Это Я

Улететь в никуда,
Не оставив следа,
Рассекая мгновением небо,
Здесь была или нет,
В высоте есть ответ
И ему доверяюсь я слепо.

Вспыхнет точкой звезда,
Ты поднимешь глаза
В отражение мира ночного,
Пусть пройдёт много лет
Звёздный тайный тот свет
Это Я - пишет снова и снова…


Рецензии
Тема исчезновения в никуда делает стихотворение носителем желания, а это очень сильная эмоция, живущая на волне автора. Наречие "никуда" имеет два значения, оба — с отрицательным оттенком. Первое означает отсутствие места, локализации или как минимум, невозможность дать этому месту наименование, понятное другим. Второе — это выражение высшей степени негативного проявления признака или обстоятельства (никуда не годный характер, поступок).

Желание лирической героини совершить это бегство продолжается еще одним отрицанием "не оставив следа". Обычно так говорят, подразумевая возможность вернуться, потому что подсознание устроено так, что ему не нужно делать акцент на отсутствии. Если человек видит перед собой преграду из стены, он называет только один объект — стену. Он не будет говорить и думать при этом, что это не щит, не дверь, не окно и еще тысячи не, которыми стена не является. Так и с отрицанием, акцент на отсутствии следов, подспудно говорит о том, что лирической героине очень хотелось бы, чтобы эти следы начали искать.

Спрятанное и скрытое от самой себя чувство, которое героиня может доверить только небу, говорит о многом: о ситуации или свойстве характера - интроверсии, об опасении резонанса со стороны внешних контактов (в область доверия входит только небо), об отстранении ради сохранения чего-то дорогого, но ставшего далеким.

Тема "не следов" продолжается во второй части. Там, где персонаж уже высоко и является чистым светом ("вспыхнет точкой звезда"), читай — удаленным до нельзя следом, он становится не материальным, удаленным по времени (световые года) и расстоянию ( парсеки и вселенные) объектом восприятия кого-то из тех, кто остался внизу. Материализация этого света повествователем становится написанными словами. Если у воды известный круг — это земная юдоль, то попытка сделать этот круг света через звездное небо делает образ героини сопряжением слова и вечной темы Логоса.

Такая интерпретация отсылает к известным цитатам теософов о возникновении речи, как источника жизни. "Вначале было...". Тема растворения/ухода/исчезновения приобретает библейский оттенок.

Это явление, переход световой волны в слово, существует и сегодня, и называется оно "автоматическое письмо". Но оно не требует никакого вознесения а наоборот, глубокого погружения в мир авторов, волна которых резонирует с читателем. Но акцент в тексте делается на то, что свой возврат героиня связывает именно со словом. Значит, в данный момент существуют какие-то условия, которые сделали общение невозможным. За первичным желанием стоит не обозначенный внутренний конфликт или неразделенное чувство.

Учитывая внутренний посыл и тепло последних строк, скорее всего это второй вариант. И даже если представить, что следствие ухода не связано с какими-то отношениями, то здесь доминируют два мотива — искреннее желание остаться тайным визави и все-таки быть узнанным...Заглавная "Я", как будто вырвавшаяся на волю эмоция, тщательно скрываемая на протяжении всего стихотворения. В этом высоком регистре буквы как будто единственная возможность стать одним целым через слово с тем, "кто однажды посмотрит на небо ночное".

Учитывая информацию последних знаний о том, что почти все видимое и живое от камней и породы, до флоры с фауной и человека — это глобальная экосистема небесного света, Солнца и остальных созвездий, желание героини выглядит не таким уж метафизическим.

В стихотворении узнаваемые эмоции усталости от коммуникаций, желание одиночества, выход за грани, но все-таки возвращение туда, где обстоятельства стали причиной ухода...Стихотворение не изобилует тропами, есть в нем эпитеты: "мира ночного", "тайный свет". Есть скрытое сравнение "точка звезды", метафора — "свет это Я", олицетворение "свет пишет". Такая приближенность речи к реальной с минимальным использованием тропов, с одной стороны, делает звучание темы открытой и доступной для любого читающего, с другой, говорит о глубине внутреннего конфликта, делающего слово не материалом создания новой реальности, а лишь возможностью передать без искажений интонации настоящего переживания. Так земное притяжение оказывается сильнее ночного света...

Кшесинская Деметра   28.11.2020 11:23     Заявить о нарушении
Деметра, спасибо Вам огромное за такую интерпретацию моего маленького стиха, перечитала несколько раз Вашу рецензию...всё совпало...стих, действительно, был написан почти сразу, на одном дыхании, а может быть, был уже готовым в подсознании...

с искренней признательностью и теплотой к Вам,
извините за большую задержку,

Люфтн   25.02.2021 14:01   Заявить о нарушении