Историческая поэма ЛАДА

Часть 1.ДОМОСТРОЙ
Часть 2.АТАМАН ДАНИЛА

      Глава 1.ДОМОСТРОЙ..
            1.
Ходят бродят Иваны-царевичи,
Чуть покажутся,снова уйдут.
И пустые страдания девичьи
Перекрестит домашний уют.
Пролетают Жар-птицы волшебные
И опять запоет человек.
Что места есть далёкие, хлебные
У кисельно-молочных рек.
А сверчки-торопливо пугливые
Всё подхватят на собственный лад.
И старушки слова ворчеливые
Нам расскажут про старый уклад.
Про дела и слова богатырские
И что юность стала не та.
И как дали наши сибирские
Окропила святая вода.

И поддакнет калитка железная.
Добрый молодец робко войдёт.
"Где живёт тут одна интересная?
Не меня ли красавица ждёт?
Я известен в народе-купечестве
И известны и мать,и отец.
Моё сердце страдает и мечется-
Не желаешь ли ты под венец?
Никогда не бывал я ярыгою'
И в кулачном бою не был бит.
Про мою,про казацкую пику
Знает турчин,и знает жид.
Не любитель тавлеи'и зерни'.
Не ушкуйник,не вор и не мот.
Да и родом мы не из черни,
Знаменит мой казацкий род!

Не таись от меня,зазноба,
Лада-Ладушка,имя -заря...
Не хочу ждать навалов-сугробов!
Или,может, пришёл сюда зря?
Христолюбцы мы,не монахи,
Хотя божие всё блюдем.
Так когда же?Когда же свахи
За тобою придут в этот дом?"
Потупились оченьки ясные
И не просто засватать её...
Отвечает девица красная,
Вышиванье оставив своё:
"Соловьём ты поешь,заливаешься,
Хотя с вида,конечно,удал.
Если завтра к родителям явишься,
То ты счастье себе нагадал...

              __________________________
              Ярыга,ярыжка - любитель не умеренных
              спиртных возлияний.
              Тавлея - древнерусская азартная игра.
              Зернь - древнерусская азартная игра с
              белой и чёрной сторонами.Выигрыш опре-
              делялся,какой стороной упадут косточки.
              Игра в настоящее время считается забы-
              той,но автор встречал эту игру в 1975
              году в Читинской области.

Только будет на всё воля батюшки,
Не продаст он меня за товар.
Напеку я чудо-оладушек
И поставлю большой самовар.
Он не любит слова торопливые,
Любит добрый толк-разговор.
Если сватьи будут крикливые,
То нахмурит родитель свой взор,
И тогда он может прогневаться.
А гневливый он на руку скор.
И тогда разлука метелица
Заметет у сватов разговор.
Стрелы батюшки люду известные.
Будешь,молодец,ты горевать..."
Замолчала девица честная
И за бисер -опять вышивать.

А на утро сваты разнаряжены
У ворот показались чуть свет.
А сердца у сватов отважные
И в карманах много много монет.
"Здравствуй,батюшка!Оченьки грозные!
Ты не гневайся,сокол,на нас.
По большому делу,серьёзному,
Мы пришли поклониться сейчас.
Дом покрыт твой и славой,и удалью,
Да и хватка твоя нам в урок.
Мы пришли этой славной минутою,
Не жалея ноженек-ног."
"Проходите!"-хозяйка ответила.
Пропустила с поклоном и вот:
Еле слышно заныли петельки,
На печи чуть прищурился кот.

Важность в лицах и взоры пытливые.
Переглядки,смешки и совет.
Началось сватовство кропотливое
И труднее работушки нет!
"Проживает здесь девица красная,
Кто увидит - сейчас запоет.
Жениха она ждёт не напрасно,
Сокол ясный заметил её.
Добрый молодец -гордость родителей!
Будет славный на старости зять.
И хотя мы невесту не видели-
Знаем,лучше ни где не сыскать.
Лучше только краса поднебесная!
Или радуги яркий разлет!
Пусть покажется девица честная
И лебедушкой пусть проплывёт!

