Число как основа мироздания. 2783
1.Если наблюдать за рядом натуральных чисел, то нетрудно увидеть, что первой и простейшей цикличностью внутри него будет цикличность пульсации последовательно возрастающих чисел самого натурального ряда: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11 и т.д. Здесь можно говорить об одночленной метрике (подобной метрике метронома), которую через музыкально-теоретическое понятие размера можно выразить как размер 1/1, т.е. одна целая единица пульсации натурального ряда (= 1 целая нота) в такте. В таком случае в каждом такте будет одно число натурального ряда: |1|2|3|4| и т.д. (для обозначения тактовой линии мы пользуемся знаком "прямой слэш")*.
2.Если мы поставим ударение при пульсации чисел натурального ряда через число этого ряда, то мы получим цикличность от нечётного числа к следующему по натуральному ряду нечётному: |1,2|3,4|5,6| и т.д. Пользуясь музыкальным размером, мы его в данном случае представим как 2/1, т.е. две целых единицы пульсации натурального ряда (= 2 целых ноты) в такте. Такой пульс рождает свойства нечётных и чётных чисел. По отношению к чётному нечётное число является более совершенным, поскольку его нельзя расчленить на две равные части. Неделимость, цельность - это важнейшее позитивное качество во вселенной. Это качество нечётного числа, естественно, рождает и свою противоположность - чётное число. В целом образуется следующая бинарная оппозиция качеств:
-- 1-2,
-- нечётное — чётное (пифагорейцы**),
-- одно (единое) — множество (пифагорейцы**),
-- свет - тьма (пифагорейцы**),
-- добро — зло (пифагорейцы**),
-- солнце - его отсутствие,
-- ясность - запутанность,
-- праведное - лживое,
-- первичное - вторичное,
-- Творец - Его творение,
-- идеальное - материальное,
-- потенциальная энергия - кинетическая энергия,
-- идея - помрачение идеи в конкретном воплощении (Артур Шопенгауэр),
-- идея - множество конкретных воплощений,
-- интегративное - суммативное,
-- тема - вариации,
-- идеальный базис - материальная подстройка,
-- обобщённое - конкретное
-- активное - пассивное,
-- клетка - деление клетки,
-- зерно - его прорастание,
-- самодостаточное - производное,
-- первичное - вторичное,
-- поэтическое - прозаическое,
-- возвышенное - низменное,
-- бескорыстное - корыстное,
-- культура - цивилизация (Освальд Шпенглер),
-- органическое - механическое (Освальд Шпенглер),
-- рост - упадок,
-- здоровье - болезнь,
-- самодостаточность - зависимость,
-- образное мышление - логическое мышление,
-- непрерывное - дискретное и т.д.
Нетрудно увидеть, что показанное здесь простейшее акцентное преобразование в рамках чисел натурального ряда создаёт глобальную систему оппозиционного мира, в котором живём и мы. Мы хорошо знаем нашу уязвимость в этом мире, как и уязвимость самого этого мира. На такой - бинарно-оппозиционной - основе базируется и работа современного компьютера, использующего позиционный двоичный код, двоичную систему счисления***.
Начальный тезис сообщения, где концентрируется самое главное, можно соотнести с цифрой 1 (шире с нечётным числом). Последующее развитие начального тезиса, где уже только разъясняется ("разжёвывается") исходная информация, можно соотнести с цифрой 2 (шире - чётным числом). Не трудно увидеть, что нечётное число имеет креативно-целостную импульсную функцию, а чётное - тавтолого-разделяющую импульсно-поглощающую. Чётное (пассивное, несовершенное) начало питается нечётным (активным, совершенным). Более того, чётное (вторичное, формальное, материальное, более грубое, ощущаемое нашими чувствовами) начало производно от нечётного (первичного, сущностного, идеального, невидимого, более тонкого, неощущаемого). Так Творца (Творящего) можно символически отобразить с помощью цифры 1, а всё исходящее от Него (творимое) - цифрой 2. Творец есть первичное, причина, содержание, а творимое, есть вторичное, следствие, форма (проявления креативной деятельности Творца). Нетрудно увидеть, что важнейшие философские представления о содержании и форме, о первичности и вторичности, о единстве и множественности, об обощённом и конкретном и т.д. исходят от понятия оппозиционности нечётного (неделимого) и чётного (делимого). Сначала существует Целое-Творец, а только на Его основе творимое с его известным отделением от Творца. Сам факт порождения Творцом творимого открывает путь для появления бесконечной цепочки деления по схеме:
"сущность(1)--явление(1/2)"---
"явление как (=) сниженная сущность(1/2)"(приравнивание)---;
"сниж.сущность (1/2)--сниж.явление (1/4)"---
"сниж.явление как (==) ещё более сниженная сущность (1/4)"(второе приравнивание)--- и т.д.
