Назад к энциклопедистам
Через строй мыслей и образов творческих личностей любая эпоха проходит в своем первозданном, чистом, неискаженном виде. Только путем ознакомления с оригинальным, аутентичным текстом читатель может, наверное, максимально приблизиться в своем созерцании истории человеческого духа к изначальным источникам его творчества.
Но простого ознакомления читателя (в нашем случае – учащегося) с аутентичными текстами мало: требуется воссоздать в сознании человека целостную картину мировоззрения, причем мировоззрения научного, рационального, во всей его противоречивости и, так сказать, недоговоренности, незавершенности. И здесь нельзя игнорировать тот факт, что изначально задуманное единство научного и философского знания сохраняется в наше время только в старших классах средней школы. Но сохраняется это единство лишь отчасти, и при переходе из средней в высшую школу оно чаще всего теряется либо серьезно подрывается. В этом смысле прав профессор С.Г. Смирнов, который в своих «Лекциях по истории науки» пишет: «…единство учебных курсов разных школьных предметов… давно утрачено в системе высшего образования – в такой мере, что ни один современный университет не достоин, по справедливости, этого древнего гордого имени, но являет собой лишь россыпь независимых факультетов и кафедр. Их можно назвать «одноцветными» университетами: филологическим либо лингвистическим, физическим либо химическим, но никак не «гуманитарным» либо «естественнонаучным». Нам представляется, что одной тенденции необходимо противопоставить другую и таким образом нивелировать отрицательные последствия первой.
Попыткой сделать некий единый свод открытий и достижений мысли (в первую очередь, мысли научной и философской) в рамках конкретного исторического промежутка и является данный сборник текстов, который можно условно назвать электронной хрестоматией. Главной целью, которая напрашивается, если представить живьем такой труд, будет создание ресурса, интегрирующего представления читателей в различных областях научного знания. Это делается в противовес мощной общекультурной (точнее сказать – общецивилизационной) тенденции формирования у обучающихся «мозаичного» сознания и «клипового» восприятия, и, как следствие, «мозаичного» мировоззрения, и фрагментарной, нецельной картины мира. Частный случай этого явления – неоднократно фиксировавшаяся представителями научного и педагогического сообществ «существенная трансформация в последние два десятилетия пороговых знаний, жизненных представлений и профессиональной мотивации обучающихся. В обстановке современной школы абсолютно отчетливо проявляется невысокий уровень литературного и общекультурного кругозора школьника, отсутствие у него серьезных навыков «внимательного» чтения и если шире – последовательного добросовестного обучения, усвоения нового материала, самоподготовки. Несформированность данных качеств имеет чрезвычайно опасные цивилизационные последствия. У подавляющего большинства сегодняшних обучающихся слабо развита восприимчивость к информации, представленной как устно, так и письменно, наблюдается недостаточное развитие долговременной памяти. Способности к сопоставлению фактов (в особенности, фактов из разных отраслей знаний) и критическому мышлению оставляют желать лучшего.
Преобладающее у обучающихся «клиповое» восприятие допускает формирование лишь «кратковременного интереса к отдельным темам преподаваемых дисциплин – преимущественно «модным» или преподнесенным в броской мультимедийной форме. Это обусловливает неприятие рутинной трудоемкой деятельности по сбору и анализу научного и фактического материала – всего того, без чего невозможно проведение хоть сколько-нибудь серьезного исследования» .
Профессиональное педагогическое сообщество единодушно сходится во мнении, что в массе молодых людей «доминирует установка на быстрый успех, легковесное, но риторически выигрышное выступление, преподносимое как научный доклад… не опирающихся на глубокую проработку проблемы. Это в обозримом будущем не может не сказаться катастрофически на самом существовании гуманитарных наук, за которыми, можно предположить, придет черед и наук всех прочих.
В данной ситуации чрезвычайно значимым становится вопрос об изменении содержания, форм и методов обучения, что позволило бы частично компенсировать утрату молодым поколением наследия «эры Гуттенберга» – книжной, литературной культуры их предшественников. Необходимы и новые способы преподавания, представления информации, и новое понимание того, чему именно следует учить» .
Информация становится в наши дни доступной как никогда ранее. Одни и те же факты могут быть представлены в совершенно различных формах либо преподноситься в разнообразных ключах. И в этих новых условиях одной из важнейших становятся компетенции, связанные с умением ориентироваться в информационных потоках, находить необходимые для глубокого изучения источники, критически осмыслять пройденный материал, а также сопоставлять различные точки зрения на ту или иную проблему. Всё это объективно усиливает потребность учащихся в обладании обширными фоновыми знаниями. Широкая общая эрудиция проявляется, в частности, в знакомстве с большим количеством разного рода текстов. Как обеспечить приобретение современным школьником этих разнообразных знаний, привить интерес к самому процессу их получения – один из важнейших вопросов, стоящих перед сегодняшними учителями. И от того, как мы, профессиональное сообщество, на него ответим, будут во многом зависеть дальнейшие тенденции и перспективы отечественного образования.