Как сваты,мы не очень взыскательны,
Только любим смотреть на свету.
Вашу лебедь рассмотрим внимательно
И оценим её красоту!"
"Хорошо!"- вдруг нахмурился батюшка.
Ну,а дальше - молись,не молись.
"Выходи же в горницу',Ладушка,
И сватам на свету покажись!"
Вышла Лада в ленце и кокошнике.
Вышла в горницу.Смотрит,стоит...
Ликом чистая,стройные ноженьки
И румянец на щечках горит.
Вот привстали сваты в изумлении,
А хозяин по-прежнему строг.
Им бы надо побольше терпения.
Только, видно,не дал его Бог.

                __________________________
                Горница - наиболее чистое и светлое
                помещение,часто служившее для
                приёма гостей.

"Мы согласны!"-скаты говорливые-
" Не воспеть её соловью!"
Но хозяин обжег,как крапивою:
"Я согласье своё не даю!
Молода она - сил набирается,
Расцветет через несколько лет!
Если любит,пусть дожидается-
Вот такой мой отцовский ответ!"
Побледнела Ладушка-Лада,
Стало душно в горнице ей.
Не всегда беда перемелется!
Не всегда будет утро мудрей!
Гости - в шапки,и тихо откланялись,
Цвета красного взяв у зари.
Им вдогонку ракита печалилась
Изгибая ветви свои.

Волновались седые орешники,
Разнося эту весть по селу.
И блистали сапфиром подсвечники
В потемневшем правом углу.
Зарыдала тогда Лада-Ладушка
И слетала обида из губ:
"Ой,родитель!Родимый мой батюшка!
Мне по сердцу жених,очень люб.
Лучше нет,отец,ясна сокола!
Вот не стало скатов у крыльца..."
Но слезливость девичья не трогала
Каменевшее сердце отца.
День прошёл с потемневшей иконою-
День длиною в девичий век.
Улетело счастье вороною.
Закатилось колечко в сусек...

         2.
Через день прикатило известие,
Что другую засватал жених.
От любви то случилось?Из мести ли?
Не ответит рассерженный стих.
Через месяц в селе тройка-свадебка
Зазвенела огнём-бубенцом.
И невеста красива и ладненька
Оказалась уже под венцом.
Пир горою с медами цветочными
Доказал всему свету-селу:
Домострой с порядками прочными
Не приводит хозяев к добру.
На миру,на пиру удивительном
Была Лада,кручина-печаль.
А родитель,суровый и бдительный,
Откровенно на свадьбе скучал.

Мысли горькие и затаенные
Медовухой разбавил до дна.
А глаза у родителя тёмные
И в таких незаметна вина...
У вины иногда нет названия.
Не за каждую спросят:"Зачем?"
За чужую вину страдание
Выпадает нести почти всем.
Очень редко вину родителей
Называют словом своим.
Что чего-то не знали,не видели,
Что не то померещилось им.
И волною слова оправдания
Приготовлены и начеку.
И растянет огонь понимания
Свои вздохи на длинном веку.

И не меньше потом они маются,
От того и вдвойне слабы.
Только жаль,что слова повторяются
В изголовье каждой судьбы.
Мы,потомки,правы в осуждении
Со своею оценкой эпох.
Есть историки -разные мнения:
Этот правилен был.Этот плох.
И листая источники скудные
Мы скорее выводом итог:
Времена были грубые,трудные-
Хотя я по-другому бы мог!
И чужие одежки примерив
Забываем,что век другой.
Романисту почти не поверив,
Мы листаем страницы рукой.

Мы листаем нетерпеливо:
Что тут сложного?Что понимать?
И историк порой торопливый
Ставит точку над каждым "ять".
Иногда в осужденье традиций-
Где же мудрость Ваша была?
А за каждой строчкою лица,
И за каждой строчкой - дела.
Если б лица эти спросили:
" Сколько горя!И сплошь угли."
"Мы,сынок,отстояли Россию,
Как умели и как могли!
Отстояли её укладом
По обычаю шли к венцу..."
Но вернёмся к Ладушке-Ладе
И к её горемыке-отцу.

Ни упрека,ни слова ответного
Он от дочери не получал.
И лицо его серое,медное,
Этот вечер не привечал.
Свадьбы тоже когда-то кончаются
И концовку не любит народ.
Молодые с улыбкой венчаются,
Старикам прибавляя хлопот.
Молодые устало-задумчивы,
На невесту жених не глядит...
И старушка слова свои жгучие
Потихоньку другой говорит.
Говорит,что Юность неопытна,
Что без трудностей радостно ей.
Что живется на свете -ох!-хлопотно
И что раньше жилось веселей.

