Дворы, которые мы потеряли

Дети во дворе. По-моему это сейчас очень актуально. Двор всегда объединял детей, учил выбирать друзей и ценности, учил самостоятельно решать проблемы и выстраивать границы личности. Мы умнели в общении со сверстниками, мы находили свои ценности, мы самостоятельно решали уровень своих амбиций в детском коллективе. Императивы взрослых можно было проверить и подвергнуть сомнению. Эмансипация начиналась во дворе. Двор не давал задушить в объятиях родителей уникальность, самостоятельность жизненных выборов. Двор давал возможность уцелеть Личности. Ибо личность не воспитывается критикой и давлением, личность вообще не нужно специально воспитывать, нужно дать ей возможность вырасти из индивида по мере узнавания себя.
Поколение 60-70-80 дало огромное количество интереснейших людей, великих артистов.
Когда они рассказывают о детстве, то вспоминают не кружки, они вспоминают дворы своего детства.
Я не страдаю ностальгией по – прошлому, мне не жаль ушедшей молодости, я всегда любила свой возраст. Единственное, что я вспоминаю с ностальгией – это наши дворы, дворы моего детства.
Мы проводили там все свободное и несвободное время, порой забывая забросить домой портфель.
Бурную жизнь во дворе нарушал только зов чьей-нибудь мамы из окна: «Домоооой, обедать».
Я вспоминаю нашу дворовую компанию. Там меня учили постоять за себя и быть членом команды, там я искала свое место и свою нишу в жизни. Может быть, это было время, когда я больше всего была собой.  Это незабываемо. Недаром мы так волнуемся от встречи со школьными друзьями.
Недавно я снова побывала на улице моего детства. Парк, где когда-то мы влюблялись, шептались, играли в классики и лапту, оказался небольшим пятачком в центре Москвы.

