Разговор о стихах
В поэзии слово - всё; в прозе(художественной) слово-
только средство. Поэзия творит из слов, проза (худ.)-
из образов и мыслей, выраженных словом.
Если автор достигает своей цели, подчинив себе
стихию слова, его создание- поэзия.
Если конечная цель достигнута силой образов, энергией, ясностью и точностью мысли, его создание-проза. Оживлённое слово-вот результат творчества
поэта, оживить слово- вот его задача.
Творчество истинного поэта идёт от слов к образам
и мыслям, т.е. от формы к содержанию, Ложное творче-
ство пытается облечь в словесную форму уже данное
содержание. Поэт, знающий заранее, что он напишет,
никогда не может создать истинно поэтическое
произведение, В истинном творчестве "содержание"
всегда-искомое, высняющееся в самом процессе творчества.
*****************************************************
РАЗГОВОР о СТИХАХ. Е. ЭТКИНД.
"И каждый читатель как тайна ,
Как в землю закопанный клад"
/Анна Ахматова/
Настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать
по разному, с меньшей и большей глубиной понимания.
В сущности они на это и рассчитаны: каждый получает
от поэзии то, что он способен от неё взять. Это зависит от многого: от уровня образованности, от
объёма его жизненного и душевного опыта,от возраста,
наконец от чуткости и одарённости.
Нельзя сказать: "Это стихотворение я уже прочитал".
Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая
их для себя, обнаруживая неведомые прежде глубины
смыслов и новую, не замеченную доселе красоту
звучаний. Лирический поэт рассказывает о себе, своей
любви и своём горе. Но рассказывает так, что требует
от читателя сотворчества. Читатель, как бы становится на место поэта и говорит его словами,
его ритмами о собственной жизни. Поэт приобщает
вас к своему опыту, но его опытом вам не прожить,
если у вас нет собственного. Стихи останутся рифмо-
ванными строчками-звучными, прекрасными, но всё же
строчками, т.е. словесностью, если вы не сможете
обогатить их своим переживанием. Чем глубже будет
опыт читателя, чем содержательнее жизнь его духа,
тем полнее он будет ощущать и себя тоже автором
этих строк.
Слово о стихе.
" В каждом слове бездна пространства.
каждое слово необъятно, как поэт"
/Н. Гоголь о Пушкине./
И в природе и в обществе многое происходит случайно:
стихи живые существа, да и люди не подчиняются
законам логики.
Любовь женщины подобна слепой,неразумной стихии,
у неё свои, особые законы, которые нельзя перевести
на язык рассудка. Творчество тоже стихийно: поэт
воспевает вовсе не то, что принято считать величавым
или прекрасным, а то, к чему его влечёт вдохновение,
не подчиняющееся расчёту. Именно в этом ценность
художественного творчества. Значит сопричастность
не разумной стихии и делает человека поэтом.
Поэзия свободна, как свободны ветер, орёл и сердце девы. Она не знает сословных предвзятостей.
Поэзия подчинена совсем иным законам, чем вся
прочая жизнь. В поэзии действуют другие измерения,
другая логика. Прежде всего она опирается на
целостное понимание и восприятие мира, в котором
равны друг другу лунное сияние и любовь Дездемоны ,
ветер и орёл.
Творчество - жизнь.
Язык этот и в самом деле другой, не тот, обиходный,
к которому мы привыкли. Всё, казалось бы, такое же ,
и всё, однако, совсем другое: слова, соединение слов,
фразы, синтаксические построения. Вроде как бы всё
совпадает,но это лишь внешне обманчивое впечатление.
Усталость. А. Блок
Кому назначен тёмный жребий ,
Над тем не властен хоровод.
Он, как звезда, утонет в небе,
И новая звезда взойдёт.
И краток путь средь долгой ночи,
Друзья, близка ночная твердь !
И даже рифмы не короче
глухой, крылатой рифмы смерть.
И есть ланит живая солость,
Печаль свиданий и разлук...
Но есть паденье и усталость,
И торжество предсмертных мук.
Нельзя ничего понять в этом стихотворении, если по-
дойти к нему с прозаической меркой,оно рассыплется
станет пустым набором слов. Чтобы прочесть эти
двенадцать строк Блока, надо прежде всего понять
систему стихотворения, строй поэтической мысли
автора,понять, что в этой вещи нет никаких конкрет-
ных признаков реальности,что хоровод это не хоровод,
звезда-не звезда, небо- не небо, что путь, ночь,
ночная твердь, алость, ланит, падение- все эти слова,
приобретают в блоковской поэзии особый смысл.
Нет искусственной литературы, отдельной от челове-
ческого существования.Творчество это и есть жизнь.
Процесс писания стихов равносилен процессу существования.*
* этот материал мной взят из "Литературной газеты".
/где-то 1981-1985г.г./
Свидетельство о публикации №117111906754
Прочел!
К моему мироощущению больше всего подходят слова А.А. Ахматовой.
Конечно, человек - тайна. Но в стихах нет тайны. Тайна всегда в человеке. В авторе, в читателе. Именно они наполняют слова смыслом, эмоцией, этой самой тайной. А сами слова лишь знаки, присутствие этих смыслов, эмоций в истории обозначающие.
Именно способность родить и возродить тайну человеком и есть истинная мистика.
Поэтому всегда наличествует проблема:
Что хотел сказать автор?
Что он (автор) в действительности сказал?
Что понял читатель?
Что в действительности он (читатель) понял?
И эта проблема до конца никогда не разрешима.
Вот как-то так.
Никола Федоров 02.01.2018 06:05 Заявить о нарушении