Отчаяния академика Вернадского
Отрывок № 3 из русского репортажа
о чужих и чуждых
З А К Л А Н И Е
(1987 - 1991 гг.)
Памяти В.И. Вернадского
(12.03.1863-06.01.1945)
«Я знаю,что ничего не знаю…»
Сократ(*)
"Я ясно стал сознавать, что мне
суждено сказать человечеству новое..."
В.И. Вернадский(***)
1
- Приветствую вновь! Мне сродни почитатель,
Хотя из великого множества лиц
Не столь отдалённых, иной и читатель,
Не балуют мыслями как вспышкою блиц.
2
Вот ты обратился ко мне с намерением
По делу большому великой страны,
Но даже не слышно и шороха с рвением,
Чтоб мучились также иные мужи.
3
Не слушают Голоса, не чувствуют Бога,
Загнали себя в тиски суеты
Сотни тысяч мужей в степенях от порога
Известных наук и в плену пустоты. -
4
Он замолк на мгновенье, я же воскликнул:
- Коль Ульянов намеренно в философском труде
Вас цитировал, к слову, не преминул
Нам напомнить, приобщиться к судьбе.
5
- Что ж, - Он рукою на дверь указал
В зал высокий, обширный, где тысячи
В прошлом мужей восседали, и каждый кричал
В защиту свою, обусловливал речи.
6
Вернадский вмиг вышел из портала и в зал
Их вошёл. Все стихли. Я слышал жужжания звук
Уж рода иного - мух навозных удар
О стёкло...Оратор очертил пальцем круг.
7
Рука его медленно и так же игриво
Прошлась от портала до света окна.
В прищуре играли глаза. Не то, чтоб учтиво...
О нет! Он воскликнул, взметнулась октава:
8
- Да что вы брюзжите, и так опостылело:
Что жизнь ваша прорва и всюду безденежье,
Что всё растащили воры и бандиты. А было?..
Что было— то было! Познанья — безбрежье…
9
Учись?!— не хочу! Всё было доступно! —
И в школах, и в ВУЗах — твори ради Бога.
Выбирай себе профиль наук, и бесплатно
Выращивай личность: так просто — с порога!
10
Но Маркса да Ленина стали цитировать.
Миллионы страниц исписали «их мыслями»…
А сколько неверных?! — что устали и считывать 1)
В тенётах тех, якобы свёрстанных гениями.
11
Вы Маркса да Ленина стали копировать
В скульптурах, в картинах, в пыли мелодрам.
Но сколько гадать от их имени, ёрничать?
Невежда прикажет… Вы ж?— за ним по следам…
12
От Маркса и Ленина — свет озарения!
Но святотатец?— наотмашь хулит!
А вещая мысль от вселенского гения
Не ведает догм и над вами парит. 2)
13
Рождённые в полночь иль в утро туманное,
Зачатые в пьянстве, в разврате, в бреду,—
Теперь они властвуют, отвергнув желанное
Народное счастье как светоч уму.
14
Но кто же их выдвинул «вверх»? или данное
Свойство лазутчиков властью предписано?
Нет! Это вы им дорожки ковровые
Выстлали то ли по трусости, то ли намеренно…
15
Классиков мысли вам знать бы уверено
Не только на память, а в жизни для дела.
Но вы отличались в уме, и забыли… примерно
Как надобно знания воплощать до предела.
16
Не каждый живущий постигнет их мысли.
А бледность ума — в ядовитости сущей.
И грязью воззрений им мстят за их вещи,
За подвиг, за мысль уже ставшею вещей.
17
Но серость надменна, невежеством точит.
В ней ум и сознанье озареньем не блещут:
Тот — пленник инстинктов, этот — «радостей» хочет.
Но волны души к сердцам их не плещут.
18
И Сократу далёкому вы... не соперники.
Это он ради истины, опыта кровного
На погибель пошёл. Вы же — вестники
Разоренья страны, дня позорного.
19
Вы гордились когда-то, что светочем стали,
Для всех обывателей торили тропы.
На вас положились все люди и ждали
И мыслей и дел, но напрасны заботы.
20
А им бы ученье, что беды низложит,
Смекалку и скорость в трудах от невзгоды.
Прилежный наставник в заботе поможет
Инстинктами править на долгие годы.
21
Но долог и труден познания путь
В стремленье достигнуть высокого знания.
Достигнув его, — никогда не забудь,
Что этот рубеж — лишь отметка дерзания.
22
И незабвенному в мире Сократу:
« Я знаю, что знаю немного», — сказали бы…
Но боле всего, как по чести солдату,
Во славу наук да не струсили чтобы вы.-
* * *
23
Речь окончена. Вернадский вышел прочь,
Сел рядом, голову склонил в отчаянии:
- Страна в заклании. И ноосфере нельзя помочь.
