Алмазы и золото Владимира Никурашина

   Какой бы интересной и насыщенной событиями ни была жизнь, человеку свойственно время от времени мысленно возвращаться в прошлое, отсеивая от камешков пустой породы яркие алмазы наиболее важных эпизодов.
   Владимир Васильевич Никурашин, главный конструктор дробильно-размольного оборудования ОАО "Тяжмаш", об алмазах знает не понаслышке, ведь в 1995-1997 годах он руководил пуско-наладочными работами самой крупной в то время мельницы ММС 105-54, предназначенной для добычи алмазов на Айхальском ГОКе в Якутии, севернее всемирно известного г. Мирного. По ходу дела ему приходилось вникать в технические, экономические и организационные вопросы, от которых зависел конечный результат труда и вложенных средств.
   Родился В.В.Никурашин в 1948 году в Октябрьске в рабочей семье. Отец, Василий Иванович, работал бригадиром столяров и пользовался большим авторитетом среди земляков.
   Мать больше хлопотала по хозяйству, хотя тоже не чуралась работы на производстве. Всю свою душу родители вкладывали в сыновей - Владимира и Виктора.
   Володя на дневное отделение института не пошёл, чтобы не быть обузой для семьи, а сразу после школы в 1966 году поступил на Сызранский турбостроительный завод и почти одновременно на вечернее отделение Сызранского филиала Куйбышевского политехнического института. С 1966 по 1970 год работал в первую и третью смены в цехе №3 токарем-расточником, а по вечерам спешил на учёбу, "оседлав" сразу двух коньков - теорию и практику. Институт закончил в 1972 году, уже будучи в составе отдела главного конструктора. В том же году был призван в армию. Служил в ГДР, ещё не зная о том, что в жизни ему доведётся побывать и во многих других странах.
   Вернувшись в 1973 году на родной завод, Владимир Васильевич с головой окунулся в дела и заботы КБ, которым руководил Я.С.Алеев. Через два года был направлен работать шеф-инженером на Девненский цементный завод в Болгарию для контроля за монтажом мельниц, изготовленных сызранскими машиностроителями. Молодой специалист с честью оправдал оказанное ему доверие. С Болгарией у него связаны самые светлые и тёплые воспоминания, ведь в этой славянской стране он был дважды (второй раз на медеплавильном комбинате в Среднегорие), а сроки его командировок оба раза растягивались на два года. Здесь он заработал благодарности и был представлен к Серебряному ордену.
   Второго ордена, на этот раз кубинского, он был удостоен за трёхлетнюю работу в качестве шеф-инженера на никеледобывающем комбинате в городе Моа острова Свободы. На этот объект дважды приезжал Фидель Кастро, но непосредственно повидать его или же пообщаться с ним Никурашину не посчастливилось: в обоих случаях он был занят на производстве неотложными делами.
   После длительных командировок за рубеж Владимиру Васильевичу стали доверять работу, связанную с принятием самостоятельных решений на самых ответственных объектах как внутри страны, так и за её пределами. Но наиболее впечатляющей для него, пожалуй, остаётся всё-таки деятельность, связанная с созданием, монтажом и пуском упоминавшейся мельницы ММС 105-54 для алмазодобытчиков АК "АЛРОСА".
   - Трудное было время,- вспоминает Никурашин.- Например, приходилось сочетать контроль за монтажом и пусконаладкой мельниц на ГМК в Навои с ещё более ответственной работой в Якутии. В течение двух месяцев приходилось летать из Узбекистана за Полярный круг, постоянно меняя климатические пояса. А это большие физические нагрузки. Приходилось добираться до Крайнего Севера даже в грузовом отсеке самолёта вместе с оборудованием, ввиду срочности решения поставленной задачи. Но, как бы ни было тяжело, на свою судьбу Владимир Васильевич не жалуется.
