IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным
IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанскаго похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведенийСказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанскаго похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведений. Последний Казанский поход. Основание Арзамаса по летописи Мерлушкина. Ичалка (или Ардатка). Арза и Мас. Встреча Царя и основание города. Крещение мордвы. Указание на исторические неточности этого сказания. Путь Грознаго по Царственной книге. Места его станов. — Обилие преданий о прохождении Грознаго в разных местностях Арзамасскаго края. Исторические памятники сего похода, сохранившиеся до сего времени. Общий вывод из всего этого: вероятность посещения Арзамаса Иоанном Грозным и построения им арзамасской крепости. Настасьинския ворота. Первая церковь. Икона Воскресения Христова «Государево данье». Объяснение имени «Арзамас». Вероятность расположения царскаго и воискаго стана на месте с. Ивановскаго.
Летом 1552 г. Царь Иван Васильевич Грозный совершил третий последний поход в Казань, окончившийся 2 октября взятием этого города и окончательным присоединением царства Казанскаго к державе Московской.
Царское войско, уже много раз ходившее под Казань чрез Нижний Новгород и по Волге, на этот раз, против обыкновения, шло чрез Муром и Мордовскую землю. Среди жителей города Арзамаса досель сохранилось весьма распространенное предание, что именно во время этого похода и положено основание городу Арзамасу самим Царем Иваном Васильевичем. Предание это разсказывается со многими вариантами и, конечно, за 350 лет, могло быть искажено и разукрашено вымыслами.
В летописи Мерлушкина событие это описано так: Царь Иоанн IV, идя с воинством в Казань (в 1552 г.) и имея вожатым мордвина Ичалку, достиг лесистаго жилища потомков Теша. Жители, предводимые двумя братьями Арзаем и Масаем встретили Государя с покорностью и дарами, частию собственными, а частию собранными с волостей, изъявили желание быть верноподдаными Самодержца Московскаго и проводили его в предстоящий ему поход за свое селение. На возвратном же пути Государь был встречен жителями с прежним усердием и дозволил им просить у него, чего они хотят. Мордва просила: 1) чтобы местность, занятая их поселением была предоставлена во владение им и потомству их, 2) чтобы в их обществе поселено было несколько русских торговых людей и 3) чтобы татары, поселившиеся по берегам Теши, были изгнаны. — Царь принял их просьбу, выслал татар, а дачи, занятыя ими на месте нынешняго Арзамаса утвердил за мордвою и их потомством, разослал по некоторым городам грамоты с приглашением торговых людей и ремесленников селиться на месте теперешняго города и, потом, объявил мордве свою волю: о построении города в их жительстве. Два брата — старшины Арзай и Масай повиновались царскому приказу. На другой день состоялся из воевод царских совет, к которому были приглашены и Арзай и Масай с их старейшинами: с общаго согласия было избрано место дня возведения городской крепости. В присутствии Царя совершено молебствие с освящением и кроплением воды, и в присутствии Монарха произведена немедленно работа: разсчистка леса, копание рва и основание острога. Положив начало городу, Царь предложил язычникам принять святую Веру христианскую. Ответа не было. Тогда Государь объявил им: кто первый крестится, того именем назван будет новый город. Арзай и Масай, первые выступив из толпы многочисленной, изъявили желание к принятию св. Веры и вот из двух имен, Арзая и Масая, и составилось название Арзамаса. Первенцы Православия получили во св. крещении христианския имена: Арзай наименован — Александром, а Масай — Михаилом. Вскоре примеру двух братьев последовали нетолько жители новаго города, но и обыватели волостей, переименованные в дворцовых крестьян.
При основании города заложена внутри крепости церковь во имя Архистратига Михаила, на месте нынешняго собора.
