440. Звучи, моё ля, вселенною всей... 2775
как трепет листвы,
о радость в огне,
о счастья миры!
Звучи, моё "ля"*,
вселенною всей,
рассветы даря
средь звёздных полей...
Звучи, о Любовь -
дари чистый тон!
Звени мира новь -
весны камертон!
Лучится Земля,
планета моя -
Я - ты, а ты - я!
Летим мы, светя!
В потоках зари
о счастье поём:
"Победа Любви
над прошлого злом!"
Звучи, дева-"ля"
гармонией в нас,
полёты даря
и чистый cвой глас! (8.12.2017)
Адрес фото открывается при редактировании
https://media.giphy.com/media/11Ho0eBGT8PLKo/source.gif
______________________________________
*«Правильное» Ля. Источник: http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/la/
Как известно, скрипачи всегда настраиваются по звуку Ля (а с «правильным» Ля сверяются, послушав камертон).
Международный стандарт «правильного» Ля - 440 герц.
Но не всегда Ля звучало именно так, как сегодня. Оно и сегодня не всегда звучит именно так.
Во времена Страдивари, например, «правильное Ля» было примерно на тон ниже сегодняшнего — т.е. звучало почти так, как сегодня звучит «правильное Соль»!!
С тех пор жизнь всё ускорялась, и на судьбе Ля это отразилось тоже. Скрипачи всё сильнее натягивали струны, игра становилась всё более напряженно-яркой, количество колебаний в секунду (герц) в Ля постепенно росло, звук становился всё выше…
Сегодняшнее Ля, впрочем, не самое высокое в истории. Оно бывало даже на четверть тона выше, чем сейчас.
И сейчас в сольных классах часто настраивают инструмент выше, чем 440 герц (442, например). Для скрипача, играющего в концертной сольной манере, несколько завышенное Ля выигрышнее: скрипка звучит звонче, технические элементы — пассажи и прочее — ярче и острей, и вообще игра кажется более техничной и блестящей…
Но с другой стороны, есть сегодня и другой «тренд». Люди из «исторически-информированного» исполнительства, наоборот, настраивают Ля значительно ниже современного эталона. Чтобы всё было «как тогда», в тысяча семьсот (?) каком-нибудь году.
Вот тут и начинаются мучения для музыкантов с «абсолютным слухом». Ведь в них уже «зашита» память на Ля = 440, ну ладно, 442 (и все остальные ноты, исходя из этого), и если поместить их в иную систему координат (где всё сдвинуто на полтона: Ля звучит как Ля бемоль, Ми бемоль как Ре…), — ощущения, особенно с непривычки, будут еще те…
Вот вы правильно ставите пальцы, правильно читаете ноты, но при этом перед вами возникает какой-то непроходимый лес из многоэтажных бемолей на том самом месте, где всегда была дорога.
Это как если бы вы однажды проснулись и вдруг заговорили чьим-то чужим низким голосом… Очень странно и неприятно.
P.S. А какое Ля было на скрипках Корелли и Тартини в тот момент, когда они сочиняли «Фолию» и «Дьявольские трели»? Предположить можно, зная их годы жизни и представленные ниже данные. Но возможно ли установить это со всей точностью и если да, стоит ли такое Ля повторять? Ну… это уже «совсем другая история».
В какие эпохи какое количество герц было в «правильном Ля»
См.:
1) Е.Ф. Витачек — Очерки по истории изготовления смычковых инструментов (1964 — 2009), электронное издание, прим. на стр. 15 (кол. = колебания):
«Когда говорят о строе камертона, то обычно утверждают, что он повышался непрерывно вплоть до наших дней. Документальных свидетельств этого нигде, насколько нам известно, не приводилось. Между тем в 1859 году в Париже состоялся съезд музыкантов (Обер, Галеви, Тома, Россини, Берлиоз, Верди, Львов), физиков (Депре, Лиссажу) и фабрикантов музыкальных инструментов (Эрар, Плейель и др.), на котором был всесторонне изучен этот вопрос. Представитель России директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов заказал фирме Плейеля специальный прибор (ныне хранящийся в Государственном центральной музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки): в этом приборе помещены различные камертоны, построенные в соответствии с данными, представленными на съезде. Приводим года и числа колебаний каждого камертона: 1686 г. – 405 кол., 1781 г. – 409 кол., 1785 г. – 410 кол., 1799 г. – 429 кол., 1807 г. – 424 кол., 1831 г. – 430 кол., 1832 г. – 434 кол., 1859 г.– предельная высота строя равна 449 кол. На съезде был принят в качестве международного эталона строй камертона Придворной певческой капеллы, равный 435 кол.
Из этих данных видно, что во времена Страдивари и Гварнери Ля было примерно на т о н н и же, а во времена Вильома н а ч е т в е р т ь т о н а в ы ш е современного Ля (440 кол.)».
2) Страница из учебника Ирины Алдошиной и Роя Приттса «Музыкальная акустика» (Санкт-Петербург, 2009):
«3.8.3. Стандартная высота тона
Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praetorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона звук с частотой 422,5 Гц. В течение XVIII века использовались как стандартные (для настройки ноты ля первой октавы) различные частоты: например, в Парижской опере 404 Гц, для настройки органов в Дрездене 415 Гц и т.д. В 1711 году Джон Шор (John Shore) изобрел камертон, настроенный на частоту 422,5 Гц. Эта частота довольно широко использовалась в качестве эталонной в течение XVIII века, хотя были и другие, например 415 Гц.
В 1812 году в Парижском консерватории была предложена как эталонная частота 440 Гц, в течение XIX века эта частота стала довольно широко использоваться при настройке инструментов, хотя были попытки использовать и более высокие частоты: например, для роялей «Стейнвей» — 454 Гц, в оперном театре Ковент-Гарден — 450 Гц и др. В 1859 году была назначена французским правительством комиссия из ведущих композиторов и музыкантов того времени (Россини, Берлиоз, Мейербер и др.), которая приняла в качестве стандарта значение частоты 435 Гц для А4.
В последующие периоды наблюдалось стремление повысить стандартную частоту настройки — по-видимому, в связи с расширением использования в оркестре медных инструментов, которые ярче звучат при более высокой настройке. В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для тона А4 равным 440 Гц. Этот стандарт является международным эталоном до настоящего времени (хотя следует отметить, что попытки повысить стандартную частоту все время продолжаются как при настройке роялей до 444 Гц, так и при настройке оркестров, особенно духовых до 454 Гц).
При исполнении и при записи следует учитывать, что старинные инструменты (например, скрипки Страдивари) отличаются от современных по настройке опорного тона А4 почти на полтона.
Для создания тона со стандартной частотой пользуются камертонами, однако в настоящее время стандарт частоты обеспечивается с помощью специальных приборов на кварцевых кристаллах, которые создают звук частотой 440 Гц с большой точностью. Эталоны стандарта частоты хранятся в специальных учреждениях (например, в Институте метрологии им. Менделеева в Санкт-Петербурге)».
Свидетельство о публикации №117120807133