Выставка... 1960-е

   Сидящая в старинном кресле женщина задумчиво словно смотрит в даль,
а даль эта в её мыслях, устремившихся в давнее время…
иногда берёт карандаш и блокнот и пишет:
… вспомнилось, как  мы с  тобой  были на выставке одного немецкого
 художника, который записывал звуки войны там на войне…
 Он был там… кем он там был… и он там записывал звуки войны…
 там… хрипы неслись из прокажённого граммофона,
 там были захвачены звуки разрывов и гибели вечных миров…
 Гибели людей …
    Нас охватила удушливая волна и мы оставили это здание,
где проходила  эта, не похожая ни на какие другие, выставка …
   Странно и трудноопределимо, если не невозможно, это соотношение -
тот художник и посетители выставки?
   Если будет возможность, снова буду искать как выразить, какими словами
передать то, может быть никакими, вероятно, навеки неопределимое между тем,
что было там...на войне...и переживаниями посетителей выставки...
   И есть ли и какая связь происходящего на выставке с тем,
что происходило на поле сражения и тем, как люди, пережившие ту войну,
посетители той выставки, слыша звуки той бойни, скрежет железа и взрывы,
и стоны, и крики с тех полей той войны, смотрели
на произведения немецкого художника,
какое это всё вместе производило на людей
непереводимо -неопределимое, болезненное страдательное воздействие…
   Не знаю, до сих пор не знаю, какими словами обозначить
те переживания… Сказать, что зрители пытались понять,
что хотел сказать этот художник, что он выражает своими необычными,
ни на что не похожими произведениями,
не знаю, то, что он ненавидит ту войну, но он и там, среди тех звуков,
там, на тех полях сражений, не знаю, это слишком слабо,
а вероятнее всего и не правдиво,
не исчезало и не могло тогда исчезнуть, даже спустя годы,
два с небольшим десятилетия тогда уже прошедшие после войны,
не исчезало то чувство, что он записывал те звуки  той войны с той стороны
и что там были с этой стороны, с их стороны, со стороны посетителей выставки,
их соотечественники , а может быть и родные и близкие …
   Контраст между художником и зрителями был так велик …
Невозможно было объять, никакой якобы примиряющей и примиряющейся интонацией
то необъятно многое, что произошло в том времени,
в том пространстве войны, оно не зажило, а если покажется кому-то,
что оно замирает, то не принесёт ли это им и всем новые испытания …
...вот что...
...какие мысли и чувства будила та выставка…
   И сейчас это трудноопределимо, если не невозможно…
   Мы вышли…
   Нас встретил цветущий май…
 Ещё весенний дождик промывает крыши, дорожки в саду
 и цветущие каштаны, яблони и вишни…
  Мы словно онемели и молча смотрели на мирный мир вокруг…
  Это были 1960-е годы и выставка проходила в Москве…
Сидящая в кресле женщина задумалась, вспоминая ту выставку
и раздумывая о том настоящем времени, которое окружает нас сейчас
в 2017 году ....


Рецензии