Сократ деструктивный?

     Недавно вышло исследование "Сократ деструктивный", в ряду прочих смакуемых тем о жизни философов, напишу свою реакцию не на исследование, названное всего лишь фантазией, а на само название и словосочетание, заставляющее меня передёргиваться.

     Сократ деструктивный - звучит мерзостно и глупо. Заряд жизни Сократа был настолько велик, что распространял и мощную негативную нагрузку по отношению к "обыденной жизни". Но делать эту "тень" Сократа им самим - всё равно, что иметь кривые мозги.
     Обыденная жизнь древнего грека знала много чудес и имела множество разных возможностей для универсальности, она не была похожа в каком-то смысле на нашу "обыденную жизнь" и всё же, в каком-то другом смысле, она была и похожей. Мнение большинства, впадение в глупость - собственного мнения, софистическое самодовольство, косность традиций - у Сократа было много врагов, с которыми невольно приходилось сражаться продвигающемуся вперёд мышлению. Сократ уже стариком 75 лет выдерживал и выдержал блестящую речь на своём суде, и речь эта не была речью подавленного человека, смиренного, согбенного, и потерявшего смысл. При наличии такого феномена, даже если человек избирает смерть, а не бегство, мы не имеем право говорить ни о какой деструкции.
     Сократ избирает смерть свободно. Также, как раньше он свободно принимал жизнь, вне мнений большинства и текущей привычной жизни, он и перед лицом смерти продолжает делать всё тоже самое.
     Ну а если бы Сократ уклонился от СВОЕЙ смерти, он уподобился бы, как раз, всему распространённому и ходовому - в порядке вещей было сбежать из тюрьмы после смертного приговора. Но Сократ никогда не был низкопробным человеком по отношению к главным, коренным вещам.
     Зачем писать многотомные труды и проводить исследования, если в основу их сразу же кладётся неверный принцип?! Прежде чем подступаться к Сократу нужно уже хорошенько кое-что уразуметь. Уразуметь, например, что такое свобода и почему она принципиально открыта не только всем жизненным проявлениям, но и черте смерти. Уразуметь, что означают вот эти словосочетания - "своя собственная, совпадающая со своим предназначением, жизнь" и "своя смерть". Многим нашим "учёным головам" никак не понять, что означает "умереть не своей собственной смертью", "умереть чужой смертью" - от чего и отказался наотрез Сократ. Также, как и во всю предыдущую жизнь, сверившись со своим внутренним голосом -даймоном. Голос молчал и не говорил " не делай", значит, тождество сохранялось. И в жизни, и в смерти, Сократ был один и тот же.
      А вот пишущие о нём, как правило, часто бывают "о двух головах". И занимаются не столько постижением Сократа, сколько сведением "концов с концами" в своём принципиально раздвоенном царстве.
      Хорошо, конечно, когда Сократ становится поводом поболтать, но плохо, когда во всей происходящей затем болтовне, он так и остаётся только внешним поводом.

      Сократ, его жизнь и его феномен были очень чётко привязаны к определённому "месту", "локусу", как в пространственном смысле, так и во временном. Мог ли Сократ, имеющий источником своего действа живую беседу, продолжать оставаться Сократом и в изгнании, среди варваров? Сократ - рыба в афинской воде, выньте рыбу из воды и она задохнётся. Естественно, у Сократа хватало ума это понимать, в отличие от наших "высокоразвитых" современников. К тому же, ещё и время было на исходе. Софизм и разрушение греческого мира уже "топтались на пороге", при такой ситуации уйти красиво, вместе с избытком сил, выглядит как-то более правильным, чем судорожно цепляться за остатки прошлого...
      Еврипид, друг Сократа, страдал затем в изгнании, но писал, поскольку у него ещё оставался его писательский труд, и он был в состоянии взять с собой "своё перо" в чужеземные страны и "продлить древнюю Грецию" за её границами. Но Сократ никогда не был писателем, он был "говорителем" - Живым словом, время же такого слова погружалось в темноту на века. Сократ использовал даже свой собственный суд для ещё одного Настоящего слова, отправленного в вечность на переживание времён. Затем, лишённый своего места мужественно и с улыбкой принял смерть.

      Только идиотический мозг копателей-исследователей мог нарыть во всём этом "чистую деструкцию". Хотя моду и разрешение на подобную склонность, первым выдал Ницше в работе "Происхождение трагедии из духа музыки", написав, что Сократ - это человек декаданса. Ну...человек - эпохи декаданса, заката - быть может, но в нём всё ещё развивалось и продолжалось здоровое ядро и потому он должен был принять смерть, как раз из-за несовпадения. К тому же Ницше "написал" своего Сократа, вроде как бы разделался с ним, как он вначале думал, но тема Сократа и сам Сократ почему-то постоянно возвращались к Ницше, не давали ему покоя, может они хотели ему сказать - "ты вовсе не ухватил нас, вглядись повнимательней в то, что ты чувствуешь"? Когда смотришь как Ницше работал со своим Сократом, возвращаясь к нему во многих местах и трудах, то видишь, что он всё время пытается его ухватить, но никак не может.
      Зато к нашим исследователям никакие сложности не возвращаются. Они рады вцепиться в любую "ошибку", предоставленную им великими и оседлать её, а оседлав, поскакать на ней сколько сможется, состригая при этом интеллектуальные барыши.

      Своя Смерть приходит за Своей Жизнью и является её последней чертой. В смерти жизнь исполняется до конца, если она была. Смерть не относится и не должна относиться к внешнему, окружающему её существованию, в таком отношении, она по определению - только Зло. И когда так мыслят, а люди мыслят именно так, в силу того, что они - люди и конечные существа, глядящие на смерть конечным образом, - тогда не могут понять смерти. Но смерть должна относиться ко всей жизни человека, ещё точнее к его "акмэ" - к его вершине и расцвету - вот там смерть будет "на месте" и взгляд, брошенный на неё не замутится глупостью.
      Сократу можно позавидовать, ибо он исполнил свою жизнь до самого её последнего конца. Как одно единое произведение. И даже ближайшим друзьям и их увещеваниям не удалось впустить "мутную водичку" в простоту им свершаемого.
      Смерть должна относится к внутреннему принципу Жизни, ибо она приходит оттуда. И кто не познал самого себя - также отчуждён и от своей смерти, для такого человека смерть всегда надвигается на него извне. Известен феномен быстрого и яркого воспоминания перед смертью бесконечно далёких и казалось бы полностью утерянных вещей и событий, но поскольку смерть - дуга внутреннего происшествия человека, то идя, она колыхает всю его жизнь и человек видит картинки всей своей жизни заново. Этот феномен, ещё раз, косвенным образом подтверждает, что смерть целиком пребывает во внутреннем отношении.


Рецензии