Были свадьбы"Куда веселее!",
Что невесты были стройней.
И их лица были белее,
И что люди - много добрей.
Что к старейшим было почтение.
Было больше огня у зари.
Что другое было "речение"
И другие слова о любви.
Что огромна "у нынешних разница",
Что другие были "сватья".
И теперь молодые лишь дразнятся
И что часто живут " не хотя".
...Уже пьяны все любопытные.
У гармони устали меха.
А невеста словечки обидные
Приготовила для жениха.

Приготовила целые россыпи-
Под слова задушевных подруг.
Лада-Ладушка стройною поступью
Вдруг направилась в девичий круг.
И разносит словечки обидные
"Доброхотов" целая рать.
Взгляды,взгляды... Меха соболиные.
Начинает гармонь завирать.
В танце свадебном белые лебеди
Ни кого не заденут крылом.
И шептались красавицы в трепете:
"Вряд ли счастье придёт в этот дом!
Счастье очень порой привередливо.
Да не будет такого у нас!"
И вздыхали бабушки вьедливо:
"Не отводит от Лады он глаз!"

Вечер синью своей заструился
И уже подзапрятался в сад.
Гость вечерний разговорился
И не хочет по хатам.Назад...
У невесты фата сбивается.
Ещё пьёт гуляка-народ.
Кто-то песню тянуть старается,
Но какая песня без нот?
А родня жениха бесстрашная
Всё даёт за советом совет.
Лишь лицо жениха несчастное,
Лишь у Лады усталости нет.
Нет веселья.Веселье - закончено.
Одинаковых больше одежд.
И слова все,что были отточены
Затупились от взглядов-надежд.

Не заметили самые зоркие,
Что нет Лады,и нет жениха.
Лишь невеста слезиночки горькие
На гармони роняет меха...
Вот уже встрепенулись горячие
И усталость сменилась на гнев.
Много было за свадьбу заплачено
От того и велик перегрев.
А у гнева словечки есть бранные,
Их длина не имеет концов.
Вот жестокие люди и пьяные
Разбегались искать беглецов.
Закипели гости гневливостью
А за каждым семейство и род.
Нет!Не будет влюбленным милости!
Если только их кто-то найдёт...

           3.
Вечер тихо с садов выбирался,
Вытрясая темь с рукавов.
Он закатом сейчас обжигался,
Потому становился суров.
Имя Лада село встрепенуло,
Ни кому не давало уснуть.
И шевелятся яростно скулы.
Кто-то с храбростью бьёт себя в грудь.
Не давала найти себе место-
Выводила луна полукруг.
За столом всё рыдала невеста
Под участие-жалость подруг.
У невесты суровые братья
До утра не готовые ждать.
Беглецам обещают награду-
В тёмном омуте всю выдавать.

Если б гнев воедино собрался,
То не слышен бы был даже гром.
Небосвод на всех опускался
Осыпая звездным огнём.
До полуночи люди аукались,
Друг за дружкою шли чередой.
Хорошо!Что лбами не стукались,
Им спасибо хотя бы на том.
Ночь ознобом первым завеяла-
Беглецов она прячет всегда.
А те тайны,что ночь посеяла
Днём не восходят почти никогда.
Возвратились горе-искатели,
Ноги их тяжелее свинца.
Эту ночь прорыдали три матери
И не спали её три отца...

Где же Лада?Где муж невенчаный?
Спит красавица.Муж ещё спит.
День вчерашний был искалеченный,
А сегодняшний счастьем горит.
Первый лучик принёс пробуждение.
Первый ветер тревогу принёс.
У Данилы созрело решение
Отвечая на Лады вопрос:
"Ты душа моя,зоренька ясная!
Не кручинься,тебе не к лицу.
Нам вернуться - опасней опасного,
Нет дороги к родному крыльцу.
Не возврата боюсь - лютой лютости,
А убью кого - стану злодей.
Убежим от родительской крутости
И от зла не любивших людей.

Не любившие -сердце ущербное.
Злобой душу свою окропят.
Моё сердце,Ладушкп,верное-
Будет биться оно для тебя.
Не любившие - очень заносчивы.
Счастье наше -соломка в глазу.
Была раньше сторонушка отчая...
От беды я тебя унесу!
Нам дорога-дороженька дальняя.
Уходить нам судьба навсегда.
Нам поляна - кольцо обручальное,
А берёза - из шелка фата.
Моя сабля в бою проверена
И сумеет найти пути.
Ничего для нас не потеряно-
Наше счастье - оно впереди.

