Неозвученная речь

С некоторых пор, прознав о предстоящем  юбилее, я задумался; а чтобы я смог рассказать такое-этакое о школьных годах, если бы вдруг пришлось держать ответ перед аудиторией. Но так как в то время, да и сейчас, я особо не блистал; ни в разгрызании гранита науки, и не отстаивал честь школы в каких-то видах спорта,
 то и удивить слушателей было особо нечем. Про своё сидение в библиотеке, и ночные бдения за книгой Жюля Верна, или Марка Твена, умолчу. Так как, этот экскурс  в прошлое, многим не интересен, да и школе от этого проку мало.
Расскажу лучше о школьных страхах.
Сперва я боялся свою первую учительницу Антонину Фёдоровну Кормякову. В моём понимании она была очень строгая, и как будто всегда смотрела только на меня. Потом, на протяжении следующих четырёх лет, я боялся выборочно. И если свою классную руководительницу Марию Григорьевну Сметанкину всё таки боялся, то некоторых учителей уже ничуть. А если и боялся, то скорее предмет ими преподаваемый. При встрече боялся завуча Николая Филлиповича Кочеткова за его грозный вид. Ну а последующие два года я почти не боялся нашего классного руководителя Бориса Павловича Новикова. Ну если только тогда, когда он водил взглядом по журналу и выискивал очередную жертву. Я в это время почти не дышал и это скорее всего помогало…  Он озвучивал не мою фамилию и моё сердце, которое пересиживало опасный момент в районе пяток, торжественно воцарялось на место.
Школьные предметы делились примерно на две равные части.
Половина предметов казались мне трудными, а вторая половина непонятными. Я долгое время после окончания школы  думал; а когда же мне пригодятся Тангенс и Котангенс… Но пока это время не наступило. Правда пришло время Ямбов и Хореев,а также прочих витиеватых слов, значение которых для меня и теперь не совсем ясно, но это уже другая история. Помню своих школьных друзей,свою первую влюблённость и появление двоек в дневнике. Двоек у меня было больше чем влюблённостей. Не сказать что я им был особо рад, но они вероятно питали ко мне некие чувства и регулярно приходили на свидания. Это неописуемое чувство, а кто не получал двойки тот не испытывал  тех нахлынувших эмоций, которые по приходу домой имели некое продолжение с последствиями… Но были и приятные уроки, например; история, география с их харизматичными учителями (Панов Александр Фёдорович и Чесноков Павел Петрович) и конечно же литература. Русский язык заслуживал более скромной оценки но Людмила Сергеевна Разумова ставила мне оценку 4 (по литературе было 5) и я очень дорожил её вниманием. Нравилось обществоведение с основами философии которое вёл Иван Ильич Старцев. Замечу ещё то, что каждый учитель в то время был личностью, со своим богатым жизненным опытом и многие прошли войну. Так что их авторитет был непререкаем. Нравились мне также переменки и каникулы и был замечен даже в сбегании с уроков. Один раз мы сбежали всем классом, правда уже не помню от кого... И всё таки школа чему то меня научила; коллективизму, осознанию своего я, своей значимости. И если для своей бабушки я был самым самым, то в классе проявилось моё истинное лицо. Что то среднее между Хлестаковым и Молчалиным.
И ещё, вроде постскриптума.  Учителя мне всегда казались какими то необыкновенными людьми, да и сейчас кажутся.А теперь я им ещё и завидую. Ведь они всю свою жизнь проводят в общении с молодостью  и поэтому им нельзя расслабляться и стареть. И они в курсе всех детских веяний и интересов. Ведь учитель основная составляющая учебного процесса, хотя и методические пособия и книги уют классов и школы имеют своё значение.
Школа - это ёмкое слово в котором запрятан жизненный пласт. И если слово Родина основное, то из числа составляющих это понятие как (родители,дети, любовь,дом, речка, школа)всё это можно отнести и к школе.
Школа - это неразрывный союз образования и воспитания. И как бы романтично не звучало имя "Маугли" - это для человечества тупиковый путь.
Учитель и ученик – диалог продолжается...

*************

Экзамен...

Преподавательский состав.
Педагогический совет.
А мне милей учителя...
По мне, теплее слова нет.

Блеснёт очками педагог.
Крупицу знаний преподаст.
Жизнь сложит сумму, даст итог...
Наверняка оценит нас.

И если в жизни устоишь,
нашедший истину корней.
То без вины в глаза глядишь,
своих былых учителей...

Так значит выучен урок.
В чужой шпаргалке смысл иной.
Похожесть букв, различье строк.
Оценка краской роковой...


Рецензии