Множественность начал философии

      Начало философии надо датировать со всех, без исключения древнегреческих философов, от Фалеса, до Аристотеля, потому что все они, каждый из них - начало. Весь период древнегреческого чуда, две сотни лет - множественность начал философии.
      У философии не может быть ОДНОГО начала, из которого затем, как по линейке выстраиваются другие философии, лучше представлять весь пространственно-временной континуум древнегреческого чуда как один бурлящий, кипящий котёл, а точнее - начинающий закипать котёл. Пузыри появляются то там, то здесь и поднимаются наверх.
      Вот Фалес, он первый начал говорить обо ВСЁМ, то есть о сущем в целом, что является отличительной чертой философии и по Аристотелю, и по Хайдеггеру, без разницы. И пусть он говорил об этом всём только образами или символами - образом воды, но он пытался мыслить своё "всё" и пытался показать его генезис.
      Вот, Анаксимандр, его ученик, он первый положил в основу своей философии понятие - красивое понятие - "беспредельность", как видите, он тоже - первый в каком-то смысле, потому что до него у человеческой мысли ещё не было такого языка.
      Вот Гераклит - плодовитый творец множества мыслей, записанных им в виде афоризмов(утверждают что он писал полный текст, а нам остались отрывки, а я утверждаю, что по его предложениям видна афористичность его творчества как его характерная черта - законченность мысли в одном-двух предложениях, так что время не сохранившее всё иное утвердило здесь лишь справедливость) и "отец" неустранимой противоречивости мышления, Гераклит - первый создатель МЕТОДА нашего Логоса. Почему же я должна ставить его в ряд "последующих", типа вытекающих из каких-то других, или же именно с него начинать философию? Только исходя из своего предпочтения перед методом, что и случилось с Гегелем?
      Хорошо, берём теперь Парменида - с ним у философии появилась своя собственная форма, поскольку Гераклит мыслил вперемежку образами и понятиями, для него существенней было вообще мыслить, чем задумываться о том, КАК будут выражаться его мысли и кто их поймёт. Но Парменид "упаковал" наше мышление в максимально сжатую, уплотнённую форму и закруглил его на самого себя - "только бытие есть, а небытия нет". Разве это не нечто первое и не одно из начал? - до него также ничего подобного не было.
      Сократ - придал философии характер самопознания и подарил живую форму общения, когда мысль способна была рождаться "по ходу" и принадлежать не единоличному мыслителю, но "общему" - диалогу, спору. Первый он или не первый? - задаю всё тот же самый вопрос. Конечно, первый...
      Демокрит дал зачатки структуры философии, ибо атом и пустота - это структурность, Пифагор - мистику и число, Зенон - формальную логику, Платон - тело философии как художественное произведение( диалоги Платона - не просто мысли, а высокое искусство, то есть философия предстаёт у него как искусство, творчество, в каком-то смысле даже фантазия),Аристотель - всеохватывающую систему. Они, все, каждый из них - НАЧАЛО. Живые части, элементы и звенья того, что мы теперь исторически именуем философией.
      Как скучна и не мудра была бы та философия, что появилась бы на свет только из одной точки, какие шаткие ножки у ней бы выросли! Нет, начало философии - широко, пространственно и представляет из себя множество начал, несомненно объединённых и единством, но не единством одной точки и линии из неё, а единством большой поверхности и глубины одновременно, единством объёма.
      Вода не закипает в одном пузыре, через один пузырь, но не закипает она и через все пузыри, ей достаточно определённого количества вскипевших пузырьков, и вот, она уже, как мы видим, кипит. Так и в нашем случае. Мы не успели моргнуть глазом, в сущности прошло каких-нибудь двести лет, и вот, почти вся широта философии, во всех её возможностях - перед нами. И при том, благодаря не такому уж большому количеству известных имён, если их перечислить. Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Можно прибавить ещё нескольких. Например Анаксагора, Зенона, Диогена, Эмпедокла, ещё кого-нибудь, если уж сильно пожелать. Но всё это - коренной "десяток - другой" имён, и не более, и сюда же, вдобавок, будет относиться и философия как "течение" и "повальное увлечение", а не как школа или единоличный риск - то есть, сюда мы прибавляем ещё и софистику, как вы поняли. Ведь именно она стала то же первой, текущей по умам - склонностью к философии, в самом общем её виде. Этаким философским "наклонением" народа или времени, модой и предрасположенностью. "Сдвигом по фазе". Софистика стала и была - умопомрачением от философии, помешательством от её свободы, хотением эту свободу иметь, а не в ней быть.
      Вот весь спектр и вся будущая судьба философии - в этих узлах, и в этих руках.


Рецензии