Мальчик в рваных кедах
После школы, поставив в угол портфель, как символ скучного бремени образовательной системы, мы собиралась вместе с друзьями на детской площадке возле дома. Там играли в традиционные для такого возраста игры, начиная от «слоника», «царя горы», заканчивая «лаптой» или всевозможными «проделками» с мячом. Девчонки скакали по асфальту на «классиках», на «резиночке». Один раз, понаблюдав за игрой девочек в «резиночку», я был восхищен их ловкостью и умением. Выяснилось, что они там не просто так прыгают, как казалось нам, парням, презрительно смотревших на «глупую девчачью игру», а прыгают по правилам, согласно определённой комбинации.
Вот я и подхожу к истории, которая тогда потрясла мой маленький мирок субъективных представлений. Мы играли с мячом, представляя его горячей картошкой, кидая из рук в руки по кругу. На игровую площадку зашел худенький мальчик. Он был немного старше, чем мы – года на два, на три. На нём была зелёная, немного вылинявшая толстовка с затертым рисунком из детского мультфильма «Король лев». Она висела на его тонких плечах, рукава спускались почти до самых кончиков пальцев, в которых он держал увеличительное стекло. Брюки тоже были великоваты и слегка выпирали на коленках. Обут он был в кеды непонятного цвета, истрёпанные временем и долгими часами хождений. Я еще подумал, что он наверняка, шел откуда-то из очень далёкого места и забрёл по пути к нам. Мальчик просто стоял в стороне и смотрел на то, как мы играем… просто стоял и смотрел. Один из моих товарищей, Игорёк, с агрессивной интонацией в голосе фыркнул ему – чё вылупился? Мы все застыли, прекратили кидать мяч и теперь глядели только на него. Он опустил глаза, отвернулся и отошел чуть подальше. Мальчик вызывал настороженный интерес. Мы приблизились к нему, обступили со всех сторон и рассматривали, словно он был экспонатом на уличной выставке.
Мы сверлили его взглядом, выражающим снисходительное презрение - это явно читалось в наших глазах. Я думал, как можно быть таким грязнулей, таким неряхой? Тогда я, к сожалению, многого не понимал. Да и как я, окруженный материнской заботой и вниманием, любовью родителей, мог понять то, что выходило за рамки моего маленького мира субъективных представлений. То, что не у всех детей есть родители, которые их воспитывают с любовью, да и вообще, не у всех есть родители. То, что мамы и папы могут не заботиться о своём ребёнке, не помогать ему делать уроки, не гладить рубашки, не покупать мороженное, не целовать нежно в щечку, не дарить игрушки на Новый год. Тогда я этого не понимал. Наверное, не понимали и мои друзья, и Игорёк, который стоял напротив этого мальчика и обращался к нему с наигранно торжественным видом. Слышишь макака? – говорил он, – Ты откуда, с планеты обезьян? Мы рассмеялись, не потому, что это было очень смешно, а потому, чтобы оскорбить мальчика, нам хотелось, чтобы он заплакал. Он молчал, опустив голову. На кеды свои дырявые смотришь? – сказал Игорёк. Мальчик посмотрел на него, а потом на нас. В его глазах не было злости, не было обиды, там была усталость, там была безысходность. Он, не разгибая свои согнутые плечи, неуверенно поплёлся к выходу из огражденной площадки. Мы провожали взглядом его худую спину, когда уже почти на выходе в неё ударился мяч. Я не видел, кто его кинул, но это был не Игорь. Кто-то рассмеялся, а потом быстро замолк, так как в основном все молчали. Мальчик даже не оглянулся, он только ускорил шаг.
Вечером, после ужина, я рассказал маме о том, что видел сегодня мальчика, который не умывается и носит такую одежду, какую мы отправляем на дачу, и иногда одеваем, когда сажаем и выкапываем картошку. Я не стал говорить про другое. Мама, наверное, поняла, кто это был. Тогда она объяснила мне, что иногда, встречаются мальчики и девочки, которые живут не так как мы. Что родители им не покупают ярких курточек, футболок, что у них нет игрушек, что это очень несчастные мальчики и девочки. Они хотят, чтобы с ними играли, дружили, чтобы их любили, что им всего этого не хватает. Я спросил, а как так получается? Почему их мамы и папы не делают их счастливыми? Мама мне пыталась объяснить и это, но я ничего не понимал. Я понимал лишь то, что у меня на глазах рушится тот удивительный, уютный мирок, в котором жизнь улыбалась всем своей радужной улыбкой. Да, в этом, в моём мирке были свои огорчения, например, мне не купили «человека паука», или Маринка не обращала на меня внимания, или брат забрал мои конфеты, но чтоб так! Моё сознание не было к этому готово.
Я хотел помочь тому мальчику, понимая, что он один из очень многих, о которых я даже не знаю, но они есть. Так возмущало то, что я ничего не мог изменить в их жизни, не мог и всё. Это было так несправедливо! Но я мог помочь тому, одному, конкретному. Пусть немножко, пусть по своему, пусть по-детски, но мог. Оставалось надеяться, что другие счастливые дети помогут тем мальчикам и девочкам, которых мамы и папы не делают счастливыми.
На следующий день, я собрал раскраски, карандаши, фломастеры, несколько шоколадных батончиков, горсть леденцов, некоторые свои игрушки, даже одну из своих любимых - черепашку ниндзя на мотоцикле (у меня таких было две), аккуратно сложил всё это в коробку и попросил маму отнести их тому мальчику. Мама ласково улыбнулась, взяла коробку и сказала, что непременно отнесёт. Меня переполняло приятное чувство, я был причастен к чему-то хорошему, доброму. Да, пусть по своему, пусть по детски, но всё же – это был мой маленький вклад в большое дело. Тогда я подумал, что если каждый счастливый человек поможет, хоть самую малость, таким вот мальчикам и девочкам – то в мире не будет несчастных детей. А это значит, что мир будет лучше!
(19.11.17)
Свидетельство о публикации №117120504608