Речь моя о Шамиле...

Наверное, мне писать об этом нескромно,поскольку речь идет о моем близком родственнике,но,с другой стороны, почему бы и нет,если никто другой этого не делает,а факты - они и есть факты,кто бы об этом не говорил.
Меня с годами все больше удивляет, как Омаргаджи (Шахтаманов) безошибочно ориентировался в разных ситуациях общественно-политической и литературной жизни. И это при его суматошном, разбросанном, не оставляющем времени для спокойных размышлений образе жизни. Он умел различать истину от фальши,от всего конъюнктурного и наносного, четко различать слово по существу от демагогии ( разве только в личных взаимоотношениях прозрение пришло слишком поздно). Он умел предвидеть - в этом тоже,наверное, предназначение поэта и писателя.
     Так было,когда он будучи еще студентом выступал против гонений на Б.Пастернака.
     Так было,когда вопреки политической конъюнктуре написал поэму "Вернись" (Потеряная песня), своего рода оборотную сторону Гамзатовской "Горянки", поэму- предупреждение будущим поколениям , в которой показана горянка,приехавшая на учебу в город и забывшая отцовский дом,старую мать, потерявшая честь женщины-горянки (что,к сожалению,ныне стало обыденным явлением), за что его уволили с работы, не печатали, подвергали гонениям в СМИ..
     Так было,когда он написал открытое письмо к членам аварской секции Союза писателей Дагестана,в котором он , будучи смертельно больным, предупреждал,что своеволие и амбиции руководителя аварской секции Адалло Алиева ни к чему хорошему не приведут ( и,как всем известно, не привели), что не пристало дагестанским поэтам за спиной большого Поэта (Р.Г.) заниматься "словесными драчками" ( мы , к сожалению,и ныне постоянно наблюдаем эти "словесные драчки" поэтов).
     Так было и с этим письмом,которое я публикую ниже, хотя его могли бы написать не только безработный и беспартийный Омаргаджи Шахтаманов.


«Речь моя – о Шамиле…»

Члену Политбюро,Секретарю ЦК КПСС тов.Лигачеву Е.К.