С этим письменным сказанием Мерлушкина во многом сходны и устныя предания, сохранившияся в Арзамасе и переходящия из уст в уста. Впрочем некоторыя из них говорят, что Царь останавливался на том месте, где теперь село Ивановское, в одной версте от Арзамаса и даже предполагал построить на том месте и самый город, что село Ивановское он назвал своим именем, а церковь в нем посвятил своему ангелу Иоану Богослову. Другие говорят, что первая церковь, построенная в город Арзамас, есть также храм во имя Иоанна Богослова. Село Иванцево в 35 верстах от Арзамаса и мордовское селение Ивашкино, в Арзамасском уезде, близ Казанскаго трактира, также претендуют на основание Иоанном Грозным, между тем, как ничем не могут этого доказать и основываются лишь на происхождении имени их от имени Иван. Опровержением этого может служить уже то, что: 1) как исторически известно, Ангелом Иоанна Грознаго был не Иоанн Богослов, а Иоанн Предтеча и следовательно вышеупомянутые храмы в данном случае были бы посвящены Иоанну Предтече, 2) с. Ивановское получило нынешнее свое название от церкви уже в 1678 г., а до того времени именовалось деревней Мельничною.
В самом письменном сказании Мерлушкина есть неточность: он повествует, что Царь совершил основание города на возвратном пути, а между тем, исторически известно, что Царь возвращался из под Казани по Волге, на судах, 18 октября был в Василе, а 19-го торжественно встречен в Нижнем Новгороде.
А. Терещенко приведя в своих «заметках» сказание Мерлушкина старается согласить его с Царственной книгой о походе Казанском (С. П.-Бург 1769 г.), в которой ничего не говорится об основании Арзамаса. По словам этой книги Царь шел через Мордовскую землю по весьма кривому направлению. Первый ночлег его 20 июля был в лесу, на реке Велетьма, в 30-ти верстах от Мурома: второй его стан был на р. Шиленьт, (ныне на большой дороге между Кулебаками и Ломовкой), третий под Саконсоким Городищем на р. Теше, (на той же большой дороге верстах в 40 от Арзамаса). В селе Саконах действительно до 1872 г. сущ. деревянная церковь, в которой на царских вратах была надпись, что тут был царь Иван Васильевич 24-го июля 1552 г. Четвертый — на р. Ирже (к юго-западу от Арзамаса верстах в 35-ти), пятый — на р. Авшень (ныне речка Акта, именовавшаяся в прежних письменных делах Авше, (верстах в 8-ми от Арзамаса); шестой стан на Ковш; седьмой при озер Икше; осьмой — при озере, не дошед р. Пьяны (верстах в 25-ти от Арзамаса). (Цар. кн. стр. 157–167 и 252–253).
Приведя это указание царских станов А. Терещенко говорит, что путь, намеченный летописью Мерлушкина, далеко разногласит с царственной книгой, что во всем Ардатовском уезде, Нижнегород. губ. сохранилось устное предание, что выйдя из под Саконскаго городка Царь с войськом сбился с дороги в лесах (и уклонился, добавим мы, с прямого пути вправо). Близь г. Ардатова, бывшаго до Екатерины II дворцовым селом, есть село Кунендьево. Житель этого села мордвин (по сказанию Мерлушкина) Ичалка, а по «Нижегородке» А. С. Гацисскаго Ардатка (впоследствии основатель Ардатова) взялся проводить царя лесами на степовой путь. За указание дороги ему были пожалованы многия земли в потомственное владение. По словам А. Терещенко родители известнаго арзамасскаго протоиерея И. О. Сахарова и многие старики из духовенства помнили последняго потомка этого мордвина, по прозванью Огольцова, который быль не женат, слабоумный и пьяный, бродил по окрестным селениям с кузовом на плечах для собирания милостыныни и, в пьяном виде, потерял царскую грамоту чрез что лишился и права на жалованныя его предку дачи. В Кужендееве, в церкви долго хранился серебряный ковш, пожертвованный Государем. От Кужендеева, по сказанию Мерлушкина, царский путь лежал на с. Надежина, а с Надежина на с. Сыресево с уклонением на восток. Уцелевшая до сего времени в с. Сыресеве напольная деревянная церковь во имя св. Параскевы Пятницы, по сохранившемуся в народе преданию, построена на том месте, где стоял царский шатер. От Сыресева войско шло на восток на село Ичалово, где начинается речка Акша, а отсюда по этой речке прямо на север, т. е. к Арзамасу. Тут уже нельзя было Царю миновать того места, где ныне стоит Арзамас. Далее он, по словам того же сказанья, явился близь р. Пьяны, на пути в Казань при селе Вазьяне. (Вазьян слово мордовское и значит озеро). В церкви этого села хранится большая икона св. Николая Чудотворца, пожалованная, как говорит предание, самим Царем. Близь с. Вазьяна расположено и мордовское селение Вашкино или Ивашкино. Далее от этого села, по пути к Княгинину, сохранились предания о прохождении Царя с войском в селах Ягодном, Вельдеманове и Мурашкине.
