Стихотворение месяца-58 - Обзор Андрея Игумина
Не стоит и говорить, но говорю - не взыщите, дорогие авторы, ибо все мы разные, и так уж сложилось, что в этом самом декабре я попал сюда пожюрить-пожурить и напустить словесного тумана. Призываю относиться и к моему мнению и к конкурсу философски: все мы знаем, что мы гении, слава нас не минует, а уж посмертно - так наверняка. Что я точно обещаю - сохранять доброжелательность, но при этом и честность, пытаться понять вас, но когда уж совсем не смогу – сладким не буду. В начале каждого комментария постараюсь изложить свои общие впечатления о тексте; дополнительные соображения - по ситуации. Дактили, анапесты, пеоны и спондеи, подсчёт слогов и прочая математика, честно говоря, меня не так увлекают и не так интересны, как, собственно, воздействие текста, как трансформация печатных знаков в живую цветопередачу эмоции, мысли, впечатления, ощущения, ну или хотя бы в интересную авторскую инсталляцию.
Итак, поехали...
1. «о Любви»
он содрал с Неё берёсту,
оборвал листву и почки,
он, конечно, выше ростом —
растоптал Её листочки…
.
он срубил пеньки и ветки,
вознамерясь корни выжечь
и скормил свинье ранетки,
а Она хотела выжить!
.
он сидел в своей пещерке,
одинокий и свободный,
печь подкармливая щепкой,
грелся — день-то был холодный
.
а Она, дробясь в опилки,
шепотком под ушко, лаской
не клеймила страсти пылкой,
и на всё была согласна
.
выжигало буквы пламя —
слово выжжено — и точка!
а под снегом, словно знамя
чувство вспыхнуло росточком…
Такое экологическое, зелёное, чувственное в целом. Разные оформительские изыски (зд. - между строфами точка) примем за авторский автограф(?) - не всегда это на пользу, ну да ладно, «слово выжжено – и точка». Препинаки не все проставлены.
Здесь два героя – Она (которая с большой буквы) и, собственно, ЛГ. В финале вспыхивает чувство. Вполне допускаю такие авторские сентенции - чуть бы их подраскрыть, подраскрасить, чтобы было понятно, откуда зреет этот чуть веселый - чуть грустный, внутренний авторский монолог-напев с чувством-знаменем в конце. Настроенческий посыл вероятно кому-то станет созвучным. Думаю, что, в конечном счете, все стихотворения о любви, и здесь она, любовь, тоже присутствует, определяется, что-то автору, безусловно, удалось. Хотя, перечитать мне стихо едва ли захочется, плотности, глубины и точности мне не хватило.
Зарубил берёзку белую, загубил.
Истопил он печь, по-чёрному истопил.
Только жив остался в кореньях сок
Молодой и свежий взошёл росток.
(такое вот, далеко несовершенное, в голову пришло, навскидку)
3 / 3
*****
2. "Дни-отморозки"
Отбелила здоровски зубы зима земле,
Чтобы род людской искусала холодом...
Жутко боюсь опять до весны проболеть,
Стать пустым как бутылка вчерашней "Хортицы".
Вправленный нос ещё ворчит иногда:
Дни-отморозки меня толпой отметелили.
На пути греха к сорока годам
Набиваю рюкзак души тоской и потерями...
Часто спьяну молюсь Иисусу: "Дай
Силы и веры, Господи, чтобы выдержать
Даже самый сильный судьбы удар
Ради праведной цели, что стоит выделки".
Отбелила здоровски зубы земле зима,
Заразила сука меня своим хладнокровием...
Так и хочется взять и, сойдя с ума,
Прыгнуть в темень норы за волшебным кроликом!
Депрессивно-экспрессивное, оторванное, с зачумело-безрассудным этаким налётцем. Логические связи, как и положено, угадываются смутно, но видимо жанр предполагает… Ну что ж, и на такую рефлексию автор имеет право, настроение передано, рифмы есть интересные, понятна идея поиграть на созвучиях. В целом же средненько и можно придираться к мелочам. Мрачный безысход, он у поэтов случается, но кролик обнадёживает, а значит, и выход найдётся, самая мрачная ночь кончается утром.
Стиль – вещь весьма важная. И если уж есть подростковое «здоровски» - извольте и дальше соответствовать, выбивается, я бы вообще опустил это слово. Рифмовка на уровне. Холодом – Хортицы > здесь спорно, но Хортицу не пил, не знаю)
3 / 4
*****
3. «Некролог»
Так и не стал хоть каким-то писателем..
