Проповедь о силе веры

Сила веры
«Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте;
она не умерла, но спит» (Лк. 8, 52)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы братья и сестры! Сегодня Церковь празднует память святого Варлаама Ху;тынского, великого новгородского подвижника XII в., который обладая огромным образованием и будучи из рода, обладавшего большими богатствами, оставляет всё, удаляется в пустыню и - как в будущем преподобный Сергий - устраивает живую братскую монашескую обитель. Он становится всем слугой. В обители также начинает подвизаться тот, кто был его учителем и стал его учеником. Как пишется в синаксаре  в монастыре святого Варлаама господствовала любовь и главное послушание было духовно любить друг друга и служить друг другу.
В этот день мы слышим Евангельское чтение посвящённое преподобным, в котором говорится как раз, что к Спасителю приходили все, прикасались к Нему, чтобы исцелиться и это исцеление касалось всех. Когда господствует любовь и братство, то тогда вне зависимости от достоинства каждого - Божественной любви хватает на всех.
В чтении, посвящённом сегодняшнему дню, мы слышали о том, как Господь оказывается на пути в дом Иаира с тем чтобы исцелить дщерь его, которая, не дождавшись этого посещения, преставится. По дороге Его теснит толпа, Его теснят люди и кровоточивая жена получает исцеление.
В одном Евангельском чтении мы слышим о том, как исцеление касается всех, кто прикасается к Спасителю, в другом же, как исцеление касается всего лишь одной из многих, кто прикасается к Нему. В одном Евангельском чтении мы слышим о даре, который преподавется вне зависимости от степени готовности и духовной чистоты болящих, а в другом о даре по силе веры и упования.
Мы можем задать себе вопрос, есть ли в этом исключительном исцелении какая-либо жестокость, не является ли исцеление одного менее человеколюбивым чем исцеление всех? Конечно наше сердце подсказывает, что в этом нет никакой жестокости, но есть особое страдание человеческой души, особое обстоятельство, которое приводит к тому, что малое исцеление одного оказывается более значимым чем исцеление всех. Очень часто, дорогие братья и сестры, в нашей жизни есть непреодолимые обстоятельства, но если мы принимаем их со смирением и упованием, то тогда Господь неожиданно для нас, но, когда мы молимся, подаёт чудо Своей Божественной любви.
В этом же Евангельском чтении есть таинственные слова. Спаситель утешает тех кто плачет у гроба дочери Иаира говоря: «Не плачьте; она не умерла, но спит». Но ведь при произнесении этих слов дщерь Иаира уже умерла и плакали те именно, кто оплакивал ее смерть. Так, неужели Спаситель не знал о смерти или говорил неправду? Нет! Слова «она не умерла, но спит» говорят о будущем, грядущем исцелении дочери Иаира как о настоящем. Слова «она не умерла, но спит» проникнуты удивительной верой в силу воскресения, они говорят о будущем как о настоящем, чтобы не только утешить окружающих, но показать насколько сильна вера. Слова Спасителя «не умерла, но спит» говорят нашей душе, чтобы она не расслаблялась и переживала свои текущие скорби, свои обстояния, безысходность не как то вечное, что держит нас в плену, но как приходящее, дабы мы верили в то, что Божественная сила и благодать придут и освободят нашу душу. Сила веры оказывается не в том, чтобы осознать свою греховность и неисправимость, а в том, чтобы исправиться. Сила веры не в том, чтобы жить греховным настоящим как какой-то реальностью, но в том, чтобы жить святыми мыслями и чувствами в будущем как в настоящем. Сила веры в том, чтобы наша душа, дорогие братья и сестры, восстала и, прикоснувшись к ризам Спасителя, получила благодатный дар исцеления, шла далее и его хранила.
Часто настоящее, в плену которого мы оказываемся, как бы довлеет над нашей душой, и мы пребываем в своей неисправимости и, многократно приходя на исповедь и многократно приходя в храм, кажется остаёмся сами собой. Но слова Господа можно понять и о нашей душе: «Не умерла, но спит»! Он словно говорит ей: «Душа, ты не умерла, но ты спишь, и ты должна восстать». Попросим же Варлаама Хутынского, который является примером доброго подвижника, чтобы Божественная любовь водворилась в нашей жизни, и чтобы мы, дорогие братья и сестры, были ли бы не мертвыми, но живыми. Аминь.


Рецензии
Спаси Господи, отец Дионисий! Очень нужные слова.

На горочке
(Преподобному Варлааму Хутынскому)

На горочке, на горочке часовенка стоит,
Там святе Варлааме пред Богом предстоит,
И молится, и молится свят отче Варлаам,
Мост горний в небо строится, Господь его ждёт там.

Светло, легко и радостно, душа как бы в раю,
Молитва старца благостна, и с нами он в строю,
На горочке, на горочке часовенка стоит,
Пред Ликом Богородицы свеча моя горит.

Слеза мироточивая скатилась, словно свет,
Прислала Матерь Божия любовь и мир в ответ,
Пусть я нездешний житель, здесь обрела тепло,
Хутынская обитель – небесное село.

Свят Варлаам Хутынский, моли, моли за мя,
Как прежде огнём крестным ты опалил царя,
Под спудом твои мощи устроить завещал,
И огненный твой росчерк Господней воле внял.

О, дивен чудесами, молись, молись о нас,
Монаше Варлааме, способствуй в добрый час!

01.11.2015 (написано после паломничества в Варлаамо-Хутынскую обитель)

Наталья Лешукова   20.11.2017 16:33     Заявить о нарушении