Так давай же родимой землицы
Наберем в свои туески.
Когда будет родина сниться,
То поможет она от тоски.
У дороги -всегда продолжение.
Будет холод.И зной припечет.
Не страшны мне беды-лишения,
Если Ладушки рядом плечо!.."
Сосны клятву его заверили.
И тайге поклонилась судьба.
Солнце лес осветило серебряным,
Освятила лесная тропа.
Поклонились селу и родимому.
Поклонились в последний раз.
Лишь тайга укрывает гонимого
В самый трудный,суровый час.

Затеряется здесь иголка.
Дух таёжный и легок,и строг.
Им дорога теперь очень долгая.
Им дорога теперь на восток.
...За неделю село успокоились
И в три дома пришла тишина.
Лишь отцы меж собою всё ссорились,
Потому,что на каждом вина.
Псы их тоже хрипели до одури
И склонялись глаголы на "ять".
А коты их -ленивые лодыри
Воровали сметану опять.
И мирили отцов атаманы,
Каждый честью своё дорожил.
Я описывать это не стану,
Кто и сколько из них заслужил.

Но жена молодая -обвенчана
Стала вянуть,как в осень трава.
И казакчки судьба искалечена
Порождала в спину слова.
На весах те слова не взвесятся,
Нанизалась семейная пря.
Родила через девять месяцев
Казачонка-богатыря.
Окрестили Иваном Разлукой,
Хотя нравом он вышел в орла.
А у матери сохли руки
Через год и она умерла.
Хоронили былые гости,
Вспоминая былых невест.
На станичном седом  погосте
Был поставлен дубовый крест...

А Данила с Ладой осели
На одной из обских проток.
В первый год седые метели
Заметали жизни росток.
Но дела и труды великие-
И весною стояла изба.
И края необжитые,дикие,
И с суровой стихией борьба.
И опорой была Лада-Ладушка.
И тянулись к ней мал и стар.
Появились в избе оладушки.
Появился в ней самовар.
Беглецов посылал петровский
Прогремевший над Русью век.
На восток уходили повозки.
На восток уходил человек...

Вышивались с закатов месяцы.
С зорек ясных годы сплелись.
С не простою житейскою лестницей
У Данилы сыны родились.
По-сибирски неторопливые
И в плечах отцовская стать.
Дочки выросли чудо-красивые
И похожи на Ладушку мать.
Годы шли.Появились соседи.
На заимке росли дома.
Подрастали сибирские дети
И копилось добро в закромах.
Двадцать лет,как годок,отсугробились,
Только любит весна наступать.
И Данила с Ладой готовились
В жизни деток определять...

  Часть 2.АТАМАН ДАНИЛА.
           1.
Велика Сибирь - край не мерянный!
Не протопать,не обойти.
Здесь надежды многих развеяны,
Только сильным сюда по пути!
Много скроет дымка таёжная,
И лишь смелому здесь пировать.
В ельник прячется рысь осторожная,
Чтобы жертву свою разорвать.
Здесь не мирные бродят медведи.
Их не мало,бродяг-шатунов.
А медведица - первая леди
Все лелеет своих пестунов.
Здесь болота непроходимые.
Чужака заедает гнус.
Здесь спасенье находят гонимые
И свободные царства Русь.

Здесь острогов и сёл не считано.
Всех запрятал кедровник седой.
И умеет Сибирь неожиданно
Двинуть бурей и разной бедой.

               ______________________________
               Шатун - медведь,по разным причинам
               осенью не залегший в зимнюю,естест-
               военную для него,спячку.Может предс-
               тавлять серьёзную опасность для
               человека.
               Острог - обычно наиболее укрепленная
               часть посада,или окологородского
               поселения.Позже частично имел нарица-
               тельный смысл,как место заключения.

Ко всему здесь слово - великое
Прилипает,словно репей.
Для кого-то сибирское -дикое.
Для кого-то родного -родней.
Мало времени здесь на уныние.
К бою каждый приговорен.
И казак здесь - прямая линия
С малолетства тайгой закален.
Здесь не знают рабства позорного
И помещику -чик!- укорот.
Невозможно хозяина вольного
Изогнуть под дворянский гнёт!