Данную цепочку можно символически переписать цифрами:
"1--1/2"---
"1/2=1/2"---;
"1/2--1/4"---
"1/4==1/4"---;
"1/4--1/8"---
"1/8===1/8"---; и т.д.
Речь идёт о процессе божественного творения, и, если смотреть на него глазами Творца, то оно носит характер нисхождения и снисхождения (к более низшему). Если же понимать божественное творчество с человечесткой точки зрения, то оно носит для нас, напротив, возвышающий характер. Так Творец в нас тогда начинает обнаруживаться, когда мы творим (причём можно творить не только произведения художественного нематериального и материального планов, но и молитву, милосердие в действии, прощение в действии и т.д.). Творя же (доброе), мы поднимается с обыденного уровня по лестнице уровней, ведущих вплоть до Самого Творца ("лестницу Иакова" можно понимать и так). Таким образом творчество для нас - восходящий (к Творцу) процесс.
3.Здесь нетрудно увидеть уже и триаду, несущую в себе звонкое звучание Совершенного:
Творец(1)---творение(2)---человек(3).
Движение от Высшего к низшему (от огненно-информационного к материальному) называется инволюцией****: (1)---(2)---(3), движение же от низшего к высшему - эволюцией: развёртыванием в восходящем направлении в сторону идеально-духовного (вплоть до уровня Творца):
человек(3)---творчество(2)---Творец(1).
В процессе творчества человек преодолевает простые запросы своего материального начала и возвышается до идеальных запросов божественного мира. Добавим к этому: пусть даже его творчество было бы не музыкально-композиторским, поэтическим, литературным и т.д. и было бы, скажем, связано с конкретными твёрдыми материалами. Дело в том, что подходящие к последнему случаю скульптура, архитектура, живопись и т.д. несут внутри себя всё же доминантную идеальную компоненту, которую завоёвывает художник и которая именно определяет выстраивание материальных структур в данном художественном произведении.
Триадность пронизывает всё мироздание сверху донизу. Достаточно указать на божественную космическую триаду АУМ, из которой выстраивается триадность всё шире и ниже, например:
А--У--М,
где А образует лунный канал Ida nadi (левый канал: художественного, красочного видения, волнового),
у образует солнечный канал pingala nadi (правый канал: математического, функционального, парциального) и
М - канал sushumna nadi (средний канал: равновесия между А и У, эволюции). Баланс левого и правого каналов есть основа равновесия человека, при котором он может начать, наконец, вопринимать божественные вибрации мироздания. Немало этому способствуют медитация и медитативная музыка.*****
Сначала покажем триадность на основе продолжения до третьего элемента ранее обозначенной бинарной оппозиционности:
-- 1 - 2 - 3 (число 3 как сумма качеств чисел 1 и 2),
нечётное — чётное(**) - нечётноечётно(3nх2 или 2nх3),
-- одно (единое) — множество(**) - единство во множестве и множество в единстве,
-- свет - тьма (**) - взаимодействие (светотень, свет как результат преодоления тьмы и тьма как результат действия света,
-- добро — зло (**) - добро по конечному результату (зло второй фазы лишь стимулирует действие закона победы светлых сил),
-- солнце - его отсутствие - появвление желанного солнца (см. предшествующую триаду),
-- ясность - запутанность - ясность охвата сложного,
-- праведное - лживое - праведное видение лжи,
-- первичное - вторичное - синтезное,
-- Творец - Его творение - восхождение творения к Творцу,
-- идеальное - материальное - эфирное (тонкосредное, синтетическое),
-- потенциальная энергия - кинетическая - завоёванная новая потенциальная энергия),
-- идея - помрачение идеи в конкретном воплощении (Артур Шопенгауэр) - обобщение конкретного множества,
-- идея - множество конкретных воплощений - обобщение конкретного множества,
-- интегративное - суммативное - интеграция отдельных элементов через эфир,
-- тема - вариации - целостный вариационный цикл,
-- идеальный базис - материальная подстройка - матрица как идеальная природа всего существующего,
-- обобщённое - конкретное - обощение конкретного множества,
-- активное - пассивное - сгармонизованное в Единстве,
-- клетка - деление клетки - единый организм,
-- зерно - его прорастание - целостный урожай зерна,
-- самодостаточное - производное - возвращение к Единому (Творцу) как к самодостаточному,
-- первичное - вторичное - синтез,
-- поэтическое - прозаическое - поэтическое в прозе жизни,
-- возвышенное - низменное - всепонимающий Творец, возвышающий искателя,
-- бескорыстное - корыстное - победа на эго, его корыстностью, возвращение к бескорыстным истокам,
-- культура - цивилизация (Освальд Шпенглер) - вызревание более широкой культуры следующей эпохи,
-- органическое - механическое (Освальд Шпенглер) - механические процессы в высшей органике,
-- рост - упадок - превышающий рост новой эпохи,
-- здоровье - болезнь - выздоровление через осознание причин кризиса,
-- самодостаточность - зависимость - осознание принципиальной свободы каждого,
-- образное мышление - логическое мышление - целостное мышление,
-- непрерывное - дискретное - новое непрерывное через общую тонкую среду - эфир и т.д.
