Как раскручивали поэтов в СССР?

Современным авторам повсюду настойчиво предлагается заняться самостоятельным маркетингом, раскруткой своего имени за собственные средства; на разных писательских сайтах даются советы, как это сделать лучше и эффективнее,рекламируются различные мастер-классы по писательскому ремеслу, на которых столичные поэты делятся с провинциальными  авторами секретами профессионального успеха. Одним словом, современный писатель или поэт, чтобы быть замеченным и оцененным читателями, должен не столько заниматься именно  творчеством, сколько становиться профессионалом в области менеджмента, маркетинга и предпринимательства.

Как же обстояли дела с "раскручиванием" молодых одаренных поэтов в СССР? И изменились ли сегодня условия и обстоятельства, стоящие на пути поцелованных Богом, с тех, не столь отдаленных, времен.

Рассмотрим эти условия и обстоятельства на примере одной поэтической биографии, обладательница которой вряд ли смогла бы творчески состояться и выбиться в известные поэты, случись рождение этого таланта в наши времена рыночной экономики.

Биография эта принадлежит такому яркому поэту 60-х годов 20 столетия как Новелла Матвеева. Появление ее на поэтическом небосклоне страны Советов с точки зрения сегодняшнего дня было сопряжено с настоящим чудом. Ведь тогда, в 1959 году,для того, чтобы отправиться из самой столицы разыскивать никому неизвестную девушку, проживающую где-то в Подмосковье, было достаточно просто слуха о ее необычных стихах. Нашелся и энтузиаст и заступник, готовый отстаивать творчество юной поэтессы не ради собственной славы, карьеры продюсера или получения с автора последующих гонораров в качестве ее литературного агента. Нет, он был абсолютно бескорыстен в своих побуждениях, он был счастлив стоять у истоков открытия нового имени для советской литературы. А предстоящий путь борьбы за новый талант оказался весьма тернист! И на этом пути такому энтузиасту пришлось преодолевать прежде всего неуверенность в собственных силах и отсутствие веры в исключительность своей поэтической судьбы самого юного дарования - самой Новеллы, девушки из очень бедной и многодетной семьи, получившей в силу слабости здоровья и не посещения школы домашнее образование. Этому замечательному человеку - энтузиасту - не приходило в голову даже думать о возможной конкуренции в дальнейшем со стороны этой девушки-поэта, ведь он, энтузиаст, тоже был тогда молодым и не известным на всю страну, поэтом-шестидесятником, и продвигать на поэтический Олимп кого-то другого, не самого себя, с точки зрения нашего времени было бы неразумно.
Однако он просто хотел бескорыстно помочь одаренной девушке быть замеченным прессой и литературным сообществом, он хотел печатать в прессе не только свои стихи, но и открыть новую звезду. Новелла сопротивлялась, боялась отдавать незнакомцу тетрадку с записанными в ней стихами. Но ее удалось убедить! А вот убедить московских издателей напечатать эти стихи с первого раза не получилось. Но наш энтузиаст не сдавался. Он обратился к другу в ЦК комсомола. Попросил подключить к делу борьбы за новый талант  партийные связи товарища. Тут же провели  вечер поэзии Новеллы Матвеевой на одном из областных праздников. На том вечере другие поэты читали стихи никому еще неизвестного автора с любовью, восторгом, большим уважением. А чтобы добиться публикации первой подборки стихов Новеллы в одной из республиканских газет, друзья обратились в Обком.
В начале августа 1959 года стихи Новеллы Матвеевой были срочно внесены в уже сверстанный номер газеты "Советская Калмыкия".  В начале августа 1959 года звезда Новеллы Матвеевой ярко зажглась на поэтическом небосклоне советской (теперь уже русской) литературы!

Сколько добровольных и бескорыстных усилий разных людей, сколько энтузиазма и бескорыстного служения общему литературному делу было вложено, как сейчас говорят, в "раскрутку" юного дарования! Возможно ли такое сейчас? Думаю, не возможно!

Как жаль, что прошли времена, когда простое человеческое участие в твоей судьбе не стоило денег! Как жаль, что прошли времена, когда не было слова "конкурент", а одного таланта было достаточно, чтобы тебе дали слово сказать миру, как он сложен, трагичен, прекрасен!


Рецензии