А. С. Гацисский, весь свой век занимавшиъся изследованием истории Нижегородскаго края, говорит в «Нижегородке», что в южной части Ниж. губ. об этом походе сохранилось множество преданий и всякий курган, марок, всякая старинная находка приурочиваются к этому походу, хотя-бы они, очевидно, и принадлежали к другому веку.
Архимандрит Макарий Миролюбов (вполседствии архиепископ Донской), весьма много трудившийся над изучением памятников церковной древности в разных местах России, на местах своего служения, как известно положил начало этим своим трудам в Нижегородской епархии, где Промыслом Божиим суждено было ему пребывать 4 раза: сперва профессором Семинарии (1842–1851 г.), потом викарием, первым епископом Балахнинским (1866–1867 г.), затем Епископом Нижегородским и Арзамасским (1879–1885 г.) и наконец на покое в Нижегор. Благовещенском монастыре, где он и скончался. Вечным памятником его в Нижегородском крае навсегда останется его книга: Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. В четвертой главе этой книги перечисляются памятники последняго Казанскою похода (1552 г.) и сведения о них, собранныя приснопамятным Владыкой, представляют для истории Арзамасскаго края величайший интерес, поэтому мы и выписываем их почти целиком:
«Свидетелями этого похода в южной стороне Нижегор. губернии служат насыпные мары или курганы, насыпанные войсками Иоанна Грознаго, например: в Ардатовском уезде около селений Ичалова, Онучина и Собакина, до семи курганов; в Арзамасском уезде: между селами Хирином и Корином; в приходах, сел Бестужева, Постникова и Верхних Печерок, и в Сергачском уезде в с. Архангельском, Ветошкино тож, между селами Юриным и Гагиным близь р. Пьяны, и близь деревни Ломанихи».
По преданиям царем Иоанном Грозным построены церкви: в Ардатовском уезде в селах Моляксе, Надежине и Ичалове, в Арзамасском в Семенове, Четвертакове тож, в Скорятине-Кавлеи тож, Ивановском, Шатках и Малой Якшени и в Сергачском уезде в с. Андосове (понятно, что в течении 350 лет эти церкви не могли сохраниться и заменены новыми и предания — остаются преданиями, но как видно из дальнейшаго повествования сохранились и вещественные памятники).
Иоанн IV, не смотря на свой жестокий нрав, был религиозен и своеобразно-благочестив и, строя церкви на пути своем, в местах новоприобретенных для Русской Церкви и Державы, давал в эти храмы на память о себе св. иконы, церковную утварь и т. п.
Кроме, вышеупомянутых нами, царских врат в с. Саконах и серебряннаго ковша в церкви села Кужендеева, памятниками Царя Иоанна Грознаго и его похода были:
1) Образ св. Николая Чудотворца и Иоанна Воина, с уцелевшими остатками тонкаго серебряннаго оклада, принадлежавший в 1850 г. (время написания вышеупомянутой книги) крестьянину с. Абрамова, Арзамасскаго уезда, Максиму Сидорову. По преданию это одна из пяти икон, данных Грозным пяти окрещенным в то время мордвинам, которые жили на месте нынешняго села Абрамова.
2) В Арзамасском соборе икона Воскресения Христова.
3) В с. Архангельском-Кобылине, Арзамасскаго уезда, хранившияся (в 1850 же году) в церкви, без употребления, на стене царския врата из сломанной еще в XVIII столетии маленькой каменной церкви, построенной Иоанном Грозным. Церковь эта имела внутри длины, кроме алтаря, 8 аршин, а ширины 3 12 арш. и высоты с кровлею 7 аршин. Над трапезной возвышался на 5 12 аршин черепичный купол с главою и крестом. Село Архангельское-Кобылино пожаловано было Грозным Петру Васильевичу Левашеву, за воинские его подвиги.