Что ты выводишь там строки старательно?!
Знаешь, бросай-ка ты это занятие.
Здравствуй, Апатия. Что за проклятие?
Я потерял самых верных читателей,
Образ поэта убит окончательно -
Даже во сне мне мерещится радио,
Всё-таки хватит!.. подмена понятия.
Рифмы и смыслы - в потерянном творчестве,
Счастья и радости даже не хочется,
Я потерялся в своём одиночестве -
Просто эмоции... Как всё закончится?
"С новым рассветом, приветствуя Солнце,
Кто-то к кому-то (зачем?) обернётся,
Вновь дежавю: происходит знакомство..."
Страшное сходство... Опять вероломство?!
Критики крикнули: "Строки - бессмысленны!"
Кончен Роман, даже толком не писанный..
Жизнь у писателя кончилась с выстрелом.
Умер поэт!.. Всё в порядке - обыденность.
Товаристщ 3-й тоже далеко не оптимист, впрочем, оставим это психологам, в конце концов, любое личное умонастроение - поэтическая пища. Исходя из этого, трижды перечитав, ловил своё состояние... ловил, ловил и мало что выловил - мысль о тщетности не нова - утопия так утопия, но лучше бы всё же поэтическая. Возможно, кто-то оценит тираж одной рифмы в восьми строках и др., меня это не впечатлило, это лишь техническая сборка, что мы собираем и как это будет работать? (ничего не собираем – скажете Вы – просто передаем штрихами настроение – скажете и тоже будете правы)).
«Вопроцательный знак». Был такой в ходу в Америке в 60-е годы, писался одним символом, может зря отменили. Здесь же вот этот символ "?!" - мне не очень.
3 / 2
*****
4. «Самому себе на день рождения»
Мне сейчас хорошо
У меня ничего не болит.
И жена не стоит над душой,
А по комнате мягко разлит
Электрический свет.
За окном – ничего – темнота.
Говорят, хорошо, где нас нет,
Но вдали не видать ни черта.
А у нас тёплый дом.
В “стройку века” ушёл с головой.
Места хватит для всех и при том
На мансарде живёт домовой.
Говорю: «Вот вам крест,
Это правда, а вовсе не лесть».
Говорю: «Хорошо, что я есть,
Хорошо, что такой, …как я есть».
Простое и незамысловатое, такая задача, видимо и стояла - скорее это плюс. Первая половина – значительно лучше последней. Начало, прямо таки, с натяжкой цоевское). Но держать надо было этот характер и логику до конца. Такие штуки интересно читать, не взирая на их… маршаковость)
Из скучных придирок: «лесть» - похоже на рифмовку слепым подбором, а вот именно в таком стихо всё должно весить тонну, каждое слово. С пунктуацией можно поиграть, додумать. «А у нас тёплый дом» - видимо начало новой строфы. Одно из двойных «есть» я бы махнул на «здесь»:
Говорю: «Хорошо, что я здесь,
Хорошо, что такой, …как я есть».
3 / 3
*****
5. «Аксиомы циника»
Если секс убрать из отношений,
С девушкой, с которой хочешь быть,
То поймёшь, что девушка не гений,
Больше нечем ей тебя пленить.
Убери из отношений деньги,
И тогда при встречах тет-а-тет,
Ты услышишь на простецком сленге,
Что любви без денег просто нет.
Мир людей сугубо прогматичный:
Верх берут стяжательство и торг.
Лишь взглянув на факторы логично,
Ты не раз остудишь свой восторг.
Остудив первый «восторг»: имеем две аксиомы и общий вывод, ну да, и спорить тут нечего – мир прАгматичный, поэтому молодые ребята и заслоняют грудью людей, жертвуя собой (это из жизни российских полицейских), но «оставим ненужные споры», тем более мировоззренческие, мы здесь про стихи, мы про любовь, с деньгами и без, мы здесь про всякую любовь… мы здесь курим и выпиваем, мы здесь шутим… и т.д. – далее напрашивается маленькое эссе, такое по-жванецкому, но опустим.
Уровень капустника (против капустника, равно как и против автора - ничего не имею, ничего личного, если что - извиняйте). Насчет девушек (1 катрен) - но куда же инь без Яны? ))
Не знаю я формат площадки, не знаю, как стихи попадают в лонг, есть ли первичный отбор и т.д., поэтому позвольте пассивно уклониться от коммента «по существу».
3 / 2
*****
6. "Я рисую"
Когда я грущу, то рисую дождь,
Зашторивший солнечный путь в зените.