Большое значение триадность получила в богословии (например, Троица), философии, музыкальной драматургии и, в целом, во всех областях человеческого творения, мышления и бытия. В дополнении к указанным выше далее нам будут интересны, например, следующие триады:
- активное - пассивное - эволюционирующее;
- настоящее - будущее 1 - будущее 2;
- фазы развития: формирование(1) - кристаллизация(2) - кульминация-кризис(3);
- накопление опыта(1) - целенаправленное претворение опыта(2) - успех(3);
- тезис - антитезис - синтез (Г.В.Ф. Гегель);
- идеализм - материализм - синтез;
- культура - цивилизация - передача опыта (Освальд Шпенглер);
- познание - знание - опыт;
- потенциальность - кинетизм - результат;
- томление - полёт - экстаз (музыкальная драматургия А.Н. Скрябина);
- мужественное - женственное - равновесное;
- эмоциональное - рациональное - синтетическое;
- образное - логическое - многомернообразное;
- фантазийное - рутинное - многомернофантазийное;
- интуитивное - аналитическое - синтетическое;
- бессловесно-образное - словесное - интегрированное;
- геометрическое - числовое - интегрированное;
- параллельное (одновременное) - последовательное - интегрированное (объёмное);
- метафизическое - физическое - единое;
- информационноэнергетическое - вещественное - универсальное;
- спонтанное (озарение) - выверенное - результативное;
- потенциально-импульсное - кинетическое расходование импульса - итог;
- статическое - динамическое - итоговое;
- сконцентрированное в импульсе - растянутое во времени - итоговое;
- интенсивное - экстенсивное - итоговое;
- приблизительное - точное - итоговое;
- восточное - западное - синтетическое;
- волшебное (в смысле: необъяснимое) - реальное - итоговое;
- функциональное - структурное - синтетическое;
- волновое - корпускулярное - целостное;
- тайное - явное - результативное;
- причинное - следственное - итоговое;
- потенциальное - реализованное - итоговое;
и т.д.
Адрес фото открывается при редактировании
http://thelotter.club/images/news/lucky-number.jpg
__________________________________________________
* / - правый слэш (слэш),
\ - левый слэш (бэкслэш),
_ - нижний слэш,
| - прямой слэш,
// - двойной слэш... Источник: https://otvet.mail.ru/question/46023642
** https://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагореизм
Отметим в этом источнике следующий материал, дающий богатую пищу для размышлений в русле темы настоящей ститьи:
"Философия пифагорейцев
Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.
Именно принцип справедливости следует рассматривать как важное (цементирующее) концептуальное положение в формировании философии данной школы[5]. Вершиной развития философии является созерцательный ум; серединой философии — гражданский ум и третьим — ум, связанный с таинствами. Развитием этих начал в человеке завершается пифагорейское обучение[6].
Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в своей «Метафизике» (I, 5):
предел — беспредельное
нечётное — чётное
одно (единое) — множество
правое — левое
мужское — женское
покой — движение
прямое — кривое
свет — тьма
добро — зло
квадрат — вытянутый прямоугольник (продолговатая форма)
Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве... Как мыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты над монохордом показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы.
Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они находили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число (Аристотель, Met., I, 5).
Таким образом, пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а следовательно, и гармонии, здоровья, разумности".
***Cм. https://ru.wikipedia.org/wiki/Двоичный_код
****См. об инволюции в её соотношении с эволюцией, например: Ю.К.Братчиков-Барбарович. Инволюция и Эволюция (к философии Мироздания)// электронный ресурс
http://sir35.ru/Bpat/Evolution_27053.htm
*****См., например, источник: http://www.sahajayoga.de/musik/
Свидетельство о публикации №117121309707