Никогда с детства знавший волю
Не способен на рабский плач.
Здесь хозяин с чертом поспорит,
Может дьявола даже запрячь.
И растут починки-деревушки.
И остроги,и снова посад.
И с Руси прибывают пушки.
И казак казаку всегда брат.
И враги казаку здесь другие.
И кочевника тут через край.
А у хищника луки тугие
И набег для разбойника - рай.
У Кучума потомков много,
Но не меньше и Ермаков.
И телеги скрипят по дорогам,
Пробивая толщу веков...

             ___________________________
             Починок - недавно заселённая маленькая
             деревня.Может состоять даже из одной
             или двух изб.В Иркутской области в 1976               
             году автор встречал название ПОЧОНОК -
             вероятно,видоизменённые ПОЧИНОК.

На Руси всё менялись правители.
И росла во дворцах чехарда,
А Сибири суровые жители
Мало знали об этом тогда.
Расстояния были огромные,
Вести часто шли стороной.
И всё так же в Сибирь бездомные
Прибывали волна за волной.
Да и вести не удивляли
Казаков - бесшабашных голов.
Очень твёрдо в Сибири знали,
Что Россия - царство рабов.
Крепостные они назывались
И как скот,можно их продавать.
Над царями в Сибири смеялись
Поминая их в Бога и мать.

Только всё же пришло удивление
И рассыпались сотней ручьёв.
Говорили:поднялся с коленей
Смел-казак Емельян Пугачев.
Он громит генералов царских
И не ведает слова "боязнь".
Обещает народу ласку,
А дворянам лютую казнь.
Что огромна геройская сила.
Что за ним -бедный люд и народ.
Захватили уже пол-России
И вторую захватят вот-вот.
Что царица Екатерина
Уже ищет,куда убежать.
И дворян теперь,как скотину,
На цепи будут всех содержать.

Что подмогу дают атаманы,
Что единый казацкий круг.
Что помощник Хлопуша равный
Емельяна первейший друг.
Что сзывает бунтарь великий
Всех достойных под знамя своё.
Что не лишни казацкие пики
И подспорье любое копьё.
Что готовиться лютая битва
Будут биться Зло и Добро.
Что возносят попы молитвы,
Отдавая своё серебро.
Атаман его -Ванька Разлука
В артиллерии дока-знаток.
Пугачёв все осилил науки
И на Русь ниспослал его Бог.

Вести эти бродили в деревне.
Молодые просились на рать.
И обычай казацкий древний
Стали дружно все вспоминать.
А обычай простой - подмога!
И без этого свет не мил.
Но казачки молились Богу.
Чтоб от дома беду отводил.
Но напрасно!Напрасно молились!
Поднимались и сильный,и слаб.
Казаки на жен своих злились
И ругали всех " глупых баб".
Через день была собрана сотня.
Ничего не поделаешь с ней!
Все хотели ехать сегодня
И кормили пшеницей коней.

Не стерпел атаман Данила
И собрался со всеми в поход.
Умоляла Лада.Просила,
Не жалея высоких нот.
Сыновья у Данилы могучи:
Тарас,Устин и Артём.
Уходили на запад тучи,
Чтобы там пробиваться дождём.
Вот и кони уже готовы
И проверив казацкий стан,
Поклонился прощальным словом
Всем оставшимся атаман.
И сказал он,что плакать не надо.
Надо биться,сколь хватит сил.
Поклонился притихшей Ладе.
Своих дочек перекрестил.


...Через месяц до Камня'добрались,
Трудно было на первых порах.
И удила конские рвались
С непривычки в уральских горах.
Всё равно - перевалы не в тягость.
Разве молодость им разбросать?
Казаки в нетерпении рвались
В битвах удаль свою показать.
Миновали Камень в неделю,
Перевалы не выдержит стих.
Казаки свои песни запели
Про свободу и милых своих.

         ____________________________
         Камень - устаревшее название Урала.Более
         древние названия Синькамень и Яркамень(наз-
         звание Яркамень автор слышал на Алтае,в
         одном из сёл в 1998году).

Им встречались другие народы.
Одолели десятки мест.
На одном из уральских заводов
Встретил их пугачевский разъезд.