По лужам под зонтиком ты идёшь
Одна посреди серебристых нитей.
Мазки наношу на размытый фон,
Природа на каждом фрагменте плачет...
Затем, отшвырнув акварели вон,
Рисую тебя и пейзаж иначе:
Улыбчивый взор устремлён в лазурь.
Тебе хорошо на картине маслом.
А зонтик, торчащий бельмом в глазу,
Завесило солнце лучистым пазлом.
Пускай за дверями снуют ветра!
Твой облик теплом на холсте обласкан,
А рядышком – Осень, твоя сестра:
Такая же милая златовласка...
Домой возвращаешься в поздний час,
Озябшие руки кладёшь на плечи.
Поленья в камине трещат о нас.
За окнами тлеет осенний вечер.
Потрещали «поленья в камине»: о дожде, о любви и «о нас»…
Всё складненько и, вроде бы, ладненько, с мелкими некоторыми техническими недоработками: лирика, что называется, налицо. По весеннему Арбату «ты идешь», вернее осеннему, моральный кодекс не запрещает. В целом, даже рискну предположить, что не без авторского зарождающегося мастерства здесь, видится оно где-то на горизонте, мастерство. Автору – удачи, пробуйте разное, меняйте акварель на масло, а иногда и графитом можно… рисуйте!
3 / 3
*****
7. "Ах, какие наши годы"
Я уже не тот... Сдаётся мне,
Что устал от бешенного бега.
Не сдержать шальных своих коней,-
Разобьют каурые телегу...
Вот уже не кони, а состав;
Громыхают рельсы в полумраке.
Шашку заржавевшую достав,
Увязаю вновь в какой-то драке.
Чередой проблемы на пути,
Хоть порою кажется: - всё в норме.
Но давно... Давно пора сойти
Тихо на какой-нибудь платформе.
Или просто спрыгнуть на ходу
На перрон глухого полустанка.
Сбросить этот крест, но на беду
Всё строчит из пулемёта Анка.
Разорвать бы мне житейский круг,
О душе задуматься однако...
Но встаёт с наганом политрук,
И за ним бросаюсь я в атаку.
Нет, пока что не твоя взяла,
Пусть уже накинула оковы...
Рвут лошадки напрочь удила,
Да сверкают яростно подковы.
Говорят: -пора бы на покой,
Что отстал от жизни и от моды...
Но бурлят весеннею рекой
Годы... Ах, какие наши годы...
Есть они, очень разные-приразные стихи! И такие наверно должны быть. Для семейного прочтения, или в кругу друзей. Ну а мне и здесь позвольте промолчать. С полным уважением к автору.
Лишь для проформы - знаки препинания (!), бешеНый бег.
3 / 3
*****
8. «Стук»
Раздался стук, по звуку - неземной.
- Не открывай, она пришла за мной,
а может быть явилась за тобой...
- Спи. Успокойся. Это бьют отбой
тревоги, что съедает вечерами
фотопортретом в ритуальной раме,
количесвом цветов в букете - чётным,
и прочего, которого - до чёрта.
Стук повторился. Надоедлив стал.
- Не открывай, металл стучит в металл,
как будто отбивается коса
перед косьбой, что избежать нельзя...
- Спи. Успокойся. Это бьют часы,
роняя звуки боя на весы,
чей балансир пока неколебим,
но разбаланс уже неотвратим.
Местами понравилось, ритм ложится на тему, в целом автором выбрана хорошая интонация и расстановка слов, удачная акцентированность речи. «Баланс» - «разбаланс» > здесь стоит подумать, не только потому, что однокоренные слова, но мне кажется можно что-то найти точнее.
"тревоги, что съедает вечерами" - не очень понял согласование: либо "съедаЮт", либо что-то «съедаЕт» тревоги, но подлежащего нет, возможно, что-то сам не распознал. Найдется время – поясните.
По оформлению: я бы не делал никаких тире (-), здесь всё без них доступно и читабельно - визуализация будет лучше, на мой взгляд, а это не последняя вещь, многие ощупывают стих глазами.
4 / 4
*****
9. «Цветы на могиле»
Белеют розы на моей могиле.
Твои глаза, блестящие от слёз,
Смотрящие понуро и уныло,
Не могут мне ответить на вопрос.
Ну почему ты не могла когда-то
Любить меня и дать душе покой?
И только осознание утраты
Сумело чудо сотворить с тобой.
Ты зря приносишь мне свои букеты.
Я вижу всё равно одну лишь тьму.
