Ревнители Благочестия Часть 1

Тема: Откуда ветер дует или

Что объединяет русских правителей: Алексея Михайловича (г.п. 1645-1676),Софью Алексеевну (г.п. 1682-1689) и дочь Петра 1 Елезавету Петровну (г.п. 1741-1761) в правоверии?


Доброго здравия, благочестивые судари и сударыни!

Находясь в состоянии просветлённого ума и чистого сердца и руководствуясь жизнью Великого Посвящённого Иисуса Христа, я передам вам, мои просветлённые читатели, ясные мысли, возникшие в моей доброй головушке после сопоставления "благочестивой деятельности" трёх русских правителей: Алексея Михайловича, Софии Алексеевны и Елизаветы Петровны. Я выбрал этих "благочестивых правителей" ради того, чтобы показать вам на что опирается русская власть в нравственной области государства и к каким печальным последствиям приводит её "просветительская деятельность".

Я начинаю своё размышление с Алексея Михайловича и рассматриваю его достижения во внешней и внутренней политике...

1) Историческая справка: Алексей Михайлович родился 19 марта 1629 года. Его отцом является русский царь Михаил Фёдорович (г.п. 1596-1645) и вторая жена Михаила Фёдоровича Стрешнева Евдокия Лукьяновна (годы жизни 1608-1645).

"В царствование Алексея Михайловича имели место многочисленные бунты городских низов, казачьи волнения и народная война под предвадительством Степана Разина.
Вступив на престол в 1645 году, Алексей Михайлович стал правителем огромного государства, которое ещё не вполне преодолело последствия Смутного времени. Народ страдал от тяжёлых поборов, произвола и злоупотреблений местных властей." [1]

"Ради умиротворения страны Алексей Михайлович приступил к реформе законодательства. В 1649 году Земский собор принял "Уложение", которое стало первым печатным правовым кодексом в России, принятым к действию на местах. Оно регламентировало порядок судопроизводства, несения государственных служб, таможенную политику, права различных категорий населения. "Уложение" узаконило систему КРЕПОСТНОГО ПРАВА в России." [1]

"Алексею Михайловичу удалось укрепить экономику страны, оживить внутреннюю и внешнюю торговлю. Крупным историческим событием его правления стал переход Левобережной Украины под верховную власть русского царя. Это немедленно вызвало войну с Речью Посполитой, в ходе которой Россия вернула Смоленскую и Северскую земли и закрепила за собой Левобережье Днепра. Московский царь вёл борьбу со Швецией за возвращение утраченного выхода к Балтийскому морю и противостоял Турции, которая завладела Правобережной Украиной. Он реформировал государственное управление, подчинив царской власти приказные учреждения и Боярскую думу." [1]

"В его правление произошёл РАСКОЛ в русской церкви, вызванный ДЕЙСТВИЯМИ патриарха Никона по унификации церковных обрядов и исправлению богослужебных книг. Приверженцев старой веры жестоко преследовали церковные и светские власти." [1]

"Алексей Михайлович первый из Романовых провозгласил себя "самодержавцем". Современники дали ему прозвище Тишайший, имея в виду не особенности его характера, а его деятельность, направленную на установление "тишины" на Русской земле." [1]

2) Историческая справка: Софья Алексеевна была дочерью Царя Московского и всея Руси Алексея Михайловича и его супруги Милославской Марии Ильиничны (годы жизни 1624-1669).

"Прийдя к власти в результате стрелецкого бунта в 1682 году, Софья Алексеевна в течении семи лет управляла обширными землями Российского государства." [2]

"В юности под руководством одного из образовеннейших людей России того времени- Симеона Полоцкого- сестра будущего императора Петра Великого прошла курс обучения самым разным дисциплинам, что в ту эпоху было делом необычайным для царских дочерей, как правило заканчивавших свои дни в монастыре. Софья, как и её брат, обладала умом, волей и решительностью. Тем не менее в одиночку ей было не под силу решение многотрудных государственных задач. Поэтому правила она опираясь на своих фаворитов, самым влиятельным из которых был князь В.В.Голицын, ставший фактически главой правительства Софии." [2]

