Изба смерти. Триптих

(картина Николая Рериха «Изба смерти»: http://gallery.facets.ru/show.php?id=2002)


Я пишу тебе из-под тутости --
непонятный в природе вид.
Отвечаешь мне: это глупости,
голова, ведь, там не болит?..

Я пишу тебе из-под ТАМости –
может, слышишь надрывный горн?
Отвечаешь мне: это слабости,
и гони их подальше вон!

Я пишу тебе… ВОН, на облаке --
перечерканный в кровь этюд.
Но кромсаешь ты письма лобзиком –
по-другому, ведь, не дают.

А как хочется, чтоб топориком --
по обугленной голове…
Я пишу тебе… Тесным двориком
дворник метлами пишет мне…

***

Рассекречено невесомое,
рассупонено навсегда…
Словно сломано имя конное,
словно патина в проводах.

Словно словово не залажено,
не заложено изнутри.
Ты опять во мне – многосглажено,
многосложново, как ни три.

Память с бархаткой – дармо пылево,
дармо съедено дармосил…
А душа опять ропщет крыльями --
боль фантомная. Нет там крыл!

***

Отчего опять во пустынушке
раздирается волчий вой? --
Оттого ли, что в место силушки
сваи вбитые без ворон?

Не позвали, знать, птицу вещую,
не в согласии старина,
и в болотные воды вешние
не захлынула глубина.

Чад и смрад стоят над могилушкой --
не насытился гнусный червь.
Место скорбное, место силушки
опоганено… грЯдет Зверь…
 

*«По словам академика Б.А.Рыбакова, чутьё Рериха, как художника, помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника» о том, что на территории озёрного края будут найдены свайные постройки на заливаемых или заболоченных местах.

Николай Константинович пишет: «Идея сваи, идея искусственного изолирования жилья над землёю в пределах России существует издавна... Здесь мы у большой древности... Избы смерти славянской старины, сказочные избушки на курьих ножках — всё это вращается около идеи свайной постройки… Это навеяно сказочным образом зловещей "избушки на курьих ножках" Бабы-Яги, богини смерти».

(Н.ВАСИЛЬКОВА «Николай Рерих и древняя Русь», журнал Восход № 11 (151), ноябрь, 2006 http://gallery.facets.ru/show.php?id=2002).


Рецензии
Инна, первое и второе стихоговорение очень точно по картине получилось. Я люблю такую игру слов, которые порой говорят больше,чем классический словарь...

Владимир Монахов   26.12.2017 11:41     Заявить о нарушении
А ты знаешь, без третьего никак не отпускало. Потом прочла справочный материал -- и поняла, что это за письма и что это за домик на сваях. Мысль пришла: пока мы не отпускаем своих умерших, они (по законам язычества) не могут уйти под воду, обрести покой. Горькие думы о них и нас способны умертвить заживо... (это я про себя и про свою вину перед ушедшими).

Инна Молчанова   11.12.2017 09:03   Заявить о нарушении
Автор всегда прав, читатель иногда...

Владимир Монахов   11.12.2017 09:22   Заявить о нарушении
Только сейчас дошло: стихоГОВОРЕНИЕ!!! Как ты верно подметил -- стихобУбновое и булдОстиховое!))))

И, все-таки, неплохая была традиция у праславянского язычества. Главное, не страшно было оказаться погребенным заживо...))

ну и темка у нас сегодня... жють!)))

Инна Молчанова   11.12.2017 12:59   Заявить о нарушении