              2.
В войско приняты были с охотой.
Казаки здесь - живая вода.
У Демидова жгли заводы,
Брали крепости и города.
Управителей - псов кровавых
Пооплакивал только дрозд.
Разливалась казацкая слава
На разбитые тысячи верст.
Нарастала бунтарская сила
Привёл войско башкир Салават.
Сберегал сыновей Данила,
Только как укротить водопад?
Порубили в бою Устина,
Через день он скончался от ран.
Атаман за такого сына
Был готов истребить всех дворян.

Снова крепости и остроги:
Всюду он - Емельян Пугачёв.
Уносили приказчики ноги
От вчерашних покорных рабов.
Но одно непонятно Даниле:
Если старое всё на слом,
Почему при огромной силе
Пугачёв величался царём?
Почему на столицу походом
Не направит казацких коней?
Под крылом его столько народов,
А в столице их будет - вдвойне!
Хочет царствовать?Экое дело...
На Петра он совсем не похож.
Почему войска неумелы?
И порою гибнут за грош?

Гибнут!Гибнут казацкие души.
Уменьшается лучшая рать.
Мужиков набирает Хлопуша,
Не умевших пока воевать.
Гибнут сотнями!Снова и снова.
Не всегда успевают отпеть.
Только воля - такое слово,
Что не жалко и умереть!
Петербург собирает силы
И ударит тяжёлой рукой.
Понимает хваткой Данила-
До победы ещё далеко.
Что "нелюбье" пошло в атаманах.
Не хватает мортир и свинца.
Что делиться и ссориться рано,
А раздоры идут без конца!

Очень сотня уже поредела
И уже насмотрелись всего.
И всё меньше бойцов умелых
Остаётся в сотне его.
Уже меньше одной половины
И они не на лучших конях!
Но хотелось ещё за Устина
Поминанье устроить в боях.
Рать редела...И боль перелома
И стихия горячих атак.
Снова бой!И не стало Артёма,
Был убит молодой казак.
Почернел атаман Данила-
Старший сын и отваги большой.
Эта смерть его надломила
И заставила плакать душой.

Что он скажет Ладушке-Ладе,
У которой глаза-бирюза?
"Не ходи!"-заклинала.-" Не надо!"
Как теперь ей посмотрит в глаза?
Грянул гром и опять пораженьел
И огромны потери опять.
И открытой стала мишенью
Уцелевшая ранее рать.
Чёрным вороном весть прилетела,
Что обманом пленён Пугачёв.
Это значит -погибло дело
До каких-то иных времён.
Что остатки разбиты и смяты,
Разбежались в леса и поля.
Что одна бунтарям награда:
Или пуля,или петля.

Снова сборы.Казачьи сборы.
И домой.До родимой земли.
Уходить надо в Камень-горы,
Раствориться в сибирской дали.
Говорил атаман Данила:
"Всем в Сибирь!От царей далеко!"
Что Сибирь храбрецов окрестила,
Как когда-то с Ладой его.
Зазывал пушкарей Разлука.
Говорил,что дело им есть.
Понимал,что лютые муки
Будут тем,кто останется здесь.
И остатки казачьих сотен
Пробивались к Даниле гурьбой.
Для Сибири всегда будет годен
Тот,кто может поспорить с судьбой.

Наступали слуги царицы,
Наливаясь злобой своей.
Но Урал - это рабства границы
И спасение для бунтарей.
Вот отряд в две тысячи сабель
Миновал уральскую высь.
Здесь дворяне народ не грабят,
Хотя тоже оседлая жизнь.
Переходы и реки тянулись.
Да и раненых - целый обоз.
Лишь к зиме казаки вернулись,
Не скрывая высохших слёз.
Осторожно Данила с Тарасом
Открывали родную дверь.
Пельменями пахнет и квасом.
Только как оправдаться теперь?

Горе часто в дома приходит.
И приходит оно без прикрас.
Оно тоже имеет свободу,
Приходить к любому из нас.
Поняла всё казачка Лада.
Поняла и подушка-кровать.
Что два сына её и два брата
Не придётся ей больше обнять.
Что вовек сыновей не оплакать...
Не оплакать вдвойне и втройне!
Под окном завывала собака,
Своё горе поведав луне.
Полстаницы рыдало горько,
Чьи дома обокрала смерть.
Но за волю заплатить столько
Сколько будешь её иметь!..