Земля в опасности, "верхи" в безумии...
24
Как прав был тёзка мой Владимир,
Когда безумство бичевал и США,
И всей Европы в целом. Для них наш мир,
Как и планеты всей не стоят и гроша...
25
Но есть решение. И тот Сократа демон,
Который изначально от Бога до людей
Был нам посредник, теперь и во спасенье он.
Как бы то ни было: найдёт Господь мощней!
26
Прощаюсь я. Надолго ли? Творец во всеоружии!
Мужайтесь все и будьте бдительны... -
Так он октавой завершил слова похожие
И всем понятные, такие уж понятные они.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) « А сколько неверных?!» — в ряде случаев переводы классиков, например о собственности, сделанные Бакуниным М.А. умышленно неверно, так как по Гегелю и Марксу она тут же не уничтожается, а снимается (**); это учли в Китае и сделали экономический рывок; в СССР после Сталина некому было развивать науку о передовом обществе, хотя основу его заложили Сократ и Иисус Христос. Ещё в IV веке до н.э. Сократ ставил цель — научить людей жизни добровольной; осуществлению этой практической задачи должно предшествовать познание всеобщих этических норм всеобщего блага, ибо добродетель и знание — одно и то же. По этому пути после вышеуказанных гениев пошёл и Ленин, объявив новую экономическую политику, в которой частная собственность имела своё место в сфере обслуживания, торговли, мелкотоварного производства и др. После убийства Сталина Хрущёв всё это уничтожил как и частную собственность по Бакунину. Брежнев же согласился по этой проблеме с ним, ибо первый и второй в деле общественных наук были невеждами, если не сказать хуже.
2) « не ведает догм…» — всё в мире течёт и меняется; то, что было вчера,сегодня же или изменилось, или вообще безнадёжно устарело за исключением абсолютных истин в соответствии с диалектикой — наукой о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, есть научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей,приводящих к скачкообразному переходу от одного качества в другое.
(*) Сократ родился в 469 г., умер в 399 г. до н. э., основоположник отдельных элементов диалектического метода познания — обнаружения истины путём спора; задавая оппоненту вопрос за вопросом, он приводил его к признанию собственного невежества, а затем к познанию истинной добродетели, то есть помогал истине «родиться»; при этом всеобщее этическое понятие определялось путём сопоставления ряда частных фактов. Завершением этого метода было разделение понятий на роды и виды. Как известно многим, Сократа судили в 399 г. до н.э. в Греции. Это действо было описано Ксенофонтом и Платоном. Его обвинили в том, что он не почитает тех богов, которых чтит город и «выдумывает» собственных, тем самым «развращает» своих учеников и молодёжь города. Собрание из 500 афинских граждан приговорило философа к смерти, хотя он мог и откупиться, оплатив штраф. Но он этого не сделал и выпил яд, будучи в тюрьме. И вот спустя 2500 лет, состоялся очередной «суд» над античным философом в Афинах.Его «судили» десять видных юристов из Великобритании, Франции, США и Швейцарии, а также 866 зрителей. Мнение судей о виновности Сократа разделилось поровну («да» — пять судей и «нет» — пять судей), зрители в свою очередь за невиновность отдали 584 голоса. Такова историческая правда философии Сократа. Есть над чем подумать нынешним остепенённым мужам не на словах, а на деле. Множество притчей Иисуса Христа также были сказаны в защиту простого народа, ради социальной справедливости тамошнего и нынешнего населения планеты Земля. Но «сильные» мира сего во все времена этого не хотят знать и воочию лицемерят. И никогда бедные поэтому не примирятся с богатыми.
(**)В трудах К.Маркса по вопросам собственности нет слова vernichtung вообще (превращение в ничто, то есть по-русски уничтожение), а наоборот – везде и всюду глагол abschaffen и существительное Abschaffung — т.е. отменить, отмена, но не уничтожить. В известном выражении «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» есть ничто иное как диверсия. Более точное для понимания этой проблемы есть слово Aufhebung — это самый знаменитый термин гегелевской философии, и по-русски оно переводится как «снятие», то есть диалектическое отрицание. По мере накопления общественной собственности частная собственность отомрёт сама по себе, а это — длительные годы работы, работы и работы на основе всё новых и новых знаний. Вот чего не хотели говорить и понимать "хрущёвцы", объявив о построении коммунизма в 80-е годы. Абсурд! Но он имел место в истории СССР ввиду трусости или невежества учёного сообщества страны: урок Сократа ему не пошёл впрок, хотя тюрем и яду было достаточно. А зачем эти крайности?! Можно и переждать, перетерпеть,"перебдеть" и т.д.,что и делалось везде и всюду от простого преподавателя ВУЗа до академика всех Академий наук. И так страну-то и "профукали"...