Современный Арх. Макарию помещик Левашев удостоверял его, основываясь на актах, хранящихся в герольдии, что отряд царскаго войска, под предводительством П. В. Левашева, встретил здесь враждебное сопротивление татар, обитавших по обоим берегам р. Теши, и, сразившись, одержал победу, за что и пожалована Левашеву эта населенная местность с городищами и селищами татарскими.
4) В 2-х верстах от с. Дубенскаго, Арзамасскаго уезда, близь озера, царь Иоанн на память о своем пребывании поставил мраморный памятник, из местнаго камня, в виде столба вышиною в 2 аршина, а на нем икону Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии икона взята была в церковь с. Дубенскаго и доселе находится в иконостасе. Столб также перевезен в церковь и поставлен пред резным изображением Спасителя в темнице. На верхушке столба устроена чаша для постановки свечей и таким образом памятник превращен в подсвечник.
5) В с. Вазьяне предание и надписи ХVIII столетия свидетельствуют, что Грозным же пожертвованы, кроме упомянутой иконы Николая Чудотворца, еще 3 иконы и царския врата с резными изображениями Спасителя, Божией Матери, Благовещения, трех вселенских святителей, Николая Чудотворца, свящ. муч. Власия и св. муч. Флора и Лавра. Из надписи на них видно, что первым, современным Грозному владельцем с. Вазьяна был Приватарх (?) Лопатин.
6) В церкви с. Воронцова, арзам. уезда находится образ Успения, украшенный серебрянными венцами и цатами, с жемчугом, данный царем Иоанном в церковь с. Успенскаго, которая впоследствии была упразднена. В Евангелии, изображенном на этой иконе, под серебряной створкой, вложены частицы св. Мощей: Тита, Моисея и Евстратия Киево-Печерских.
7) В Сергачском (прежде Арзамасск.) уезде особенно богаты воспоминаниями о Грозном с. Ветошкино и его окрестности. Предание говорит, что Царь, остановившись в здешней местности, нашел, что она очень похожа на местность г. Тихвина и Тихвинскаго Большого монастыря, поэтому он повелел построить здесь, в местности между двух маров, церковь во имя Успения и основать при ней мужский монастырь, потом списать в Тихвине и прислать сюда копию с явленной иконы Божией Матери. Впоследствии монастырь был упразднен, обветшавшая церковь долго стояла, по ветхости, без Богослужения, а икона перенесена в Предтеченскую церковь с. Ветошкина, где особенно чествовалась окрестным населением.
8) В 5-ти верстах от Ветошкина, во время того же похода построен другой мужский монастырь, Троицкий. Предание говорит, что Царь на этом месте отдыхал, а из сохранившагося монастырскаго синодика видно, что устроителем этой обители был схимонах Мина.
9) В Казанской церкви с. Сакмы находится икона св. Николая Чудотворца, бывшая храмовою в третьем мужском, Николаевском монастыре, построенном Грозным на сем месте, почему село Сакма именуется также и Никольским погостом. Предание добавляет, что на содержание этого монастыря Грозным дано было 300 десятин земли.
Сводя в одно все эти повествования, мы приходим к тому заключению, что действительно царь Иван Васильевич Грозный, идя в Казань, был на том месте, где теперь стоит Арзамас, ибо согласно всех сказаний он шел по речке Акте, текущей прямо к Арзамасу с юга, а потом очутился на озере (по мордовски вазьян, не доходя р. Пьяны на востоке от Арзамаса, следовательно и не мог миновать этого места.
Затем в виду того, что до сего времени имя г. Арзамаса не встречалось ни в каких письменных памятниках, а потом чрез немного лет о нем стало уже известно, как о русском городе, следует полагать, что действительно город этот или основан во время похода Иоанном Грозным или существовал и прежде, как мордовское поселение, а им превращен в русски город, что вполне согласно с повествованием Мерлушкина.