Всех пришедших вместе с Данилой
Разобрали,открыв закрома.
Но зима в этот год торопилась
И рубились из кедра дома.
Дом Данилы принял Разлуку-
Ему здесь предстояло осесть.
Замело этот год быстро вьюгой...
Атаману - особая честь.
Но к весне заживали раны
И в последний февральский буран
Вдруг спросил атаман атамана:
"Из какого ты рода,Иван?"
Не узналась родимая кровушка,
Но шатнулись судьбы веса.
И ответил лихая головушка:
"Я не видел ни мать,ни отца...

         3.
Моя мать умерла во младенчестве,
Пережив много горя и бед.
И теперь во родимом отечестве
Моих родичей больше нет.
Воспитался у бабки и деда.
Дом сгорел - мой родимый кров.
Потом каждое доброе лето
Я гостил у своих дядьев.
Под Казанью погибли дяди
И в бою они были - огонь.
Не бывало сестёр и братьев,
Зато добрый имелся конь.
Не бывало невесты и суженной.
Был я молод,ещё не успел.
Мне милей огонь был пушечный,
Для народа свободы хотел.

А отец?Из казацкого рода,
Он на свадьбе покинул нас.
И в какие ушёл ворота,
Не припомнит ни кто и сейчас.
Не узнав о родившемся сыне,
Он покинул казацкий стан.
Его тоже звали Данилой,
Как зовут и тебя,атаман..."
И взглянул атаман виновато.
И вдруг стал непривычно тих.
Побледнела Ладушка-Лада,
Атаманов оставив одних.
Непонятно стало Ивану-
От чего у хозяина дрожь?
И какую задел он рану?
Разве их,стариков,поймешь?

Тают свечи.Сгорают свечи.
И не знают они суеты.
Атамана могучие плечи
От житейской поникли беды.
Стало жарко в парчовом кафтане ,
Да и чуга' из лис - не венец.
И Данила сказал Ивану:
"Я,Иванушка,твой отец!"
Стало тихо.Сверчки подзапечные
Стрекотали намного злей.
Мелкота - тараканы беспечные
Вылезали из разных щелей.
Ночь небрежно блеснула луною,
Потом куталась в облака.
Чувства разные шли волною
Изогнулась речная дуга...

Незаметно таяли льдинки,
Время их уносило прочь.
Победила родная кровинка
В эту смуглую темную ночь.
Постучалась Ладушка-Лада,
Платье-летник,витая шерсть:
"Атаманы!Вам мёда не надо?
Или,может,чего принесть?"
"Лада-Ладушка!Новость великая!
Расскажу,моя радость,сейчас:
На едину казацкую пику
Стало больше в доме у нас!

           _________________________
           Чуга - одежда,для конной езды и путешест-
           вий,была обыденной верхней одеждой.
           Подпоясывалась всегда поясом,иногда очень
           дорогим.Ещё встречается в отдаленных
           районах Сибири и Урала.
           Платье-летник -женская одежда,необязатель-
           но шерстяная,иногда существовал более
           дорогой вариант из зарбева,бархата,атласа
           и т.д.Обычно имело множество украшений.

Век живи,постигай науки.
Всех по-своему судит Бог!
Атаман наш - Иван Разлука
Мой родимый и кровный сынок!

Завтра!Завтра рассвет заиграет-
Срубим избу,положим печь.
По-соседству пусть сын проживает:
Вот такая отцовская речь!
А теперь будет речь атамана -
Атаманство с себя сложу!
Завтра я на казацком майдане
Всем на " любо" его предложу.
Он известен в боях и походах.
Знают,крепка его рука!
И пусть славу казацкого рода
Пронесет он дальше в века!
Пусть немного кедром полечится,
Его рана пусть заживает.
И послужит свободе,Отечеству
И продолжит с Тарасом род!

Дарю образ' ему канфаренный'
И киот' золоченый - ему.
Металлический складень настенный
Украшением будет в дому.

          ___________________________
          Образ или образа - иконописные произведения    
          русских художников.По поверию приносили в
          дом благодать.С этим было связано множест-
          во примет.
          Образ канфаренный состоял из халцедона,де-
          коративного камня. Во Владимирской области
          автор встретился с названием - КАНФАР.
          Киот - место,куда ставили образа.

И медаль со святым Николаем',
Что хранится у нас в убрусцах'.
Мы с тобою,Ладушка,знаем -
Это память о предках-отцах!
Пять стольцов' из мореного дуба
И дамасскую саблю на дверь!
Мы поищем невесту-голубу,
А невесте - лебяжью постель.
Слюдяных фонарей две пары.
Ферязь' с шёлка и соболей.
Погребцы' для разживы товара
И епанчу' с разных зверей.

