Щелочной метод

На втором году обучения в Харьковском политехе нам начали читать курс аналитической химии, который включал в себя два раздела — качественный и количественный анализ.
Занимательная наука, требующая от студента не только приличных теоретических знаний в данной области, но и сообразительности и, что не мало важно, интуиции.
Всеми этими качествами (мне так кажется) матушка-природа меня не обделила, но по ряду причин наметилось существенное отставание по лабораторным работам.  Прогулы...
Я их, конечно, «отмазывал» «липовыми» справками о незначительных травмах или заболеваниях с освобождением на 3 дня (их изготавливали два товарища с нашего факультета, один, на клочке бумаги из блокнота, изображал штамп и треугольную печать какой-нибудь поликлиники г. Харькова, а другой писал таким жутким почерком, что он вполне походил на докторскую запись. Их фамилии я не буду упоминать в данной байке, несмотря на «срок давности»). Все бы хорошо, но, с невероятной скоростью  приближавшаяся зимняя сессия, напоминала о том, что нужно как-то ликвидировать «хвосты». Преподаватель аналитической химии, милая женщина, идя на встречу моим пожеланиям, разрешала мне в параллель с текущими лабораторками, выполнять и пропущенные. Помогал (хотя и крайне редко) щелочной метод...

Однако, начнем по порядку: чтобы разобраться, в этой критической ситуации (впрочем я лукавлю — таких «критических ситуаций» у меня было «навалом»!), нужно перенестись во времени лет на 5-7 назад, а то и на все 10.

Но начнем, пожалуй с анекдота:
 Отец листает дневник сына-школьника. Математика — 2, физика — 2, химия — 2, пение — 5... -Вот негодяй! Он еще и поет!!!

  У меня было, пожалуй, наоборот: я больше любил точные науки, а вот с пением — хуже некуда. И не то, чтоб я не прикладывал усилия. В попытке усвоения нотной грамоты и освоения хоть какого-нибудь музыкального инструмента, я записался в кружек духовых инструментов, при местном ДК (Дом культуры) и что-то уже получалось, но руководитель попал в неприятную ситуацию  и испарился лет на 8.
 Меня пытались записать в хореографический кружек, но отсутствие белых «чешек» (их ни где не могли купить родители. Старшее поколение знает, что это такое.), не позволило продолжить обучение.
Голос, кстати, у меня был зычный, но в ноты я попадал хреново, так, что меня выперли даже из школьного хора, т. к. я пел обычно не туда и мой ор перекрывал весь хор.

 После 8 класса, окончательно определившись с выбором профессии, и строя планы на получение высшего образования, в 9-10 классах я основательно подналег на освоение основных предметов. Но и о музыке не забывал тоже — нужно же было в пубертатном возрасте чем-то выделяться в глазах противоположного пола. Стараниями мужа моей старшей сестры, я освоил азы игры на семиструнной гитаре и, в скором времени, уже горланил блатные песни и матерные частушки, добавляя в репертуар песни В.С.Высоцкого, разученные под хриплый бобинный магнитофон. Позже, убрав 7 струну, перешел на шестиструнный строй и начал исполнять переделки (как бы сейчас сказали «ремейки») иностранных групп.  Например Christie: Yellow River  на русском языке стала песенкой про толстого Карлсона. В 80-тые таких переделок появилось много, на пример: Eruption - One Way Ticket из которой сделали «Синий,синий иней» и т. д.

 Короче, уж не знаю почему (лучшего что ли солиста не нашлось?!), к выпускному вечеру меня уговорили спеть пару песен дуэтом с одноклассницей  Таней ( у нее был красивый голос и музыкальный слух — не в пример моему), я же, поднаторев в сольном исполнении, ни как не мог «врубиться» в двухголосие (терцию). Сколько же я крови выпил и у Татьяны и у преподавателя пения (по совместительству аккомпаниатора) и сколько они пролили пота и слез, пытаясь вывести меня на необходимую тональность. Помог случай — в момент точного попадания в «терцию» я уловил  легкую вибрацию на губах и с этого момента все пошло по накатанной. А это ощущение я запомнил на всю жизнь.
 По окончании школы, успешно сдав экзамены, я был принят на факультет «Неорганическая химия» Харьковского политехнического института (ордена Ленина и им. В.И. Ленина!!!) и в сентябре 1973 года две группы нашего курса были направлены в колхоз на уборку корнеплодов (трудовой семестр). В местном «Доме культуры», куда нас поселили, нашлись инструменты: ритм-, бас-гитары, ударная установка и клавишные (ионика — так ее тогда называли). Ребята из нашей группы (2 лебединца и 2 харьковчинина) быстренько «сколотили» ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) и, что-то там отрепетировав, в выходные дни уже играли на танцах. Не помню точно, но покрайней мере двое из состава имели муз.образование: Шурик-вокал, бас-гитара и Нина-клавишные. Я так понял, что мне «не светит», но, когда ребята ушли на «перекур», я взял ритм-гитару и заиграл «квадрат»: Та-да, та-да. Та-да, та-да-та-да... Нина подхватила на ионике, даже без ударных и баса, мелодия получилась зажигательная и народ запрыгал.
 Позже Шурик мне признался, что я устроил некий переполох: они решили, что инструменты перехватила какая-то конкурирующая «банда»(?) и очень были удивлены, что это я «зажигаю»... С тех пор мы с Шуриком спелись...

