Автопортрет на фоне гобелена

Попытка автопортрета на фоне гобелена
(по картине Григория Ханджяна "Айбубен"*)

Д у ш и  моей  анфас прямой и профиль
Прими, просящий; в корень зри.
Я – голубь белый в мягкой длани крохи,               
СполОх зари,  дочь  Н  а и р И!..***

Я – очи этой девочки  н а и в н о й,
Светло объемлющей мир весь!..               
Мне стать ли хитрой, алчно-креативной?
Доверье мне внушила  в е с ь!

Своекорыстья нет и лжи, притворства
В душе моей, лица чертах...               
Мне явлен этносом для стихотворства            
Весь путь, им пройденный в веках!

В чертах моих – армянства боль и повесть,
Высь древних гор крутых, извивы рек;   
Нос дедов и отцова честность, доблесть,
hАйк НаhапЕт, Месроп, НарЕк!..****

Армянки слитны ликом с письменами,
Что сотворил Святой Маштоц.
Свет Истин Вечных сквозь века над нами         
И свет ста тысяч ярких солнц!

И с нами Бог СвятЫй – тысячелетья,
Князья и царь, Католикос!..
Смогу ли всех назвать, запечатлеть я, –
Портрет до этноса возрос?!

Над всею древней нацией hайкАнской****
Сияет Сущий,***** буква-Крест…
Постигни, друже, суть, хоть мало-мальски,
Зри в корня глубь, и в высь, окрест!

Заметишь ты и  ангельские  крылья,               
Что за спиной, плечьми юниц…           (*см. словарь В.И.Даля: юнец - юница)
Шепни «Армянок истый лик открыл я», 
С восторгом глядя на девиц…

Армянки ли не вечные невесты               
У Жениха с небес – Христа?!
Не подиум, панель им, чистым, место, –
Алтарь, подножие Креста!..

Распятого слезьми омыть, оплакать,          
Восславить словом и воспеть
Способен hАй был, зная о расплате,         
Принявши за Христа и смерть.               

Сантухт назвав, и сорок дев казнённых,    
И ГаянЭ,****** и Г р и п с и м э, –       
Христовых, духом гордым не склонённых,
Явлю всем лики их во тьме.               

Спасавших  книг церковных своды  женщин
И дев, поющих  возле алтаря,
Я покажу, – с восторгом зри не меньшим,
Л у ч о м  их высветит  з а р я…      

Всех вдохновенно-нежных соплеменниц,
Явлю  портреты  вкруг себя...               
И древних чаровниц, и современниц, –
Зри, ус, бородку ль теребя!

…Имеет лик значенье ль, облаченье;
И  к а к о в ы   м о и  черты?..       
Долг помня, Свет нести – вот назначенье
Моё… Досель не понял ты?!

Просил меня прислать ты снимки –
Прими, постигни, в корень зри!..
Гламурный глянец я ль из "симки",
Иль пошлость пёстренькой картинки,
Иль  д о ч ь  свет-лей-шей  Н а и р и?!

27-28, 30.11.17

В-ты строчек:

Способен hАй был, зная о расплате,         
принявши за Христа и смерть.               
.......................................
Сантухт, царя дочь, сорок дев казнённых    
Назвав, и ГаянЭ,****** и Г р и п с и м э, –       
Христовых, духом гордым не склонённых,
Явлю всем лики их во тьме.   
________________________________

* Григор Ханджян. «Святые Месроп и Саак» («Армянский алфавит. Айбубэн»»).
Гобелен. Работа художника Г. Ханджяна, 1983.
Этот дивный своей живописностью и чёткостью гобелен по картине Г. ХАНДЖЯНА искусно вышит, сотворён, соткан  ПАРИЖСКИМИ армянками и преподнесён спюрком армянским в дар Сокровищнице СВЯТОГО Первопрестольного ЭЧМИАДЗИНА, месте пребывания Верховного Патриарха – Католикоса Всех Армян!

**НаирИ — древнее и поэтическое название Армении (в переводе – «Страна рек»).
***Гайк (hАйк Наhапет) — прародитель hаев-армян, потомок  Иафета, одного из трёх сыновей библейского Ноя, и соответственно, hаи – самоназвание армян, чей прародитель – hАйк; hай — армянин; а hайк — армянство (собир.существ. ср. р.)

***НарЕк - Григор НарекацИ - выдающийся армянский поэт 10-11-го века, известный  религиозными и духовными, нравственно-этическими и философскими темами своей лирики.

***** Сияет Сущий, буква-Крест… (пожалуйста, всмотритесь в верхнюю часть картины. В ореоле лучей всё станет яснее, выступят очертания знака Креста в армянской букве).

