испанский композитор Сарасате...

Сарасате родился в Памплоне (Наварра) в семье военного капельмейстера и очень рано проявил музыкальные способности. Обучаться игре на скрипке начал с пяти лет под руководством отца, а уже три года спустя дал первый публичный концерт в Ла-Корунье.

Общество проявило к юному виртуозу неподдельный интерес, и с финансовой поддержкой одной из местных графинь он смог начать обучение в Мадриде, где вскоре выступил в присутствии королевы Изабеллы.

Одобрительно отозвавшись о таланте Сарасате, королева преподнесла ему в дар скрипку работы Страдивари.

В 1854 году скрипач поступил в Парижскую консерваторию, где обучался у Жана Дельфена Аляра, и блестяще окончил её с первыми премиями как по специальности, так и по гармонии в 1859.

Сольный дебют Сарасате в Париже состоялся в 1860 году, и вскоре он получил мировую известность благодаря идеальной чистоте исполнения, богатой палитре звучания, виртуозной технике и лёгкости игры.

В это же время появляются его первые сочинения для скрипки, среди которых выделяется фантазия на темы из оперы «Кармен», которую он сам блестяще исполнял на своих многочисленных концертах. В 1867-1871 состоялось его концертное турне по Северной и Южной Америке. Четыре раза Сарасате гастролировал в России, под впечатлением написал «Русские песни» для скрипки с оркестром (op.49). Сарасате также был хорошим камерным музыкантом и часто играл в составе различных струнных квартетов.

Музыканту посвящены (и впервые им исполнены) скрипичные произведения композиторов-современников, высоко ценивших его дар: Первый и Третий концерты, а также Интродукция и рондо каприччиозо Сен-Санса, Второй концерт и Шотландская фантазия Бруха, «Испанская симфония» Лало, Вариации Иоахима и другие сочинения, прочно вошедшие в репертуар как самого Сарасате, так и скрипачей последующих поколений.

Сарасате - автор 54 произведений, написанных исключительно для скрипки. Среди них наиболее известны «Цыганские напевы», ряд пьес из сборника «Испанские танцы», «Андалузская серенада», Интродукция и тарантелла, фантазии на темы популярных опер. Его сочинения по праву относят к шлягерам скрипичного репертуара.