Не лучше ли при жизни быть согретым?
А после смерти слёзы ни к чему.
Не менее "весёлое", но так уж подобралось). От первого лица. Из своей же могилы. Что добивается автор? Допускаю, что есть выдающиеся стихи, где автор ничего не добивается, а просто выражает себя посредством... Однако, этот текст, если я правильно понял, из разряда смысловых - из тех, где есть идея и мысль. Мысль меня не увлекла, форма и художественность тоже. Возможно, заложено что-то личное, не хочу обидеть, это лишь мои впечатления, которые не должны много значить для автора.
3 / 3
*****
10. «Ковыль колышется»
Ковыль колышется — ни сна, ни отдыха,
В степи гарцующей дороги разные.
Стихи не пишутся, слова негодные,
Меня не жалуют, меня не празднуют.
Перелистать бы жизнь да, не положено.
Ковыль колышется, душа дурманится.
Лихих людей не счесть в краях нехоженых,
Нательный крест сорвут и что останется?
И что останется? И что изменится?
Месяц краснеющий глядит рассержено.
Река-проказница сломала мельницу
И унесла меня в приют отверженных.
Сижу потерянный, сижу задумчивый,
Ковыль колышется, росой придавленный,
Степь просыпается — какая умница! —
Рассвет стучит в окно, и — это главное.
Попытка пейзажно-философской зарисовки с подтекстом, задумчивые рассуждения от главного героя в «гарцующей степи». Образы схвачены своеобразно, мягко говоря, есть ощущение некой надуманности. Но, даже абстрагируясь от работы со словом и личных авторских ощущений мира, - не захватывает, особенно по своей композиционной выразительности. Без веры ничего не остается – мысль сама по себе достойна поэтического отражения. Рассвет вроде бы проясняет сложную цепочку образов, это внушает оптимизм. Пожелаем автору поиска, удачи и поэтического праздника.
3 / 3
*****
11. "Дорога"
Я не знаю, кем я буду в очарованной стране,
может, я увижу Будду, что явился не ко мне
может в этот понедельник над железной мостовой
вдруг появится «подельник» с «золотым» над головой,
золотым летящим нимбом вдруг затмит мои глаза
из каких-то древних мифов про заброшенного пса
про того что хвост не прятал и не лаял и не выл,
что всю жизнь бежал в упряжке и хозяев матом крыл
потому что белый лебедь вновь ложится на крыло
и кольцо сверкает медью, и нести не тяжело
этот нимб как лист осенний сквозь жестокие снега
и пожать всё, что посею, но дорога недолгА…
банный лист упал на душу, он увял, но не совсем
потому что я не струшу опечалить Вас ничем
потому что опечатки даже в нимбе золотом
потому что я прощаюсь, а застольная - потом.
Прощальная дорога. И снова, что хотите делайте, но "банный лист" на душу не ложится, ни «подельник», ни «пёс»-матершильник не оформляются в законченные образы. С препинаками надо разбираться повсеместно. Уклонюсь и здесь от детального разбора, простите, ибо не хочу "печалить Вас ничем".
3 / 3
*****
12. "В городском саду"
Затоптан день. Осенний вечер.
Оркестр несёт попсовый вздор.
И первых жёлтых листьев свечи
Льют свет в аллеи коридор.
В глубинах вод я вижу Китеж
Моей души, не павшей в грязь.
Когда в стране разброд и кипиш,
Живу в стихах, как в речке язь.
Вся наша жизнь - поток бурлящий,
Несущий годы в никуда.
Не каждый видит град свой вящий -
Мутней становится вода.
Сыграй оркестр мой вальс любимый
В саду над сонною рекой,
Чтоб звуки музыки незримой
Души нарушили покой.
Склонен понять, что хочется его, праздника, ох как хочется. Праздника и высокой лирики. Что-то отчасти удалось в поисках своего Китежа. Был бы вреднее - написал бы, мол, все это уже было, было, господа… (но вот уже и написал). Хотя, по большому счету было уже почти всё, поэтому, видимо не прав, но и интонация, и мотив, и подача – лично для меня «не ах». С порядком слов и инверсией я бы был поаккуратнее (ex: «аллеи коридор»).
3 / 3
*****
13. «Наступает рассвет»
Наступает рассвет, я внезапно проснулась от шума,
Разбудило меня щебетание птиц за окном
Настроения нет, захотелось немного подумать,
Загрустила, тоскую о друге сердечном, родном.
Я пошла прогуляться во двор, становлюсь веселее.