Что Арзамасский острог, т. е. крепость, построен по повелению Иоанна Грознаго, косвенным образом подтверждает грамота Царей Ивана и Петра Алексеевичей, данная Никольскому монастырю в 1689 г., где приведена выписка из писцовых книг 1620, 1621 и 1622 г.г., в которой говорится, что Никольский монастырь находится в Арзамасе, в Меньшом остроге, вышед из города от Настасьинских ворот, идучи к Кузнечным воротам, на правой стороне…
Это наименование городских ворот Настасьинскими не могло произойти ни от чего другого, кроме, как от имени царицы Анастасии Романовны, первой супруги Иоанна Грознаго, а следовательно, и дано им самим, при жизни ея, а скорее всего лично во время Казанскаго похода.
Сказание, что первая церковь в Арзамасе была посвящена св. Архистратигу Мйхаилу, может подтвердиться тем, что в Арзамасском соборе до сего времени существует придел во имя Архангела Михаила, хотя в соборных документах ХVII столетия и не упоминается об этом.
Если же принять во внимание, что в соборе доселе сохранилась икона Воскресения Христова, которую всеобщее предание называет даром царя Иоанна Васильевича Грознаго, а в соборных документах она именуется «Государево данье», то вероятнее будет полагать, что первый Арзамасский храм Божий был посвящен Воскресению Христову.
Тем более вероятно, что сам Царь указал и место для этого храма, а если вспомним, как в древней Руси в один день строились обыденныя церкви, то можно допустить, что в присутствии царя и положено основание храму.
Относительно личностей Арзая и Масая можно допустить, что они были мифом, тем более, что наименование Арзамаса знатоки мордовскаго языка объясняют совершенно инача. Они говорят, что Арза или Эрзя есть собственное имя мордовскаго племени Эрзян, а Мась на мордовском языке значит добрый, хороший, прекрасный. Т. е. Эрзяне — добрый, хороший народ или же местность, занятая Арзамасом, или самое поселение есть лучшее в земле Эрзянь. Всего вероятнее, что этим именем называлось бывшее тут мордовское поселение и Иоанн Грозный, сделав его русским городом, оставил ему прежнее имя.
Впрочем урожденец с Выездной слободы Н. Н. Шипов, написавший «Историю своей жизни», которая напечатана была в «Русской Старине» за 1881 г. май пишет, что слово Арзамас — по мордовски значит «красная девушка». Такой перевод может быть объясняется незнанием мордовскаго языка и верой на слова какому нибудь мордвину.
Вещественных памятников пребывания Иоанна Грознаго в Арзамасе никаких не сохранилось, кроме упомянутой иконы Воскресения и страданий Христовых, прекраснаго стариннаго письма, но в древних описях церковнаго имущества она называется просто: «Государево данье», а потому может быть также приписана и преемникам Грознаго — царям Феодору Иоановичу, Борису Годунову, Василию Шуйскому и даже Михаилу Феодоровичу, ко времени царствования котораго относится древнейшая опись, составленная в 1643 году.
Предание о том, что царский стан расположен был на месте, где ныне село Ивановское — можно считать вероятным и даже несомненным: из вышеприведенных сведений видно, что царское войско шло с юга на север по берегу речки Акши, впадающей в Тешу против самого с. Ивановскаго, расположеннаго на горе, с которой открывается прекрасный вид на всю окрестность. Невольно представляется воображению — царский шатер, стоящий на самом возвышенном месте, вокруг него палатки воевод царских, а кругом по берегам Теши и Акши огромный воинский стан… ржание коней и гул человеческих голосов… чудная, теплая июльская ночь… а всего в версте на север мордовское сельбище Арзамас, жители котораго с трепетом ожидают, что-то скажет наступающий день?.. Если летописи и не сохранили нам повествования о пребывании Грознаго царя в Арзамасе, все же сомневаться в достоверности этого факта не приходится, ибо почти тотчас после Казанскаго похода имя Арзамаса появляется на страницах истории.
Author: Н. М. Щегольков
Свидетельство о публикации №117112502824