 Уважаемый читатель, ты уже наверное устал от «непоняток», пытаясь найти связь между «аналитикой» и вокальным жанром. Еще минуточку терпения...
 И так: после первого курса я трудился в ССО в Харьковской области, а Шурик провел свой трудовой семестр на колхозных полях с. Петровское (той же Харьковской обл.), где он быстренько влился в местный ВИА и в выходные дни «наяривал» на танцах.
 В октябре, когда мы приступили к занятиям, Шурик, делясь впечатлениями прошедшего сентября, предложил «прошвырнуться» в выходные в с. Петровское, поиграть на танцах.
Взвесив все за и против, я согласился и мы съездили... а потом еще... и еще...
А надо признаться, что главным аргументом  «против» было то, что на субботу приходились «лабораторки» по «аналитике» (а нужно было выезжать из Харькова или в пятницу вечером или в субботу утром, т. к. путь был не близкий — что-то около пяти часов езды на автобусе).
Зато «за» перевешивало этот маленький «против»: за вечер, если мне не изменяет память, нам платили  по 5 руб. (для сравнения — стипендия 40 руб./ месяц), к тому же эти два дня нас кормили бесплатно (было, конечно же и то, чем можно «запить» вкусный обед, да и завтрак с ужином тоже).
 Не нужно думать, что мы руководствовались только меркантильными соображениями (хотя, чего греха таить, и ими тоже), были и другие не маловажные обстоятельства. В те времена мы еще не знали, что такое «звездная болезнь» (тогда еще только начинала «раскручиваться» Алла Пугачева), но, согласитесь, все-таки здорово, когда выходишь на маленькую эстраду, под песенку из «Бременских музыкантов»: - Весь мир у нас в руках, мы звезды континентов, развеем в пух и прах... и народ «заводится»!
Но главная «польза» от наших вояжей, все таки, заключалась в том, что, не имея своих инструментов, мы сыгрывались и набирались опыта... и... «хвостов» по «аналитике», как это не печально.
 Так вот, что бы понять суть "Щелочного метода", нужно описать лабораторию аналитической химии: помещение тесное, слева от двери столик преподавателя, за его спиной — раковина для мытья химической посуды (это немаловажная деталь), вдоль стен и посреди лаборатории размещались лабораторные столы со стеллажами, на которых располагались реактивы, хим.посуда, штативы, горелки и прочая дребедень.
И вот как-то на одной из лабораторок, «поколдовав» над очередной порцией раствора, я отправился к раковине мыть посуду и, когда я «наяривал» ершиком, отмывая очередную пробирку, к преподавателю подошла очередная студентка, сверить результаты. Это каким-то образом привлекло мое внимание и, через плечо преподавателя, перелистывавшего блокнотик с записями выданных заданий, я увидел...
На какие-то доли секунды мелькнула страница с записью — Бочаров и ниже: Ag, Pb, Cu...
 Вот это и был тот счастливый щелочной метод, т. к. его название происходит, как вы уже догадались, не от слова «щелочь», а от слова «щель». Так бывало иногда, преподаватель выходил из лаборатории, забыв на столе заветный блокнотик и, наиболее смелые, тут же подсматривали ответ, а мне провидение послало не криминальный вариант.
 Серебро, свинец и медь — это то, что было намешано в растворе для моей следующей лабораторки. По этому, «делом техники» было «намесить» в трех пробирках качественные реакции на указанные элементы, пропустив все промежуточные операции (описав их в ответе - чисто теоретически). В общем выполнение двух лабораторок одновременно было гарантированно!
Короче говоря, к сессии я вышел без «хвостов» и успешно сдал экзамен.

 Кстати, занятие вокалом, хотя и мешало (в некотором смысле) получению знаний, но иногда и помогало, если не получать знания, то, по крайней мере, получать оценки выше ожидаемых. К примеру, за выступление на интер.вечере я получил оценку «хорошо» по немецкому языку. Впрочем, это совсем другая история, о которой я, быть может, расскажу в своей следующей байке.

19.06.14г.


Рецензии
Володя, смеюсь и подписываюсь на все Ваши байки. Думала, буду весь день дуться на жизнь, как мышь на крупу, ан нет, развеселили!

Жду продолжения!
Таня

Татьяна Важнова   26.11.2017 18:07     Заявить о нарушении
Таня, рад, что удалось поднять настроение, а то у нас сегодня день такой сумеречный, что и мне как-то грустновато (напряжно) :)))
Бодрого настроения, не смотря ни на что :)))

Владимир Бочаров 56   26.11.2017 18:42   Заявить о нарушении