Небольшая беседка в сторонке стоит. Цветники
в палисаднике радуют глаз, воплотилась идея
оформления. Кружатся бабочки и мотыльки.
Боевой офицер выполняет отважно задачи
Мой возлюбленный служит в воздушно-десантных войсках
Обещало начальство его командиром назначить
Побывал он в Чечне и в Афгане, в горячих песках.
Уплывают вдали облака в небеса голубые !
В той беседке сейчас про любовь сочиняю стихи,
Напишу свой рассказ. Поделюсь им впервые.
Просыпается утром земля, голосят петухи!
Увлеклась сочинением, времени не замечая.
Открывает десантник калитку, уставший слегка.
Увидала родной силуэт, и к нему выбегаю,
Обнимаю любимого, радость была велика!
Уронила случайно листы со стихами своими.
Все плохое забылось. Такие счастливые мы!
И становятся сложности все совершенно простыми…
Уходи из моей головы нехорошая мысль!
Под окном не напрасно сегодня шумели синицы:
Принесли желтогрудые птицы известие мне.
Поняла наконец- то поступок, он будет ценится.
Мы любовь заслужили, она пусть крепчает вдвойне.
Мне всегда сложно что-то сказать о произведении, в котором элементы разных стилей, перескоки в построении, и в целом намешено-накручено - я, по своей неопытности, начинаю теряться. Извините, ничего не понял, повторюсь – причина исключительно во мне. Пишите, коль пишется, но в перерывах больше читайте классики. С добродушием и уважением,
3 / 2
*****
14. «Домино»
Надежду, веру и любовь
давно поставив вне закона,
в постели плыли мы с тобой,
как через Берингов пролив.
Менял всё время скорость свет,
трещал по швам закон Ньютона,
и тихо плакал Архимед,
из ванны воду всю пролив…
И яркость катастрофы мы
с тобою ощутили вскоре,
когда помчались в мире тьмы
сквозь полночь и вселенский мрак…
А Волга так же, как всегда,
в Каспийское впадала море,
и грека ехал в никуда,
и цапал греку тот же рак…
Мы осознать смогли теперь:
любовь – «не вздохи на скамейке»,
но как нащупать к счастью дверь,
понять нам, видно, не дано.
И стало скучно и смешно,
как в надоевшем всем ремейке,
где чувств молекулы давно
рассыпались, как домино…
Доминошная такая любовь, с интерпретациями, где все вне закона, где сначала заплыв, потом мрак и, уместно будет предположить, в конце разочарование… Житейская история. Хотя, думаю, что всё я понял не так – но шёл по тексту… Технику обсуждать не буду. Стихотворение обязательно кому-то понравится, но не мне, извините.
3 / 2
*****
15. "Осенняя кухня"
Маслом летним солнечным
Осень щедро смазала сковородку дней!
Лиственных оладушков напекла, танцующих.
Хороводит холодом. Соусом дождей
Подливает, потчует – ложка туч бездонная –
До зимы черпать.
…снег мукой-сметаною загустит подливочку.
Спит, наевшись досыта, дождевой червяк…
Что сказать? Не без фантазии. Про червяка – хорошо. Трудно произносимый в большинстве своем текст (пробовал читать вслух). Рифмовка. Бог с ней с рифмовкой, ежели её нет, но красивости мало. Зацепил лишь сытый червячина, правда, зацепил. Это опять личный вкус, вкусовщина, но как есть. В целом же картинка нарисована, такие экзерсисы оценивать интересно. Автору - пробуйте, дерзайте, удачи!
3 / 3
*****
16. "Копьё"
Что же прячут ресницы, прикрытые прожитой жизнью,
за руиной лица?
В обнищавшей стране Мнемозины
годы ходят в обносках, но безукоризнен
балахон пришлеца —
хоть пылинки сдувай. В магазинах
закрывают не ставни, а ставки
продавцы — наподобье крупье.
Их товар — непреклонность судьбины.
Отыграв, отмолив, не представить,
а предстать остаётся и сгинуть в копье
высоты ястребиной.
НаподобИе греческих переводов. Думал и всё ещё думаю над стилем. Скорее он есть, чем его нет. Но не все бьётся (вот это чуть выпадает – «безукоризнен»; и в целом это место). «Высоты ястребиной» - хорошо, первая фраза - хорошо. Да и в целом – что-то есть, я бы почитал еще, поразмыслил, в таком можно найти и то, чего нет, это тоже плюс. Деление на строки и построение – заслуживают отдельного анализа, здесь некая индивидуальность подхода, но кому выстраивать текст, как не автору – нам же лишь разгадывать - почему так?