Задача, как мы видим, огромной значимости и колоссальной сложности. Юношеское сознание во многих смыслах чрезвычайно уязвимо. В бурном течении разнопорядковых конкурирующих потоков информации неустоявшееся мировоззрение разрывается, дробится на мелкие осколки, не имеющие смысла вне своего непосредственного контекста, пространства (например, игрового поля виртуальной игры). Но мир предметен, и реальность существует в согласии с объективными конкретными законами, которые отменить или заменить никто не в силах. Остается лишь один путь – знать эти закономерности и отношения, ибо «мир един… и человек един», это понимали уже древнегреческие мыслители.
Ситуация тотальной информационной доступности и открытости современного мира имеет, бесспорно, ряд принципиальных преимуществ перед всеми прошлыми эпохами. Преимущества эти очевидны и говорить о них снова сейчас не имеет смысла. Но, будучи фундаментальным поворотом цивилизационного развития современности, информатизация имеет ряд «подводных камней», невидимых невооруженным глазом, но оттого не менее опасных. «Оборотной стороной свободного доступа к информации – бесспорно, являющегося высшим достижением и наиболее привлекательной стороной современной культуры – становится резкое снижение качества представления информации, ее профессиональной экспертной оценки. В условиях господства тезиса об отсутствии истины и принципиальном равенстве отдельных мнений, концепций и интерпретаций чего угодно, фундаментальная наука вообще, а гуманитарная – в силу меньшей формализованности и большей субъективности, – в особенности испытывают сильнейшее давление со стороны непрофессиональных суждений и гипотез, претендующих на равную с научными теориями правомерность» . Парадоксальное, но при этом вполне закономерное «состояние постмодерна» (термин современного французского философа-постмодерниста Франсуа Лиотара), выбивающее почву из-под ног рациональных форм знания (и науки в первую очередь!), вполне способно превратить жителей нашего мира в цивилизованных дикарей, сползающих в новое средневековое мракобесие и исповедующих неообскурантизм.
Мы не выдвигаем в этих непростых условиях единого решения или некой панацеи. Мы лишь предлагаем один из механизмов формирования целостного мировоззрения, построенного на основе научной, рационалистической матрицы. Рационалистическая парадигма прошла, в течение последних трех веков, неоднократные проверки на прочность и устойчивость. Основное достоинство научного мировоззрения – в его открытости и принципиальной незавершенности, в его обращенности в будущее и историческом оптимизме, и в этом оптимизме черпает силы каждое последующее поколение. Так было и в середине XVIII века, на заре серьезных перемен в общественно-политической жизни Европы и, в частности, Франции. Старые формы знаний и морально устаревшие способы их трансляции требовали модернизации, а в некоторых случаях – скорейшей замены. Кризис отжившего мировоззрения был налицо. Одним из ответов на вызовы того времени стала знаменитая Энциклопедия, вышедшая из-под пера великих французских ученых и философов: Д. Дидро, Э. Д`Аламбера, Ж-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, П. Гольбаха и др. Свою задачу они видели в том, чтобы собрать, обобщить и научно систематизировать все имеющиеся на тот момент знания о природе, обществе и человеке. Как показал дальнейший ход истории, со своей задачей энциклопедисты справились блестяще. Их детище стало одним из локомотивов духовной культуры Европы во второй половине XVIII, а во многом – и XIX века.
Безусловно, электронный вариант хрестоматии не претендует на всеохватность, поскольку, во-первых, адресована не столько профессиональному сообществу, сколько школьникам и студентам, мировоззрение и социальные компетенции которых только формируются. С другой стороны, в отличие от классической энциклопедии или узкоспециализированных хрестоматий, наше пособие, как инструмент взаимодействия учителя-предметника и учащегося, носит принципиально незавершенный, перманентно развертывающийся характер, поскольку его инновационный потенциал будет непрерывно возрастать по мере подключения к нему новых информационных технологий и педагогических методик.
В качестве пособия данная хрестоматия может быть полезна при освоении практически любого школьного предмета, в особенности, в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Но в первую очередь, как нам представляется, пособие поможет при изучении истории, обществознания и литературы, по причине широчайших комплексных связей обозначенных дисциплин.
Авторы-составители выражают надежду на то, что данный опыт написания хрестоматии не будет единичным, а продолжение его впоследствии приведет к созданию единой системы взаимосвязанных текстов, покрывающих значительные исторические периоды и эпохи в становлении того, что мы называем сейчас мировой наукой и, шире, мировой культурой.
Свидетельство о публикации №117112510089