.
Имеет пёс особенность одну:
Он в высоту размером в полсобаки
И полторы собаки он в длину.
*Формирование современной породы таксы началось в XVI столетии на территории Южной Германии.
96. Отраженье. Наташа Грант
Гулять у реки мне одно наслажденье.
Я в речку смотрю на своё отраженье.
Смотрю и смеюсь я: “Ах боже ты мой,
Стоит отражение вниз головой”.
Трясётся от смеха моё отраженье.
И в воду смотрю я уже с раздраженьем:
"Что если смеётся оно надо мной.?
Ведь для отраженья Я вниз головой!"
97. По одному. Мурашко Андрей (шедевр поэзии)
На полке, где уценёнка,
обнявшись, стоят в углу
два плюшевых медвежонка.
Их купят по одному.
99. Сермяжное. След Дождя
Сермяжною подкладкой для любви
аукнулись слова твои пустые,
мы вышли на «прямую», визави,
ведя к барьеру чувства холостые.
Повисли руки-плети по бокам...
Рыдая театрально и натужно
душа пошла кутить по «кабакам»:
ей было ничего уже... не нужно...
100. Поэту. Наталья Ефремова Ярославль (шедевр мудрости, шедевр мудрости, шедевр мудрости)
Когда не вяжется из слов
Узор изящных изречений
И в руслах мысленных течений
Иссяк божественный улов,
Покинь толпу! Ее грехи
И пусторечие не новы:
Лишь тишина рождает Слово,
А одиночество - Стихи.
104. Это древнее искусство. Михаил Стихоплётов ( шедевр острословия)
Есть такое закулисье,
Всем известное поэтам,
Где воруют наши мысли,
Удаляя их при этом.
Подавлять благие чувства
Могут люди с толстой шкурой.
Это древнее искусство
Именуется цензурой.
108. Закончился праздник. Ольга Хорнетт
Закончился праздник. Притихшая елка
Одна, безнадежно теряет иголки.
Погасла мечта дорасти до небес.
А где-то тоскует задумчивый лес...
110. Закутавшись в ночную тишину. Марина Ширма-Игнатова (шедевр мудрости, шедевр мудрости, шедевр мудрости)
Закутавшись в ночную тишину,
Рассеяв мыслей плотную туманность,
Замечу вдруг особенность одну:
Души сиротство – это Божья данность.
112. Снежинки. Игорь Олегович Кузнецов
Снежинки кружатся неслышно...
Какое чудо - их балет!
Ведь в каждой мне послал Всевышний
Твой восхитительный портрет...
113. К жизни вечной. Елена Заостровцева (шедевр поэзии)
Смерть - стена зелёного тумана,
За которым, кажется, река.
Запах трав на утренних полянах,
Плеск волны и шелест ивняка.
А над летним лугом, в дымке млечной,
Солнце безмятежное встаёт...
Так и переходят к жизни вечной -
Босиком, едва касаясь вод.
114. А мне досталась... Лариса Пяткова (шедевр острословия)
А мне досталась в этой пьесе
Эпизодическая роль,
Но был сценарий интересен
И, увлеченная игрой,
Я глубоко нырнула в образ,
Но - пробкой вверх и снова здесь...
В анамнезе /такая проза/
Вердикт: кессонная болезнь.
122. Не навсегда... Наталья Радолина
Как мчится жизнь!!! Сменяются года,
И наших лиц тускнеют акварели...
Мы знаем, что пришли НЕ НАВСЕГДА,
Но почему же так горьки потери???
124. О счастье. Неутомимый Читатель (шедевр мудрости, шедевр мудрости)
Что счастье? Предмет невесомый и тонкий.
Приметы его я бы выстроил в ряд:
Улыбка жены, первый лепет ребёнка
И старенькой матери любящий взгляд.
125. Я просто расставаться не хочу...Галина Шестакова 4 (шедевр поэзии)
Печальный взгляд.
Обрывки странной речи.
" До завтра" - скажешь ты.
А я смолчу.
Не потому, что не желаю встречи.
Я просто расставаться не хочу...
127. Ночные рифморезчики - поэты. Виктор Курильчук
Ночные рифморезчики - поэты.
Да будет не в зазубринах резец.
Кому-то крест нести, кому-то крестик...
Слезу любимой не найти в росе.
129. Обречены... Татьяна Баракина Роксана Ланд
Обречены... Захлебываясь ветром -
Жестоким, пьяным, штормовым, свинцовым,
Не опоздать с единственным ответом,
Шагнуть вперед - навстречу бедам новым.
И лить свинец. И принимать свинец.
И песней вторить грохоту орудий.
И не бояться ни молвы, ни судей.
Без суеты принять любой конец.
131. Чудо поэзии. Ольга Светова (шедевр мудрости)
Поэзии хорошей чудо в том,
Что пишет автор вроде о своём:
О чувствах, мыслях, собственной судьбе,
А кажется, что пишет о тебе.
137. Яростным взвихренным кобальтом... Диана Беребицкая
Яростным взвихренным кобальтом
Небо в изломе ночи.
Гномом, свихнувшимся кобольдом
Выпь на болотах кричит.
Осень торопит, но пальцами,
Их растопырив в обхват,
Клёны за небо цепляются
Судорогой – удержать!
140. Рондо в мрачных тонах. Лилия Белоконева
Куда стремлюсь? К чему спешу?
Бреду во тьме, сбивая ноги.
Терзаюсь выбором дороги.
Куда стремлюсь? К чему спешу?
В круговороте дел кружу.
В конце пути одни итоги:
Финал, кладбищенские дроги...
Куда стремлюсь? К чему спешу?
**********************************
Читатели данной статьи, скорее всего, сразу же начнут с критики: где же тут глубокий сюжет? Какая тут "шедевральная" поэзия? Где мудрость? Где острословие?
Я распечатала для вас то, что было, и так, как отобрали в свои шорт-листы наши члены жюри. Кто думает, что он мог бы сделать лучший выбор и сумел бы сам написать миниатюру из 9 строк интереснее - пишите мне письмо, в котором дайте ответы на вопросы по ссылке http://www.stihi.ru/2012/02/19/3420 - и станьте сами судьями ТМА! Я с удовольствием рассмотрю все ваши кандидатуры. Мне мои судьи нравятся и в их успехах, и в их неудачах, но еще несколько хороших судей лишними никогда не будут!
А конкурс, мне кажется, получился очень интересным.
С уважением, Ваша Алкора. 16.12.17
Свидетельство о публикации №117121602304
140 стихотворений для 9 судей, действительно, много. Надо было остановить набор хотя бы на цифре 90. Возможно тогда конкурс был бы более обстоятельным. А так остаётся мысль, что многие достойные вещи остались без должного внимания.
Барабаш Ольга Каневская 16.12.2017 12:22 Заявить о нарушении
Барабаш Ольга Каневская 16.12.2017 12:25 Заявить о нарушении
За ссылку - спасибо! Успехов!
Алкора 18.12.2017 08:59 Заявить о нарушении
Наиля Надир 19.12.2017 10:20 Заявить о нарушении
Барабаш Ольга Каневская 22.12.2017 08:05 Заявить о нарушении
Ольга, Вы очень хорошо всё описали...
Наиля Надир 22.12.2017 09:11 Заявить о нарушении
Потом, нет единицы измеряющей количество содержания в поэтическом тексте. Как определить семантический объём произведения, если оно бескрайнее? :-)
Барабаш Ольга Каневская 22.12.2017 11:10 Заявить о нарушении