3 / 4
*****
17. «Капли»
Капли катятся по листу и встречаются там с другими
Дальше вместе они растут и свое получают имя
Больше капель и больше шар, вот и силы в нем больше стало
У большого особый дар поманить за собою малых
Каждый разных размеров друг и почти не меняя цвета
Забирается в общий круг и теперь уже дела нету
Кто там в зелени приотстал кто ещё не нашел дорогу
Но на всей ширине листа капель маленьких так немного
Покатились они смеясь неосознанно и беспечно
Признавая большого власть уходили за нею в вечность
Улетая за край листа только счастливы были лица
В землю падала красота чтобы завтра дождем пролиться
В мироздания пустоте мы семью собираем вместе
На зеленом своем листе про любовь сочиняем песни
У неё только хватит сил и терпения хватит тоже
Чтобы дождик на землю лил чтобы день завтра был продолжен
Мне было интересно следовать за таким повествованием, независимо от формы, не везде одинаково гармоничной, но в целом хорошей и добротной, выразительной, творчески спелой. Есть здесь поэзия, знаете ли… возможно не в идеальной форме, но есть. А у автора, безусловно, есть нюх и перо. Беспрепинаковость – воля ваша, однако прописные буквы оставлены > можно долго спорить как лучше.
«Лица». «Лица» капель подразумеваются? – это я так, для себя, без подвоха и претензий спрашиваю.
4 / 4
*****
18. «А жизнь - сплошная дрянь...»
А жизнь - сплошная дрянь. Работа-дом-работа.
Уборка по субботам. Готовка в выходной.
И понимаешь вдруг, что не случится "кто-то",
кто в дом войдёт привычно, чтоб не скучать одной.
Привычно сложит зонт, кивнув коту в прихожей,
Расправит глаз морщинки, взревев над тишиной.
И голосов дуэт, перетекая в ужин,
сольёт внезапно душу с вновь прибывшей душой.
А жизнь - сплошная дрянь. Кочуют дни в недели.
Жиреет коммунальщик. Хиреет Метрострой.
И крах очередной с пальбою и постелью
извергнет снова ящик в ближайший выходной.
Смешаются моря, сойдёт земля с орбиты,
замолкнет хлипкий кашель соседа за стеной.
Один неверный шаг - и ты почти убитый.
Лишь мёртвое дыханье Харона за спиной.
Прорвётся бледный луч сквозь меркнущую пристань,
Взберётся по ступеням, скользнёт по волосам.
И божью благодать взорвёт судебный пристав,
Швырнув бумажный вексель навстречу небесам.
Уж слишком много мрачной утопии сошлось в СМ-58, "жизнь - сплошная дрянь", а писать что-то надо, просится писать. Сплошная дрянь - это когда пожизненное заменили на вышку, священник не пришёл на исповедь, а перед казнью не дали покурить. Хотя, возможно, это уже пушистый зверёк, проживающий за полярным кругом. В любом случае, не споря о настроении художника, при всей искренности автора, не удалось ковырнуть поглубже эту боль, которую называют одиночеством. Она осталась где-то под верхним слоем коммунальщиков, Метростроя, судебным приставом, под слоем других бытовых наворотов, которые, впрочем, тоже составная часть общего "биения" жизни, в прямом и переносном. Порыв и настрой – он схвачен, но этого маловато. Если что – не ругайтесь, всяческих удач и лучей солнечных!
3 / 3
*****
19. «Поэзию люблю я без одежд»
Поэзия всегда является нам в одеждах красоты.
© Борис Гатауллин, «***звезда85 о поэзии»,
http://www.stihi.ru/2004/01/29-1103
Поэзию люблю я без одежд.
Без наносных, ненужных украшений.
Без вычурно-банальных «откровений»
Самовлюблённо-пафосных невежд.
Поэзия подобна Афродите,
Из пены появившейся на свет:
Она прекрасна, в ней изъянов нет, —
И лучших форм напрасно не ищите.
Поэзия чарует колдовством —
Всевластным, всеохватным, но неспешным.
Она и сладострастна, и безгрешна,
И поражает, как небесный гром.
Поэзия прозрачна и чиста;
Её другое имя — Красота.
Интересный случай. Автор против украшений и пафоса, между тем, трудно не обнаружить в целом пафосный характер текста. Афродита из пены - красиво, хотя и не ново. Такой утвердительно-рупорный характер подачи - не моё, простите, но у каждого, опять же, свой градусник измерения температуры речи, да и в целом восприятие того, что есть стихи.