   В задачи главного конструктора входит разработка проектов мельниц для измельчения чёрных и цветных металлов, в том числе золота, а также алмазосодержащих руд или сырья для получения строительных материалов. В настоящее время производится отгрузка узлов мельницы МШЦ 5800х6900 в Монголию. Первоначально заказчик обратился на завод по вопросу изготовления мельницы производства Ново-Краматорского завода, с установкой её на существующем фундаменте. Владимир Васильевич предложил идею создания мельницы с применением современных технических решений, с увеличением производительности на 10-15% при сохранении фундамента и потребляемой мощности. И вот результат - идёт отгрузка. Испытания мельницы под нагрузкой намечены на ноябрь. Пришли хорошие новости от красноярских золотодобытчиков. Успешно прошли испытания и сданы в эксплуатацию мельницы ММПС 70х70 и МШЦ 50х84. У этого оборудования большая перспектива.
   Приходится заниматься Никурашину и всеми типами дробилок: молотковыми, зубчатыми и валковыми, а также выполнять разовые заказы. Например, на разработку и изготовление проходческих щитов для Московского "Метростроя", предназначенных для инженерных коммуникаций.
   Немало забот по согласованию конструкторской документации с заказчиками, проведению авторского надзора за работой смонтированного оборудования на объектах эксплуатации, техническому обслуживанию оборудования, отработавшему свой ресурс, на предмет определения возможности его ремонта.
   А непременное участие в монтаже и пусконаладке уникального оборудования, в различного рода выставках, включая международные, где главная задача - пропаганда и реклама созданных тяжмашевцами машин, информация о потенциальных возможностях завода, способного изготавливать практически любое оборудование, свойственное номенклатуре тяжёлого машиностроения.
   Никурашин весь свой богатый опыт старается передать молодым, заронить в их души искру инициативы и творчества. Инертным людям, считает он, не место в КБ, тем более в условиях рыночной экономики  постоянной конкуренции.
   Конкурировать же с зарубежными фирмами на международном рынке хотя и не просто, но вполне по силам тяжмашевцам,- считает Владимир Васильевич. Например, мельница ММС 105-54 по своим техническим характеристикам и надёжности не только не уступает изделиям таких известных фирм, как "Сведала" или "Крупп", но и превосходит их по оригинальности технических решений. Если в чём-то мы и уступаем иностранным производителям, так это в степени автоматизации и дизайне.
   Сам Владимир Васильевич - автор многих изобретений и десятков рационализаторских предложений. На его счету, например, два патента на мельницы, конструкция которых не имеет аналогов в мировой практике. Он активный проводник всего нового и прогрессивного, касается ли это конструктивных решений или политики качества.
   Спроектированные и смонтированные под его руководством мельницы и другие изделия успешно эксплуатируются в странах дальнего и ближнего зарубежья, на территории нашей необъятной страны.
   Но человек не может замыкаться только на производственных интересах. Есть ещё и дом, семья. Супруга Владимира Васильевича, Екатерина Фёдоровна, тоже инженер-конструктор по мостовым кранам и хорошо знает всё, чем он живёт и чем озабочен. Поэтому в меру своих сил создаёт в семье тёплый микроклимат и домашний уют. Много сил она вложила и в воспитание двух сыновей. Старший, Александр, после окончания Коломенского высшего военного десантного училища и службы в горячих точках, уволился из армии и, освоив мирную профессию инженера, работает в фирме "Техинком". А младший, Алексей, учится в лицее №17 на автомеханика. Так или иначе, а все Никурашины связаны с техникой. В редкие свободные минуты сам Владимир Васильевич любит повозиться с автомобилем "Волга". Охотой или рыбалкой не увлекается, считая, что человек не вправе вредить природе, даже в этих, невинных по общепринятым понятиям, увлечениях.
   Из книг предпочтение отдаёт техническим, внимательно следит за специальными журналами, черпает необходимые сведения в интернете. Неплохо владеет английским и испанским языками и свободно общается на болгарском языке. Это тоже помогает в работе и в контактах с зарубежными партнёрами и коллегами, без чего он не представляет дальнейшего творческого роста.

                В.ХАРИТОНОВ.

   Газета "Машиностроитель" № 39-41(3420-3422) за 26 сентября 2001 года. Номер, посвящённый 60-летию "Тяжмаша". Разворот "Твои люди, завод".


Рецензии