           ____________________________
           Медаль со святым Николаем.Медали были в
           основном серебряные или золотые.Утверж-
           дают,что существовали и в медном варианте
           Всегда круглые с изображениями с двух
           сторон,на одной обязательно с изображением
           Христа Спасителя,на второй со св.Николаем.
           Считалось одной из драгоценной святынь
           в семьях и родах,обычно передавались из
           поколения в поколение.Сейчас,кроме музеев
           и нумизматов,ещё встречается у старооб-
           рядцев и не только.До сих пор в отдаленных
           сибирских уголках сохранилось в памяти
           стариков,что укравший такую медаль прок-
           лят,не проживёт и года,т.е.обречен.
           Убрусец(иногда убрус) - им завешивается
           каждый образ в отдельности.Не путать с
           занавеской!
           Стольцы - старинные табуретки для одного
           человека,иногда украшенные чудесной
           резьбой.Принято накрывать стольцы куском
           материи или домашней вязью.
           Ферязь - верхняя просторная широкая одежда
           с длинными рукавами.В более дорогом вари-
           анте украшалась мехами и т.д.Слово,кажет-
           ся,персидское.
           Погребцы(погребён,на южном Урале погруб
           иногда ещё встречается)-разновидность
           сундука для хранения товара или наиболее
           ценных вещей.Обычно,в отличии от сундука,
           небольших объёмов. Часто украшался резьбой
           и драгоценными камнями.Не каждый мог поз-
           водить себе погребец.
           Епанча - выходная верхняя одежда без
           рукавов и прорех для рук.Частично можно
           сравнить с шубой или с более современной
           армейской плащпалаткой.Сохранилась в
           Сибири.

Три рубахи - лазорь с алтабаса'.
Однорядку' - бобровая рысь.
И китайскую редкую вазу-
Это тоже украсит жизнь.
Бархат- пояс с серебряной бляхой
И песцовую шапку-тафью.
Тебе,Лада,искать надо сваху,
Чтоб он встретил невесту свою.
Пусть он ищет в своей полной воле
В этом будет сердце - указ.
Мы приветим её хлебом-солью
И приветит её Тарас.
Три сёстры у тебя отныне:
То - Ирина,всегда егоза.
Боевая, огонь-Павлина
И тихоня,Славяна-краса.

Поклонитесь,дочурки,брату.
Снова радость пришла в этот дом!
Для меня и Ладушки-Лады
Старший сын и опора во всём!"
Заскрипели жара-половицы
И поклоны пошли "в пояса".
И все вместе пошли помолиться
В красный угол под образа.

         _______________________________
         Алтабас - одна из ценных шелковых материй
         в 16-17в.в.
         Однорядка - верхняя одежда для всех слоёв
         населения и в редких вариантах (Иркутская
         область),что-то типа кафтана с широким
         поясом.
         Бархат-пояс.На Руси считалось неприличным
         ходить без пояса.Пояс -" лицо" хозяина и
         семьи.Всегда украшался в зависимости от
         достатка хозяина. Даже у князей со времён
         Ярослава Мудрого пояс считался лучшей
         драгоценностью,передаваемой обычно потомкам
         или кому-то в дар.В древности они были
         очень длинными.Пояс,и шапка-тафья подчер-
         ковали официальный статус хозяина.

А наутро был избран народно
Атаманом мятежный бунтарь.
И казачье "любо" и "годен"
Разносилось не хуже,чем встарь.
"Ничего, что делами так молод,
В нём казацкая корень-душа!
Под черёмуху тоже холод,
Но обилен потом урожай!"

В один год - селу утроенье.
В много улиц теперь дома.
Жили дружно.Без свары-деленья,
Набираясь добра и ума.
Всех кормила тайга-кладовая.
Разрастался Данилы род.
Здесь умеют,не унывая,
Продвигаться только вперёд.
Подрастает казацкая вольница,
Старики смолят свой самосад.
И всё так же в окошечко скромницы
Незаметно и тайно глядят.
Ходят-бродят Иваны Морозные,
По-сибирски тафья набекрень.
И припевы разносятся слезные
Про счастливый и радостный день...

               2004 год.


Рецензии