3 / 3
*****
20. «А мне подарят полчаса с тобой»
И будет край, за краем будет суд.
Там всё поймут, простят любую шалость,
Дадут с лихвою то, о чём мечталось…
………………………………………..
А мне подарят полчаса с тобой.
Ольга Суханова. Из книги «Двойная сплошная».
Вошёл. Сказал: «Мне дали полчаса.
Ты изменилась, стала хорошЕе.»
- «Спасибо. Есть на свете чудеса», -
И я повисла у него не шее.
Мы ели пироги и пили чай.
Он радовался этакому чуду.
А я спросила, как бы невзначай:
«А можно я твоей невестой буду?»
-«Конечно, можно. Приходи в тюрьму.
Там для невест всегда хватает места».
И сердце, благодарное ему,
Затрепетало: я его невеста!
………………………………………..
Проснулась… и, поняв, что края нет,
что до суда напрасно ожиданье,
Я, наведя по-женски марофет,
Пойду в тюрьму вымаливать свиданье.
Там люди добрые. Там всё поймут
И встречу с ним на полчаса дадут.
Текст уступает эпиграфу. Эпиграф явно «хорошЕе» - отсюда определенный диссонанс. Двойное «А» в начале строк - это самое простое, что можно отладить при шлифовке - иногда, позвольте заметить, нужен напильник, а иногда и рашпиль не помешает, - но это к слову. Я вот для своего и попросту всё чаще использую соляную кислоту - нажимаю "делит".
Сюжет понравился. Героев я увидел, невеста достаточно харАктерно выписана, это живой персонаж. Эх, давно хотел почитать разные книжки о женах декабристов, узнать о них побольше, да все никак (без всякой иронии пишу).
Черту из точек я бы заменил на три точки или двойной абзац. Оформление прямой речи в стихотворении – вещь непростая, здесь нужно потрудиться, гибкий подход позволителен, но все должно быть применительно к конкретному тексту.
3 / 3
*****
21. «Страдания» ни о чём
Страдают девочки малышки,
Не те игрушки и наряд.
Не дарят шарики мальчишки
И не охота в детский сад.
Страдают мальчики жестоко,
Что победил их старый враг,
Что вместо форварда – ворота,
Девчонки дразнятся: – Дурак!
Страдают юные богини,
Рыдают горько по ночам,
Размер не тот, не те бикини.
И бабушки опять ворчат.
Страдают юноши, тоскуют.
Не накачали груду мышц.
Девчонки с глупыми воркуют,
А им кричат привычно: - Кыш!
Страдают женщины о вечной,
О самой преданной любви.
В своих мечтаньях бесконечных
Тоскуют глупые, одни.
Страдают умные мужчины
И что не очень. Мутно там,
Где пьют и курят без причины
И «ездят» водкой по мозгам.
Страдают бабушки и дЕды
Не так прожили свои дни,
Искали счастье и ответы,
А в результате те же «пни».
А вот теперь, скажите, люди,
Зачем с пелёнок вам страдать.
Вы здесь для счастья! Счастье будет!
Успейте лишь его узнать.
Ну, прям уж с пелёнок (страдать). Дети – счастливейшие из существ земных. С трудом дочитал. Вот это понравилось: «Страдают умные мужчины и что не очень». Спасибо за жизнеутверждающую концовку.
Можно снова воздержаться? Дабы не «страдать» никому.
3 / 2
*****
22. «Самолёт»
Самолёт ныряет, заваливается, дрожит.
Табло пульсирует красным, аварийный режим.
Внутри цепенеют: сколько осталось жить?
Все понимают - из крена уже не выйти.
Две сотни жизней проносятся, как в кино –
детство-школа-работа-карьера-успехи, но
у кого-то не дальше школы. Потом темно,
стюардесса воет – сколько осталось выть ей?
И жалеешь о том, что исправить уже нельзя:
поменять билет, как хотела, на вторник взять.
А в последний момент к тебе приходят опять
мама, дочка, сыночек, которому нет пяти…
Сердце сжимается, невыносимая мука.
А где-то бабушка гладит внучку и внука,
говорит им: потише, уймитесь, ну-ка.
Мама уже летит.