"На первых порах царевне и её окружению пришлось заниматься локальными проблемами. На волне стрелецкого бунта активизировались раскольники, готовые уже открыто защищать старую веру. После РАСПРАВЫ со старообрядцами пришло время усмерения вольницы, которая в дни волнений почувствовала силу и попыталась диктовать свою волю правительнице. Других заметных событий в области внутренней политики в правление Софьи Алексеевны не наблюдалось. Правительство было озабочено поимкой беглых крепостных и возвращением их хозяевам, прекращением разбоев на дорогах, а также ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ староверов." [2]

"Крупнейшим достижением русской дипломатии времён Софьи стало заключение в 1686 году "вечного мира" с Польшей, закреплявшего за Россией Левобережную Украину, Киев, Смоленск и его окрестности. В 1689 году в Нерчинске Россия и Китай подписали договор, который провозглашал принцип мирного решения территориальных споров и регулировал торговые отношения между двумя странами." [2]

"В правление Софьи русская армия под командованием В.В.Голицына дважды, в 1687 и 1689 годах, совершала походы против крымских татар, но успеха не добилась." [2]

"Важнейшим событием в культурной жизни стало открытие в 1687 году Славяно-греко-латинской академии, положившей начало всему высшему образованию в России." [2]

3) Историческая справка: Империатрица Всеросийская Елизавета Петровна была дочерью Царя всея Руси и Императора Всеросийского Петра 1 Великого и Императирицы Всеросийской, второй жены Петра 1 Екатерины 1.

"Елизавета Петровна- последняя правительница династии Романовых, связанная с её основателем по мужской линии: после её смерти прямая ветвь Романовых на русском престоле прекратилась." [3]

"В личности и в правлении Елизаветы Петровны можно обнаружить черты уходящей допетровской Московии, так и европейской России, заложенной Петром Великим и оформившейся при Екатерине Великой. Однако оборотной стороной этого особого положения стала во многом необъективная оценка правления Елизаветы Петровны. Екатерина, чьё царствование традиционно считается золотым веком России, много сделала для того, чтобы связать своё правление непосредственно с Пектром 1, сознательно оставляя в тени все достижения своей предшественницы на троне, с которой у неё были чисто женские счёты, как у всякой невестки со свекровью, роль которой исполняла Елизавета." [3]

"Вот как смотрит историк С.М.Соловьёв на правление Елизаветы Петровны:"Восстановление учреждений Петра великого в том виде, в каком он их оставил, постоянное стремление дать силу его указам, поступать в его духе сообщали известную твёрдость, правильность, систематичность действиям правительства, а подданным- уверенность и спокойствие.""  [3]

"Знакомство с фактами, относящимися ко времени царствования Елизаветы Петровны, производят впечатление, которое принято называть разрывом шаблона. Образ этой правительницы, закреплённый в нашем сознании литературой, в первую очередь вызывающей в памяти нарядное "елизаветинское барокко", трудно сочетать с правлением, главной чертой которого можно назвать твёрдость и здравый смысл. Можно спорить о том, насколько серьёзно вникала империатрица во все детали государственных дел на разных этапах своего царствования, но нельзя отрицать того, что она всегда определяла направление политики, как внутренней, так и внешней." [3]

"Одним из первых своих указов Елизавета Петровна декларировала возврат к петровским порядкам:"Усмотрели мы, что порядок в делах правления государственного внутренних отменён во всём от того, как было при отце нашем..." Знакомство с документами той эпохи показывает, что тважные экономические реформы, успех которых обычно приписывается исключительно министрам,в некоторых случаях принимались ими с подачи империатрицы. Если иддея упразднения внутренних таможен принадлежала Шувалову, то начало российской банковской системы положила сама империатрица, о чём есть документальное свидетельство самого Шувалова. Он пишет, что Елизавета "всемилостивейшее... о том рассуждать изволила." Конкретное предложение Елизаветы заключалось в том, чтобы "для уменьшения во всем государстве процентных денег учредить государственный банк из казённой суммы для дворянства с той осторожностью, дабы оные надёжны к возвращению быть могли."" [3]

"Утверждение православия ( а точнее- правоверия ) было одно из направлений внутренней политики, которым заведовала лично империатрица, причём жестоко и непреклонно." [3]