                Произведения, написанные Сарасате

Фантазия-каприччио (Фантазия-каприс / Fantaisie-Caprice) скрипка и фортепиано
Птицы Чили / Los pajaros de Chile скрипка и фортепиано
Воспоминание об опере «Фауст» скрипка и фортепиано
Фантазия на тему оперы Дж.Верди «Сила судьбы» скрипка и фортепиано
Дань почтения Дж. Россини скрипка и фортепиано
Фантазия на темы оперы Ф.-А. Буальдьё «Белая дама» скрипка и оркестр
Мечты / R;verie скрипка и фортепиано
Фантазия на темы оперы Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» скрипка и фортепиано
Каприс на тему из оперы Ш.Гуно «Мирей» (Mireille) скрипка и фортепиано
Confidences - Romance sans paroles (Признание. Романс без слов) скрипка и фортепиано
Souvenir de Domont скрипка и фортепиано
Les Adieux (Расставания / Прощание) скрипка и фортепиано
Андалузская серенада / Андалусийская серенада скрипка и фортепиано
Сон / Le sommeil скрипка и фортепиано
Москвичка? / Moscovienne скрипка и фортепиано
Новая фантазия на темы оперы Ш.Гуно «Фауст» скрипка и фортепиано
Фантазия на темы оперы Вольный стрелок скрипка и фортепиано
Попурри на темы оперы Ф.Герольда «Цампа» (Mosa;que de Zampa) скрипка и фортепиано
Гавот не тему Миньон / Gavota on Mignon скрипка и фортепиано
Молитва и колыбельная (Pri;re et Berceuse) скрипка и фортепиано
Испанские арии / Airs espagnols скрипка и фортепиано
Фантазия на темы оперы «Марта» скрипка и фортепиано
Цыганские напевы /Zigeunerweisen скрипка и оркестр
Малагенья и хабанера скрипка и фортепиано
Андалузский романс и Наваррская хота скрипка и фортепиано
Плайера и сапатеадо скрипка и фортепиано
Баскский каприс (Баскское каприччио) / Capricho vasco скрипка и фортепиано
Фантазия на темы оперы Ж.Бизе "Кармен" скрипка и оркестр
Vito y habanera скрипка и фортепиано
Арагонская хота скрипка и фортепиано
Андалузская серенада (Андалусийская серенада) скрипка и фортепиано
Песня соловья / El canto del ruise;or скрипка и оркестр
Болеро скрипка и фортепиано
Баллада скрипка и фортепиано
Mu;eira скрипка и оркестр
Наварра две скрипки и фортепиано
Airs ;cossais скрипка и оркестр
Fantas;a en sapo Reina скрипка и фортепиано
Jota de San Ferm;n скрипка и фортепиано
Сортсико "Adi;s monta;as m;as" скрипка и фортепиано
Viva Sevilla! скрипка и оркестр
Сортсико "Дерево Герники" / Zortzico de Iparraguirre скрипка и фортепиано
Интродукция и фанданго / Introduction et fandango vari; скрипка и фортепиано
Интродукция и хота в виде каприса / Introduction et caprice-jota скрипка и оркестр
Сортсико "Miramar" скрипка и оркестр
Интродукция и тарантелла скрипка и оркестр
Охота / La chase скрипка и оркестр
Ноктюрн (Серенада) скрипка и оркестр
Венецианская гондольера / Gondoli;ra Veneziana скрипка и фортепиано
Румынская мелодия / Melod;a rumana скрипка и фортепиано
L’Esprit Follet скрипка и оркестр
Canciones rusas (Русские песни / Русские напевы) скрипка и оркестр
Памплонская хота / Jota de Pamplona скрипка и оркестр
Фантазия на темы оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан» скрипка и фортепиано
Jota de Pablo скрипка и оркестр
Сон / La R;ve скрипка и фортепиано
Фантазия на темы оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» скрипка и оркестр

Интересные факты

В рассказе Артура Конан Дойля «Союз рыжих» Шерлок Холмс и доктор Ватсон присутствуют на концерте Сарасате.

Герой одной из песен Александра Вертинского «…играет Концерт Сарасате». Однако это фактическая ошибка - скрипач не написал ни одного произведения в жанре концерта. Возможно, имеется в виду одна из Концертных фантазий композитора на темы известных опер (Ж. Бизе, «Кармен»).

В рассказе И. А. Ефремова «Встреча над Тускаророй» главный герой в ресторанчике в Кейптауне слушает «Цыганские напевы»:

Скрипка снова запела, на этот раз цыганские напевы Сарасате. Я всегда любил их и всей душой отдался звукам, говорящим о стремлении вдаль, печали расставания, о неясной тоске по непонятному…

Фрагмент из «Цыганских напевов» П. Сарасате звучит в мультипликационном фильме Г. Бардина «Прежде мы были птицами» (1982) по мотивам цыганской притчи. Также фрагмент данного произведения можно услышать в игре Splinter Cell: Chaos Theory.

Сарасате однажды прочитал в газете заметку, в которой музыкальный критик назвал его гением. Сарасате покачал головой: «В течение тридцати семи лет я не менее двенадцати часов в день упражняюсь в игре на скрипке, а теперь этот человек называет меня гением!»

                я гибну безвозвратно
                слушая "Цыганские напевы" Сарасате
                и вдаль несут меня аккорды
                ловлю твои я Сарасате  ноты
                а Королева Изабелла
                под скрипку твою  нежно пела
                я гибну безвозвратно...


 

 


 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.