Я прошла по тем же дорожкам, не веря глазам: неужели здесь находилось место для всех необыкновенных переживаний, нешуточных страстей?! Кажется, просматривается насквозь каждый куст.
Сегодня наш парк выглядит еще меньше, там нет шумных компаний, дети чинно идут за руку со взрослыми, лица сосредоточенные, в районный Детский Центр, раньше это был Дом Пионеров. Разница в том, что в Дом Пионеров нас никто не приводит, мы приходили сами.
Дети идут через парк как на работу. Их встречают дипломированные педагоги, их учат чему угодно, есть и психологи, которые учат общению. Теперь общению приходится учить.
Выполнена давно декларированная задача: «Убрать детей с улицы». Уставшие дети ходят по «развивающим кружкам». Мне жаль их до боли, нет ничего более развивающего, чем наша лапта, «резиночки», наша дружба, и разбитые коленки, и мамино: «До свадьбы заживет».
 Конечно, сейчас родители, прежде всего, говорят об опасностях, которых не было раньше. Родители боятся нежелательных контактов с детьми других социальных групп, другой культуры, национальности и просто криминала. Часто эти опасности преувеличены до фобий. Передать своему ребенку собственные фобии не есть обеспечить его безопасность. Лучше передать простые правила безопасности.
Случайно пришлось наблюдать, как мама отвела ребенка лет 5-6 в сторону от детской площадки, чтобы внушать ему: «Здесь у тебя не может быть друзей, здесь все чужие». Можно себе представить, какое при этом воспитывается отношение к миру. 
Во дворе во все времена встречались дети разных социальных прослоек и разных возрастов. Чаще всего мы во дворе узнавали подробности своего появления на свет и ужасные «грязные слова». Конечно, это вызывало у детей шок, поэтому хотелось принести знания домой, испробовать слова на родителях. Но закрепляется негативный опыт только при соприкосновении с реакцией родителей. Побеждают семейные ценности, ребенок к ним привык. Просто постепенно узнает, что семьи бывают разными. 
 Сталкиваясь с детскими коллективами, мы расширяем мир общения и нам необходимо знать, как отнесется к нам этот постоянно расширяющийся мир. Мы рождаемся неповторимой индивидуальностью, а личностью становимся под действием соприкосновения с миром, его жесткостью и его культурой. Личность от слова лицо - это то, как мы отражаемся в глазах других людей.
 Личность нельзя воспитать в бесконечных развивающих кружках, она возникает только там, где наперекор всему остаются островки свободы. Личность вырастает из внутренней свободы самостоятельной работой. Не надо воспитывать личность, надо создавать условия для ее развития.
Детский коллектив ничем заменить нельзя. А что же делать, чтобы создать условия самореализации личности? Ведь ребенок по определению зависимое существо.
Прежде всего, понимать, что даже у самого маленького ребенка есть потребность в одиночестве, как и у всех нас. Вы ведь наверно замечали, как дети любят устраивать себе гнездышки и домики из стульев, одеял, коробок… Хорошо, что сейчас у большинства детей есть свои комнаты, наше поколение устраивалось под столом или под кроватью. Интересней всего все это строить с другом. И если уж вы так волнуетесь «Чем это они там заняты?!» сделайте ваши «инспекции» игрой, не старайтесь застать врасплох. (Это в любом случае принесет больше вреда, чем пользы) – /это большая тема, относящаяся к сексуальности, просто вычеркиваю пока/.
Опыт одиночества, свой уголок, где никто не видит, дает возможность отделить себя от семьи. Это первый шаг от «мы с мамой» к «Я и мир».
Во дворе происходит второе открытие: я тут не один, есть другие дети. С кем еще поделиться опытом, как не с похожим на тебя? Если ребенок слишком долго ходит исключительно за ручку, мама боится «влияний улицы», ребенок тоже по-своему будет бояться «влияния улицы». Детский коллектив манит и страшит. Если страха больше чем любопытства и интереса, он может стать аутсайдером на всю жизнь.
Первый шаг из тисков семьи начинается с одиночества. (Не стоит наверно напоминать, что компьютерные игры к продуктивному одиночеству не учат. Это не путь к себе, это желание уйти от себя). Книги  - другое дело. Скажи мне какие книги ты читал в детстве, и я скажу, кто ты. Упрощенно, но что-то в этом есть.
Я с ужасом смотрю на неимоверные усилия родителей не оставить ребенка ни на минуту без педагогического воздействия, по принципу: «Плох тот родитель, который не заполнил досуг своих детей полностью».
Одна мама мне так и сказала: «Он остается наедине с собой пока ходит от одного кружка к другому». Как будто в этой жизни ничего более интересного нет. И весна просто теплое время года, а не Весна, когда все ежедневно меняется в природе и душа просит перемен. Этак и первую траву не заметишь, и первую бабочку. А главное – когда задуматься о странностях жизни и поворотах судьбы, пофантазировать о любви? Главное-то в жизни не почерк исправить, а научиться быть собой. Научиться быть собой, это уйти от чрезмерной зависимости от семьи, школы, друзей. Ценить свое мнение, иметь свои ценности. Это называется эмансипация, которую обеспечивал двор. Некоторым на это и жизни не хватает. Здесь нужен навык общения и навык одиночества.
Дружба в школьные годы вызывает чрезвычайно сильные чувства. Ссоры и расставания с друзьями детьми порой воспринимаются как «предательства». Это время, когда мир семьи становится не единственным и стоит задача адаптироваться к более широкому общению.
В школе учебный процесс заслоняет для воспитателей задачи общения, адаптации и проблему конфликтов, которые возникают обязательно. Коллектив класса – закрытая система отношений, где выбор друзей ограничен, приходится приспосабливаться к устоявшимся неписаным правилам.
Двор дает больше возможностей выбора, а значит свободы. Можно выбрать друзей и можно максимально оставаться собой. Не довлеет оценка личности по успеваемости. Больше возможностей проявить такие важные для жизни качества, как верность, доброту, честность, открытость и искренность. Двор способен компенсировать негативные школьные ярлыки, освободить от напряжения регламента уроков и перемен. Это важно, потому что самые главные наблюдения происходят, когда наступает время свободы и лени  -  это время интуиции.  Дети умнеют в общении, рассказывая о своем опыте или о своих увлечениях.
Семья не заменит двора. Там своя иерархия и свои устойчивые правила. Ко мне приходила мама, которая буквально диктовала 8-летнему сыну, что и кому ответить. Доказать ей, что ребенок не может этим воспользоваться, он другой, я кажется не смогла. 
За ссорами с друзьями иногда стоят настоящие трагедии, дайте ребенку возможность быть выслушанным до конца.
Если у ребенка нет верных друзей, надо бить тревогу. Это вам не двойка по географии, это наука жизни. Я бы советовала отпускать детей в летние лагеря – это хорошая школа жизни без родителей.
Сейчас почти у всех детей есть сотовые телефоны, двор обычно виден из окна. Разрешайте детям играть во дворе, ходить в гости к друзьям, приглашать друзей в дом. Не вмешивайтесь в их игры и занятия, пока они сами не попросят.
Детство – это не подготовка к жизни – это жизнь. Счастливое детство дает неисчерпаемый ресурс на всю жизнь. Конечно жизнь – это жизнь, безоблачной и бесконфликтной она не бывает никогда. Счастливое детство это когда приобретен главный ресурс на всю жизнь – уверенность в себе, верные друзья и умение общаться.
Двор – это опасное место, мало кто… мало ли с кем. Но дети по факту остаются похожими на собственных родителей, а замечательный университет взросления мы все больше теряем. И все страшные слова и преждевременные знания, они все равно узнают, как будут пользоваться, это зависит от примера семьи. Можно запретить им все, но кто скажет, как поведет себя свернутая пружина их энергии. Лучше б нам бороться за удобные дворы.


Рецензии
Инна, я прочитали твою психолого-публицистическую статью с восторгом и удовлетворением. Даже не понимаю, почему ты определила его жанр как "как белый и вольный стих". Конечно, я не психолог, но с уверенностью поддерживаю все твои мысли о важности развития личности ребёнка через общение и дружбу со сверстниками. В наше время у родителей не было возможности куда бы то ни было водить нас за ручку или подвозить на машине к школе. Тогда это не было массовым явлением. Начиная с младших классов, мы самостоятельно ходили в школу, на занятия в дома пионеров и в другие места. Однако одной из основных площадок нашего общения был наш двор и дети других дворов. Мы дружили, выясняли отношения, а порой даже отчаянно дрались, отстаивая свои детские ценности. Я воочию вижу, какими становятся дети, когда им предоставлены все мнимые блага жизни, и с тревогой думаю об их будущем.

Алла Валько   16.12.2017 00:44     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая! Эти эссе написаны не как экспертные по психологии, а именно как мои воспоминания и чувства. Ты все восприняла, как я. Да, хочется поделиться именно той атмосферой, а не ценами на колбасу, по которой все мерялось. Наше поколение уйдет в небытие не понятым. Вот разве что Высоцкий нас выразил - это ценно, сделать поколение бессмертным, оставить о нем память.

Инна Шифанова 3   17.12.2017 18:45   Заявить о нарушении