"В деятельности империатрицы на благо церкви не было никакого расчёта, как, например, у её покойной тётки Софьи, искавшей поддержки патриарха для упрочения своей власти. Утверждение правоверия всеми доступными средствами являлось для Елизаветы не столько политическим, сколько личным делом.Она видела в этом свой христианский долг и выполняла его со всем пылом своей набожности." [3]

"Вздохнувшие свободно в 18 веке староверы (в 1716 году Пётр 1 отменил "Двенадцать статей"- указ царевны Софьи, ставивший целью покончить с раскольниками) вновь оказались на грани уничтожения. В первый год своего правления Елизавета Петровна начала ГОНЕНИЯ на староверов. Она задалась целью извести их под корень. С одной стороны, она, будучи противницей смертной казни, желала воздействовать на раскольников убеждением. По её приказу Синод напечатал обличавшие заблуждения раскольников книги Дмитрия Ростовского и Феофилакта Лопатинского. Однако в раскольничьи скиты империатрица посылала не только книги, ног и войска. Результат был чудовищным." [3]

"Произошли массовые самосожжения. Этот ужасный способ отстаивания своей веры появился гораздо раньше, но именно в царствование Елизаветы Петровны принял эпидемический характер. Не дожидаясь появления солдат, староверы запирались в избах, заменявших им церкви, поджигали их и сгорали заживо. Сохранились сведенья о том, что в окрестностях Каргополя таким образом убили себя 240 человек, потом ещё 400, в Олонецком уезде одновременно подвергли себя мучительной смерти 3000 человек, под Нижним Новгородом - 600. Гневу империатрицы не было предела. Для борьбы с изуверством была создана специальная комиссия, но попытки выявить и наказать зачинщиков самосожжения привели лишь к очередной вспышке фанатизма. Да и странно было пугать арестами и пытками людей, готовых добровольно умереть в огне... Елизавета так и не смогла остановить их и они переодически случались в разных концах страны." [3]

"Не меньших сложностей доставило империатрице крещение мордвы. При том что христианизация народов мокши и эрзи была к моменту восшествия Елизаветы на престол уже почти закончена- правда, как оказалось, чисто формально. Назначенный ещё при Анне Иоанновне управляющим делами новокрещённый Казанской, Нижнегородской, Астраханской и Воронежской губерний епископ Дмитрий (Сеченов), под началом которого языческие народы были массово крещены, скоро должен был убедиться, что христианство во вновь созданных еперхиях не укрепилось. Инспекторская проверка миссионера- епископа в 1843 году чуть не закончилась трагически. В селе Саргей, где он приказал сжечь расположенное рядом с церковью эрзянское кладбище с надмогильными срубами, его чуть не убили. Елизавета, очень почитавшая епископа, отправила в Нижегородскую губернию карательную экспедицию, а также объявила новый рекрутский набор среди эрзян. Христианизация мордвы продолжалась- и успешно- в следующую эпоху, когда миссионеры Русской правоверной церкви отказались от принудительных мер." [3]

Уважаемые судари и сударыни! Обратите своё чуткое внимание на взаимоотношения между империатрицей Елизаветой и калмычки Хандши Джан:

"Большую роль в христианизации калмыков сыграло и обращение в правоверие Хандши Джан с сыновьями. Она была вдовой калмыцкого хана и сестрой кабардинского князя. Властная и решительная ханша после смерти мужа вступила в борьбу за престол в пользу своего сына, а когда русское правительство поддержало его соперника, обратилась за помощью к персидскому шаху. Елизавета Петровна замечательно справилась с назревавшим военным конфликтом на окраине своей империи. Ханша с сыновьями была привезена в Петебург и представлена при дворе. Елизавета подарила ей дом на Фонтанке. После принятия крещения семейство Ханши получило княжеский титул и фамилию Дондуковы, а затем с почётом и назначенным содержанием было отправлено домой." [3]

Продолжение следует завтра...

1) Источник: Скляров Г.А. "Князья, цари и императоры России. Алексей Михайлович".
             Часть № 23. 2016 год.

2) Источник: Скляров Г.А. "Князья, цари и императоры России. Софья Алексеевна".
             Часть № 41. 2016 год.

3) Источник: Скляров Г.А. "Князья, цари и императоры России. Елизавета Петровна".
             Часть № 4. 2016 год.

Примечание: Фотография храма староверов взята из православного интернета.
 


Рецензии