(***) Недавно, исходя из новых знаний и общественной ситуации в стране, принято решение вернуть доброе имя русского гения Вернадского В.И. миру в том аспекте, который выстраивал сам Вернадский. Член-корреспондент РАЕН, доктор геолого-минералогических наук В.Волков занимается расшифровкой дневников В.И.Вернадского. Почему так долго они были под запретом? Да потому,что его мысли не совпадали с мировоззрением тогдашнего руководства страны! Благо, что не сожгли их -хватило же ума хоть на это! Гениальность Вернадского никем не оспаривается. Он был основателем более чем десятка новых научных направлений.Но главное - описание законов биосферы Земли и ноосферы как составной её части.Он оказался единственным советским учёным, ставшим академиком сразу трёх отделений Академии наук: геолого-географического, химического и физико-математического. В отличие от абсолютного большинства учёного мира Вернадский вошёл в главный труд Ульянова по вопросам философии, к тому же он владел утончённой чувственной системой, которая позволила ему входить в тонкий материальный мир - полевую форму жизни. Вот чего ну никак не смогли ему простить хрущёвцы, брежневцы и горбачёвцы - приверженцы грубого механицизма как пародии на материализм и вообще и в частности. И далее, Вернадский в своём дневнике пишет о демоне Сократа, Голос которого слышал и Сократ в своё время и сам Вернадский, абстрагируясь от житейских проблем после перенесённой им болезни. Слово "демон" тогда не имело нынешнего отрицательного значения, аналогичного понятию "дьявол", а обозначало близкое к духам. Демоны были посредниками между Богом и людьми. На этом понятии работала вся мировая литература до конца XIX века. Взять, к примеру,знаменитую поэму Лермонтова "Демон". В истории филологии такое встречается часто. И первозданные понятия того или иного слова так затираются в обыденной речи, что по прошествии десятилетий их и не узнать.Так произошло и с дантовской "Божественной Комедией", а современные священники напрочь не хотят слышать о лермонтовском "Демоне", да и современные понятия "демократии", "пропаганды" и др. так затёрли журналисты и политологи,что и диву даёшься их нынешним дефинициям. Так и понятие "Бог" превратят в "Сатану", что уже и есть на самом деле в США. И далее. Самыми опасными не только для гениев и талантливых людей, но и для всего человечества, - есть злостная серость, завидующая первым за то, что сами не способны сделать что-то значимое и прекрасное. Ещё при жизни гениев они, изворачиваясь, обнюхивают и оглядывают их с одной лишь целью - найти изъяны, дабы кричать и показывать их всем. А если этих изъянов нет, то сделать всё, чтобы они были и поспособствовать этому. Великими алкоголиками по их разумению были Юлий Цезарь, Сократ, Сенека, Рембрандт, Гофман, Мюле, Бетховен, Гендель, Глюк и даже Авиценна. Психическими расстройствами страдали Моцарт, Шуман, Свифт, Руссо, Гоголь и Лермонтов. По полной от них досталось и Пушкину. И этот список можно продолжать, если вникать в доводы завистников и той зловонной серости, которые заполонили ныне СМИ. Но все те гении и действительно талантливые люди, о которых идёт речь и не только о них, ведь родились без каких-либо изъянов, однако получили то или иное заболевание, общаясь именно с теми людьми, которые или содействовали заболеваниям, или видели как другие эти заболевания насаждают, внедряют, доводят до умопомрачения гениев, оставаясь в стороне, не желающие понимать, что гении есть дар небесный, который надо оберегать, защищать и оценивать как достояние народное. Именно так надо относиться и к гению В.И. Вернадского.
* * *
104/80
27.11. 2017 г.
Свидетельство о публикации №117112904301
Валерий Казачий 08.01.2018 21:45 Заявить о нарушении
злой умысел своего деда, о котором он уже после рассказывал в своём круге масонов- как он шёл к осуществлению дедовской мечты и как ему "мешало" КГБ.Если обычный прощелыга доходит до высот главы государства - то такого государства нет на самом деле, хотя формально на бумагах оно и есть. Вся беда в том, что те люди, которые обязаны были бы его остановить оказались трусами, уподобившись навозному червю. Людей, позиционирующих себя интеллигентами по должностям и реально таковых, в очень большой степени разнятся. Здесь правы оказались и Чехов, и Ленин
-каждый в своё время. Успеха Вам.-Геннадий
Геннадий Батаров 2 08.01.2018 22:14 Заявить о нарушении