Сущий - Господь Бог, Творец Вселенной. В армянском языке слово "Сущий" начинается с буквы "Э", в основе начертания которой, как и остальных букв арм. алфавита, положен КРЕСТ!.. Армянский алфавит, принятый Месропом Маштоцем в Божественном откровении, имеет глубокие сакральные смыслы и значение (см. труды богословов и современных учёных.) На картине арм. Крест-буква "Э" выведена в самом вверху, в центре! Ниже - показаны фигуры Патриарха - первого Католикоса армян Саhака Партева, к-й благословил на сотворение (воссоздание и огласование) древнейшего алфавита, и также армянского царя тех лет и князей-воначальников. Саhак Партев, первый Католикос армян,  причисленный, как и Месроп Маштоц, к лику святых Армянской Апостольской Церкви, вместе с царем Врамшапухом активно содействовал созданию армянского алфавита в начале V века н.э, а также участвовал и в переводе Священного Писания.

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ СОТВОРЕНИЯ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ БЫЛИ ПЕРЕВОД БИБЛИИ, создание духовных текстов, открытие школ, просвещение нации и защита её от внешних врагов, от ассимиляторских притязаний соселдей-иноверцев, совершавших набеги на Армению и пытавшихся подчинить своему влиянию.

Месроп Маштоц активно участвовал и в создании грузинского (иверского, иберского) и агванского (алванского — народа, жившего в Кавказской Албании) алфавитов, о чём пишут автор «Истории Армении» знаменитый Мовсес Хоренаци и агиограф Святого Маштоца Корюн - ученики Первоучителя Месропа Маштоца.

Европейские ученые назвали армянский перевод Библии «царицей переводов», высоко оценил её и всемирно известный академик-лингвист Николай Я. Марр.

******Сантухт (Сандухт) – дочь армянского царя Санатрука, принявшая  мученическую смерть за принятие христианства ещё в 1-м веке нашей эры.

Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что Христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении.
Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, после Вознесения Спасителя один из Его учеников, Фаддей, прибыв в Эдессу, исцелил царя Осроены Авгара от проказы, рукоположил Аддея во епископы и отправился в Великую Армению с проповедью Слова Божия. Среди множества обращенных им ко Христу была дочь армянского царя Санатрука Сандухт. За исповедание христианства апостол вместе с царевной и другими новообращенными приняли по приказу царя мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз.

Несколько лет спустя, в 29 году правления Санатрука, и апостол Варфоломей после проповеди в Персии прибыл в Армению. Он обратил ко Христу сестру царя Вогуи и многих вельмож, после чего по приказу Санатрука принял мученическую смерть в г. Аребанос, который расположен между озерами Ван и Урмия.

******РипсимЭ, РипсимИя — раннехристианская армянская мученица и святая. В 301 г. в Армению пришли 40 девушек-христианок, которые во главе с настоятельницей ГаянЭ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной... ru.wikipedia.org›
(см. ещё остальные интересные примечания http://www.stihi.ru/2015/10/10/5886 .


ИТАК, ПОВТОРИМ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕЧАНИЙ УЖЕ ИЗ КНИГИ МОЕЙ 2005 г."АРМЯНСКИЕ СВЯТЫЕ ПИСЬМЕНА":
В 33 г. н. э. арм. царь Абгар крестил население своей страны после прихода апостолов Христа Фаддея и Варфоломея. В 301 г. Армения при царе Трдате III первая в мире приняла христианство как государственную религию. Крестил царскую семью и народ Армении Григор ЛусаворИч – Григорий Просветитель, впоследствии причисленный к лику святых. Почитают его и православные со времён Киевской Руси. Один из приделов Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве посвящён Святому Григорию – так повелел царь Иван Грозный в знак особой благодарности армянским артиллеристам за верность русскому воинству при взятии Казани.

На иллюст. картина Г. Ханджяна дана с обложки книги Хартавакян К.С. "Армянские святые письмена. Стихи и переводы". – Ростов-на-Дону: Журнал «Дон», 2005). Больший объём мегабайтов, самостоятельно найденный в Интернете, позволит вам, дорогие читатели, лучше осмотреть детали картины!..

См. также цикл сонетов Кнарик Хартавакян
http://www.stihi.ru/2015/10/10/5886

АРМЯНСКИЕ СВЯТЫЕ ПИСЬМЕНА (Цикл-венец из 17 сонетов )

Посвящается 1600-летию (и 1605- и 1610-летию) создания богоданного армянского алфавита и сотворения армянской письменности (405 г.) св. Месропом Маштоцем, Первоучителем и выдающимся просветителем нации, известным в мировой истории.


Рецензии