Хорошее. Сюжетное. Даже остро(сюжетное). Плавали. Знаем. Вернее летали. Но выжили) Выстроено технически любопытно (насчет каждой последней строки – отлично, и между собой они сыграли хорошо), всё в целом на месте и почти комильфо. Вполне себе, повторюсь, в своём жанре хорошо написано. То, что "Все понимают - из крена уже не выйти" - не факт; многие до последнего надеются, так сказать, и верят. Знакомый почерк. Есть предположения об авторе (читаю анонимно, могу ошибаться, оценку ставлю не предполагаемому перу, а, как и положено, тексту)). Значки препинак я бы расставил чуть по-другому, но черты характера не всегда пересекаются)
5 / 4
*****
23. Пиковая дама
Наверное, игра не стоит свеч.
У прошлого не выиграть, пустое.
Но как понять, чего теперь мы стоим,
и надо ли последнее беречь?
Вот карты на столе. Последний шанс.
Все замерли, дыханье затаили.
Победа против краха. Или-или.
Блажен, кто карт ни разу не держал.
Здесь к тройке - всё, к семёрке всё вдвойне.
Как будто на безжалостной войне
дрожит рука, и словно струны нервы.
Там точно туз, я знаю, мой черёд.
Но Чекалинский даму насмерть бьёт,
и говорит «вы проиграли, Германн».
А.С. остался бы доволен, почти краткое стихоизложение финала. Читалось хорошо, с карточным азартом, можно сказать, хотя эта карта, как известно, «означает тайную недоброжелательность». Вопросов нет. Вернее один – к Пушкину – почему все-таки Германн с двумя «эн» )). Хороший себе такой зарисовочный стих.
«Здесь к тройке – всё», страдает каждый третий,
но смело в карты бьётся двадцать третий.
Чтобы уйти от «тройки» - 4 / 4
*****
24. «Старый кукольник»
Ах, Суок, моя девочка, нет мне ни сна, ни покоя...
Ты поёшь и танцуешь. Мой разум мутится, не скрою.
Старый кукольник, в полубреду вспоминаю былое,
И дрожу, и хриплю...
Всё мне кажется — это Олимпия в танце кружится,
Кружева рукавов расплескались крылами у птицы,
Колокольчиком голос дрожит и трепещут ресницы,
Словно жаркий июль.
Или нет, не Олимпия — это актриса Мальвина,
Красота её — лёд, и кудряшки её цвета льдины.
И за что мне судьба, где я вами навеки покинут,
Эта боль и тоска?
Жизнь в погоне за тем, чтоб мою возродить Галатею —
Вся зазря... Пальцы скрючены, губы немеют.
Только небо в окошке к утру всё синее, синее...
И дымок у виска...
Опять интересно скроено, структура редкая (но была подобная в этом лонге, истины ради), претензий к технике нет, и фонетически и образно проникает. Насколько всё это в комплексе даёт цельность и завершенность? Вопрос непростой. Скорее – автор добился того, чего хотел. Почитаю это ещё через недельку - другую, поскольку вещица не банальная, интересно восприятие после паузы. Это я пишу после двух прочтений. Есть ещё время осмыслить... многое подкупает в форме, в мелодике настроения... очень неплохо выдано, стиль выдержан, что приятно. После «дрожит» - запятая.
5 / 4
*****
25. "Пальмира - невеста пустыни"
Мы ехали долго к «Невесте пустыни».
Над нами синела бескрайняя высь.
Пальмира! Тебя не забыл я и ныне,
Хотя тридцать лет с той поры пронеслись.
Какой же красивой была ты, Пальмира,
Когда довелось мне увидеть тебя.
Сегодня, объехав почти что полмира.
Тебя вспоминать не могу, не скорбя.
Тогда и представить не мог, что кому-то
Приспичит разрушить твою красоту.
Подонки считают, что варварство круто.
Не скрыть им теперь душ своих пустоту.
Не знаю, как долго ты будешь в разрухе,
И как это можно всё восстановить,
Сирийские трудолюбивые руки
Вновь свяжут, надеюсь, истории нить,
И снова ты станешь жемчужиной мира,
И пальмы по-прежнему будут шуметь.
В твоё возрождение верю, Пальмира!
Прошу: не пускай к себе варваров впредь.
Высокое. Тема (важная) и смысловой посыл понравились, что не скажешь об исполнении. Есть напрочь выбивающаяся строка (в 4-й строфе), но даже если всё было бы ровно и гладко это не повод считать стихотворение состоявшимся. Наверно автор выплеснул искренне, но вышло не для конкурса (по уровню решения творческой задачи, соразмерно с темой), извините, от души всяческих Вам успехов!
3 / 3
Свидетельство о публикации №117120800105
Олег Оламор 12.12.2017 12:17 Заявить о нарушении