Уважаемый Егор Кузьмич!
Речь моя – О Шамиле.О том значении третьего имама Дагестана и Чечни,под руководством которого горские народы вели долгую и неравную освободительную борьбу.
Речь - о Шамиле,о борьбе и личности которого, к сожалению, теперь уже больше знают в странах чужих,особенно , в странах мусульманского мира, чем в нашей стране. У собственного же народа Шамиля остались только устные песни и чаще субъективно-националистические легенды о нем. Запретное часто порождает нездоровое, и достаточно часто это нездоровое проникает к нам из-за чужих пределов.
Я говорю о том Шамиле,очернив которого авантюристу Багирову удалось облить грязью драматическую эпоху в истории соседней республики, народы которой он так люто ненавидел и называл не иначе,как авара,т.е. бродяги. Даже с помощью Берии когда-то ему не удалось воздействовать на И.В.Сталина и выслать дагестанцев вместе с чеченцами и другими народами.Но в вопросе о Шамиле он нашел поддержку у Сталина.
Почетный пленник русского самодержца,народный герой,борьбой которого восхищался Карл Маркс,специальным Постановлением ЦК ВКП (б) был объявлен «ставленником султанской Турции и шпионом английских колонизаторов» Скоропалительная статья реакционного националиста Багирова на долгие годы вышвырнула с весов истории объективные труды настоящих ученых,русских,советских историков Н.И.Покровского, И.Ю.Крачковского, М.Н.Покровского, С.К. Бушуева, дагестанских историков Р.М.Магомедова,Х.М.Хашаева, работы современников Шамиля, очевидцев и участников борьбы горцев Аль-Карахи,Гаджи-Али,Алкадари и других. Умолчали о симпатии и сочувствии к горцам великих русских людей: М.Лермонтова,А.Полежаева,Л.Толстого,Н.Добролюбова.Забыты слова Карла Маркса,призывавшего народы мира брать с горцев немногочисленных,которые так отважно борются за свою свободу.Не было русского писателя-демократа,который не интересовался о Шамиле,который не интересовался бы его личной храбростью,авторитетом у своего народа. Не из-за обиды,но для справки,не могу не упомянуть советского писателя В.Пикуля,который площадно ругает Шамиля,всю его семью.Но тов.Пикуль вообще любит ругать «восточную мразь». И это в книге для детей «Миниатюры».
Факты истории свидетельствуют: с давних времен между Дагестаном и Россией существовали добрые отношения.В 1721 году царь Петр по Каспию приплыл в Дагестан,переговорив с тамошними владетельными князьями,обосновал Порт-Петровск.
Советский историк М.Н.Покровский непосредственно связывал выступление горцев против царской России в 19 веке с карательной политикой генерала Ермолова.Донесения Ермолова царю как раз это и подтверждают.В трудное для себя время горцы на всенародном сходе выбрали Шамиля своим духовным и военным вождем. Но он начал свое дело не с борьбы против войск русского царя, а с борьбы против опоры царизма в горах – с уничтожения местных феодалов,которые опираясь на поддержку «белого царя» беспощадно угнетали горскую бедноту.Однако, по наущению все того же Багирова, спустя восемьдесят лет после смерти Шамиль был объявлен реакционером.
Религиозная оболочка – вот в чем видел реакционность движения горцев малограмотный авантюрист Багиров и испугавшиеся тогда некоторые историки.Они просто отбросили или позабыли методологическую установку марксизма-ленинизма – стремление в каждом народном движении прежде всего видеть социальные корни. Религия ведь тоже является одной из форм общественного сознания.
Письмо это я пишу Вам ни с кем не посоветовавшись – ни с друзьями, ни с другими. Я и в мыслях не имею просить о разрешении назвать именем Шамиля село,поселок,город,клуб,школу и т.п. Его именем в Дагестане названы родники,тропы.Не мыслю говорить ни о каком памятнике. Память народа – лучше памятника. Но поверьте, инерция запрета,инерция боязни,инерция инструкций и решений так неистребима иногда в провинциях,что даже упоминать имя Шамиля,во всяком случае до сих пор, не давали ни в литературе,ни в искусстве.Бывало снимали пьесу с репертуара театра,если там упоминалось о той борьбе горцев,о Шамиле. До сих пор не разрешена постановка в аварском драмтеатре инсценировка знаменитой повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Помню как трудно было моему учителю Расулу Гамзатову не дать выбросить из его книги «Мой Дагестан», выходившей в «Роман-газете» имя Шамиля и притчи,связанные с ним. Думаю и надеюсь,что это сейчас уже не проблема.В Дагестане есть образованная молодежь – творческая интеллигенция,ученые-историки,которые верно и объективно сумеют оценить борьбу наших народов и роль Шамиля.
Одна,но большая просьба у меня к Вам. Лично к Вам, потому что по долгу Вашей работы я,как писатель, обращаться должен к Вам. Неужели ради восстановления истины и справедливости нельзя отменить известное Постановление ЦК ВКП(б),осуждающее движение горцев как реакционное,а Шамиля ,как ставленника султанской Турции и английского шпиона? Этим благородным актом вернули бы народам Дагестана,Чечено-Ингушетии тяжелую,трагическую эпоху их истории,официально вернули бы народу имя его любимого героя. Этим высоким актом партии и правительства,мы заткнули бы рты всяким там псевдоисторикам и «радиоголосам»,которые вот уже около сорока лет спекулируют именем Шамиля. Этот акт,кроме всего прочего,имел бы положительный политический резонанс в мире мусульманских стран.
Боюсь,что письмо получилось длинным.Прошу извинения за то, что отнял у Вас время. Очень надеюсь получить от Вас ответ.

С уважением Омар-Гаджи Шахтаманов,
аварский поэт,член Союза писателей СССР.

P.S. На это письмо было поручено ответить Институту истории СССР АН СССР.Ответ за подписью зам.директора этого института А.Н.Сахарова был опубликован в журнале "Советский Дагестан" №5 за 1988 год.


Рецензии